Исторические предпосылки социальной работы с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание

Семьей называется социальный институт, это устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, обязательного и медицинского обслуживания. Черты семьи как социального института заключены: в социальных нормах, санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношение между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

Работа состоит из  1 файл

Глава 1.docx

— 77.88 Кб (Скачать документ)

          В декабре 1995 года Государственной  думой России принимается Семейный  кодекс, определивший основы семейного  законодательства, права и обязанности  родителей и детей, а также  утвердивший формы воспитания  детей, оставшихся без попечения  родителей, включая опеку и  попечительство над детьми и приемные семьи. На основе Семейного кодекса

социальная работа с семьей вышла на новый уровень, стала  проводиться более организованно, целенаправленно и эффективнее. Активно начали реализовываться  в практике социальной работы в различных  регионах России такие формы детского семейного устройства как приемная семья, опекунская семья, семейная воспитательная группа, семейные детские дома и  другие. 

      К концу  90-х годов  социальная ситуация  в стране стала вновь обостряться.  Финансовый кризис привел к  падению курса рубля и новой  волне инфляции. Социальное неблагополучие  в обществе усилилось. Также  происходит снижение социально  статуса семьи, ее ослабления  как социального института и  малой социальной группы. Семейное  неблагополучие проявляется в  снижении ценности брака, увеличении  разводов и числа неполных  семей; в росте количества абортов  и болезней, передающихся половым  путем; увеличение численности  внебрачных детей и матерей- «отказниц» и др.

Применительно к современной  России некоторые специалисты диагностируют  кризис семьи. Он непосредственным образом  сказывается на социально - экономическом  развитии страны, на морально - психологическом  климате в обществе. Снижение ценности брака выражается прежде всего в уменьшении числа заключенных браков и увеличении числа разводов, что стало сегодня устойчивой тенденцией. Только за первую половину 90-х гг. число вновь заключенных браков в РФ сократилось более чем на четверть. Ситуация не изменилась к лучшему во второй половине 90-х – в начале 2000- х гг.

Увеличивается в нашей  стране и число разводов. По данным Госкомстата, в 90-е гг. в среднем  по РФ ежегодно распадалось 500-700 тыс. браков. В те годы уровень разводимости у  нас впервые превысил половину от общего числа браков. Следствием этой печальной тенденции стал рост числа  неполных семей. За 90-е гг. их число  увеличилось почти в два раза. Эта неблагополучная ситуация сохранилась и в начале 2000-х гг.

Появлениями кризиса в  сфере семейных отношений стали  рост численности внебрачных детей  и увеличения числа матерей, отказывающихся от своих детей. Если в середине 90-х  гг. из общего количества новорожденных  внебрачных было 15%, то сегодня их почти  третья часть.

Таким образом, можно отметить, что помощь семье как определенной ячейки общества оказывалась с древних  времен. Семья как являлась, так  и является очень важным социальным институтом, которому необходимо помогать чтобы он развивался. Государство оказывает огромную помощь семье на протяжении всего исторического развития. Даже когда государству было трудно, когда не хватало денег в период воин, оно помогало семье, чтобы та в свою очередь не утратила свою значимость в обществе и в мире в целом.

 

 

 

 

 

2.2. Социальная работа  с семьей в контексте ее  исторического развития.

Непосредственная деятельность, касающаяся семьи или решения  ее конкретных проблем, началась на базе обществ милосердия, позже названных  ассоциациями помощи семьям. Мэри Ричмонд  определяла семью как единицу, требующую  постоянного внимания. В ее работе, ставшей первым важным исследованием  по решению конкретных человеческих проблем в социальной работе (“Социальный  диагноз”, 1917), семья характеризовалась  как единица, которую следует  поддерживать и укреплять. “Семья как  таковая, — писала она, — продолжает оставаться основным институтом, вокруг которого вращаются наши судьбы”. Позднее, в 1930 году, Ричмонд предупреждала, что  все положительные результаты, достигнутые  в работе с отдельными клиентами, могут пойти насмарку, если социальные работники не будут принимать  во внимание семью.  

 Социальные работники,  как эксперты по социальному  окружению, приглашались в психиатрические  клиники, службы здоровья, школы,  вовлекались в движения по  оказанию помощи детям. Историки  движения за помощь семье обычно  не признают, что социальная работа  была с самого начала нацелена  на семью. Даже в агентствах, занимающихся проблемами семей, где основной задачей оставался рост ее благосостояния и благополучия, главная цель достигалась с помощью работы с отдельными членами семьи. Членов семей перестали рассматривать как единое целое из-за психоаналитического интереса к отношениям между социальным работником (психоаналитиком) и клиентом и возможности использования этих отношений в лечении.

