Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:44, курсовая работа
Семьей называется социальный институт, это устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, обязательного и медицинского обслуживания. Черты семьи как социального института заключены: в социальных нормах, санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношение между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.
Ликвидация частного хозяйства, замена его общественным на основе национализации крупной капиталистической и помещичьей собственности и кооперирование мелких и средних крестьян и ремесленников оказали большое влияние на весь образ жизни семьи и ее ценностные ориентации. В результате стали распадаться многопоколенные семьи, исчезли семьи помещиков, уходил в прошлое патриархальный быт, заметно ослабли отношения.
Осуществление государством различных мер, еще не означало что сразу были приняты новые нормы семейно брачных отношений, это связанно с тем, что: во-первых, несмотря на то, что были устранены внешние «обручи», обеспечивающие прочность патриархальной семьи(идеологические, моральные, экономические и юридические принуждения), новые внутрисемейные отношения укрепились не сразу. Для этого была необходима целеустремленная работа общества. Во-вторых, с семьей как социальным институтом и ее отдельными функциями непосредственно связаны социально-воспитанные нормативы и ценности. Понятно, что пришедшие на смену прежним стандартам новые нормы не имели глубокой исторической почвы, и «врастали» в жизнь с усилиями, поэтому отношения к новой семье было противоречивым. Нередко члены одной и той же семьи находились на разных позициях. В-третьих, рождение и становление семьи проходило в такой мозаичной среде, которую трудно найти в любой другой стране. Набор форм брачно-семейных отношений был разнообразным. Семейная жизнь испытывала влияние идеологических, классовых, национальных и религиозных особенностей. Эти причины приводили к тому, что формирование новых отношений у разных народов и в различных регионах шло не одновременно и не одинаково. В каждом историческом случае происходили свои трудности, в основе которых лежали как объективные так и субъективные факторы.
Повышение социально-экономического
статуса женщины в обществе и
семье сопровождалось сдвигами в
структуре семьи. Многопоколенная
семья заменялась нуклеарной. Целая
революция произошла в
Стал иным и взгляд на воспитание детей. В традиционных семьях авторитет родителей, особенно отца был безусловен, дети вырастали в условиях жесткой дисциплины, и весь процесс их социализации шел по накатанной дороге: жизненный путь человека был предопределен. Для современной семьи главными воспитательными мерами служат убеждение и личный пример родителей, причем их эффективность зависит от мнений и интересов детей.
Повышение роли материнского участия в жизнедеятельности семьи приводит к подрыву родительского авторитета в целом. Возрождается «матриархальная » семья, фигура отца занимает шаткое положения. В связи с этим ребенок «выталкивается» из семьи в субкультуру.
Однако, несмотря на сложности, семья и сегодня, обладает максимальными возможностями для приобщения детей к максимальным ценностям и ролям. Современное состояние общества на институт семьи оказывает многоплановое воздействие. Во-первых, раскачивание сложившихся основ вызывает тревогу, неуверенность, обиду, в ряде случаев и вражду. Все это отрицательно сказывается на брачно-семейных отношениях и функциях семьи. Во-вторых, многие семьи стараются обособиться. Без семьи обществу и государству крайне сложно выбраться из кризисной ситуации. В- третьих, заметнее обозначается влияние явлений, рожденных происходящими преобразованиями. В результате межнациональных конфликтов в непростом положении оказались национально - смешанные семьи. В- четвертых, нужно признать крах всех попыток воспитать нового человека в отрыве от общечеловеческих нравственных ценностей. Социальные институты общества, связанные с воспитанием и формированием ценностных установок, правил поведения, должны исходить из реалии. В-пятых, жизнь молодого поколения происходит в таких обстоятельствах, в которых полностью оправдывается мысль К.Ясперса о том, что: «в условиях распада молодежь обретает ценность сама по себе»11.
Итак, семья формировалась на протяжении долгого времени, существовали различные теории возникновения семьи. Она росла и крепла, изменялась и на протяжении всего исторического развития и необходимо видеть все ее изменения чтобы иметь полное представление об этом социальном институте.
