Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:44, курсовая работа
Семьей называется социальный институт, это устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, обязательного и медицинского обслуживания. Черты семьи как социального института заключены: в социальных нормах, санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношение между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.
В декабре 1995 года Государственной
думой России принимается
социальная работа с семьей
вышла на новый уровень, стала
проводиться более
К концу
90-х годов социальная
Применительно к современной
России некоторые специалисты
Увеличивается в нашей стране и число разводов. По данным Госкомстата, в 90-е гг. в среднем по РФ ежегодно распадалось 500-700 тыс. браков. В те годы уровень разводимости у нас впервые превысил половину от общего числа браков. Следствием этой печальной тенденции стал рост числа неполных семей. За 90-е гг. их число увеличилось почти в два раза. Эта неблагополучная ситуация сохранилась и в начале 2000-х гг.
Появлениями кризиса в сфере семейных отношений стали рост численности внебрачных детей и увеличения числа матерей, отказывающихся от своих детей. Если в середине 90-х гг. из общего количества новорожденных внебрачных было 15%, то сегодня их почти третья часть.
Таким образом, можно отметить, что помощь семье как определенной ячейки общества оказывалась с древних времен. Семья как являлась, так и является очень важным социальным институтом, которому необходимо помогать чтобы он развивался. Государство оказывает огромную помощь семье на протяжении всего исторического развития. Даже когда государству было трудно, когда не хватало денег в период воин, оно помогало семье, чтобы та в свою очередь не утратила свою значимость в обществе и в мире в целом.
2.2. Социальная работа с семьей в контексте ее исторического развития.
Непосредственная деятельность, касающаяся семьи или решения ее конкретных проблем, началась на базе обществ милосердия, позже названных ассоциациями помощи семьям. Мэри Ричмонд определяла семью как единицу, требующую постоянного внимания. В ее работе, ставшей первым важным исследованием по решению конкретных человеческих проблем в социальной работе (“Социальный диагноз”, 1917), семья характеризовалась как единица, которую следует поддерживать и укреплять. “Семья как таковая, — писала она, — продолжает оставаться основным институтом, вокруг которого вращаются наши судьбы”. Позднее, в 1930 году, Ричмонд предупреждала, что все положительные результаты, достигнутые в работе с отдельными клиентами, могут пойти насмарку, если социальные работники не будут принимать во внимание семью.
Социальные работники,
как эксперты по социальному
окружению, приглашались в
Помимо сильного влияния
психологических теорий, существовали
и другие факторы, заслонявшие интерес
к семье. Прежде всего, семья как
потенциальный объект внимания затерялась
в исторически сложившемся
Идеологические, организационные
и концептуальные характеристики деятельности
социальных работников препятствовали
дальнейшему развитию работы с семьей.
В 60-е и 70-е годы, вместо того чтобы развивать
знания и навыки работы в своей собственной
профессии и продолжать свою давнюю традицию
интереса к семье, социальные работники
обратились к движению за семейную терапию
и к лидерам в других областях, с тем чтобы
получить знания о семье и о способах решения
ее проблем. В настоящее время социальные
работники составляют большинство образованных
и опытных специалистов по проблемам семьи
и занимают лидирующие позиции в этом
междисциплинарном движении. В теории
социальной работы с семьей нашли свое
отражение традиционные дисциплины, разрабатывающие
вопросы психического здоровья, и другие
науки.
Итак, можно сказать что общепринятого
определения работы с семьей не существует.
Многие приравнивают ее к семейной терапии
и даже ограничивают ее отдельными методами,
которые предполагают рассматривать всех
или нескольких членов семьи как единое
целое. В более широком смысле, однако,
практическая социальная работа с семьей
определяется с точки зрения перспективы.
Работу с семьей можно
описать как подход к людям
в плане их отношений с ближайшим
и более широким окружением, рассмотрение
их с точки зрения их потребности
в помощи. Такой подход помещает
в центр внимания семью и утверждает
ее как “единый предмет интереса”.
Это означает, что человека можно
понять и можно оказать ему
помощь только в контексте тех
ближайших для него более общих
систем, частью которых он является.
Важнейшей из таких систем обычно
является семья. Это сразу показывает,
что семья находится в
Специалист, работающий с семьей, может исполнять огромное количество ролей и работать с системами разной величины. Он может быть и автором программ, и социальным аналитиком, и управляющим в агентстве. Однако главным образом он будет сосредоточиваться на непосредственных услугах отдельному человеку, семье или группам. Работа с семьей может вестись также в различных сферах социальной работы, включая здравоохранение, психическое здоровье, благосостояние детей, геронтологию, правовую систему, трудовую деятельность и, конечно, семейные агентства.
Существуют основные подходы
и стратегии оказания помощи семье.
Современная социальная работа с
семьей не может быть понята в отрыве
от центральных тем и
Сальвадор Минухин считается одним из основателей теории семейной терапии. Он начал свою работу с семьей в рамках программы для детей-правонарушителей. Именно из опыта этой работы возникла структурная семейная терапия и появилось замечательное исследование “Семьи трущоб” (1967 г.). Впоследствии Минухин возглавил Филадельфийскую детскую клинику, где он, работая в разные годы вместе с Джейн Хейли, Марианной Уолтере, Гарри Апонте и др., создал один из наиболее крупных и многопрофильных центров. Часто, работая с трудными семьями, находящимися в бедственном положении, Минухин и его коллеги превыше всего ставили взаимоотношения семьи с экологической средой, а также структуру и организацию семьи как таковой.
Ход развития семейной
терапии несет в себе не
только политический, но и гораздо
более глубокий идеологический
и практический смысл.
Во-первых, наиболее важное
заключается в том , что исследователи
семьи, по крайней мере до некоторой степени,
разделяют тот взгляд, что человеческое
поведение не является исключительно
продуктом личности, испытывающей влияние
событий прошлого. На поведение в огромной
степени влияют устойчивые модели взаимодействия
между людьми и окружающим миром. Особенно
значимой частью среды является семья.
Специалисты в области семьи различаются
в зависимости от того, какое значение
они придают прошлому либо настоящему,
т. е. что считают главным для поведения
человека — историю семьи или нынешние
взаимодействия.
Во-вторых, семья определяется многими
теоретиками как саморегулирующаяся,
основанная на определенных правилах
система с довольно стойкими моделями
поведения, процессами, структурами и
развившимися со временем установками.
Конфликтное поведение или индивидуальные
проблемы одного из членов семьи обычно
расцениваются или как результат неправильной
структуры семьи и организации коммуникаций
или неадекватных напряженных отношений
с окружающей средой, или как выполняющие
важную роль в сохранении согласованности
семейной системы, ну или как устаревшее
и неадекватное поведение, поддерживаемое
неадекватными реакциями членов семьи.
Многие семейные терапевты сомневаются
в критерии стабильности и доказывают,
что вечное движение и изменение более
характерны для семей, чем устойчивость
и неподвижность, они утверждают, что саморегуляция
семьи не ориентирована на фиксированную
нормативную структуру или организацию.
В-третьих, подходы и стратегия оказания
помощи семье имеют некоторые различия,
но также и много общего.
Специалист, работающий с
семьей, может выступать в роли
катализатора, руководителя, создателя
определенной обстановки и т. д. Специалист
не меняет человека или семью. Он лишь
помогает создать обстановку, в которой
семья сама может захотеть измениться,
участвуя в построении новой реальности.
В этом процессе роль специалиста
состоит в создании “осмысленного
шума” или новых коммуникаций,
вокруг которых семья может
Информация о работе Исторические предпосылки социальной работы с семьей