История развития социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:26, курсовая работа

Описание

Согласно ч. 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации1 Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Однако, сегодня до сих пор еще многие не без основания полагают, что данная норма только декларирована, но не исполняется на практике, в отличии от наших европейских соседей, где создана и эффективно действует отрасль права социального обеспечения.
Причина этому представляется следующая: наше государство и право прошли свой, особый путь и на рубеже ХХ и ХХI вв. вновь оказались на перекрестке дорог истории. Вроде бы в конце 90-х начале 2000 годов была сформирована система законодательства, но сегодня она, по мнению многих специалистов, показала свою несостоятельность и неэффективность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД…………………………………………………………………………...5
1.1 Социальное обеспечение в России в период гражданской войны и политикм "Военного комунизма"……………………………………………......5
1.2 Социальное обеспечение в период НЭПа…………...………………11
1.3 Социальное обеспечение в период форсированного развития экономики………………….. ……………..16
1.4 Социальное обеспечение в период его огосударствления…………20
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. ИТОГИ. СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО………………………………………………………29
2.1 Эволюция в России………………………………………….………..29
2.2 Сценарии ближайшего будущего……………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...50

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ПСО.docx

— 88.18 Кб (Скачать документ)

Министерство общего и  профессионального образования

 Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Первоуральский  Металлургический колледж»

 

Курсовая работа

На тему: «История развития социального обеспечения»

 

 

                                             Выполнил:

                                              Студент группы ПСД-307

                                              Евгений Евгеньевич Шолохов

                                              Очной формы обучения

                                              Специальности: 030912

                                              «Право и организация 

                                              социального обеспечения»

                                              Проверил:

                                                 Преподаватель Татьяна Игоревна Еловских

 

 

 

2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1.  ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД…………………………………………………………………………...5

1.1 Социальное обеспечение в России в период гражданской войны и политикм "Военного комунизма"……………………………………………......5

1.2 Социальное обеспечение в период НЭПа…………...………………11

1.3 Социальное обеспечение в период форсированного развития экономики………………….. ……………………….…………………………...16

1.4 Социальное обеспечение в период его огосударствления…………20

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. ИТОГИ. СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО………………………………………………………29

2.1 Эволюция в России………………………………………….………..29

2.2 Сценарии ближайшего будущего……………………………………35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Согласно ч. 1 статьи 7 Конституции  Российской Федерации1 Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Однако, сегодня до сих  пор еще многие не без основания  полагают, что данная норма только декларирована, но не исполняется на практике, в отличии от наших европейских  соседей, где создана и эффективно действует отрасль права социального  обеспечения.

Причина этому представляется следующая: наше государство и право  прошли свой, особый путь и на рубеже ХХ и ХХI вв. вновь оказались на перекрестке дорог истории. Вроде бы в конце 90-х начале 2000 годов была сформирована система законодательства, но сегодня она, по мнению многих специалистов, показала свою несостоятельность и неэффективность.

Чтобы осознать причины происшедшего, целесообразно рассмотреть историю  развития права социального обеспечения  в России.

Ввиду изложенного, тема работы представляется достаточно актуальной.

В данной работе из-за ограниченности её объема будет рассмотрен период с начала 1918 г. по настоящее время. Однако, данный период в достаточной степени отражает ключевые концепции развития отрасли права социального обеспечения, что позволяет сформулировать дальнейшие направления её развития.

 

Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый  этап в социально-экономическом  развитии России. В то же время, будучи прогрессивным, по сути, он вызвал к  жизни процессы, которые даже в  западном мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.

Цель – изучить и  раскрыть в обобщенном, хронологическом  виде наиболее важные элементы исторического  опыта социальной работы, которые  проводились государственными органами с 1917 года и по сей день.

Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более полувека экономический уклад, затронули  коренные интересы всего населения  и потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной политики. Сложность заключается  в том, что социальная политика не может ориентироваться на краткосрочные  задачи, она должна определять стратегические направления, которые, естественно, могут  подвергаться тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной, рациональной и эффективной  и формироваться с учетом исторических условий и национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных традиций. Социальная политика носит, кроме того, консервативный и  инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она  как бы сохраняет то, что уже  достигнуто в социальной сфере и  передает это тем, кто нуждается  в социальном вмешательстве. Инновационность - это то, что политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим изменениям.

 

ГЛАВА 1. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

 

    1. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИИ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И ПОЛИТИКИ "ВОЕННОГО КОМУНИЗМА"

(КОНЕЦ 1917 г. - НАЧАЛО 1921 г.)

