Исторические предпосылки социальной работы с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание

Семьей называется социальный институт, это устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, обязательного и медицинского обслуживания. Черты семьи как социального института заключены: в социальных нормах, санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношение между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

Работа состоит из  1 файл

Глава 1.docx

— 77.88 Кб (Скачать документ)

Большинство семейных терапевтов планируют работу с семьей таким  образом, чтобы те изменения, которые  обсуждаются на занятиях, были постепенно внедрены в реальную жизнь клиентов. Это происходит с помощью указаний, заданий или предписаний, которые  были получены на очередном занятии. На последующих занятиях обсуждаются  результаты действий клиентов. Семейный терапевт уделяет основное внимание структуре и процессам, происходящим в семейных взаимоотношениях, а не реальному содержанию этих взаимоотношений, он считает то, о чем разговаривают  члены семьи, менее важным, нежели то, как они разговаривают. Объектом исследований являются действия и взаимоотношения  членов семьи, а не их внутренний мир. Поэтому семейная терапия принимает  во внимание прежде всего устойчивые модели взаимодействия в семье, положение различных членов семьи по отношению друг к другу, распределение пространства и времени, невербальные коммуникации.

Существуют различные  подходы к работе с семьей среди  отдельных специалистов и групп, сконцентрированных вокруг различных  обучающих центров. Некоторые из них представляют особые “школы”  семейной терапии, другие соединяют  в своей работе полезные характеристики разных методов. Различия существуют, например, в том, как рассматриваются  взаимоотношения между индивидом  и семьей; в представлениях о важности той или иной стороны жизни семьи, об источнике проблемы или симптома, в подходе к целям вмешательства (это может быть решение отдельной проблемы либо серьезное изменение жизни семьи), в продолжительности работы с семьей и т. д. В семейной терапии есть место для различных взглядов.

    Социальный работник, занимающийся проблемами семьи,  хотя и принимает во внимание  весь комплекс “личность-среда”, однако на первое место в  процессе оценки ситуации и  вмешательства ставит семью или  ближайшее социальное окружение  клиента. Как уже отмечалось, роли  и функции социальных служащих, занимающихся проблемами семьи,  различаются в зависимости от  того, какой стороне комплекса  “человек-семья-окружение” уделяется  основное внимание. Видимо, социальные  работники не должны быть исключительными  приверженцами какой-то определенной  “школы” или подхода, ибо при  оказании помощи потенциально  полезны все методы работы. В  любой семье исторические, структурные,  экологические, коммуникативные  и даже мифические процессы  происходят одновременно. Социальные  работники, основываясь на некоторых  критериях, могут выбрать, какому  из аспектов надо уделить особое  внимание в данном конкретном  случае и когда следует перенести  акцент с одного аспекта на  другой в процессе работы с  семьей. Однако социальный работник  должен постоянно следить за  качеством и последовательностью  своей работы.

    Первое, на что  должны обратить внимание социальные  работники при экспертной оценке  ситуации и вмешательстве, —  это изучение окружения семьи,  согласованности либо несогласованности  взаимодействия семьи и окружения.  Выросший из экологических принципов  и концепций, этот подход ориентирован  на создание гибкого представления  о взаимосвязи между семьей  и ее окружением. Необходимые  оценки могут быть получены  с помощью экологической карты. Главной целью социального работника и семьи является достижение согласованности между семьей и ее окружением; она может быть достигнута, если семье будет оказываться помощь в приобретении различных товаров, пользовании услугами, если ей помогут вписаться в социальное окружение. Стратегии вмешательства должны фокусироваться преимущественно на изменении окружения, среди них — использование имеющихся возможностей и поиск новых ресурсов, услуги брокеров, адвокатов, а также тех специалистов, которые могут помочь семьям наилучшим образом использовать окружающую среду. Основной целью экологической работы с семьей является изменение отношений между семьей и ее окружением, с тем чтобы члены семьи имели большую власть и контроль над основными областями их жизни. 
   Специалист, установив, что между семьей и ее окружением существуют устойчивые взаимоотношения, может помочь семье воздействовать на окружающие ее системы раскрыв неравные или безответные отношения, проведя переговоры о товарах и услугах, укрепив слабые или неадекватные связи потенциально не ладящих с другими людьми и социальным окружением, помогая семье наилучшим образом воспользоваться преимуществами общины и людей, которые ее окружают, например, с помощью планирования времени и пространства, укрепляя семью и согласие в семье с помощью создания определенных семейных ритуалов.

