"Этот сценарий во
всех своих вариантах приводит
к мобилизации народа на восстановление
разрушенной экономики. А потому
предполагает, что государственная
власть берет под свой контроль
или управление наиболее важные
отрасли и предприятия промышленности,
средства массовой информации (особенно
электронные), банки, связь, транспорт,
внешнюю торговлю и т.п. Т.е.
осуществляет мероприятия, обычные
для стран, находящихся в состоянии
войны или послевоенного восстановления.
Очевидно, что при этом ущемляются
"права" крупных собственников,
и с их стороны можно ожидать
саботажа, который должен быть
решительно подавлен. Однако ни
о какой гражданской войне
говорить не придется, поскольку
количество "обиженных" крупных
собственников сравнительно невелико,
они предпочтут бежать за границу
к счетам в швейцарских банках,
а не уходить в леса с
автоматами. Их служащим также
нет смысла вступать в заведомо
безнадежный конфликт с властями."
Для сценария не
является существенной конкретная
идеология, провозглашаемая патриотическими
силами, и их происхождение. Так,
это может быть Народно-патриотический
союз России, или блок коммунистических
партий, или Движение в поддержку
армии (ДПА), или непосредственно
Вооруженные силы России, не принимающие
каких-либо политических программ,
или объединение региональных
руководителей (например, вокруг
мэра Москвы Ю.М.Лужкова), или даже
часть нынешнего руководства,
осознавшая личную бесперспективность
продолжения курса реформ. Президент
России В.В. Путин имеет все
возможности сплотить вокруг
себя патриотические силы и
войти в Историю как Восстановитель
России. Пойдет ли он на это?
Однако существенно,
что смена курса будет происходить
в условиях резкого противодействия
со стороны внешних врагов
России, вплоть до установления "железного
занавеса" со стороны враждебного
Запада. Для патриотического правительства
возникнут проблемы во взаимоотношениях
с международными организациями и западными
странами. Очевидно, вероятный противник
не будет поддерживать борьбу с его интересами.
Международным валютным фондом будут
прекращены траншеи займов. Под каким-либо
предлогом будут введены санкции, прекращены
поставки продовольствия и лекарств, сокращен
до минимума импорт и экспорт, заморожены
счета в зарубежных банках, запрещен въезд
российских граждан в западные страны
и т.д. Фактически. Россия будет вынуждена
жить в условиях блокады, "железного
занавеса" со стороны враждебного нам
Запада. Однако следует рассчитывать на
усиление связей с естественными союзниками
- республиками СНГ (вплоть до формального
восстановления СССР). А также с исламским
миром (Ираком, Ираном, Сирией, Ливией)
и другими естественными союзниками (Китаем,
Индией, Вьетнамом, Кубой, КНДР и др.).
Блокада в условиях
потери необходимого для самообеспечения
России объема производства в
ряде отраслей, в частности, недостатка
продовольствия и лекарств, приведет
к применению рационирования (карточек,
талонов) в течение нескольких
лет (в основном до 2-3 лет).
"За первый цикл "шок-стабилизация",
т.е. за 7 лет (1992-1997 гг.) падение
ВВП составило 41,7%, т.е. в среднем
около 7 % в год. Примем, что оно
будет таким же и в 1998 и
1999 гг. (официальные статистические
данные ненадежны, что неоднократно
демонстрировалось, например, в выступлениях
депутатов Государственный Думы).
Тогда к концу 1999 г. выйдем
на 54,2% от уровня 1991 г.
В 2003г. следует ожидать
значительного падения ВВП: в
первой половине - из-за сосредоточенности
президентской командой и правительством
всех резервов на предвыборной
пропаганде, во второй - из-за внешней
блокады и внутреннего саботажа
после победы патриотов. Примем,
что падение ВВП будет таким
же, как в 1992 г. - году "шоковой
терапии" (либерализации цен), т.е.
14,5 %. Тогда ХХI век встречаем на уровне
46,4% от 1991 г."
К началу 2004г. развернется
восстановление народного хозяйства.
При оценке темпов этого восстановления
необходимо учесть, что, с одной
стороны, "промышленные технологии
являются сейчас существенно
более сложными, чем после Великой
Отечественной войны, что затрудняет
быстрое наращивание мощностей;
но, с другой стороны, многие
предприятия достаточно просто "запустить",
поскольку в основном сохранились
и кадры, и основные фонды
(здания, станки,...). Примем, что средний
рост ВВП будет такой же, как
рост валового общественного
продукта в 1951-1965 гг. Тогда за 15
лет валовой общественный продукт
вырос на 253,66% (в 3,53 раза), т.е. в
среднем рост составлял 8,79% в
год. Следовательно, можно ожидать,
что за 7 лет (2001-2007) ВВП вырастет
в 1,8 раза (на 80,3 %) при том же
среднем росте 8,79% в год."
"Итак, к концу 2007 г.
ВВП достигнет 154,2% от уровня 1999
г., или 71,5% от уровня 1991 г. При
сохранении указанных темпов
роста ВВП выйдет на уровень
1990 г. в конце 2011 г. В то
же время, только начиная с
последних месяцев 2003года ВВП
превзойдет уровень 1999г.
