Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 22:06, контрольная работа
Социология – наука о закономерностях становления, функционирования и развития социальных систем. Социальная система – целостное образование, основными элементами которого являются люди, а также их устойчивые связи, взаимодействия и отношения. Социальные системы складываются на основе совместной деятельности людей.
ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________2
1.ВОПРОС №10 «Современные социологические теории»_____________5
2. ВОПРОС №20 «Социологическая мысль в России конца XIX в. - начало XX вв.(легальный марксизм, плюралистическая теория М.Ковалевского)»_ 9
Легальный марксизм_______________________________________14
Плюралистическая теория М.М. Ковалевского______________________15
3.ВОПРОС №30 «Социальное взаимодействие и социальные отношения»21
4. ВОПРОС №30 «Личность как социальный тип»_______________24
Содержание используемой литературы_______________________44
1) распределение и особенности проявления социальной активности личности, группы;
2) потребности, ценности, интересы, реализуемые в жизни и служащие мотивами и регуляторами поведения;
3) обычаи и привычки как типичные социальные нормы отношений между людьми, складывающиеся в процессе производства, политической, частной жизни.
Выделяют три стороны образа жизни:
- уровень жизни (характеризует меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей, в основном, в их количественном измерении);
- качество жизни (характеризует качество удовлетворения материальных и духовных потребностей людей);
- стиль (ориентированность) жизни (характеризует поведенческие особенности повседневной жизнедеятельности людей, а также социально-психические черты быта и взаимоотношений между людьми, которые выражают этнические, социально-профессиональные черты общности, группы и проявляются в устойчивых манерах, привычках, вкусах.
На формирование личности значительное влияние оказывают био- и психогенные свойства, а также факторы социальной среды. Доминирующее воздействие на процесс формирования личности оказывает групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Они обретаются индивидом в процессе социализации.
С термином «социализация» тесно связаны такие понятия, как формирование, развитие, воспитание личности.
Под формированием личности понимается единство объективных и субъективных условий и субъективных факторов, целенаправленно воздействующих на процесс становления и развития человека. Конечно, только учитывая влияние всей совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью слоев, групп и самого человека, можно говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно формировать ее развитие. Развитие личности отражает последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенных представлений об окружающем его мире. Хотя воспитание и учитывает влияние внешней среды, оно в основном характеризует усилия, осуществляемые социальными институтами.
В социологической и философской науке существуют различные подходы к определению сущности процесса социализации. Так, например, Л.П. Буева считает, что социализация означает процесс социального становления человеческого индивида, формирование его социальной сущности [4]. Человек становится личностью, приобретает и приумножает определенную совокупность социальных качеств и свойств через усвоение социального опыта; этот процесс включает его в активную социальную деятельность, что само по себе предполагает овладение разнообразным социальным опытом. Социализация — это путь усвоения человеком культуры. В процессе социализации индивид обретает собственное «Я». Он становится личностью, связанной системой оценок, убеждений, привычек и поведения.
Социализация — это процесс, который не ограничивается периодом становления личности, а продолжается всю жизнь, охватывает все сферы деятельности человека. В.Ж. Келле отмечает [5], что становление личности включает в себя три взаимосвязанных составляющих:
1) самой общей и исходной является социализация, т. е. овладение языком, знаниями, приобщение к ценностям и нормам культуры, формирование мировоззрения и т. д., что делает индивида способным жить в данном обществе, быть его членом;
2) затем
происходит индивидуализация
3) синтезирующей составляющей всего процесса является персонализация, т. е. становление личности [6].
В процессе социализации происходят социальная адаптация (процесс приспособления к определенным социально-экономическим условиям), интернализация (усвоение) индивидом норм и ценностей, принятых в его группе.
Ряд западных исследователей выделяют особенности различных периодов социализации.
1. Социализация
в детстве. Здесь различают
два типа социализации ребенка:
2. Социализация
после детства — юношеская,
когда молодые люди видят
3. Социализация
взрослых отличается от
Взрослые способны оценивать нормы, а дети могут лишь их усваивать. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, тогда как социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией.
В отечественных исследованиях выделяются следующие стадии социализации: дотрудовая стадия, трудовая стадия и послетрудовая стадия.
Свойства личности, сформировавшиеся ранее, не остаются неизменными. Ресоциализация означает овладение новыми ценностями и ролями для замены ранее недостаточно усвоенных или несоответствующих новой ситуации.
