История становления конфликтологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:43, реферат

Описание

Конфликты всегда притягивали к себе внимание человека, однако предметом научного изучения они стали относительно недавно. Во многом этому способствовали изменившиеся экономические и социальные условия жизни людей, приводящие к серьезным последствиям в человеческих отношениях (военные и бытовые конфликты, вспышки насилия в этнических столкновениях, разногласия на работе и т.п.).

Работа состоит из  1 файл

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ.docx

— 59.27 Кб (Скачать документ)

 

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ø Исторические условия возникновения конфликтологии. Эволюция представлений о конфликте.

 

Ø Философско-социологическая традиция изучения конфликтов на рубеже XIX – XX веков.

 

Ø Общая характеристика зарубежной конфликтологии первой половины XX века.

 

 

Исторические условия  возникновения         конфликтологии. Эволюция представлений о конфликте.

 

Конфликты всегда притягивали  к себе внимание человека, однако предметом  научного изучения они стали относительно недавно. Во многом этому способствовали изменившиеся экономические и социальные условия жизни людей, приводящие к серьезным последствиям в человеческих отношениях (военные и бытовые  конфликты, вспышки насилия в  этнических столкновениях, разногласия  на работе и т.п.). Все это стимулировало  интерес к конфликту как социальному  явлению не только в обыденном  сознании человека, но и в науке. Появились новые направления  в изучении конфликтов, созданы целые  научные школы и направления  в философии, социологии, психологии. Однако какими бы ни были достижения сегодняшнего дня, они, так или иначе, все  опираются на результаты прошлых открытий в данной области.

 

Античная эпоха оставила нам детальное описание войн и  первые оценки конфликтов подобного  рода. В Средние века и в Новое  время были предприняты попытки  осмыслить сущность этого явления. Целая плеяда мыслителей-гуманистов высказывала свои представления  о конфликтах, пагубности их роли в  развитии человечества, об устранении войны из жизни общества и установлении вечного мира.

 

Первые дошедшие до нас  исследования рассматриваемой проблемы относятся к VII—VI вв. до н. э. Китайские  мыслители того времени полагали, что источник развития всего существующего  — во взаимоотношениях присущих материи  положительных (Ян – светлое) и отрицательных (инь – темное) сторон, находящихся  в постоянном противоборстве и приводящих к конфронтации их носителей. Однако, по мнению Лао-цзы (579 – 499 гг. до н.э.), они  «не столько борются между  собой, сколько, дополняя друг друга, образуют гармонию Единого» (см. В.П. Ратников, 2005, С.8). Он же писал: «В сражениях побеждают  те, кто скорбит войну; главное  состоит в том, чтобы соблюдать  спокойствие».

 

Конфуций утверждал, что  злобу и заносчивость, а с ними и конфликты порождают, прежде всего, неравенство и несхожесть людей: «Трудно бедняку злобы не питать и легко богатому не быть заносчивым» (А.Я. Кибанов и др., 2003, С.9). Нормальному общению, по мнению мыслителя, вредит упрямство, лживость, лесть, стремление к выгоде и т.д. Поэтому полезно строгое отношение к себе и снисходительность к другим, почтительность к старшим и благосклонность к простым и малым. Кроме того, Конфуций считал, что необходимо улучшать нравы, устранять пороки, избегать ссор. Для этого нужно обращаться к лучшим сторонам человеческой души: доброте, справедливости, благожелательности и т.п.

 

В Древней Греции появляется философское учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей. Так, например, Анаксимандр (около 610 — 547 гг. до н. э.) утверждал, что вещи возникают  из постоянного движения «апейрона» — единого материального начала, приводящего к выделению из него противоположностей. Гераклит (конец 6 — нач.5 вв. до н. э.) сделал попытку  вскрыть причину движения, представить  движение вещей и явлений как  необходимый, закономерный процесс, порождаемый  борьбой противоположностей. Борьба всеобща, и «все происходит через  борьбу и по необходимости», — писал  он. При этом конфликт представлялся  ему важным свойством, непременным  условием общественной жизни, так как  противоборство, в том числе и  война, является «отцом и царем всего  сущего».

