Исторические предпосылки социальной работы с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание

Семьей называется социальный институт, это устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, обязательного и медицинского обслуживания. Черты семьи как социального института заключены: в социальных нормах, санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношение между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

Работа состоит из  1 файл

Глава 1.docx

— 77.88 Кб (Скачать документ)

Ликвидация частного хозяйства, замена его общественным на основе национализации крупной капиталистической и помещичьей собственности и кооперирование мелких и средних крестьян и ремесленников оказали большое влияние на весь образ жизни семьи и ее ценностные ориентации. В результате стали распадаться многопоколенные семьи, исчезли семьи помещиков, уходил в прошлое патриархальный быт, заметно ослабли отношения.

Осуществление государством различных мер, еще не означало что  сразу были приняты новые нормы  семейно брачных отношений, это  связанно с тем, что: во-первых, несмотря на то, что были устранены внешние  «обручи», обеспечивающие прочность  патриархальной семьи(идеологические, моральные, экономические и юридические принуждения), новые внутрисемейные отношения укрепились не сразу. Для этого была необходима целеустремленная работа общества. Во-вторых, с семьей как социальным институтом и ее отдельными функциями непосредственно связаны социально-воспитанные нормативы и ценности. Понятно, что пришедшие на смену прежним стандартам новые нормы не имели глубокой исторической почвы, и «врастали» в жизнь с усилиями, поэтому отношения к новой семье было противоречивым. Нередко члены одной и той же семьи находились на разных позициях. В-третьих,  рождение и становление семьи проходило в такой мозаичной среде, которую трудно найти в любой другой стране. Набор форм брачно-семейных отношений был разнообразным. Семейная жизнь испытывала влияние идеологических, классовых, национальных и религиозных особенностей. Эти причины приводили к тому, что формирование новых отношений у разных народов и в различных регионах шло не одновременно и не одинаково. В каждом историческом случае происходили свои трудности, в основе которых лежали как объективные так и субъективные факторы.

Повышение социально-экономического статуса женщины в обществе и  семье сопровождалось сдвигами в  структуре семьи. Многопоколенная  семья заменялась нуклеарной. Целая  революция произошла в отношениях между мужем и женой.  Теперь в основе семьи лежало равноправие  супругов, сознательное регулирование  деторождаемости, усиление роли межличностного общения и отчетливое стремление молодоженов проживать отдельно. Семья перестала быть основным каналом  включение молодого поколения в  культурную традицию.

Стал иным и взгляд на воспитание детей.  В традиционных семьях авторитет родителей, особенно отца был безусловен, дети вырастали  в условиях жесткой дисциплины, и весь процесс их социализации шел по накатанной дороге: жизненный путь человека был предопределен. Для современной семьи главными воспитательными мерами служат убеждение и личный пример родителей, причем их эффективность зависит от мнений и интересов детей.

Повышение роли материнского участия в жизнедеятельности семьи приводит к подрыву родительского авторитета в целом. Возрождается «матриархальная » семья, фигура отца занимает шаткое положения. В связи с этим ребенок «выталкивается» из семьи в субкультуру.

Однако, несмотря на сложности, семья и сегодня, обладает максимальными  возможностями для приобщения детей  к максимальным ценностям и ролям. Современное состояние общества на институт семьи оказывает многоплановое воздействие. Во-первых, раскачивание сложившихся основ вызывает тревогу, неуверенность, обиду, в ряде случаев и вражду. Все это отрицательно сказывается на брачно-семейных отношениях и функциях семьи. Во-вторых, многие семьи стараются обособиться. Без семьи обществу и государству крайне сложно выбраться из кризисной ситуации. В- третьих, заметнее обозначается влияние явлений, рожденных происходящими преобразованиями. В результате межнациональных конфликтов в непростом положении оказались национально - смешанные семьи. В- четвертых, нужно признать крах всех попыток воспитать нового человека в отрыве от общечеловеческих нравственных ценностей. Социальные институты общества, связанные с воспитанием и формированием ценностных установок, правил поведения, должны исходить из реалии. В-пятых, жизнь молодого поколения происходит в таких обстоятельствах, в которых полностью оправдывается мысль К.Ясперса о том, что: «в условиях распада молодежь обретает ценность сама по себе»11.

Итак, семья формировалась  на протяжении долгого времени, существовали различные теории возникновения  семьи. Она росла и крепла, изменялась и на протяжении всего исторического развития и необходимо видеть все ее изменения чтобы иметь полное представление об этом социальном институте.