В качестве базы
для альтернативного расчета
возьмем 1946-1950 гг., когда за 5 лет
валовой общественный продукт
вырос в 1,94 раза, т.е. на 93,98 %, т.е.
в среднем на 14,17% в год. Тогда
можно ожидать, что за 7 лет
(2001-2007) ВВП вырастет в 2,53 раза
(на 152,8 %) при том же среднем
росте 14,17% в год и 117,4% от
уровня 1991 г. При указанных темпах
роста ВВП выйдет на уровень
1991 г. в конце 2006 г.
Впрочем, все подобные
расчеты носят лишь сугубо
ориентировочный характер. Они показывают,
однако, что в ближайшие 5 лет
нет оснований ожидать существенного
улучшения экономического положения
России, наоборот, нас ждет, скорее
всего, дальнейшее снижение макроэкономических
характеристик и уровня жизни
большинства населения. В лучшем
случае - стагнация, неустойчивая
стабилизация.
Однако переход власти
в руки патриотически настроенного
руководства, отстаивающего интересы
России, несмотря на натиск вероятного
противника - единственная надежда
нашей страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Работая над курсовой работой,
я преследовал цель не только дать
оценку исторических шагов, которые
были сделаны Россией на пути к
рыночной экономике, но и размышление
о дальнейших попытках этого перехода.
Намечая ориентиры
активной социальной политики
в России, следует учитывать опыт
развитых стран с их достижениями
и проблемами. Нужно, в частности,
отдавать себе отчет в том,
что удовлетворяемые в этих
странах социальные требования
в настоящее время значительно
превосходят те, которые удавалось
удовлетворять в условиях "реального
социализма" как с точки зрения
величины затрат на социальные
нужды в расчете на одного
жителя, так и с точки зрения
рациональности их использования.
Нельзя не учитывать и того,
что ресурсные потребности социальной
сферы в ближайшее десятилетие
резко возрастут, и даже в
условиях развитой экономики
будут усиливаться трудности
в ресурсном обеспечении социальной
сферы. Это предъявляет не только
более высокие требования к
душевому объему валового внутреннего
продукта и к уровню затрат
на его производство, но и может
порождать необходимость определенного
ужесточения условий предоставления
социальной поддержки. Эти мировые
тенденции необходимо своевременно
учитывать и в российской практике.
Мировой опыт позволяет
дать ответ на сложный для
российского общества вопрос
о взаимодействии развития рыночных
отношений с социальным развитием.
Социальное развитие в своей
основе нельзя противопоставлять
утверждению в экономике регулируемых
рыночных механизмов. Именно они
при их разумном использовании
создают материальную базу и
некоторые важные социальные
и социально-психологические условия
для расширения производства
ресурсов, направляемых на социальные
цели, и для рационализации их
использования. Мировой опыт свидетельствует
и о том, что могут быть
созданы эффективные механизмы
поддержки социальных отраслей,
деятельность которых при непосредственном
контакте с потребителем социальных благ
и услуг не может определяться рыночными
отношениями. Из этого следует, что трудности
российской социальной сферы нельзя трактовать
как следствие перехода к рынку. Они говорят
лишь о том, что рыночные отношения не
приняли цивилизованного характера, а
государство в силу ресурсных и организационных
причин оставило социальную сферу без
необходимых регулирования и поддержки.
Представляется вполне очевидным, что
ориентация на возврат к социальным технологиям,
механизмам, нормативам, действовавшим
в социальной сфере советского периода,
не могла бы дать положительных результатов.
Вместе с тем сравнение нынешней ситуации
в социальной сфере с периодом предшествующих
десятилетий позволяет еще отчетливее
представить себе неприемлемость существующего
ныне положения. Выход из ситуации видится
в продолжении процессов реформирования
общества, в том числе его социальной сферы.
В этой связи особенно важно глубоко анализировать
накапливаемый опыт реформирования с
тем, чтобы, с одной стороны, вносить необходимые
коррективы, а с другой стороны, не игнорировать,
а тиражировать позитивные моменты.
Переход к рынку
- очень сложный и длительный
процесс. Чтобы создать национальную
структуру экономики, адекватную
рыночным требованиям, Россия
должна пройти мучительный путь
определения своих приоритетов
по всем направлениям и на
всех уровнях общества и хозяйства.
Она должна не просто включиться
в современную мировую экономику,
а спрогнозировать свою роль
и место в мировом разделении
труда.
Сделан вывод о том,
что в условиях перехода к
рыночной экономике Начало реформ
связывается с установлением
динамичного равновесия на потребительском
рынке, не только с помощью
гибкой системы цен, но и
благодаря быстрому развертыванию
в частном секторе производства
потребительских товаров и оказанию
услуг и насыщению ими рынка.
Достижение эффективного
развития и перехода к рынку
невозможно без основных моментов:
- Рыночные отношения
первоначально охватывают сферу
производства и сбыта потребительских
товаров, затем распространяется
на инвестиционные отрасли.
