Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:44, курсовая работа
Семьей называется социальный институт, это устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, обязательного и медицинского обслуживания. Черты семьи как социального института заключены: в социальных нормах, санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношение между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.
Большинство семейных терапевтов планируют работу с семьей таким образом, чтобы те изменения, которые обсуждаются на занятиях, были постепенно внедрены в реальную жизнь клиентов. Это происходит с помощью указаний, заданий или предписаний, которые были получены на очередном занятии. На последующих занятиях обсуждаются результаты действий клиентов. Семейный терапевт уделяет основное внимание структуре и процессам, происходящим в семейных взаимоотношениях, а не реальному содержанию этих взаимоотношений, он считает то, о чем разговаривают члены семьи, менее важным, нежели то, как они разговаривают. Объектом исследований являются действия и взаимоотношения членов семьи, а не их внутренний мир. Поэтому семейная терапия принимает во внимание прежде всего устойчивые модели взаимодействия в семье, положение различных членов семьи по отношению друг к другу, распределение пространства и времени, невербальные коммуникации.
Существуют различные
подходы к работе с семьей среди
отдельных специалистов и групп,
сконцентрированных вокруг различных
обучающих центров. Некоторые из
них представляют особые “школы”
семейной терапии, другие соединяют
в своей работе полезные характеристики
разных методов. Различия существуют,
например, в том, как рассматриваются
взаимоотношения между
Социальный работник,
занимающийся проблемами семьи,
Первое, на что
должны обратить внимание
Специалист, установив, что между семьей
и ее окружением существуют устойчивые
взаимоотношения, может помочь семье воздействовать
на окружающие ее системы раскрыв неравные
или безответные отношения, проведя переговоры
о товарах и услугах, укрепив слабые или
неадекватные связи потенциально не ладящих
с другими людьми и социальным окружением,
помогая семье наилучшим образом воспользоваться
преимуществами общины и людей, которые
ее окружают, например, с помощью планирования
времени и пространства, укрепляя семью
и согласие в семье с помощью создания
определенных семейных ритуалов.
Вторым очень важным направлением изменения является система связей между поколениями, представленными в семье. Если исходить из того, что на человека и его сегодняшнюю семью во многом влияют такие связи, изучение этих влияний проливает свет на сегодняшнее состояние и жизнь семьи. Далее связи между поколениями, их потенциал могут быть мобилизованы на позитивное изменение. Источником информации о связях между поколениями является гемограмма — семейная карта с родственными связями, на которой бывает отражена вся история семьи, причем карта может быть организована таким образом, что по ней нетрудно проследить все основные события в жизни семьи. Генограмма создается и расширяется методом опроса, который отражает систему убеждений и взглядов разных поколений, принципы жизни и взгляд семьи на окружающий мир. Будучи сродни методам этнографических исследований, метод опроса должен побудить членов семьи узнать и поддержать семейную культуру, помогающую им осознать самих себя и свой мир. Такие опросы могут позволить внимательно исследовать семейные мифы, легенды, ритуалы, некоторые символичные действия, а также образ мысли и убеждений, которые являются приоритетными в данной семье, и даже особый язык общения, понятный только этой семье.
В некоторых ситуациях главным является изучение рождающихся в семье отношений, которые могут быть основной целью изменения. Социальные работники, работающие с супружескими парами, семьями или целыми группами людей, помогают им стать исследователями, а иногда и настоящими экспертами генеалогии своей собственной семьи. В результате после такого рода исследований клиенты учатся тому, как изменить существующие отношения внутри семьи. Социальный работник помогает клиентам изучить различные возможности поведения, предлагает различные стратегии изменения отношений с членами семьи, обеспечивает поддержку и помогает отслеживать результаты. Даже в тех ситуациях, когда такое глубокое изучение истории семьи не требуется, некоторое знакомство с ней может оказаться полезным, если семья попала в критическую ситуацию или если социальный работник сталкивается с проблемой, которая, на его взгляд, не может быть быстро разрешена, да и во многих других ситуациях.
Третьим направлением, требующим определенного внимания, является современное состояние самой системы семьи. Отталкиваясь от конкретной ситуации, социальный работник может выбрать тот аспект работы с семьей, на котором, по его мнению, надо сосредоточиться. Чтобы уяснить проблему клиента, надо принять во внимание его потребности, опыт, а также опыт и теоретическую базу социального работника, его представление проблемы, сроки, в которые она должна быть разрешена, культурный уровень семьи, принадлежность семьи к какому-либо классу, предшествующий опыт общения с социальными службами, структуру семьи и многое другое.
Множеству семей и супружеских пар можно помочь, если уделить достаточное внимание процессу семейного общения. В семье со строгими правилами или в той семье, где поведение одного из ее членов является экстремальным или жестоким, для того чтобы создать основу для изменений, необходимы более сложные подходы.
Структурные, организационные
и коммуникативные стороны
Итак, социальная работа с семьей проходит определенный этап. Сначала социальная работа с семьей не была нацелена именно на семью, она оказывала помощь каждому члену семьи в отдельности. Далее семья была принята, как сфера социальной работы и стала рассматриваться как центральная проблема социальной работы. Социальные работники сейчас помогая семье оказывают помощь не только отдельному человеку и группам лиц, которые входят в семью, но и окружению семьи в которых она включена, то есть чтобы помочь семье социальный работник должен изучить как отношения в семье, так и отношения за ее пределами.