Октябрьская социалистическая революция открыла первую страницу советской истории права. Это  было пролетарское (революционное) право, которое носило классовый характер. В Манифесте коммунистической партии К. Маркс и Ф. Энгельс определяли право как возведенную в закон  волю господствующего класса. Пролетарское право периода первых лет советской  власти и военного коммунизма в соответствии с марксистско-ленинским учением  рассматривалось как средство осуществления  диктатуры пролетариата).

Это право оценивалось  категориями не законности и правопорядка, а "революционного классового правосознания", "революционной целесообразности"2.

Создаваемая социалистическим государством в первые годы советской  власти система социального обеспечения (распределения и потребления) носила ярко выраженный классовый характер.

После Октябрьской революции  1917 г. партия большевиков приступила к реализации страховой программы, принятой на VI Пражской конференции РСДРП (б), которая вошла в историю под названием Ленинской страховой программы. Первые же мероприятия Советской власти в анализируемой сфере носили довольно прогрессивный характер. 11 декабря 1917 г. принимается Положение о страховании на случай безработицы, а 22 декабря 1917 г. - Декрет "О страховании на случай болезни". Последний предусматривал пособия при болезнях, родах, по случаю смерти работника, а также следующие виды бесплатной врачебной помощи: первоначальную, амбулаторное лечение, лечение на дому, коечное лечение с полным содержанием, санаторное и курортное лечение. Сообщение СНК РСФСР от 30 октября 1917 г. распространило страхование за счет средств предпринимателей на всех наемных работников и на все виды потери трудоспособности, в том числе материнство, с возмещением, по меньшей мере, полного заработка. Декрет СНК РСФСР от 22 декабря 1917 г. "О страховании на случай болезни" предусматривал выплату пособия при родах и родовспоможении, а также коечное лечение с полным содержанием только для застрахованных лиц. Первые декреты советской власти касались прежде всего социального обеспечения победившего в революции пролетариата. Затем принимаются нормативные акты по обеспечению других категорий лиц. 7 августа 1918 г. издается Декрет СНК "О пенсионном обеспечении солдат Рабоче-крестьянской Красной Армии и их семейств".

Страховые начала появились  и в системе медицинской помощи. В соответствии с Декретом СНК  от 14 ноября 1917 г. "О бесплатной передаче больничным кассам всех лечебных учреждений и предприятий или, в случае неимения таковых, о выдаче денежных сумм на оборудование их" предприниматели передавали лечебные учреждения в ведение больничных касс. По сути, были экспроприированы лечебные учреждения при предприятиях. Если у предприятий отсутствовали лечебные учреждения, то предприниматели обязаны были выдать больничной кассе средства на оборудование лечебных учреждений из расчета 1 больничная койка на 100 рабочих и 1 родильная койка на 200 работниц. В соответствии с Конституцией РСФСР 1918 г. был создан Народный комиссариат здравоохранения. Указом СНК РСФСР от 21 февраля 1919 г. в его ведение были переданы санитарный надзор, лечебная помощь, а также страховые взносы на врачебную помощь. Больничными кассами были реквизированы стационары и амбулатории, принадлежавшие частным лицам, благотворительным обществам, земству.

В ноябре 1917 г. был создан Наркомат государственного призрения, который возглавила А.М. Коллонтай. В его функции входили организация и оказание помощи несовершеннолетним и престарелым гражданам, инвалидам войны и их семьям. Вопросами охраны материнства и детства занималась специальная коллегия во главе с той же А.М. Коллонтай. В марте 1918 г. на Наркомат были возложены также вопросы, связанные с выплатой пенсий и пособий, а при Народном банке учреждается Учетно-ссудный комитет социального обеспечения. Одновременно в марте 1918 г. Наркомат возглавил А.Н. Винокуров, а уже в апреле его переименовывают в Наркомат социального обеспечения, органы которого ведали содержанием домов для престарелых и инвалидов. В постановлении СНК, опубликованном 30 апреля 1918 г., особо подчеркивалось, что прежнее наименование "Народный комиссариат государственного призрения" не соответствует социалистическому пониманию задач социального обеспечения и является пережитком старого времени, когда социальная помощь носила характер милостыни и благотворительности. Заместитель руководителя реорганизованного наркомата социального обеспечения Н. Милютин писал о том, что "после Октябрьской революции рядом с социальным страхованием вырастает и новая форма обеспечения через государственный аппарат Нарком-собеса". Подводя итоги развития законодательства о социальном обеспечении в первые годы советской власти, в Программе РКП (б), принятой VIII съездом партии в марте 1919 г., подчеркивалось, что "Советская власть провела в законодательном порядке полное социальное обеспечение всех трудящихся, не эксплуатирующих чужого труда, от всех видов потери трудоспособности и - впервые в мире - от безработицы, за счет нанимателей и государства, при полном самоуправлении обеспечиваемых и при широком участии профессиональных союзов"3.