 

В то же самое время Платон (около 428 — 348 гг. до н. э.) рассматривал войну как величайшее зло. По его  мнению, некогда существовал «золотой век», когда «люди любили друг друга  и относились друг к другу доброжелательно». И Платон, и Аристотель полагали, что человек является по своей  природе общественным существом. Это  общественное начало, заложенное в  человеке, придает ему способность  к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми. Однако в «идеальном государстве» Платона все же имеются  воины, готовые выступить в поход  в любое время.

 

Гераклиту также противоречил и Геродот (около 490 — 425 гг. до н.э.). Он утверждал, что «никто настолько  не безрассуден, чтобы предпочесть  войну миру. Ведь во время войны  отцы хоронят детей, во время же мира — дети отцов». Философ-материалист  Эпикур (341 — 270 гг. до н.э.) так же считал, что негативные последствия столкновений вынудят когда-то людей жить в  состоянии мира.

 

Мыслители прошлого пытались определить критерии «справедливого»  и «несправедливого» насилия. В  частности, Цицерон (106 — 43 гг. до н. э.) выдвинул тезис о «справедливой и благочестивой  войне», которая могла вестись  для отмщения за причиненное зло, для изгнания из страны вторгшегося  врага («О государстве»). Аврелий Августин Гиппонский Блаженный (345 — 430 гг.) добавил  к условиям Цицерона «справедливость  намерений» ведущего войну. Его рассуждения  о войне и мире, изложенные в  работе «О граде божьем», звучат вполне современно: «Те, которые нарушают мир, не ненавидят его как таковой, а хотят лишь другого мира, который  отвечал бы их желаниям» (см. А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, 1999, С. 11 – 12).

 

В Средние века Фома Аквинский (1225 — 1274 гг.), развивая мысли

 

о допустимости войн в жизни  общества, определил еще одно условие  справедливой войны: для нее должна быть «авторизованная компетенция», т. е. санкция со стороны государственной  власти. Хотя в целом, по его мнению, «война и насилие являются всегда грехом».

 

Одну из первых попыток  системного анализа социальных конфликтов предпринял флорентийский теоретик и государственный деятель Никколо  Макиавелли (1469 — 1527 гг.). Ценность его  концепции заключается в отходе от господствовавших тогда божественных взглядов на источники общественного  развития. Великий теоретик средневековья  считал конфликт универсальным и  непрерывающимся состоянием общества ввиду порочной природы человека, стремления различных групп людей  к постоянному и неограниченному  материальному обогащению. Н. Макиавелли указывал на дворянство, сосредоточившее  в своих руках всю полноту  государственной власти, как на один из источников социального конфликта. Тем не менее, Макиавелли видел в  конфликте не только разрушительную, но и созидательную функцию. Чтобы  уменьшить негативную роль конфликта, нужно уметь правильно воздействовать на него. Выполнять эту миссию призвано государство, считал мыслитель.

 

Эразм Роттердамский (1469 — 1536 гг.) отмечал, что «война сладка для  тех, кто ее не знает», и указывал на наличие собственной логики начавшегося  конфликта, который разрастается подобно  цепной реакции, вовлекая в орбиту своего влияния все новые слои населения  и страны. Анализируя причины войн, Э. Роттердамский подчеркивал, что  часто низменные и корыстные  качества правителей ввергают народы в войны. Они ощущают и видят  свое могущество, лишь разрушая согласие в народе, а когда это согласие нарушено, они втягивают и вовлекают  народ в войну, чтобы свободнее  и легче грабить и истязать несчастных людей. Гуго Граций (1583 — 1645 гг.) допускал возможность войны  между суверенными государствами, в которой обе стороны убеждены в собственной правоте. А английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626 гг.) в качестве основной причины социальных конфликтов внутри страны выделил бедственное  материальное положение народа. Кроме  того, он считал, что возникновению  конфликтов способствует пренебрежение  государями мнением сената и сословий, политические ошибки в управлении, распространение слухов и кривотолков, а также «пасквили и крамольные речи».

