Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 22:06, контрольная работа
Социология – наука о закономерностях становления, функционирования и развития социальных систем. Социальная система – целостное образование, основными элементами которого являются люди, а также их устойчивые связи, взаимодействия и отношения. Социальные системы складываются на основе совместной деятельности людей.
ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________2
1.ВОПРОС №10 «Современные социологические теории»_____________5
2. ВОПРОС №20 «Социологическая мысль в России конца XIX в. - начало XX вв.(легальный марксизм, плюралистическая теория М.Ковалевского)»_ 9
Легальный марксизм_______________________________________14
Плюралистическая теория М.М. Ковалевского______________________15
3.ВОПРОС №30 «Социальное взаимодействие и социальные отношения»21
4. ВОПРОС №30 «Личность как социальный тип»_______________24
Содержание используемой литературы_______________________44
Подобно Тарду, Ковалевский рассматривал подражание как органическое проявление личностной и социальной психологии людей и потому как важнейший фактор их общественной жизни. Он считал, что «основы социологии не могут лежать вне психологии» (имеется ввиду прежде всего коллективная, социальная психология). Речь шла о том, чтобы изучать «Психологию народов». Это необходимо для более глубокого понимания духовного состояния народов, разностороннего проявления их культур.
Положительное отношение к многим социологическим направлениям и школам, стремление понять их и обнаружить связи между ними, рано как и готовность применять их учения при анализе тех или иных общественных явлений – еще одно проявление социологического плюрализма М. Ковалевского. Каждое направление в социологии по своему показывает значение тех или иных факторов в развитии общества, будь то биологический, демографический, экономический, политический, или психологический фактор.
В своих основных социологических трудах «Современные социологии» и «Социология» М. Ковалевский говорит о множественности факторов общественного развития. В качестве социально значимых факторов у него фигурирует и биологический, и космический, и политический, и многие другие. Он указывает на необходимость обнаружения одновременного и параллельного воздействия этих факторов на развитие общественных явлений. В этом заключается одно из основных методологических требований его социологической концепции.
С позиции подобного плюрализма, т.е. необходимости учета влияния на развитие общества многих факторов, он подвергал критике однородность доктрин Спенсера, Дюркгейма, Тарда и других социологов. Более того, он считал, что в методологическом плане нет смысла говорить о более или менее важных факторах. Каждый из них может выступать в роли главного, сопутствующего или второстепенного в зависимости от ситуации и ракурса рассмотрения того или иного общественного явления.
Исходя из основных установок социологического плюрализма М. Ковалевский разработал теорию общественного прогресса, которую иногда называют ядром его социологии. Он писал, что основным законом социологии является закон прогресса. Задача же социологии состоит в том, чтобы «раскрыть те перемены в общественном и политическом укладе, в который вылился этот прогресс и те причины, которыми он обусловлен».
Обосновывая закономерный и в целом прогрессивный поступательный характер развития человеческого общества, Ковалевский не отрицал ни многих факторов застоя или топтания общества на месте, ни понятных, регрессивных движений, которые так же бывают в истории. Но побеждает все-таки «закон прогресса» – всеобщий социологический закон, проявляющийся «в расширении сферы человеческой солидарности». В этом он видел основное содержание общественного прогресса.
В
своей теории общественного прогресса
Ковалевский исходил из того, что
все народы проходят одни и те же
стадии развития, но не одновременно. Это
обстоятельство делает необходимым
использование историко-
По Ковалевскому, «все народы участвуют в мировом прогрессе», который должен привести к их объединению в единое «мировое солидарное общество». Обосновывая эволюционный характер общественного прогресса, он отвергал марксистскую теорию классовой борьбы и социальной революции, считал, что при нормальном течении общественной жизни столкновения классовых и других социальных интересов предотвращается соглашением, компромиссом, при котором руководящим началом всегда является идея солидарности всех членов общества.
Социологический плюрализм Ковалевского служил теоретическим обоснованием его платформы умеренного либерализма, основная направленность которого заключалась в преобразовании экономической и политической системы российского общества по образцам западных буржуазных демократий.