Условия тяжелого экономического положения государства периода  гражданской войны и идеологические установки большевиков на быстрое  построение коммунизма обусловили практику натурализации социального обеспечения, а главный источник существования  населения лежал уже вне заработной платы. При военном коммунизме была введена карточная система распределения  предметов питания в городе и  деревне на основе классового принципа. Согласно Декрету от 30 октября 1918 г. предметы питания распределялись по 4 категориям "трудового населения"; 1) рабочие физического труда, занятые в советских предприятиях и учреждениях; 2) лица, занятые умственным и конторским трудом на советских предприятиях и учреждениях; 3) лица, занятые в частных предприятиях и хозяйствах, не эксплуатирующие чужого труда; 4) сельское население, для которого устанавливалась твердая норма для личного потребления и хозяйственных надобностей. Излишки продуктов изымались в государственный фонд.

Пользование трудящимися  общими благами, находящимися в руках  государства (жилищем, транспортом, коммунальными  услугами, медицинской помощью, услугами школы, театров и др.) было бесплатным и определялось в политико-административном порядке.

Денежная помощь государства  в виду обесценивания денег была сравнительно небольшой. Материальная помощь оказывалась главным образом  натурой. В ряде губерний, например, инвалиды были приписаны к "домам  инвалидов" и получали продукты наравне  с обеспечиваемыми в этих домах. Натуральная помощь выражалась и  в предоставлении обедов, особых продовольственных  карточек, инвалидам выдавались одежда, обувь, дрова и др. Наряду с государственной  системой социального обеспечения  в качестве временной меры устанавливались семейно-алиментные формы обеспечения нетрудоспособных по Декрету ВЦИК от 27 апреля 1918 г. "Об отмене наследования".

В условиях гражданской войны  был осуществлен переход и  от социального страхования (система  которого так и не сложилось) к  государственному социальному обеспечению  трудящихся. Это выразилось в принятии Положения о социальном обеспечении  трудящихся от 31 октября 1918 г., которым учреждалась система социального обеспечения всех нуждающихся лиц, не эксплуатировавших чужого труда. Как уже указывалось, если в Декрете от 22 декабря 1917 г. "О страховании на случай болезни" предусматривалось обеспечение только застрахованных лиц и членов их семей, то в рассматриваемом Положении от 31 октября 1918 г. - всех трудящихся. К основаниям предоставления социального обеспечения Положение относило: временную утрату средств существования вследствие нетрудоспособности, постоянную утрату трудоспособности, безработицу не по вине работника, к видам обеспечения - врачебную, лекарственную и другую научно-поставленную медицинскую помощь, родовспоможение, предупредительные меры против заболеваний и по облегчению их последствий. В полуразрушенной революцией и гражданской войной России это было не более чем благим, но несбыточным пожеланием. В литературе можно встретить констатацию чисто декларативного характера Положения 1918 г.

Натурализация социального  обеспечения, карточная система  распределения продуктов питания  предопределили во многом отсутствие стимулов к труду рабочих. Это  вызвало вал симуляций болезней, с которым малочисленный врачебный  состав не был в состоянии справиться. Самоуправление страховых фондов было фактически свернуто, хотя их первые лица формально утверждались советами на местах. Недоимки по страховым платежам катастрофически росли, причем наиболее злостными неплательщиками были крупные национализированные, а не частные предприятия. Ситуацию усугубила ликвидация в феврале 1919 г. кассовой медицины, которая имела многие преимущества перед общегражданской и была максимально приближена к работникам. Застрахованные теперь лечились на "общих основаниях", которые были существенно хуже. В соответствии с Декретом СНК от 17 апреля 1919 г. все страховые фонды передавались во Всероссийский фонд социального обеспечения, а организации, владевшие этими фондами, подлежали ликвидации. С мая 1919 г. выдача пособий больным, беременным и роженицам была возложена непосредственно на предприятия и учреждения, которые данным лицам сохраняли заработную плату в течение 2 месяцев. Постепенно вал неплатежей при полной бесконтрольности расходования средств привел к фиаско всей системы сбора страховых взносов. Средств на выплаты тратилось не столько, сколько было собрано, а сколько требовалось. Дефицит покрывался за счет печатного денежного станка, что еще больше разгоняло инфляцию. В этой связи принципы социального страхования были замещены порядком прямого сметного финансирования социального обеспечения. Но ситуацию это не спасало. Таким образом, в духе революционных событий довольно стремительно произошла смена политического и экономического курса в сфере социального обеспечения: от провозглашенных в первых декретах Советской власти страховых принципов социального обеспечения трудящихся к государственному социальному обеспечению4.

Информация о работе История развития социального обеспечения