 

Томас Гоббс (1588 — 1679 гг.) негативно  оценивал человеческую природу, полагая, что человек по своей естественной природе является существом эгоистическим, завистливым и ленивым. Поэтому  он обосновал в «Левиафане» концепцию  «войны всех против всех» как естественного  состояния человеческого общества. Он считал главной причиной конфликта  стремление к равенству, которое  приводит к возникновению у людей  одинаковых надежд, желание завладеть  одними и теми же объектами, необходимыми для самосохранения или получения  удовольствия, а это превращает людей  во врагов, порождает соперничество, недоверие и честолюбие. Когда  такое состояние стало для  людей непереносимым, они заключили  между собой договор о создании государства, которое способно избавить людей от бесконечной борьбы. Таким  образом, негативно оценивая природу  человека, Гоббс не видел другого  способа преодоления порочности людей, кроме применения государственного насилия.

 

В эпоху Нового времени  были популярны и идеи Жан-Жака Руссо (1712 – 1778 гг.), который, в отличие от Гоббса, утверждал, что человек по своей природе добр, миролюбив  и создан для счастья. Раскрывая  идею об этапности всемирноисторического  процесса, Руссо выдвинул следующий  тезис: вначале су-ществовало «естественное  состояние», когда люди были свободны и равны, затем развитие цивилизации  привело к утрате состояния равенства, свободы 

 

и счастья, и, наконец, заключив «общественный договор», люди вновь  могут обрести утраченную гармонию общественных отношений, «вечный мир» и согласие. Однако, по мнению Ж.-Ж. Руссо, общественный договор возможен только под жестким контролем народа, так как «войны министрам нужны и добрую волю они не проявят». Поэтому «дело уже не в увещевании, а в принуждении». При этом важнейшим инструментом восстановления естественных для людей отношений мира и согласия должно стать создаваемое ими по взаимному договору демократическое государство, опирающееся в основном на ненасильственные, воспитательные средства, которые в наибольшей степени, по мнению мыслителя, соответствуют сущности человека.

 

Адам Смит (1723 – 1790 гг.) изучал конфликт как многоуровневое социальное явление. Он считал, что человека в  некоторой степени характеризует  эгоизм, то есть «любовь к себе», но в непременной гармонии своекорыстных  интересов с общими устремлениями  людей к благополучию и счастью. При этом Смит полагал, что основная причина, которая движет человеком  в стремлении улучшить свое положение, повысить социальный статус, состоит  в том, чтобы «отличиться, обратить на себя внимание, вызвать одобрение, похвалу, сочувствие или получить сопровождающие их выгоды». Возможно поэтому в работе «Исследования о природе и  причинах богатства народов» он вместо моральных отношений между людьми рассматривает экономические интересы, считая, что забота человека о собственном  материальном благополучии не будет  помехой на пути к всеобщему благу, поскольку мысль о благоденствии  всего общества преобладает над  личными мотивами. С его точки  зрения, в основе конфликта лежат  деление общества на классы (капиталисты, земельные собственники, наемные  рабочие) и экономическое соперничество. Однако такое противоборство между  классами А. Смит рассматривал как источник поступательного развития общества, а социальный конфликт, следовательно, как определенное благо человечества.

 

Немецкий философ Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.) считал, что «состояние мира, между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние ... последнее, наоборот, есть состояние войны, т.е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная их угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено». Здесь просматривается связь  с идеями

 

Т. Гоббса, когда он признает естественным состоянием людей «состояние войны», и идеями Ж.-Ж. Руссо об «общественном договоре».

 

По мнению другого немецкого  философа Георга Гегеля (1770 – 1831 гг.), главная  причина конфликта кроется в  социальной поляризации между «накоплением богатства», с одной стороны, и  «привязанным к труду классом», — 

 

с другой. Будучи сторонником  сильной государственной власти, Гегель выступал против смут и беспорядков  внутри страны, расшатывающих государственное  единство. Он считал, что государство  представляет интересы всего общества и обязано регулировать конфликты.