- Либерализация цен проводится
на последующих этапах реформы,
нередко с сохранением государственного
контроля над ценами в отраслях
с сильными монополистическими
тенденциями.
- Проводится жесткая
финансовая политика с целью
недопущения высокой инфляции.
- Активно формируется
рыночная инфраструктура, поощряются
частные предпринимательства.
- Экономическое развитие
играет решающую роль в переходе
к рыночной экономике.
- В результате изучения
классических научных подходов
предложены варианты сценариев
дальнейшего социально - экономического
развития России, что позволит
сделать определенный выбор и
вывести экономику страны в
определенное русло основанная
на результатах анализа.
Пройдет еще немало
лет, прежде чем перед нами
предстанут заметные простому
человеку положительные результаты
реформ Российской экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
- Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями от 15 июля 1992 г., 24 декабря 1993 г., 27 января 1995 г., 20 апреля 1996 г., 21 июля 1998 г., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 г., 7 августа 2000 г., 29 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 29 декабря 2006 г., 18 октября 2007 г., 23 июля 2008 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 2 мая 1991 г., N 18, ст. 566
- Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (с изменениями от 2 апреля, 24 декабря 1993 г., 1 июля 1994 г., 29 мая 2002 г., 23 декабря 2003 г., 27 июля, 29 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 г., N 27, ст. 920
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изменениями от 17 июля 1999 г., 2 января 2000 г., 25 октября, 30 декабря 2001 г., 11 февраля, 26 ноября 2002 г., 8 февраля, 22 апреля, 7 июля, 23 октября, 8, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 декабря 2005 г., 29 декабря 2006 г., 21 июля 2007 г., 23 июля 2008 г.) // "Российская газета" от 12 августа 1998 г.
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изменениями от 29 мая, 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 июля, 2, 28 декабря 2004 г., 4 ноября 2005 г., 2 февраля, 27 июля 2006 г., 19 июля 2007 г., 30 апреля, 14, 22, 23 июля 2008 г.) // "Российская газета" от 20 декабря 2001 г.
- Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г., 24 сентября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 30 апреля, 22 июля 2008 г.) // "Российская газета" от 20 декабря 2001 г.
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля 2002 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 8 мая, 22 августа 2004 г., 25 ноября, 21 декабря 2006 г., 9 апреля 2007 г., 22 июля 2008 г.) // "Российская газета" от 20 декабря 2001 г.
- Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г., 18 октября 2007 г., 1 марта, 14 июля 2008 г.) // "Российская газета" от 23 июля 1999 г.
- под редакцией А.С. Булатова Экономика - М., БЭК, 1999г.
- под редакцией Д.Камаева Экономическая теория М.,ИМПЭ 1998г.
- Итоги экономических реформ в России и план развития на 1997 - 2003 годы", доклад Правительства РФ, 1998г.
- Журнал "Октябрь"1998 Марченко Г. "От кризиса к стабилизации. Дальнейшая судьба реформ в России".
- И.Б. Баркалов Производственные функции и модели экономического роста- М.,1981г.
- Э.Денисон Исследование различий в темпе экономического роста - М., 1987 г.
- А.В. Бузгалин Переходная экономика - М.: "Таурус", 1994 г.
- Я. Корнаи Путь к свободной экономике - М.: экономика,1990 г.
- Дж.Сакс рыночная экономика в России: исторические и теоретические предпосылки -М.: "Мосгорархив",1995 г
1
1. Конституция Российской Федерации (принята
на всенародном голосовании 12 декабря
1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря
1993 г.
2
Стучка П.И. Избранные произведения по
марксистско-ленинской теории права. Рига,
1964. С. 227.
3
Право социального обеспечения в СССР.
Учебник / Андреев В.С.. - 2-е изд., с изм. и
доп. - М.: Юрид. лит., 1980. С. 26-29.
4
Советское право социального обеспечения.
Учебное пособие / Доброхотова Е.Н., Филиппова
М.В., Янтураева М.А. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург.
ун-та, 1992. С. 19.
5
Право социального обеспечения в СССР.
Учебник / Андреев В.С.. - 2-е изд., с изм. и
доп. - М.: Юрид. лит., 1980. С. 30-31.
6
Социальное обеспечение в СССР. Советское
право социального обеспечения: Курс лекций,
темы IХ-ХIV / Андреев В.С. - М.: РИО ВЮЗИ, 1970.
С. 12.
7
Астрахан Е.И. Развитие законодательства
о пенсиях рабочим и служащим. М., 1971. С.
88.
8
Советское право социального обеспечения
/ Под ред. А.Д. Зайкина. М., 1982. С. 9.
9
Лушников А.М., Лушникова М.В., Тарусина
Н.Н. Гендерное равенство в семье и труде:
заметки юристов. М., 2006. 106-113
10
Право социального обеспечения России
/ Под ред. К.Н. Гусова. М., 2004. С. 155-157
11
Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального
обеспечения России. М., 2004. С. 46.
12
Тучкова Э.Г., Захаров М.Л. Социальное обеспечение
и обслуживание пенсионеров. М., 1988. С. 47-55.