История развития социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:26, курсовая работа

Описание

Согласно ч. 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации1 Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Однако, сегодня до сих пор еще многие не без основания полагают, что данная норма только декларирована, но не исполняется на практике, в отличии от наших европейских соседей, где создана и эффективно действует отрасль права социального обеспечения.
Причина этому представляется следующая: наше государство и право прошли свой, особый путь и на рубеже ХХ и ХХI вв. вновь оказались на перекрестке дорог истории. Вроде бы в конце 90-х начале 2000 годов была сформирована система законодательства, но сегодня она, по мнению многих специалистов, показала свою несостоятельность и неэффективность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД…………………………………………………………………………...5
1.1 Социальное обеспечение в России в период гражданской войны и политикм "Военного комунизма"……………………………………………......5
1.2 Социальное обеспечение в период НЭПа…………...………………11
1.3 Социальное обеспечение в период форсированного развития экономики………………….. ……………..16
1.4 Социальное обеспечение в период его огосударствления…………20
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. ИТОГИ. СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО………………………………………………………29
2.1 Эволюция в России………………………………………….………..29
2.2 Сценарии ближайшего будущего……………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...50

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ПСО.docx

— 88.18 Кб (Скачать документ)

Очевидны также и слабые стороны советской системы социального  обеспечения, которые ярко проявились еще в первые годы большевистской диктатуры, а затем и в конце 80-х гг. Это, во-первых, уравниловка, малая зависимость страховых  выплат от предшествующей трудовой деятельности. Более того, очень часто на их размер влияли такие характеристики, как классовая и партийная  принадлежность, место в номенклатуре и партийной иерархии и т.д., во-вторых, в целом невысокий уровень  социальных выплат и невозможность  их увеличить, в том числе через  систему добровольного социального  страхования, в-третьих, слабо выраженное страховое начало в связи с  применением неразвитой модели формирования фондов социального страхования  по принципу "единого котла" без  учета социальных рисков, в-четвертых, полный отказ от уплаты взносов самими застрахованными, который понизил мотивацию работников в проведении мероприятий по недопущению страховых случаев, в-пятых, предприятия, которые несли основное страховое бремя, никак не могли влиять на распоряжение страховыми фондами. Между тем, размер страховых платежей доходил до 38% фонда заработной платы. По сути, страховые платежи превратились в разновидность налога, а само социальное страхование приняло форму государственного обеспечения посредством перераспределения ресурсов.

Несмотря на достигнутые  успехи и гарантированность социального  обеспечения, СССР в последние годы существования находился по уровню жизни населения примерно на 50-м  месте в мире.

 

2.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. ИТОГИ. СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО.

 

2.1 ЭВОЛЮЦИЯ РОССИИ

 С начала 80-х годов  было ясно, что без радикальных  изменений в экономике не обойтись. В то время еще можно было, приняв разумные меры, перестроить  плановую экономику, поставить  ее на рыночные рельсы и  обойтись без такого спада  производства, инфляции, снижения уровня  жизни. Некоторые экономические  программы предоставляли такую  возможность ("500 дней" например).

 

 История сложилась  иначе, и руководству России  пришлось не перестраивать экономику,  а воссоздавать заново.

 

 От командно-административной  к рыночной экономике. Особенностью  является то, что ни один из  механизмов координации намерений  хозяйственных субъектов не является  доминирующим: централизованное планирование  уже не действует, а рыночные  механизмы еще не заработали  в полной мере. Рыночные реформы  включают в себя три этапа:  макроэкономическое регулирование,  приватизацию и структурные реформы.

 

 Экономические реформы  в России.

 Кредитно-денежная политика.

 Беспрекословное следование  монетаристским концепциям привели  к неправильному пониманию многих  идей.

 Позиция о том, что  эмиссия денег неизбежно ведет  к инфляции, а сокращение денежной  массы позволяет остановить инфляцию  и добиться противоположного  эффекта привело к тому, что  реформаторы стали рассматривать любое сокращение денежной массы как абсолютное благо. Это справедливо, когда существует избыточная денежная масса, дальнейшее сокращение денежной массы ведет к возникновению дефицита платежных средств, появлению денежных суррогатов, бартера. Возникает рынок без денег, а это в свою очередь ведет к распаду самого рынка. Производители, лишаются экономических ориентиров, без денег начинает неправильно работать система ценообразования: предприниматели руководствуются не доходами, спросом на товары, а инфляционными ожиданиями, неэкономическими мотивами.

 Вторая причина провала  кредитно-денежной политики реформаторов  либерализация цен.

 Правительство проводило  либерализацию цен ради ее  самой, как самоцель. В меморандуме  российского правительства об  экономической политике за 92 г.  провозглашалось: "Важно немедленно  осуществить либерализацию цен  на энергоносители", то есть  позволить естественным монополиям  устанавливать цены.