 

Проблема борьбы за существование  являлась одной из основных в учении Чарльза Дарвина (1809 – 1902 гг.). Главная  идея его книги «Происхождение видов  путем естественного отбора, или  сохранение благоприятствуемых пород  в борьбе за жизнь» работы сформулирована уже в самом названии – развитие живой природы осуществляется в  условиях постоянной борьбы за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов. В дальнейшем взгляды Ч. Дарвина  получили развитие в некоторых социологических  и психологических теориях конфликта.

 

Таким образом, с древних  времен до наших дней сталкиваются между собой две точки зрения на проблему конфликта. Первая точка  зрения восходит

 

к древнегреческой философии (Аристотель и Платон): конфликт –  противоборство, зло; отношения между  людьми должны быть бесконфликтными; право  и справедливость заложены во всех людях от природы. Другая точка зрения принадлежит Томасу Гоббсу, который  полагает, что общество – это  «война всех против всех». Он утверждал, что «природа создала людей равными  в отношении физических и умственных способностей», но это равенство  людей от природы само по себе не есть благо.

 

Сопоставляя две традиции в понимании вопроса о соотношении  человека и общества, еще раз подчеркнем, что аристотелевская позиция  подчеркивает

 

в человеке общественное начало, его способность к сотрудничеству с другими людьми, которая заложена в самой природе человека. Будучи естественным человеческим свойством, она не нуждается в дальнейшем объяснении. Наоборот, конкретные формы  общественной жизни объясняются  с помощью этого стремления людей  к совместной жизни и сотрудничеству.

 

Противоположная позиция, представленная Гоббсом и его сторонниками, исходит  из того, что человек есть некая  самость, индивид, для которого другие люди представляют собой среду его  обитания, врагов или партнеров, который  сам формулирует свои идеи и задачи и стремится к тому, чтобы использовать свои связи и отношения с другими  людьми в качестве средств для  достижения своих целей.

 

Как видим, в зависимости  от занимаемой авторами позиции наблюдается  и разный подход к пониманию конфликтов. Однако из того факта, что люди способны к сотрудничеству, вовсе не следует, что они не способны к вражде, ненависти, насилию. Так, важнейшие  источники конфликтов, которые мы находим в работах Аристотеля и Платона, состоят в имущественном  неравенстве людей и в неравенстве  получаемых ими почестей, что приводит к возрастанию своекорыстия и  тщеславия. Кроме того, по мнению Аристотеля, «причиной конфликтов бывают также  наглость, страх, превосходство, презрение, чрезмерное возвышение; с другой стороны  – происки, пренебрежительное отношение, мелкие унижения, несходство характеров».

 

Что касается понимания общества как «войны против всех», то конфликты  здесь обусловлены не тем или  иным общественным устройством или  характером распределения благ и  почестей в государстве, но самой  природой человека и, главным образом, естественным равенством людей. Раз  они равны в своих способностях, значит, они равны и в своих  притязаниях. А поскольку предметы их притязаний не могут принадлежать всем сразу одновременно, постольку  в отношениях между людьми заложен  конфликт. Это не означает, что люди не способны к сотрудничеству. Но это  сотрудничество они осуществляют не в силу своих природных влечений, а в силу принуждения, страха перед  наказанием за нарушение общественного  договора, согласно которому власть в  обществе передается государству.

 

 

Философско-социологическая  традиция

 

изучения конфликтов на рубеже XIX- XX веков.

 

Рассмотрим некоторые  социологические подходы к пониманию  и изучению конфликта. Первые попытки  создать социологическую теорию совершенствования социальной системы, где бы обосновывалась роль конфликта, относятся ко второй половине XIX в. В  этот период появились работы английского  социолога Герберта Спенсера (1820 – 1903 гг.), например «Основы социологии», в которых развивался тезис о  всеобщности и универсальности  конфликта.

