История развития социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:26, курсовая работа

Описание

Согласно ч. 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации1 Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Однако, сегодня до сих пор еще многие не без основания полагают, что данная норма только декларирована, но не исполняется на практике, в отличии от наших европейских соседей, где создана и эффективно действует отрасль права социального обеспечения.
Причина этому представляется следующая: наше государство и право прошли свой, особый путь и на рубеже ХХ и ХХI вв. вновь оказались на перекрестке дорог истории. Вроде бы в конце 90-х начале 2000 годов была сформирована система законодательства, но сегодня она, по мнению многих специалистов, показала свою несостоятельность и неэффективность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД…………………………………………………………………………...5
1.1 Социальное обеспечение в России в период гражданской войны и политикм "Военного комунизма"……………………………………………......5
1.2 Социальное обеспечение в период НЭПа…………...………………11
1.3 Социальное обеспечение в период форсированного развития экономики………………….. ……………..16
1.4 Социальное обеспечение в период его огосударствления…………20
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. ИТОГИ. СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО………………………………………………………29
2.1 Эволюция в России………………………………………….………..29
2.2 Сценарии ближайшего будущего……………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...50

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ПСО.docx

— 88.18 Кб (Скачать документ)

 Кроме макроэкономических  характеристик необходимо учитывать  состояние и динамику отечественного  массового сознания, политических, в то числе внешнеполитических  реалий, поскольку на рассматриваемом  интервале времени (до 10 лет) экономика  зачастую следует за политикой,  а не наоборот. Так, например, "к  1985 г. экономика СССР находилась  в достаточно стабильном состоянии  с ежегодным ростом в среднем  3-5%. Исходная точка "реформ" - приход к власти М.С. Горбачева.  Если бы руководство страны  находилось в руках иных людей,  то вполне возможно, что развитие  продолжалось бы в прежних  условиях. И к 2002 г. ВВП (валовой  внутренний продукт) СССР и  России как части СССР увеличился  бы на 50% и составил бы примерно 150% от уровня 1985 г. Реально же  из-за политических причин ВВП  России упал за это время  примерно в 2 раза. Т.е. он составил 50% по сравнению с российским  же ВВП 1985 г., или в 3 раза  меньше, чем можно было бы ожидать из чисто экономических причин при сохранении стабильных условий 1985 г. Такова роль личности в истории"

 Четыре основных сценария  социально- экономического развития  России на период до 2007 г.

 Основное предположение:  развитие Россия определяется  борьбой двух основных сил  - "реформаторов" и патриотов.  В течение 1990-х годов побеждали  "реформаторы", однако патриотам  удавалось иногда сдержать их  натиск.

 При выявлении набора  основных возможных сценариев  социально- экономического развития  России на период до 2007 г. необходимо  освободиться от конкретных деталей,  в частности, свойств личностей,  процессов, касающихся отдельных  частей страны, и т.д. 

 В результате экспертной  оценки выявлено четыре сценария, представляющие собой возможные  результаты борьбы двух основных  сил: 

* либо побеждает одна  из них, 

* либо другая,

* либо борьба идет  с переменным успехом без выявленного  преимущества одной из сторон ("ничья"),

* либо борьба приводит  к уничтожению России как единого  государства и началу смутного  времени, третьего в нашей истории. 

 Рассмотрим последовательно  эти сценарии:

* сценарий "Продолжение  реформ" (по указаниям вероятного  противника);

* сценарий "Стагнация" (динамическое равновесие сил  реформаторов и патриотов, как  следствие - торможение "реформ");

* сценарий "Смена курса  в направлении национальных интересов  России" (предполагает переход  государственной власти в руки  патриотов);

 Кроме качественных  оценок, проведем в рамках этих  четырех сценариев численный  анализ динамики основного макроэкономического  показателя - валового внутреннего  продукта России.