Социальное взаимодействие и социальные отношения
Для анализа степени включенности индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.
Социальный статус – соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы, и предполагающее определенные права и обязанности.
Человек
может иметь несколько
Различают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный статус навязан обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности (этническое происхождение, место рождения, семья и т. д.). Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека.
Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус – существенные и относительно устойчивые характеристики человека (пол, возраст). Профессионально-должностной статус – базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса.
Социальная роль – стереотипная модель поведения человека, заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений; поведение человека, ожидаемое со стороны общества. Роль определяется: социальным статусом индивида, выполняемой функцией в системе социальных отношений, ожиданиями окружающих. Социальная роль состоит из ролевого ожидания и исполнения этой роли (игры).
Социальные роли могут быть институционализированными – связанными с устойчивыми формами организации социальной жизни, например институтом брака (роль мужа, отца, жены, матери), – и спонтанными – возникающими в рамках актуально складывающихся неформальных обстоятельств совместной деятельности и общения.
Социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных субъектов (акторов) друг на друга, в котором между взаимодействующими сторонами существует циклическая причинная зависимость. Социальное взаимодействие имеет две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона – содержание и характер взаимодействия между людьми. Субъективная сторона – это сознательное отношение участников взаимодействия друг к другу. Элементы социального взаимодействия:
– индивид или социальные группы, совершающие определенные действия;
– изменения, произошедшие в социальной общности или обществе в целом в результате этих действий;
– влияние перемен на других индивидов данной социальной общности или общества;
Джордж Хоманс (1910–1989) определяет социальное взаимодействие как обмен материальными и нематериальными ценностями. При этом уровень и качество обмена задают меру стабильности социальных связей и отношений. Толкотт Парсонс (1902–1979) рассматривает социальную систему как созданную взаимодействием индивидов, каждый из которых одновременно и деятель, преследующий собственные цели, и объект ориентации для других деятелей. По мнению Питирима Сорокина (1889–1968), социальное взаимодействие – это взаимный обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом которого является возникновение культуры.
Еще одним научным направлением в исследовании социального взаимодействия является символический интеракционизм (от англ. interaction – взаимодействие). Джордж Mud (1863–1931), заложивший основы теории символического интеракционизма, утверждал, что во взаимодействии более важную роль играет не то или иное действие, а его интерпретация – другими словами, то, как это действие воспринимается, какой смысл ему придается. Люди, как правило, не реагируют автоматически на внешние воздействия, сначала они пытаются разгадать их символическое значение. Одинаковая интерпретация действий-символов способствует успеху взаимодействия.
Социальные
отношения – отношения между социальными
субъектами, складывающиеся в исторически
определенных общественных формах, в конкретных
условиях места и времени. Социальные
отношения направлены на достижение справедливости
в распределении жизненных благ, формирование
условий становления и развития личности,
удовлетворения материальных, социальных
и духовных потребностей. Различают классовые,
национальные, этнические, групповые и
личностные социальные отношения.
Личность как социальный
тип
Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе стремится понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества. Личность является первичным субъектом и объектом социального взаимодействия и отношений. Это человек, рассмотренный в его социальности, как ответственный и сознательный субъект социальной жизни.
Понятие «личность» отображает природу человека, рассматривает его как субъекта социокультурной жизни, определяя его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Философия и психология оказывают существенное влияние на развитие социологических представлений о личности.
В современной социологии проблема личности рассматривается в разных аспектах:
1) изучаются
на этнографическом материале
особенности формирования
2) исследуется
изменение социального
3) изучается,
в том числе
4) разрабатываются
наиболее эффективные способы
манипуляции людьми в
Особенность
социологического подхода состоит
в том, что личность изучается
преимущественно на уровнях общего
и особенного, т. е. личность как член
общества и представитель определенной
социальной группы. В социологическом
исследовании рассматривается
Личность
является одним из тех феноменов,
которые редко истолковываются
одинаково двумя разными
Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомые. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В.А. Ядовым: «Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения» [1].