 

Спенсер утверждал, что борьба за выживание, конфликты между индивидами и группами способствуют равновесию в обществе, обеспечивают процесс  общественного развития. Г. Спенсер  был сторонником учения социалдарвинистов, которые утверждали, что общество может быть отождествлено с организмом, что, в свою очередь, дает возможность  объяснять социальную жизнь биологическими закономерностями.

 

Именно Спенсер сформулировал  важные положения методологического  подхода к анализу общественных явлений. Суть положений состоит  в следующем:

 

Ø каждый элемент общественной системы может существовать только в рамках целостности, выполняя строго определенные функции;

 

Ø функции частей единого социального организма означают удовлетворение какой-либо общественной потребности и вместе направлены на поддержание устойчивости общества, его стабильности;

 

Ø сбой в деятельности той или иной части общественной системы создает ситуацию трудновосполнимого нарушения каких-то жизненно необходимых функций;

 

Ø сохранение целостности и стабильности, а следовательно, и преодоление конфликтов возможно, если обеспечиваются они социальным контролем, согласием большинства с принятой в обществе системой ценностей.

 

Яркими представителями  этого учения наряду со Спенсером  были

 

У. Бэджгот, У. Самнер, Л. Гумплович, Г. Ратценгофер, А. Смолл, которые, описывая проявления социальной борьбы в столкновении интересов, унаследованных норм и новых  идей, привлекли внимание к проблеме конфликта.

 

Особое место в теории социального конфликта занимают работы Карла Маркса (1818 – 1883 гг.). Его  открытие материалистического понимания  истории дало возможность по-новому взглянуть на развитие социальных отношений. По К. Марксу, в обществе люди вступают друг с другом в необходимые социальные отношения, которые не зависят от их воли и сознания. Это главное  условие формирования социальной субстанции, общества. Его развитие осуществляется в соответствии с диалектическим законом единства и борьбы противоположностей, которые в этом обществе представлены большими социальными группами или  классами. Основная проблема в их отношениях – система распределения ресурсов. Исходя из этого формулируются основные тезисы марксовой концепции конфликта:

 

► Чем более неравномерно распределяются в системе дефицитные ресурсы, тем глубже конфликт между господствующими и подчиненными классами.

 

► Чем глубже подчиненные классы начнут осознавать свои истинные интересы, тем более вероятны их сомнения в законности существующей формы распределения ресурсов.

 

► Чем больше подчиненные классы сознают свои интересы и начнут сомневаться в законности существующего распределения, тем более вероятно, что они должны будут сообща вступить в открытый конфликт с господствующими классами.

 

► Чем выше идеологическая унификация членов подчиненных классов, тем более развита структура их политического руководства, тем сильнее поляризация противостоящих классов.

 

► Чем сильнее поляризация господствующих и угнетенных, тем насильственнее будет конфликт.

 

► Чем более насильственным является конфликт, тем больше структурных изменений системы он вызовет и тем большее перераспределение недостающих ресурсов произойдет в результате.

 

Исследователи наследия К. Маркса обратили внимание на то, что классовый  конфликт рассматривался им без теоретического анализа его разнообразных поведенческих  форм. Указывается на абсолютизацию  роли экономических отношений в  возникновении социального конфликта. Маркс считал, что каждая из конфликтующих  сторон имеет лишь одну цель – стремление к распоряжению дефицитными ресурсами, что было опровергнуто социальной практикой. Несмотря на это, теория Маркса получила широкое распространение в социологии.

 

Эмиль Дюркгейм – один из основоположников французской социологической  школы – в трактате «О разделении общественного труда» утверждал, что  конфликт является универсальным явлением социальной жизни. Тем не менее, с  точки зрения Дюркгейма, не менее  универсальными являются и такие  способы взаимодействия людей, как  сотрудничество, взаимообмен и сплоченность. При этом конфликт является средством  восстановления социального равновесия, если он разрешается эффективно и  мирно.

 

По Дюркгейму, наибольшее значение в сближении людей в  социальную целостность (солидарность) имеет нравственное самосознание, понимание  своих прав и обязанностей. Именно нравственность как конкретная совокупность норм, воздействующих на реальное поведение  людей, обладает свойством регулирования  конфликтов.