 А) Сценарий "Продолжение  реформ"

 Как показано выше, преобразования ("реформы"), осуществляемые  с 1987 г., объективно ведут не  к развитию рыночной экономики,  т.е. построению капитализма, а  к уничтожению России как самостоятельного  государства. Очередные шаги этого  уничтожения - начинающиеся реформы  армии, образования, науки, жилищно-коммунального  хозяйства, приватизация оставшейся  государственной собственности,  переход к свободной продаже  земли и т.д. Поскольку реальная (исполнительная) власть в России  принадлежит в основном сторонникам  "реформ", то сценарий дальнейшего  развития курса реформ вполне  возможен. При этом для дальнейшего  анализа не важно, будет ли  он осуществляться внешне демократическими  методами (соблюдая действующую  Конституцию) или при помощи  открытой диктатуры. 

 Дальнейшее развитие  курса реформ - это осуществление  планов внешних врагов России, имеющих целью уничтожение нашей  страны как самостоятельного  экономически развитого государства,  а в перспективе - и русских  как единого великого народа, превращение России в "жизненное  пространство" и сферу интересов  других стран. Сказанное справедливо  независимо от того, насколько  осознается конечная цель реформ.

 Сценарий дальнейшего  развития курса реформ исходит  из гипотезы беспрепятственной  реализации планов вероятного  противника, поскольку преобразования ("реформы"), осуществляемые с  1987 г., объективно способствуют именно  этому."

 Перейдем к прогнозу  динамики ВВП. "Примем предположение  о том, что средний темп падения  ВВП за 1992-1996 гг. (1997 г., с этой точки  зрения, является нетипичным, он  скорее соответствует сценарию  стагнации) был выбран вероятным  противником оптимально - с точки  зрения его целей. Примем официальные  данные: за 5 лет (1992-1996 гг.) падение  ВВП составило 38,6%, т.е. в среднем  9,3% в год. При сохранении таких  темпов падения ВВП 2007 г. составит 34,2% от ВВП 1996 г., или 19,9% от уровня  1990 г. С учетом занижения темпов инфляции официальными органами в 2 раза - 10% от уровня 1990 г. (Это несколько больше, чем падение производства в СССР в 1923 г. - после окончания гражданской войны - по сравнению с 1913 г.) По жизненному уровню это будет соответствовать послевоенному периоду (1948 г. или 1923 г.), но с частично сохранившимися у населения жильем, одеждой, телевизорами..."

 Проведем альтернативный  расчет, "принимая 1992-1997 гг. за шестилетний  цикл "шок-стабилизация" и используя  официальные данные (результаты 1997 г. спорны - от 100,4% по данным правительства  до 98,4% по данным председателя  Комитета Госдумы по конверсии  Г.В.Костина). За 6 лет (1992-1997 гг.) падение  ВВП составило 38,4%, т.е. в среднем  7,75% в год. При сохранении таких  темпов падения ВВП 2007 г. составит 44,6% от ВВП 1997 г., или 26,1% от уровня 1990 г. С учетом занижения темпов  инфляции официальными органами  в 2 раза - 13% от уровня 1990 г. 

 Итак, прогноз по официальным  данным дает: ВВП 2007 г. составит 19,9-26,1% от уровня 1990 г., или 34,1-44,6% от  уровня 1997 г. , что соответствует  примерно 37,5-50.6% от уровня 1999 г. 

 Если принять, что  финансирование Вооруженных Сил  России будет в 2007 г. составлять  тот же процент от ВВП, что  и в 1997 г., то оно сократится  в 2,24 - 2,93 раза, а по сравнению  с 1990 г. - в 3,83 - 5,03 раза. По описанным  выше причинам реальное финансирование  будет примерно вдвое меньше. Будет разрушена действующая  структура Вооруженных Сил России, существенно уменьшена их боеспособность  и боеготовность. Очевидно, это  и является целью вероятного  противника."