Таким образом, как социальному институту семье оказывалась помощь, она защищалась государством, то есть она была и остается значительной в обществе. От нее зависит наше будущее, и ей необходимо оказывать помощь, для того чтобы это будущее было счастливым. Для этого и была развита социальная работа как таковая и работа с семьей в частности. Ведь семья очень шаткий объект, который требует вмешательства и кропотливой работы. И социальные работники на протяжении всего становления этой работы развивали помощь семье. Сначала социальные работники оказывали помощь просто отдельному человеку, а не семье и обществу как целостной системы. Но как с каждым днем мир развивается, так и работа с семьей становится правильной и понятной. И сейчас работа с семьей – это многоаспектная работа, которая включает окружение семьи, систему связей между поколениями в семье и современное состояние самой системы семьи. И если социальный работник учтет каждый аспект, то помощь семье обретет положительный результативный характер.
Заключение
Семья – многофункциональный социальный институт, который имеет свою структуру, элементы, функции, типы и проходит очень сложный этап своего развития. С каждым этапом она приобретает что то новое, что необходимо для людей сегодня. Во все времена необходима социальная работа с семьей, так как на каждом этапе своего развития семья меняется, появляются проблемы в семье, которые необходимо решать. Сегодня семья проходит испытание на прочность. Все же, при всех трудностях, современная семья исполняет свои функции. Ослабление ее – не в интересах общества, поэтому нужно оказать действенную помощь этому важнейшему социальному институту.
Семье как социальному институту оказывалась помощь, она защищалась государством, то есть она была и остается значительной в обществе. От нее зависит наше будущее, и ей необходимо оказывать помощь, для того чтобы это будущее было счастливым. Для этого и была развита социальная работа как таковая и работа с семьей в частности. Ведь семья очень шаткий объект, который требует вмешательства и кропотливой работы. И социальные работники на протяжении всего становления этой работы развивали помощь семье. Сначала социальные работники оказывали помощь просто отдельному человеку, а не семье и обществу как целостной системы. Но как с каждым днем мир развивается, так и работа с семьей становится правильной и понятной. И сейчас работа с семьей – это многоаспектная работа, которая включает окружение семьи, систему связей между поколениями в семье и современное состояние самой системы семьи. И если социальный работник учтет каждый аспект, то помощь семье обретет положительный результативный характер.
Список используемой литературы:
1. Бэкон Ф. Соч.: в 2 т. – М., 1978. Т. 2. С. 367.
2. Волков А. Г., Дарский
Л. Е. Демографическое
3. Новак Е.С., Лозовская Е.Г. , Кузнецова М.А. социальная работа за рубежом. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. — 172 с.
4.Платон. Пир// Собр. Соч.: В 4 т. – М., 1993. Т. 2. С. 98 – 100.
5.Розанов В. В. Уединенное. – М., 1990. С. 450.
6. Савинов Л. И. Семья
и общество: история, современность
и взгляд на будущее. –
7. Справочная система методической
поддержки учреждений социального обслуживания
семей и детей по вопросам профилактики
злоупотребления психоактивными веществами
ПАВ. (2008 год)(http://www.antidrug.ru/
8. Торохтий В. С. Теория и практика
социальной работы с детьми и семьями
в Российской Федерации (iop.mgppu.ru/smi/Stati/1.29%
9. Филипченко Ю. А. Количественная политика народонаселения. – Л., 1924.
10. Фрейд З. Психология бессознательного.- М., 1989. С. 383, 404.
11.Холостова Е.И. Социальная работа с семьёй: Учебное пособие- 4-е издание, перераб. и допол. – М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2011. с. 7-33.
12. Циткилов П. Я. История социальной
работы. Ростов-на-Дону:«Феникс»,2006.
13. Якушева А. В. Социальная защита и социальная работа. Конспект лекций. М: А - Приор, 2010. с. 48-51.
14. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991. С. 354.
1 См.: Бэкон Ф. Соч.: в 2 т. – М., 1978. Т. 2. С. 367.
2 Розанов В. В. Уединенное. – М., 1990. С. 450.
3 Платон. Пир// Собр. Соч.: В 4 т. – М., 1993. Т. 2. С. 98 – 100.
4 См.: Фрейд З. Психология бессознательного.- М., 1989. С. 383, 404.
5 Промискуитет- ничем не ограниченные отношения между полами, предшествовавшие установлению норм брака и семьи.
6 Кровнородственная семья – первая ступень семьи, при которой супружеские права и обязанности исключаются только между родителями и детьми. В парной семье мужчина живет с одной женщиной, но многоженство и нарушении верности остаются правом мужчины, а от женщины требуется верность. Однако брачные узы могут быть легко расторгнуты одной из сторон, а дети принадлежат только матери.
7 Моногамная семья – форма брака и семья, при которой мужчина женат только на одной женщине, а женщина замужем только за одним мужчиной.
8 Волков А. Г., Дарский Л. Е. Демографическое развитие семьи // Демографическое развитие в СССР. – М., 1985. С. 59.
9 Филипченко Ю. А. Количественная политика народонаселения. – Л., 1924.
Информация о работе Исторические предпосылки социальной работы с семьей