 

Другим классиком, имя  которого в истории конфликтологии обычно соседствует с именем Маркса, является немецкий философ Г. Зиммель. (1858 – 1918 гг.). Автора опубликованной в 1908 г. «Социологии» по праву считают  основоположником функциональной теории конфликта. Именно Георг Зиммель  ввел в научный обиход термин «социология  конфликта». Согласно Зиммелю, конфликт – универсальное явление; более  того, полностью единая и гармоничная  группа или общество вообще немыслимы. Даже если бы они существовали, то, не обладая механизмом саморазвития и  не подвергаясь воздействию импульсов, стимулирующих изменения, они оказались  бы нежизнеспособными.

 

Таким образом, Зиммель, подобно  Марксу, полагал, что конфликт в обществе неизбежен, и считал его интегрирующей  силой, которая объединяет противоборствующих, способствует стабилизации общества, укрепляет конкретные организации. Одной из его основных форм Зиммель  считал конфликт между индивидом  и обществом, однако, в отличие  от Маркса, Зиммель проявлял интерес  к более широкому спектру конфликтных  явлений, описывая конфликты и между  этническими группами, и между  разными поколениями людей, и  между мужчинами и женщинами, и т.д.

 

Большое значение имеют выводы Зиммеля о воздействии конфликта  на внутреннюю структуру группы. В  экстремальных ситуациях, например в случае войны, усиливается тенденция  к централизации, вплоть до установления деспотического режима. Возникнув, централизованная структура стремится к самосохранению и с этой целью склонна выискивать нового противника для создания новых  внешних конфликтов. Кроме того, конфликт может, с точки зрения Зиммеля, приводить к социальной интеграции и, обеспечивая выход враждебности, усиливать социальную солидарность. Однако конфликт, по Зиммелю, не всегда и не обязательно приводит к разрушениям. Напротив, он может выполнять важнейшую  функцию сохранения социальных отношений  и социальных систем.

 

Вкладом Зиммеля в теорию конфликта является включение в  конфликт третьей стороны. Отношения  в диаде допускают возможность  лишь прямолинейного конфликта. С появлением «третьего» открывается возможность  для многоплановых отношений, осознания  различий, формирования коалиций, становления  групповой солидарности, т. е. возможность  сложного социального взаимодействия.

 

Несмотря на социологическое  происхождение идей Зиммеля, конфликт понимается им не просто как столкновение интересов, но более психологизированно, как выражение некоей присущей людям  и их отношениям враждебности.

 

Таким образом, в период со второй половины XIX в. и до начала XX в. функциональные концепции признавали социальный конфликт нормальным явлением общественного бытия, неотъемлемым свойством социальных отношений. Конфликтам отводилась важная позитивная роль в  общественном процессе. Общим для  рассмотренных концепций было то, что конфликт анализировался на макроуровне (класс, народ, государство).

 

 

Общая характеристика

 

зарубежной конфликтологии первой половины XX века.

 

В первой половине XX в. проблема конфликта в социологии развивалась  в рамках системно-функциональной школы. В этот период интенсивно развивались  прикладные социологические исследования, направленные на выявление условий  возникновения и протекания конфликтов на микроуровне – в малых группах  и между отдельными индивидами. Задачей  практической социологии был поиск  эффективных методик разрешения конфликтных ситуаций в организациях, на производстве. Эти конфликты рассматривались  как негативные процессы, сдерживающие развитие общества. Внимание социологов занимали забастовки, демонстрации протеста, бунты, военные конфликты и другие «аномалии» социальной действительности.

 

Данная переориентация в  подходе к изучению социального  конфликта была обоснована американским социологом Толкоттом Парсонсом (1902 – 1979) в работе «Структура социального  действия». Анализируя функциональную модель общества, Т. Парсонс рассматривал общество как систему отношений  между людьми, связующим звеном которой  являются нормы и ценности. Парсонс  считал, что 

 

1) любая социальная система  представляет собой относительно  устойчивую, стабильную и хорошо  интегрированную структуру; 

 

2) каждый элемент этой  структуры имеет определенную  функцию, внося тем самым вклад  в поддержание ее устойчивости;

 

3) функционирование социальной  структуры базируется на ценностном  согласии членов общества, которое  обеспечивает необходимую стабильность 

 

и интеграцию.