Таким образом, можно сделать  вывод, что семья – многофункциональный  социальный институт, который имеет  свою структуру, элементы, функции, типы и проходит очень сложный этап своего развития. С каждым этапом она  приобретает что то новое, что необходимо для людей сегодня. Во все времена необходима социальная работа с семьей, так как на каждом этапе своего развития семья меняется, появляются проблемы в семье, которые необходимо решать. Сегодня семья проходит испытание на прочность. Все же, при всех трудностях, современная семья исполняет свои функции. Ослабление ее – не в интересах общества, поэтому нужно оказать действенную помощь этому важнейшему социальному институту, ячейке, без которой оно не может существовать, поэтому необходимо проследить и проанализировать весь исторический этап ее развития.

 

 

 

 

 

Глава 2. Технология социальной работы с семьей в соответствии с  историческим периодом.

2.1. Развитие во времени  системы социальной поддержки  семье.

Система социальной поддержки  семье- это не искусственное образование, внедряемое в Россию извне. Она выросла, развивалась на исторической российской почве, что и придало особую специфичность ее социально- воспитательным традициям.

Начало XX века- «предыстория социальной работы с семьей». Первый этап становления социального обеспечения семей приходится с 1918 по 40-е годы XX века. В этот период насчитывалось множество беспризорников и государство активно внедряет технологию передачи таких детей в семьи ремесленников, кустарей, крестьян, с предоставлением им соответствующих льгот. В результате к 1926 году удалось разместить на патронат в семьи 5 тысяч ребят. Но, к сожалению, система патроната не дала ожидаемого результата, поскольку получение льгот для семей, берущих ребенка на воспитание было связано с многими бюрократическими формальностями.

Второй этап приходится на годы предвоенные и послевоенные (1940-1956г.г.). В предвоенные годы главной  проблемой являлось становление  массового народного движения, вовлечение семей в различные формы патриотического, атеистического, трудового и воинского  воспитания, развитие их социальной активности. Данный период характеризовался выделением в социальной работе с семьей определенных категорий семей: крестьянские семьи, семьи военнослужащих, семьи инвалидов.

К началу Великой Отечественной  войны в СССР сложилась патерналистская  система социального обеспечения. Ее централизованный характер позволил в тех тяжелых условиях оперативно организовать оказание социальной помощи многим категориям населения, остро нуждающимся в ней. Несмотря на сложность военного времени, государство находило возможности поддерживать семьи военнослужащих, мобилизованных на фронт. 26 июня 1941 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время». В этом Указе регламентировался порядок выплаты пособий. Они начислялись нетрудоспособным членам семьи: детям военнослужащих младше 16 лет, учащимся младше 18 лет; их братьям и сестрам младше 16 лет, учащимся младше 18; нетрудоспособным родителям (отцу старше 60 лет и матери старше 55 лет ); жене и родителям – инвалидам первой и второй группы независимо от возраста. Если в семье не было трудоспособных, то на одного нетрудоспособного выплачивалось в городе 100 рублей, в сельской местности – 50 рублей. Право на получение пособий имели те семьи военнослужащих(кроме семей сверхсрочников), в которых постоянным и основным источником существования нетрудоспособных была помощь со стороны военнослужащего. Пособие выплачивалось вплоть до того момента, когда семье, в случае смерти или пропажи без вести военнослужащего, устанавливалась пенсия. В 1942 году советское правительство ассигновало значительные средства на пособия и пенсии семьям военнослужащих. Вначале этими вопросами на местах занимались отделы соцобеспечения. Позже были организованны специальные отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих. Необходимость такого решения объяснялась тем, что в годы войны численность населения, нуждающегося в помощи, существенно возросла и собесы не в состоянии были обеспечить выполнение на должном уровне всех своих функций. Кроме организации выплат пособий эти организации решали вопросы привлечения общественности к оказанию помощи данной категории населения, проверяли материальное положение военнослужащих, оказывали немедленную помощь остронуждающимся, защищали их права и интересы.

Послевоенное время тяжелым  бременем ложится на российские семьи, растет численность беспризорных, детей-сирот, что сопровождается открытием целого ряда детских домов, профессиональных училищ. Постепенно передается часть  полномочий по социальной защите детей  от государства семье.