 Включение в расчеты  1998 и 1999 гг. нецелесообразно, поскольку  известный "августовский кризис" 1998 г. - это аналог "шоковой терапии" 1992 г. Любопытно, что все слои  российского общества приняли  падение жизненного уровня в  2 раза в результате августовского  кризиса 1998 г. довольно спокойно. Хотя величина этого падения  была лишь незначительно меньше  падения за предыдущие годы. За 1991-1997 гг. жизненный уровень упал примерно в 2,5 раза. "Шоковая терапия" активно обсуждалась, были многочисленные протесты, из-за рубежа шла гуманитарная помощь. В 1998 г. все было спокойно. Возможно, истинные масштабы катастрофы не осознавались, в частности, потому, инфляция составила к концу 1998 г. "всего" 80% по сравнению с 2600% в 1992 г. Возможно, население привыкло к постоянному падению уровня жизни. Результат выгоден вероятному противнику. Он показывает, что можно "без шума" продолжать значительно снижать жизненный уровень россиян. Уже близок "идеал", когда тарелка благотворительной похлебки в день представляется высшим благом. Напомним, что общий итог за 1991-1999 гг. - падение реальных доходов населения по крайне мере в 5 раз.

 

 Б) Сценарий "Стагнация"

 Описанные выше намерения  вероятного противника в течение  предыдущих 10 лет достаточно активно  и успешно претворялись в жизнь.  Однако и ранее, и особенно  в настоящее время имеется  значительное сопротивление курсу  "реформ", направленному на  уничтожение России. Активное сопротивление  оказывают оппозиционные депутаты  в Государственной Думе, различные  политические партии и движения, отдельные группы трудящихся. Пассивное  сопротивление проявляется в  деятельности ряда структур исполнительной  власти, причем не только тех,  кто, как губернаторы и администрация,  открыто заявляют о своей позиции.  Она, очевидно, направлена против  курса на уничтожение России, хотя руководство Москвы формально  не находится в открытой оппозиции  к "реформам" нынешнего режима. Обобщая, можно сказать, что  любая конструктивная деятельность, направленная на созидание, выпуск  продукции, а не на разрушение, объективно противостоит "курсу  реформ". Независимо от того, осознается  эта деятельность как сопротивление  курсу "реформ" или нет.

 Как показывают социологические  исследования, большинство народа  находится в состоянии пассивного  сопротивления курсу на уничтожение  России. Это выражается, например, в  том, что производство товаров  и услуг продолжается в условиях  кризиса неплатежей и многократного  снижения реальной заработной  платы, т.е. и трудящиеся, и предприятия  работают без оплаты или за  малую часть прежней зарплаты. Подобное нельзя представить  себе в рамках западной экономической  теории, согласно которой хозяйственная  жизнь в России - должна была  бы прекратиться еще несколько  лет назад. Другой стороной  российского менталитета является  слабость массовых выступлений  трудящихся, несмотря на уменьшение  заработной платы и вообще  доходов в несколько раз. Честное  выполнение своих обязанностей - в сложившихся условиях уже  сопротивление "реформаторам" - врагам России.

 В результате в отдельные  интервалы времени складывается  некоторое равновесие сил режима  и оппозиции, что приводит к  явному торможению "курса реформ" и относительной стабилизации  ситуации. Так, это равновесие  поддерживалось во время работы  правительства Е.М.Примакова. 

 Эта стабилизация может  продолжаться, с отдельными перерывами, и в течение дальнейших 7 лет.  Как ни странно, она в достаточной  степени устраивает и вероятного  противника, который уже в значительной  степени добился выполнения своих  целей. В экономическом (и военно-стратегическом) плане Россия отброшена далеко  назад и не сможет вернуть  многие свои позиции, по крайней  мере, до середины ХХI века. Уже  произведенное разрушение ВПК  (промышленности и прикладной  науки) существенно затруднит  разработку и производство техники  специального назначения (прежде  всего ядерных боеприпасов и  средств доставки), необходимой для  замены отработавшей (к 2007-2010 гг.) свой ресурс техники предыдущего  поколения. Антиармейская пропаганда  и финансовые невзгоды ослабили  кадровый состав, подвергаемый существенному  сокращению. Страна наводнена агентами  вероятного противника, разнообразными  инспекторами и советниками (в одной Москве - 100 тыс. граждан "дальнего зарубежья").