Таким образом, можно сделать
вывод, что семья –
Глава 2. Технология социальной работы с семьей в соответствии с историческим периодом.
2.1. Развитие во времени системы социальной поддержки семье.
Система социальной поддержки семье- это не искусственное образование, внедряемое в Россию извне. Она выросла, развивалась на исторической российской почве, что и придало особую специфичность ее социально- воспитательным традициям.
Начало XX века- «предыстория социальной работы с семьей». Первый этап становления социального обеспечения семей приходится с 1918 по 40-е годы XX века. В этот период насчитывалось множество беспризорников и государство активно внедряет технологию передачи таких детей в семьи ремесленников, кустарей, крестьян, с предоставлением им соответствующих льгот. В результате к 1926 году удалось разместить на патронат в семьи 5 тысяч ребят. Но, к сожалению, система патроната не дала ожидаемого результата, поскольку получение льгот для семей, берущих ребенка на воспитание было связано с многими бюрократическими формальностями.
Второй этап приходится на
годы предвоенные и послевоенные
(1940-1956г.г.). В предвоенные годы главной
проблемой являлось становление
массового народного движения, вовлечение
семей в различные формы
К началу Великой Отечественной
войны в СССР сложилась патерналистская
система социального
Послевоенное время тяжелым бременем ложится на российские семьи, растет численность беспризорных, детей-сирот, что сопровождается открытием целого ряда детских домов, профессиональных училищ. Постепенно передается часть полномочий по социальной защите детей от государства семье.
Третий этап приходится на годы развитого социализма в России (1960-1990г. г. ). Главной проблемой в этот период является масштабные социальные преобразования, повышение жизненного уровня российской семьи, упрочения системы ее социального обеспечения. Значительное внимание было уделено жилищному строительству. Ежегодно улучшали свои жилищные условия до 4-5 млн. семей. Возросли расходы государства на выплаты льгот и пенсий. Если в 1960 г. они составили 7 млрд. рублей, то в 1970 г. – 16.2 млрд., в 1980 г. – 33,3 млрд., а в 1986 г. – 49,3 млрд. рублей.
В 60-80-е годы
было много сделано по защите
прав женщин и детей. С 1966
г. малообеспеченные семьи
В социальной политике государства большое место занимает забота об укреплении семьи, ее моральном облике. Однако внимание семье со стороны государства недостаточно и многие проблемы семейно-бытовых отношений в обстановке экономического кризиса резко обостряются. В стране насчитывается более 72 млн. семей. Ежегодно заключается около 3 млн. браков и расторгается более 900 тыс. Из разведенных супругов лишь менее половины вступают в новый брак. Каждая девятая семья является неполной. В Российской Федерации 58% семей имеют лишь одного ребенка. Катастрофически падает рождаемость. Каждая вторая беременность завершается абортом, растет количество «отказных» детей. Из-за ненормальных семейно-брачных отношений возникает огромное количество человеческих трагедий, растут наркомания, алкоголизм, проституция, реальной угрозой становится СПИД.
В развитии семейно-брачных
Система
социального обеспечения,
Таким
образом, социальное развитие
за годы советской власти было
довольно противоречивым. Затратная
мобилизационная экономика
Четвертый
этап приходится на годы
В апреле 1992 года принят Закон РФ «О дополнительных мерах по охране материнства и детства», а в мае – Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», в котором были определены дополнительные преимущества и льготы, направленные на защиту материнства и поддержку многодетных семей. В частности, для поддержания многодетных семей устанавливалась скидка в размере не ниже 30 % платы за пользование отоплением, водой, электроэнергией, газом. Таким семьям устанавливались льготы: бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных профессиональных учебных заведений, бесплатное обеспечение школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды и другие.
В соответствие с Законом РФ
1995 года «Об основах социального
обслуживания в Российской
Информация о работе Исторические предпосылки социальной работы с семьей