 Что произошло в  результате? Предприятия-монополисты  повысили цены в несколько  раз и заняли выжидательную  позицию, не зная, как отреагирует  рынок.

"Еще одна причина  спада производства при росте  цен - это резкая дифференциация  доходов населения. В промышленности  соотношение средней зарплаты 10% наиболее оплачиваемых и 10% наименее  оплачиваемых работников в 1996 г. составило 20,6 раза, в сельском  хозяйстве этот показатель был  равен 21, в строительстве - 25,1, в банковской деятельности - 26,3 раза. При отсутствии сильного расслоения  населения по уровню доходов  предельная ценность денег примерно  одинакова, и изменение цен  существенно влияет на динамику  спроса. Другое дело, когда в обществе  появляется существенная группа  потенциальных покупателей, готовых  заплатить высокую цену за  товар, т.н. "синдром драгоценностей". Такая ситуация стимулирует продавцов, повышая цены, удовлетворять спрос этой группы населения за счет менее платежеспособной части.

 Накопление кризисного  потенциала происходило постепенно  параллельно с кажущейся стабилизацией.  Борьба с инфляцией путем ограничения  денежной массы привела к недостатку  наличных денежных средств для  обслуживания товарооборота: монетаризация  экономики составила всего 10% ВВП (для развитых стран 70-75% ВВП)."

 Снижение текущей инфляции  компенсировалось за счет сокращения  социальных расходов и роста  "отсроченной инфляции" (девальвации,  неплатежей, внутреннего и внешнего  долга и т.д.)

 

 В России рост отсроченной  инфляции происходил на фоне  постоянного повышения реальных  ставок налогов и снижения  их собираемости. Вследствие непродуманной  фискальной политики все большее  число предприятий переходило  в теневую экономику.

"В 1997 г. около 40% экономики оказалось в теневом  секторе. Вывоз капитала за  рубеж составил 10-12 млрд. долларов  ежегодно.

 Все это время баланс  бюджета поддерживался за счет  роста "отсроченной инфляции". Каждый задержанный рубль бюджетных  выплат оборачивался в 5-6 рублей  неплатежей. Общий объем неплатежей  в 1998 г. составил более 1,4 трлн. руб. Только 16% российских предприятий  платят налоги полностью. 70% сделок  осуществляется через бартер  и взаимозачеты.

 Высокие ставки ГКО-ОФЗ,  рост фондового индекса быстрыми  темпами (в 8 раз за 96-97 гг.) привели  к тому, что инвестиции вытеснялись  из реального сектора экономики  и направлялись в финансовый  сектор, который существовал независимо  от производства."

 Искусственное поддержание  курса рубля способствовало неадекватному  соотношению экспорта и импорта.  Цены на экспорт оказывались  завышенными, что мешало притоку  валюты в Россию. Цены на импорт, наоборот, были заниженными, что подрывало конкурентоспособность российских товаров.

 

 Налоговая система  в России.

 В реализации курса  на реформирование экономики  России правительство уделяло  большое внимание бюджетно-налоговой  политике. Правительство с одной  стороны действовало монетарными  методами удержания инфляции, с  другой стороны ему приходилось  проводить меры по остановке  спада производства.

"Налоговые поступления  являются важнейшей статьей доходной  части бюджета России, и их  значение возрастало. Если в 1992 г. налоги составили 40% доходной  части бюджета, то в 1994 г. - 90% доходной части.

 В ноябре 1991 г. был  принят закон "Об основах  налоговой реформы в Российской  федерации", налоговая система  в России стала приобретать  черты присущие рыночной экономике  (при командно-административной  системе государство получает  доходы не за счет явных  налогов, а за счет контроля  над ценами, заработной платой  и пр.)."

"К началу 1996 г. пять  основных налогов обеспечивают  налоговые поступления в бюджет: НДС, налог на прибыль, подоходный  налог, акцизы, таможенные пошлины.  Налоги разделены на федеральные;  республиканские, краевые, областные;  местные. Основные федеральные  налоги: налог на прибыль с  предприятий 32% (позднее повышена  до 38%) и налог на добавленную  стоимость 20%. Эти налоги пропорциональны.  Подоходный налог с физических  лиц носил прогрессивный характер. Лица с доходами до 5 (потом  12) млн. руб. в год уплачивали  налог по ставке 12%, лица с доходами  свыше - по возрастающей ставке  до 30%.