 

Парсонс указывал, что нормативный  компонент социального действия разворачивается на четырех уровнях: организм, личность, социальная система, культура. Возможность конфликта  заложена в самом процессе социализации,

 

в ходе которой человек  оказывается приобщенным не только к способам функционирования социальной системы, но и к нормам и ценностям  соответствующей культуры. В конфликт может перерасти несоответствие, определенная напряженность, складывающаяся при социализации между внутренними  физиологическими потребностями организма  и потребностями человека в социальных отношениях.

 

По Парсонсу, конфликт может  являться причиной дестабилизации и  дезорганизации общественной жизни. Определив  конфликт как социальную аномалию, своего рода болезнь, которую надо преодолевать, он видел главную задачу в поддержании  бесконфликтных отношений между  различными элементами общества, что  обеспечивало бы социальное равновесие, взаимопонимание и сотрудничество. На уровне социальной системы, по его  мнению, интегративную функцию выполняют  правовые институты, религия и обычаи. По мере развития общество повышает «обобщенную  адаптивную способность» и становится менее конфликтным.

 

Концепция Т. Парсонса обоснованно  подвергалась критике за ее «нежизнеспособность», и в 50-е годы в западной социологии произошел возврат к конфликтной  модели общества. Однако в это же время представители так называемой индустриальной школы в социологии управления высказали близкую 

 

с Парсонсом точку зрения относительно природы конфликта  и способов его преодоления. В  частности, конфликты рассматривались  ими как опасная «социальная  болезнь», которая нарушает состояние  общественного равновесия и сотрудничества.

 

Определенное влияние  на развитие конфликтологии оказали  социологи Чикагской школы. Они  отводили конфликтам место в ряду таких типов социального взаимодействия, как соревнование, приспособление, ассимиляция, указывая на то, что конфликтам принадлежит переходная роль от соревнования

 

к другим типам взаимодействия, а значит, он является существенным источником социальных перемен. Поэтому, с их точки зрения, необходимо в  ходе управленческой деятельности трансформировать конфликт в сотрудничество,

 

а также содействовать  развитию гармоничных отношений  между социальными группами, осуществляя  разработку конкретных методик по разрешению конфликтных ситуаций.

 

По мере развития общества, науки крепло понимание необходимости  учитывать естественную неизбежность и закономерный характер возникновения  социальных противоречий, перерастающих  в конфликт. В итоге с начала 1950-х годов в США, Франции, Германии и ряде других западных стран сложились и получили распространение современные концепции конфликта.

 

Считается, что именно выход  в свет в 1956 г. работы американского  социолога Льюиса Козера «Функции социального  конфликта» заложил основы современной  западной социологии конфликта. В концепции  «позитивно-функционального конфликта» Л. Козер обосновал положительную  роль конфликтов в обеспечении устойчивости социальных систем. Развивая идеи Зиммеля, Козер утверждал, что нет и  не может быть социальных групп без  конфликтных отношений. В данной теории конфликт рассматривается как  борьба за ценности и социальный статус, власть и недостаточные материальные и духовные блага. Это борьба, в  которой целями сторон являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение  противника. Он усматривал в конфликте  некую социальную напряженность  между тем, что есть, и тем, что  должно быть, в соответствии с чувствами, взглядами, интересами определенных социальных групп и индивидов.

 

По мнению Козера, борьба между социальными группами и  отдельными индивидами за перераспределение  материальных ценностей и власть выполняет позитивные функции. Во-первых, разряжая напряженные отношения  между участниками и давая  выход негативным эмоциям, завершившийся  конфликт позволяет сохранить взаимоотношения  между конфликтующими сторонами,

 

т. е. вернуть их в исходное состояние. Во-вторых, в ходе конфликтного взаимодействия люди больше узнают друг друга, так как конфликт выполняет  тестирующую функцию. Взаимное познание способствует трансформации враждебных отношений в отношения сотрудничества.