 Инерция разрушения  велика. Предстоят новые финансовые  проблемы, связанные с необходимостью  выплаты зарубежных долгов, с  падением мировых цен на сырье.  В результате падения капиталовложений (по официальным данным - в 4 раза) следует ожидать в ближайшие  годы массового выхода из строя  различных технологических систем. Эти системы дорабатывают или  уже выработали свой ресурс, а  замены нет. Обычно плановые  замены происходили за счет  амортизационных отчислений, однако  в 1990-е годы предприятия были  вынуждены использовать амортизационные  отчисления не по назначению, для пополнения оборотных средств,  съедаемых инфляцией и неплатежами.  Приходится продолжать эксплуатировать  уже отработавшие свой ресурс  технологические системы в различных  отраслях народного хозяйства. 

 В таких условиях  вероятному противнику нет необходимости  форсированно добивать Россию. Более  того, выгодно обеспечить стабилизацию. И даже незначительный экономический  рост, чтобы избежать прихода  к власти народно-патриотических  сил и тем более неуправляемой  смуты.

 Для реализации рассматриваемого  сценария, возможно, достаточно было  обеспечить избрание В.В. Путина  Президентом РФ на выборах  2000 г. Он осудил крайности "реформаторов", отдав наиболее криминальных  из них под суд. Но сохранил  основные результаты их деятельности  и займется конкретными "мелкими"  делами, направленными на выживание  конкретных отраслей и категорий.  В этом с ним, возможно, будут  сотрудничать оппозиционные силы. Пока не ясно, пойдет ли В.В.  Путин таким путем в дальнейшем. Возможно, он предпочтет продолжать "реформы". Или, что наиболее  вероятно, будет лавировать между  линиями "реформаторов" и патриотов.  Точнее, между развитием "реформ" и стагнацией.

 Итак, "согласно рассматриваемому  сценарию наступит стагнация,  застой внутри страны, и вероятный  противник его не будет нарушать  извне. При этом падение производства  в "реформаторских" областях  будет сочетаться с его ростом  в областях "красного пояса". Общий итог - практически нулевой  рост (падение) ВВП.

 Макроэкономические показатели  застынут. Экономическое положение  населения стабилизируется. 

 В сценарии стагнации  величина ВВП и финансирование  Вооруженных Сил России в 2007 г. с точностью до 5-10% будет  таким же, как и в 1999 г. 

 

 В) Сценарий "Смена  курса в направлении национальных  интересов России"

 Как подробно разъяснено  выше, продолжение курса "реформ" ведет к гибели России. Переход  к защите независимости и национальных  интересов России, к восстановлению  экономики и национальных, культурных  и нравственных ценностей давно  назрел. Неоднократно формулировался  комплекс экономических и политических  мер, раскрывающий смысл этого  столь необходимого России - перехода. Наиболее предпочтительно, чтобы  переход был осуществлен демократическим  путем, например, в результате  победы на президентских выборах  кандидата патриотов. Если бы  победителем выборов 1996 г. был  признан их реальный победитель  Г.А. Зюганов, смена курса в  направлении национальных интересов  России произошла бы уже тогда.  Возможны и другие варианты  перехода власти к патриотам,  например, путем взятия власти  Армией как наиболее организованной  силой, имеющей целью защиту. Детали  перехода центральной власти  к патриотическому настроенному  правительству нет необходимости  рассматривать. Отметим только, что  такой переход может быть санкционирован  или даже инициирован и нынешним  руководством страны. Важно, что  рассматриваемый сценарий не  предусматривает крупных вооруженных столкновений или длительных массовых ненасильственных действий, расшатывающих целостность страны.

Информация о работе История развития социального обеспечения