 В принципе, налоги  в России (% от ВВП) далеко не  самые высокие в мире:

 Однако, в России самые  высокие налоги на прибыль  предприятий, что не стимулирует  инвестиции. Кроме того, ставка налогов  установлена на уровне, превышающем критический, после которого налогооблагаемая база сокращается, и доходы государственного бюджета должны были бы уменьшаться. На самом деле этого не происходит, а доходы в бюджет продолжают расти еще до определенного уровня налогов.

 

 Приватизация в России.

 К 1 июля 1994 г. в России  полностью завершился этап ваучерной  приватизации. Приватизации подлежали  большинство государственных предприятий.  Программа 1992 года предусматривала  четыре способа приватизации: аукцион,  коммерческий конкурс, аренда  с правом выкупа, акционирование.

"Приватизация в России  принесла с собой такой институт, как чековые инвестиционные фонды,  которые собрали более трети  всех ваучеров, среднее количество  акционеров в них составило  22,8 млн. чел". Предполагалось, что  ЧИФы будут заинтересованы в  развитии производственного сектора  и станут заниматься вопросами  инвестирования производства. "Однако  российская практика показала, что  ЧИФы в большинстве своем были  заинтересованы в максимизации  дивидендов, а не в развитии  предприятий. Всего 15% средств  чековых инвестиционных фондов  были вовлечены в инвестиции  в акции предприятий, зато около  75% вложений было направлено в  краткосрочные и среднесрочные  спекуляции."

 Что не было сделано  в России для успеха приватизации? Во-первых, не была проведена аграрная  реформа. Незыблемость принципа  частной собственности основывается  на частной собственности на  землю. Вместо этого российские  реформаторы продолжали эксплуатировать  державшийся веками принцип общественной  собственности, который хотел  пересмотреть еще Столыпин, настолько  он был неэффективным. Отказ  от приватизации земли объясняли  политическими лозунгами "Россию  продадут", что можно было легко  ограничить рядом законов или  указов о порядке продажи земли.

"Вместо этого был  принят курс на приватизацию  заводов, фабрик, торговых и складских  помещений, газо- и нефтедобывающих  предприятий и других предприятий,  связанных с переработкой полезных  ископаемых и эксплуатацией месторождений,  являющихся по существу естественными  монополиями. Природные же богатства  - общественная собственность, но  никак не частная, они должны  принадлежать обществу, и использоваться  его органами управления, а не  отдельными лицами."

 В результате приватизации  вместо обещанного эффективного  собственника Россия получила  группу коммерческих банков, занимающихся  непрерывно переделом собственности.  Таким образом, основная цель  приватизации создание эффективного  собственника достигнута не была, наоборот, Россия была отброшена  от решения этой задачи на  несколько лет.

 

2.2 СЦЕНАРИИ БЛИЖАЙШЕГО БУДУЩЕГО.

 

 Проанализировав прошлое  и настоящее, естественно попытаться  спрогнозировать дальнейшее развитие  событий. 

 Социально-экономическое  прогнозирование, как и любое  прогнозирование вообще, может быть  успешным лишь при некоторой  стабильности условий. Однако  решения органов власти, отдельных  лиц, иные события меняют условия,  и события развиваются по-иному,  чем ранее предполагалось.

 Обратим внимание на  различие ситуаций 1996 и 2000 гг. Если  в 1996 г. Б.Н. Ельцин олицетворял  "реформаторов", а Г.А. Зюганов  - патриотов, то в 2000 г. В.В.  Путин "перехватил" многие лозунги  патриотов. Например, его единственное  видное всем конкретное дело  как руководителя правительства  - война в Чечне - вполне соответствовало  образу патриота. Поэтому для  многих избирателей оба основных  кандидата имели патриотический  имидж. Какова бы ни была  дальнейшая политика В.В.Путина, власть он получил как патриот,  как защитник национальных интересов  России.

 Данный материал прогнозирует  социально- экономическое развитие  России и динамики основного  макроэкономического показателя - валового  внутреннего продукта (ВВП) на 5 лет  (2002-2007). За это время произойдут  различные политические события,  поэтому прогноз может быть  сделан лишь отдельно для каждого  сценария из некоторой гаммы,  охватывающей возможные пути  социально- экономической - динамики  России 

 Метод сценариев - это  метод декомпозиции задачи прогнозирования,  предусматривающий выделение набора  отдельных вариантов развития  событий (т.е. сценариев), которые  охватывают все возможные варианты  развития. При этом каждый отдельный  сценарий должен допускать возможность  достаточно точного прогнозирования,  При применении метода сценариев  необходимо осуществить два этапа  исследования:

* построение исчерпывающего, но обозримого набора сценариев;

* прогнозирование в рамках  каждого конкретного сценария  с целью получения ответов  на интересующие исследователя  вопросы. 

 Каждый из этих этапов  лишь частично формализуем. 

Информация о работе История развития социального обеспечения