Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:26, курсовая работа
Согласно ч. 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации1 Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Однако, сегодня до сих пор еще многие не без основания полагают, что данная норма только декларирована, но не исполняется на практике, в отличии от наших европейских соседей, где создана и эффективно действует отрасль права социального обеспечения.
Причина этому представляется следующая: наше государство и право прошли свой, особый путь и на рубеже ХХ и ХХI вв. вновь оказались на перекрестке дорог истории. Вроде бы в конце 90-х начале 2000 годов была сформирована система законодательства, но сегодня она, по мнению многих специалистов, показала свою несостоятельность и неэффективность.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД…………………………………………………………………………...5
1.1 Социальное обеспечение в России в период гражданской войны и политикм "Военного комунизма"……………………………………………......5
1.2 Социальное обеспечение в период НЭПа…………...………………11
1.3 Социальное обеспечение в период форсированного развития экономики………………….. ……………..16
1.4 Социальное обеспечение в период его огосударствления…………20
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. ИТОГИ. СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО………………………………………………………29
2.1 Эволюция в России………………………………………….………..29
2.2 Сценарии ближайшего будущего……………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...50
Обычно отрезок времени до середины 50-х гг. выделяют в отдельный период, как и Великую Отечественную войну. Такая периодизация имеет основание, но, на наш взгляд, в данном случае их можно квалифицировать как подпериоды. Огосударствление было доминантой в развитии социального обеспечения с конца 30-х до конца 80-х гг., и в этом контексте он выглядит достаточно гомогенным. Еще раз подчеркнем, что мы не отрицаем более дробной градации внутри этого периода.
Важнейшим этапом в развитии законодательства о социальном обеспечении явились принятие 14 июля 1956 г. Закона о государственных пенсиях и утверждение 5 февраля 1955 г. ВЦСПС Положения о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию. Эти нормативные акты распространялись на рабочих и служащих, был значительно расширен круг лиц, имеющих право на пенсию, повышены размеры пенсий. В Законе о государственных пенсиях 1956 г. произошел отказ от чрезмерной, часто необоснованной дифференциации в пенсионном обеспечении трудящихся по ведомственному признаку и была закреплена общая для всех рабочих и служащих пенсионная система. Однако эта система еще не охватывала колхозное крестьянство и нетрудоспособных лиц, не имеющих необходимого стажа для назначения пенсии.
Со второй половины 50-х
гг. начали вводиться законодательные
новеллы, направленные на улучшение
условий социального
До 1965 г. социального обеспечения членов колхозов практически не существовало. Сами колхозы определяли размеры и периодичность выплат в соответствии с Примерным уставом сельскохозяйственной артели от 17 февраля 1935 г. В соответствии с уставом каждый колхоз создавал фонд помощи престарелым колхозникам, на содержание детей-сирот, яслей и т.д. Я.М. Фогель по этому поводу отмечал, что право членов колхозов на пенсию, осуществляющееся в рамках каждого колхоза за счет средств касс взаимопомощи, не носило безусловного, гарантированного характера.
В СССР функционировала особая
система социального
Только к началу 70-х гг. были решены проблемы обеспечения колхозников пособиями по временной нетрудоспособности. В 1969 г. III Всесоюзный съезд колхозников утверждает Примерный устав колхоза, в котором впервые в советском государстве предусматривается социальное страхование колхозников за счет создания уже упомянутого фонда - централизованного союзного фонда социального страхования колхозников. Этот фонд образовывался за счет отчислений колхозов и выплачивал пособия по временной нетрудоспособности, предоставлял путевки в санатории, дома отдыха и другие виды социального страхования.
Затем в каждой следующей пятилетке совершенствуется, по официальной терминологии, социальное обеспечение советских трудящихся по нескольким направлениям: увеличение размеров пенсий; сближение размеров пенсий и пособий между рабочими, служащими и колхозниками; улучшение социально-трудовой реабилитации инвалидов и престарелых, усиление государственной помощи семьям, имеющим детей. В 1974 г. были введены пособия на детей малообеспеченным семьям.
С середины 70-х г г. начинает
развиваться система
К моменту принятия Конституции СССР 1977 г. была сформирована государственная система социального обеспечения, включавшая две организационно-правовые формы: государственное социальное обеспечение рабочих и служащих и социальное обеспечение членов колхозов, а также государственная система здравоохранения.
В 80-е гг. прошлого века огосударствление
всех сфер социального обеспечения
стало основой единой государственной
системы социального
Государственное социальное
страхование рабочих и служащих
и некоторых других лиц осуществлялось
за счет средств фонда государственного
социального страхования. Этот фонд
образовывался из взносов предприятий,
организаций, учреждений, организаций,
исчисляемых в процентном отношении
к фонду оплаты труда. За счет фонда
государственного социального страхования
работникам предоставлялись следующие
виды социального обеспечения: пенсии
по старости, инвалидности, по случаю потери
кормильца, а также пенсии за выслугу
лет; пособия по временной нетрудоспособности,
беременности и родам; санаторно-курортное
лечение, обслуживание профилакториями,
домами отдыха, содержание детей в
пионерских лагерях и т.д. Управление
государственным социальным страхованием
было возложено на профессиональные
союзы. Но при этом и многие вопросы
пенсионного обеспечения
Социальное страхование колхозников. Это система обеспечения колхозников и членов их семей пособиями и иными видами обеспечения и обслуживания. Источником являлись Централизованный союзный фонд социального страхования колхозников, формируемый из взносов колхозов в процентном отношении к сумме фактических расходов на оплату труда членов колхозов без каких-либо вычетов из заработка колхозников. Фонд управлялся советами профсоюзов и Союзным советом колхозников.
Социальное обеспечение колхозников за счет централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников. Этот фонд формировался за счет отчислений от валового дохода колхозов и дотации государства. Его средства направлялись на выплату пенсий и пособий колхозникам. Управление осуществлялось представительными органами колхозов - советами социального обеспечения колхозников при активной роли государственных органов социального обеспечения.
Социальное обеспечение
за счет прямых ассигнований из государственного
бюджета. Эта форма была предназначена
для обеспечения, во-первых, определенных
категорий граждан (пенсии военнослужащим);
во-вторых, престарелых и инвалидов,
многодетных и одиноких матерей
(содержание в домах интернатах,
некоторые виды пособий и др.).
Социальное обеспечение осуществлялось
органами государственного управления
социальным обеспечением (министерства
социального обеспечения
Другими авторами предлагались
иные классификации организационно-
Однако особо следует
отметить, что единство государственной
системы социального
Средства социального
страхования практически
Таким образом, единая государственная
система социального
Государственный контроль за
мерой труда и мерой
В заключение главы можно сделать следующие выводы.
В советский период социальное страхование существовало только в период НЭПа. С 1919 г., а затем с конца 20-х гг. в стране функционировала довольно своеобразная и по-своему эффективная система государственного социального обеспечения, почти начисто лишенная страховых начал. Она имела некоторые черты модели Бевериджа, но не сопрягалась с профессиональным и индивидуальным страхованием. Можно говорить о формировании оригинальной советской модели социального обеспечения, основанной на "страховании без взносов".
Советская система государственного
социального обеспечения в
Информация о работе История развития социального обеспечения