    Вторым очень важным направлением изменения является система связей между поколениями, представленными в семье. Если исходить из того, что на человека и его сегодняшнюю семью во многом влияют такие связи, изучение этих влияний проливает свет на сегодняшнее состояние и жизнь семьи. Далее связи между поколениями, их потенциал могут быть мобилизованы на позитивное изменение. Источником информации о связях между поколениями является гемограмма — семейная карта с родственными связями, на которой бывает отражена вся история семьи, причем карта может быть организована таким образом, что по ней нетрудно проследить все основные события в жизни семьи. Генограмма создается и расширяется методом опроса, который отражает систему убеждений и взглядов разных поколений, принципы жизни и взгляд семьи на окружающий мир. Будучи сродни методам этнографических исследований, метод опроса должен побудить членов семьи узнать и поддержать семейную культуру, помогающую им осознать самих себя и свой мир. Такие опросы могут позволить внимательно исследовать семейные мифы, легенды, ритуалы, некоторые символичные действия, а также образ мысли и убеждений, которые являются приоритетными в данной семье, и даже особый язык общения, понятный только этой семье.

     В некоторых ситуациях главным является изучение рождающихся в семье отношений, которые могут быть основной целью изменения. Социальные работники, работающие с супружескими парами, семьями или целыми группами людей, помогают им стать исследователями, а иногда и настоящими экспертами генеалогии своей собственной семьи. В результате после такого рода исследований клиенты учатся тому, как изменить существующие отношения внутри семьи. Социальный работник помогает клиентам изучить различные возможности поведения, предлагает различные стратегии изменения отношений с членами семьи, обеспечивает поддержку и помогает отслеживать результаты. Даже в тех ситуациях, когда такое глубокое изучение истории семьи не требуется, некоторое знакомство с ней может оказаться полезным, если семья попала в критическую ситуацию или если социальный работник сталкивается с проблемой, которая, на его взгляд, не может быть быстро разрешена, да и во многих других ситуациях.

Третьим направлением, требующим  определенного внимания, является современное  состояние самой системы семьи. Отталкиваясь от конкретной ситуации, социальный работник может выбрать  тот аспект работы с семьей, на котором, по его мнению, надо сосредоточиться. Чтобы уяснить проблему клиента, надо принять во внимание его потребности, опыт, а также опыт и теоретическую базу социального работника, его представление проблемы, сроки, в которые она должна быть разрешена, культурный уровень семьи, принадлежность семьи к какому-либо классу, предшествующий опыт общения с социальными службами, структуру семьи и многое другое.

Множеству семей и супружеских  пар можно помочь, если уделить  достаточное внимание процессу семейного  общения. В семье со строгими правилами  или в той семье, где поведение  одного из ее членов является экстремальным  или жестоким, для того чтобы создать  основу для изменений, необходимы более сложные подходы.

Структурные, организационные  и коммуникативные стороны системы  семьи оцениваются с помощью  наблюдений и других методов. Социальные работники, считающие основной сферой своей деятельности семью, стараются  быть активными и человечными  при общении с клиентами в  попытках повлиять на сложившиеся годами стереотипы семейных связей как на официальных встречах с клиентами, так и во время домашних визитов. Социальный работник пытается создать атмосферу, в которой семья будет по-новому ощущать как саму себя, так и окружающий мир.

Итак, социальная работа с  семьей проходит определенный этап. Сначала  социальная работа с семьей не была нацелена именно на семью, она оказывала помощь каждому члену семьи в отдельности. Далее семья была принята, как сфера социальной работы и стала рассматриваться как центральная проблема социальной работы. Социальные работники сейчас помогая семье оказывают помощь не только отдельному человеку и группам лиц, которые входят в семью, но и окружению семьи в которых она включена, то есть чтобы помочь семье социальный работник должен изучить как отношения в семье, так и отношения за ее пределами.

Таким образом, как социальному  институту семье оказывалась  помощь, она защищалась государством, то есть она была и остается значительной в обществе. От нее зависит наше будущее, и ей необходимо оказывать  помощь, для того чтобы это будущее  было счастливым. Для этого и была развита социальная работа как таковая и работа с семьей в частности. Ведь семья очень шаткий объект, который требует вмешательства и кропотливой работы. И социальные работники на протяжении всего становления этой работы развивали помощь семье. Сначала социальные работники оказывали помощь просто отдельному человеку, а не семье и обществу как целостной системы. Но как с каждым днем мир развивается, так и работа с семьей становится правильной и понятной. И сейчас работа с семьей – это многоаспектная работа, которая включает окружение семьи, систему связей между поколениями в семье и современное состояние самой системы семьи. И если социальный работник учтет каждый аспект, то помощь семье обретет положительный результативный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Семья – многофункциональный  социальный институт, который имеет  свою структуру, элементы, функции, типы и проходит очень сложный этап своего развития. С каждым этапом она  приобретает что то новое, что необходимо для людей сегодня. Во все времена необходима социальная работа с семьей, так как на каждом этапе своего развития семья меняется, появляются проблемы в семье, которые необходимо решать. Сегодня семья проходит испытание на прочность. Все же, при всех трудностях, современная семья исполняет свои функции. Ослабление ее – не в интересах общества, поэтому нужно оказать действенную помощь этому важнейшему социальному институту.