Помимо сильного влияния  психологических теорий, существовали и другие факторы, заслонявшие интерес  к семье. Прежде всего, семья как  потенциальный объект внимания затерялась в исторически сложившемся противоборстве между “внутренним” и “внешним” подходами, в колебаниях маятника приоритетов в отношении к семьям как психологическим или социальным системам, в трактовках и подходах к изменению. Семья как бы попала на стык психотерапии и социальной терапии. Далее традиционная организация практической работы не оставила места для семьи. Социальные работники, занимающиеся конкретными проблемами отдельного человека, рассматривали семью как маленькую первичную группу, тогда как социальные служащие, работающие с группами, считали семью предметом заботы социальных работников, решающих отдельные проблемы. Наконец, историческое развитие работы с семьей как отдельной практической области могло привести к свертыванию работы с семьей в других областях, поскольку предполагалось, что знания и опыт в вопросах жизни семьи следует концентрировать лишь в нескольких определенных агентствах и не делать их неотъемлемой частью работы всех агентств. Совет по образованию и Национальная ассоциация социальных работников (1979 г.) установили, что семья, дети и первичные группы являются сферой социальной работы. Однако семья может рассматриваться также как одна из центральных проблем таких сфер, как охрана физического и психического здоровья, образование, правосудие и занятость.

Идеологические, организационные  и концептуальные характеристики деятельности социальных работников препятствовали дальнейшему развитию работы с семьей. В 60-е и 70-е годы, вместо того чтобы развивать знания и навыки работы в своей собственной профессии и продолжать свою давнюю традицию интереса к семье, социальные работники обратились к движению за семейную терапию и к лидерам в других областях, с тем чтобы получить знания о семье и о способах решения ее проблем. В настоящее время социальные работники составляют большинство образованных и опытных специалистов по проблемам семьи и занимают лидирующие позиции в этом междисциплинарном движении. В теории социальной работы с семьей нашли свое отражение традиционные дисциплины, разрабатывающие вопросы психического здоровья, и другие науки. 
 
Итак, можно сказать что общепринятого определения работы с семьей не существует. Многие приравнивают ее к семейной терапии и даже ограничивают ее отдельными методами, которые предполагают рассматривать всех или нескольких членов семьи как единое целое. В более широком смысле, однако, практическая социальная работа с семьей определяется с точки зрения перспективы.

Работу с семьей можно  описать как подход к людям  в плане их отношений с ближайшим  и более широким окружением, рассмотрение их с точки зрения их потребности  в помощи. Такой подход помещает в центр внимания семью и утверждает ее как “единый предмет интереса”. Это означает, что человека можно  понять и можно оказать ему  помощь только в контексте тех  ближайших для него более общих  систем, частью которых он является. Важнейшей из таких систем обычно является семья. Это сразу показывает, что семья находится в традиционной области интереса социальной работы, всегда рассматривающей человека в  его окружении. Работа с семьей не ограничивается ни семьей и ее членами, ни более широким окружением, которое  влияет на характер семейной жизни. Она  предполагает, что наиболее важны  те взаимоотношения между человеком, семьей и окружением, которые являются существенными не только для отдельных  людей или семей, но и для более  крупных социальных сил и систем, в которые включена семья.

Специалист, работающий с  семьей, может исполнять огромное количество ролей и работать с  системами разной величины. Он может  быть и автором программ, и социальным аналитиком, и управляющим в агентстве. Однако главным образом он будет  сосредоточиваться на непосредственных услугах отдельному человеку, семье или группам. Работа с семьей может вестись также в различных сферах социальной работы, включая здравоохранение, психическое здоровье, благосостояние детей, геронтологию, правовую систему, трудовую деятельность и, конечно, семейные агентства.

Существуют основные подходы  и стратегии оказания помощи семье. Современная социальная работа с  семьей не может быть понята в отрыве от центральных тем и теоретических  достижений в области семейной терапии  и смежных областях.  Если раньше основными вопросами, касающимися проблем семьи или отдельного человека, были: “что произошло?”, “что здесь не соответствует нашим понятиям о норме?”, то теперь задают другие вопросы: “каковы взгляды этой семьи на себя и окружающий мир?”, “каковы ее система ценностей и типичные взаимодействия?”, “что в этой семье поддерживает стабильность и приводит к изменению и что помогает ей успешно взаимодействовать с окружающим миром?”. Теоретические достижения, имеющие место в рамках данной, набирающей силу традиции, включают в себя общую теорию систем, кибернетику, гештальт-психологию, различные теории общения и экологические теории. Этим теоретическим достижениям способствовали и шли параллельно с ними эпистемологические сдвиги в физике, биологии, философии, лингвистике, антропологии и социологии — в сущности, почти во всех областях знания. Все это отразилось на социальной работе и семейной терапии, поскольку стремление понять поведение человека скорее в терминах его взаимосвязей с окружающим миром, нежели в терминах замкнутой внутренней сущности стало решающим теоретическим постулатом. Кроме того, в гуманитарных и социальных науках стало еще более очевидно, что люди являются “открытыми системами”, влияющими на формирование других и формирующимися в ходе жизни посредством обоюдных и многосторонних взаимодействий с их социальной и природной средой. Именно в контексте этого нарождающегося мировоззрения в начале 50-х годов совершенно спонтанно и в разных частях страны усилиями исследователей и практиков стала развиваться семейная терапия.