 

Л. Козер отмечает неоднозначную  роль внешнего конфликта для сплочения  группы. Внутренняя сплоченность возрастает, если группа достаточно интегрирована  и если внешняя опасность угрожает всей группе, а не ее части,

 

и воспринимается всеми членами  группы именно как общая угроза. Для недостаточно интегрированных  групп характерна жесткость по отношению  к несогласным членам, стремление подавить проявления внутренних конфликтов. Позитивной функцией социального конфликта  Козер считал то, что он стимулирует  социальные перемены, появление новых  общественных порядков, норм и отношений.

 

В конце 50-х годов немецкий социолог Ральф Дарендорф (р. 1929) обосновал  новую теорию социального конфликта, которая получила название «конфликтная модель общества» («Классы и классовый  конфликт в индустриальном обществе», 1957). В ней сказывается влияние  идей К. Маркса о классовой поляризации, борьбе и разрешении классового конфликта  революционным путем. По мнению Дарендорфа, марксистская теория классовой борьбы не может объяснить конфликты  современного капитализма.

 

Р. Дарендорф утверждает, что общество в каждый момент подвержено изменениям и эти изменения всепроникающи. Поэтому любое общество испытывает социальные конфликты, происходящие на различных уровнях. Противостояние, конфликты происходят из-за того, что  людей разделяет не только социальное неравенство, то есть неодинаковый доступ к ресурсам, их обладанию и распределению, но и борьба за власть, престиж и  авторитет, неравное положение в  отношениях управления и организации, когда одни наделены правом командовать, а другие принуждены подчиняться  и выполнять отдаваемые им приказы. Так как любое общество опирается  на принуждение одних его членов другими, классовый конфликт определяется характером власти.

 

Исходя из этого, Р. Дарендорф  считает бесполезными попытки ликвидировать  глубинные причины социальных антагонизмов и допускает возможность влиять на изменение специфического течения  конфликта, упреждать «социальные  потрясения». Для этого важны, по крайней мере, три условия: 1) наличие  ценностных установок, признание различий и противостояния конфликтующих; 2) уровень организации сторон: чем  выше степень организованности, тем  легче достичь согласия и исполнения договоренностей; 3) взаимоприемлемость определенных правил, соблюдение которых  позволяет сохранять и поддерживать отношения между сторонами, участвующими в конфликте. По крайней мере, это  открывает перед современным  обществом перспективу не революционных  переворотов, а эволюционных изменений.

 

В начале 60-х годов американский социолог Кеннет Боулдинг предпринял попытку создать универсальное  учение о конфликте – «общую теорию конфликта» («Конфликт и защита: общая теория», 1963). В соответствии с ней конфликт – всеобщая категория, присущая живому и неживому миру, выступающая  базовым понятием для анализа  процессов социальной, физической, химической и биологической среды. Все конфликты имеют общие  функции, свойства и тенденции возникновения, протекания и разрешения. По мнению Боулдинга, в природе человека лежит  стремление к постоянной борьбе с  себе подобными, к эскалации насилия. Однако конфликты нужно преодолевать, существенно ограничивать.

 

В данной теории рассматриваются  две модели конфликта – статическая  и динамическая. В статической  модели Боулдинг анализирует «стороны конфликта» и систему отношений  между ними. Эти отношения строятся на принципе конкуренции. В динамической модели Боулдинг рассматривает интересы сторон как побудительные силы в  конфликтном поведении людей. Используя  идеи бихевиоризма, он определяет динамику конфликта как процесс, складывающийся из реакций противоборствующих сторон на внешние стимулы. По-этому общественные столкновения являются «реактивными процессами».

 

По мнению Боулдинга, основу «социальной терапии» по «снятию», преодолению конфликтов составляют три момента: понимание причин возникновения  противоборств; разумный выбор согласованных  способов их устранения; нравственное совершенствование людей.



Информация о работе История становления конфликтологии