Семье как социальному  институту оказывалась помощь, она  защищалась государством, то есть она  была и остается значительной в обществе. От нее зависит наше будущее, и  ей необходимо оказывать помощь, для  того чтобы это будущее было счастливым. Для этого и была развита социальная работа как таковая и работа с  семьей в частности. Ведь семья очень  шаткий объект, который требует вмешательства  и кропотливой  работы. И социальные работники на протяжении всего становления  этой работы развивали помощь семье. Сначала социальные работники оказывали  помощь просто отдельному человеку, а  не семье и обществу как целостной  системы. Но как с каждым днем мир  развивается, так и работа с семьей становится правильной и понятной. И сейчас работа с семьей – это  многоаспектная работа, которая включает окружение семьи, систему связей между поколениями в семье  и современное состояние самой  системы семьи. И если социальный работник учтет каждый аспект, то помощь семье обретет положительный  результативный характер.

 

 

Список используемой литературы:

1.  Бэкон Ф. Соч.: в 2 т. – М., 1978. Т. 2. С. 367.

2. Волков А. Г., Дарский  Л. Е. Демографическое развитие  семьи // Демографическое развитие  в СССР. – М., 1985. С. 59.

3. Новак Е.С., Лозовская Е.Г. , Кузнецова М.А. социальная работа за рубежом. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. — 172 с.

4.Платон. Пир// Собр. Соч.: В  4 т. – М., 1993. Т. 2. С. 98 – 100.

5.Розанов В. В. Уединенное. – М., 1990. С. 450.

6. Савинов Л. И. Семья  и общество: история, современность  и взгляд на будущее. – Саранск, 1992. С. 30-48.

7. Справочная система методической поддержки учреждений социального обслуживания семей и детей по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами ПАВ. (2008 год)(http://www.antidrug.ru/preventivedrug/preventive7.htm)

8. Торохтий В. С. Теория и практика социальной работы с детьми и семьями в Российской Федерации (iop.mgppu.ru/smi/Stati/1.29%20Torohtiy.doc)

9. Филипченко Ю. А. Количественная политика народонаселения. – Л., 1924.

10. Фрейд З. Психология бессознательного.- М., 1989. С. 383, 404.

11.Холостова Е.И. Социальная работа с семьёй: Учебное пособие- 4-е издание, перераб. и допол. – М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2011. с. 7-33.

12. Циткилов П. Я. История социальной работы. Ростов-на-Дону:«Феникс»,2006.с. 354-356;с. 386-387.

13. Якушева А. В. Социальная защита и социальная работа. Конспект лекций. М: А - Приор, 2010. с. 48-51.

14. Ясперс К. Смысл и  назначение истории. – М., 1991. С. 354.

1 См.: Бэкон Ф. Соч.: в 2 т. – М., 1978. Т. 2. С. 367.

2 Розанов В. В. Уединенное. – М., 1990. С. 450.

3 Платон. Пир// Собр. Соч.: В 4 т. – М., 1993. Т. 2. С. 98 – 100.

4 См.: Фрейд З. Психология бессознательного.- М., 1989. С. 383, 404.

5 Промискуитет- ничем не ограниченные отношения между полами, предшествовавшие установлению норм брака и семьи.

6 Кровнородственная семья – первая ступень семьи, при которой супружеские права и обязанности исключаются только между родителями и детьми. В парной семье мужчина живет с одной женщиной, но многоженство и нарушении верности остаются правом мужчины, а от женщины требуется верность. Однако брачные узы могут быть легко расторгнуты одной из сторон, а дети принадлежат только матери.

7 Моногамная семья – форма брака и семья, при которой мужчина женат только на одной женщине, а женщина замужем только за одним мужчиной.

8 Волков А. Г., Дарский Л. Е. Демографическое развитие семьи // Демографическое развитие в СССР. – М., 1985. С. 59.

9 Филипченко Ю. А. Количественная политика народонаселения. – Л., 1924.

Информация о работе Исторические предпосылки социальной работы с семьей