Сальвадор Минухин считается одним из основателей теории семейной терапии. Он начал свою работу с семьей в рамках программы для детей-правонарушителей. Именно из опыта этой работы возникла структурная семейная терапия и появилось замечательное исследование “Семьи трущоб” (1967 г.). Впоследствии Минухин возглавил Филадельфийскую детскую клинику, где он, работая в разные годы вместе с Джейн Хейли, Марианной Уолтере, Гарри Апонте и др., создал один из наиболее крупных и многопрофильных центров. Часто, работая с трудными семьями, находящимися в бедственном положении, Минухин и его коллеги превыше всего ставили взаимоотношения семьи с экологической средой, а также структуру и организацию семьи как таковой.  

 Ход развития семейной  терапии несет в себе не  только политический, но и гораздо  более глубокий идеологический  и практический смысл. Основанная  на различных подходах, оценках  и взглядах ее основоположников, семейная терапия развивалась  в виде разных, иногда конкурирующих  школ. Хотя в центре внимания  всех исследователей находится  семья, а также существуют общепризнанные  понятия и концепции, какой-то  общей и цельной теории или  практической технологии не существует. Без сомнения, это вполне нормальная  ситуация, та фаза развития, когда  молодые ученые ставят под  вопрос, углубляют идеи пионеров  семейной терапии, осмысливают  свои расхождения с ними.

Во-первых, наиболее важное заключается в том , что исследователи семьи, по крайней мере до некоторой степени, разделяют тот взгляд, что человеческое поведение не является исключительно продуктом личности, испытывающей влияние событий прошлого. На поведение в огромной степени влияют устойчивые модели взаимодействия между людьми и окружающим миром. Особенно значимой частью среды является семья. Специалисты в области семьи различаются в зависимости от того, какое значение они придают прошлому либо настоящему, т. е. что считают главным для поведения человека — историю семьи или нынешние взаимодействия. 
   Во-вторых, семья определяется многими теоретиками как саморегулирующаяся, основанная на определенных правилах система с довольно стойкими моделями поведения, процессами, структурами и развившимися со временем установками. Конфликтное поведение или индивидуальные проблемы одного из членов семьи обычно расцениваются или как результат неправильной структуры семьи и организации коммуникаций или неадекватных напряженных отношений с окружающей средой, или как выполняющие важную роль в сохранении согласованности семейной системы, ну или как устаревшее и неадекватное поведение, поддерживаемое неадекватными реакциями членов семьи. Многие семейные терапевты сомневаются в критерии стабильности и доказывают, что вечное движение и изменение более характерны для семей, чем устойчивость и неподвижность, они утверждают, что саморегуляция семьи не ориентирована на фиксированную нормативную структуру или организацию. 
   В-третьих, подходы и стратегия оказания помощи семье имеют некоторые различия, но также и много общего.

Специалист, работающий с  семьей, может выступать в роли катализатора, руководителя, создателя  определенной обстановки и т. д. Специалист не меняет человека или семью. Он лишь помогает создать обстановку, в которой  семья сама может захотеть измениться, участвуя в построении новой реальности. В этом процессе роль специалиста  состоит в создании “осмысленного  шума” или новых коммуникаций, вокруг которых семья может реорганизовать свои взаимодополняющие модели стабильности и изменения. Сначала многие семейные терапевты, находящиеся под воздействием психоанализа, стремились играть активную роль в процессе изменения, происходящем в семье. Сейчас же большинство специалистов стараются свести свое участие к минимуму, будучи уверены, что лучшие результаты могут быть получены при мобилизации внутренних сил семьи. Во время занятий с семьей проводятся круговые опросы, упражнения по общению, в ходе которых клиенты начинают по-новому ощущать себя и находят возможности для изменения.

Информация о работе Исторические предпосылки социальной работы с семьей