Третий этап приходится на годы развитого социализма в России (1960-1990г. г. ). Главной проблемой в этот период является масштабные социальные преобразования, повышение жизненного уровня российской семьи, упрочения системы ее социального обеспечения. Значительное внимание было уделено жилищному строительству. Ежегодно улучшали свои жилищные условия до 4-5 млн. семей. Возросли расходы государства на  выплаты льгот и пенсий. Если в 1960 г. они составили 7 млрд. рублей, то в 1970 г. – 16.2 млрд., в 1980 г. – 33,3 млрд., а в 1986 г. – 49,3 млрд. рублей.

     В 60-80-е годы  было много сделано по защите  прав женщин и детей. С 1966 г. малообеспеченные семьи получили  право на бесплатное питание  и получение лекарств для детей до 1 года. С 1970 г. стало выплачиваться единовременное пособие при рождении ребенка, а с 1974 г. – пособие малообеспеченным семьям. 

В социальной политике государства  большое место занимает забота об укреплении семьи, ее моральном облике. Однако внимание семье со стороны  государства недостаточно и многие проблемы семейно-бытовых отношений  в обстановке экономического кризиса  резко обостряются. В стране насчитывается  более 72 млн. семей. Ежегодно заключается  около 3 млн. браков и расторгается более 900 тыс. Из разведенных супругов лишь менее половины вступают в новый брак. Каждая девятая семья является неполной. В Российской Федерации 58% семей имеют лишь одного ребенка. Катастрофически падает рождаемость. Каждая вторая беременность завершается абортом, растет количество «отказных» детей. Из-за ненормальных семейно-брачных отношений возникает огромное количество человеческих трагедий, растут наркомания, алкоголизм, проституция, реальной угрозой становится СПИД.

            В развитии семейно-брачных отношений  стала характерной тенденция,  связанная с нуклеаризацией семьи. Под этим кроется образование небольших по численности семей, территориальное разделение старшего и среднего поколений, ослабление в городах соседского общения, изменение форм социального контроля в связи с урбанизацией, а также связи с социальным обеспечением по старости или в случае потери трудоспособности, когда родители не видят в детях своих основных кормильцев в старости. Нуклеаризация семьи является следствием снижения уровня деторождаемости, на которую оказывают воздействие как экономические, так и социальные факторы.

      Система  социального обеспечения, сложившаяся  в стране к середине 80-х г.г., охватила широкие слои населения,  предоставляя всем нуждающимся  минимум социальных гарантий. В  целом уровень социальной защищенности  граждан страны остается невысоким.  В государстве сложилась патерналистская  модель социальной защиты, с почти  абсолютным финансированием из  госбюджета.

       Таким  образом, социальное развитие  за годы советской власти было  довольно противоречивым. Затратная  мобилизационная экономика делала  непрочными социальные завоевания. И это проявилось в уровне  жизни, который в начале 80-х г.г. стал снижаться. В стране все более осознавалась необходимость реформирования социальной системы и ее важнейшей составляющей социального обеспечения семей.

      Четвертый  этап приходится на годы кардинальных  реформ социальной системы в  России (1990-2006 г.г.). Главной проблемой  в этот период является формирование  социальной работы как профессиональной  деятельности, а также введение  профессий социальный работник, специалиста по социальной работе, социального педагога. Эти меры  позволили расширить возможности  реализации целей социальной  работы  с семьей, чему способствовали  мероприятия по проведению в  России Международного года семьи,  принятию в стране государственной  семейной политики и актуализации  семейной тематики в научной  сфере и социальной практике. В стране начала формироваться  нормативно-правовая база социальной  работы  с семьей и детьми, а  также система подготовки кадров  в 15 вузах и факультетах социальной  работы России.

 

          В апреле 1992 года принят Закон РФ «О дополнительных мерах по охране материнства и детства», а в мае – Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», в котором были определены дополнительные преимущества и льготы, направленные на защиту материнства и поддержку многодетных семей. В частности, для поддержания многодетных семей устанавливалась скидка в размере не ниже 30 % платы за пользование отоплением, водой, электроэнергией, газом. Таким семьям устанавливались льготы: бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных профессиональных учебных заведений, бесплатное обеспечение школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды и другие.

             В соответствие с Законом РФ 1995 года «Об основах социального  обслуживания в Российской Федерации»  стала формироваться целая сеть  новых социальных учреждений, включая  территориальные центры социальной  помощи семье.

Информация о работе Исторические предпосылки социальной работы с семьей