В процессе социализации среда влияет на развитие личности как целенаправленно, преднамеренно, так и непреднамеренно. Проблемам формирования личности в процессе социализации уделено значительное место в исследованиях Ч.X. Кули (теория «зеркального Я»), Дж.Г. Мида (концепция «обобщенного другого»), А. Халлера (теория «значимого другого»), З. Фрейда (психоанализ), Ж. Пиаже (теория когнитивного развития), Э. Эриксона, описавшего состояние «Я — меня», при котором значимый «другой» очень важен для развития личностного ролевого поведения.
Социальные институты и люди, индивидуально и группами, если они способствуют социализации, называются агентами (проводниками) социализации.
На каждой стадии социализации в действие вступают определенные группы агентов: институты и группы, способствующие первоначальному развитию природных и социальных свойств (семья, ровесники), институты образования, институты трудовой, политической, культурной, познавательней деятельности.
Следует отметить, что социализация может быть неудачной или не произойти вовсе.
Таким образом, социализация — это процесс вхождения индивида в общественную жизнь, который играет важную роль как в жизни личности, так и общества. Она обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни. В какой бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Человек не пассивно воспроизводит то, что диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления и протекающие процессы. Особое значение для социализации индивида, обогащения его духовного мира имеет свободное время, которое, по замечанию К. Маркса, служит мерилом истинного богатства человека. Духовный компонент, таким образом, является определяющим в социализации индивида.
Впервые понятие социального контроля было введено в научный оборот Г. Тардом. Он рассматривал социальный контроль как фактор социализации. Т. Парсонс понимал социальный контроль как средство противодействия любому отклоняющемуся поведению и как способ поддержания социального порядка и стабильности. Им выделены основные методы социального контроля: изоляция, обособление, реабилитация нарушителей социальных норм.
В современной российской социологии социальный контроль рассматривается как способ саморегуляции социальной системы, с помощью которого обеспечивается упорядоченное взаимодействие ее элементов посредством норм общественного регулирования.
Социальное поведение, как известно, упорядочивается и регулируется с помощью социальных норм и ценностей.
Социальное поведение, соответствующее определенным в обществе нормам и ценностям, определяется как конформистское поведение. Основной задачей социального контроля является воспроизводство конформистского типа поведения.
С целью контроля над соблюдением общественных и групповых норм и ценностей применяются социальные санкции. Санкция — это реакция группы на поведение социального субъекта. С помощью санкций осуществляется нормативное регулирование социальной системы и ее подсистем. Их типологизируют на негативные и позитивные. Негативные санкции связаны с социально не одобряемыми нарушениями норм. В зависимости от степени жесткости норм их подразделяют на наказания и порицания. Применение позитивных санкций связывается не просто с соблюдением норм, но и с выполнением ряда социально значимых действий, направленных на сохранение ценностей и норм. Формами позитивных санкций могут выступать награды, материальное стимулирование, привилегии, одобрение и т. д. Кроме этого, выделяются формальные и неформальные санкции, применяемые в зависимости от типа института. Формальные санкции осуществляются в рамках институтов, санкционированных обществом. Неформальные санкции применяются неформальными институтами. Можно выделить четыре группы санкций, помогающих определить, какое поведение индивида можно считать полезным с точки зрения группы: правовые (система наказаний за действия, предусмотренные законом); этические (система поощрений, замечаний, вытекающих из норм морали); сатирические (насмешки, пренебрежения); религиозные. Социолог Р. Лапьер выделяет три группы санкций:
- физические, с помощью которых осуществляется наказание за нарушение социальных норм;
- экономические, препятствующие удовлетворению актуальных материальных потребностей;
- административные, выражающиеся в понижении социального статуса и т. д.
Процесс применения санкций в целях обеспечения соблюдения социальных норм составляет основу социального контроля. Эффективность социального контроля зависит от оценки обществом, группой значимости существующих норм, процесса социализации, степени интеграции общества и уровня его институционализации. Исследователи пришли к выводу, что ужесточение негативных санкций не ведет автоматически к повышению эффективности социального контроля.
Итак, мы уже установили, что общество, социальные институты, группы регулируют поведение людей с помощью установленных норм (формальных и неформальных), санкций. Однако в периоды кардинальных социальных изменений происходит разрушение устаревших норм, образцов поведения и механизмов социального контроля, что ведет к нормативной дезориентации, кризису моральных и правовых ориентиров людей. Возникает в обществе состояние, которое получило название «аномии» (Э. Дюркгейм, Р. Мертон).
Аномия может характеризовать:
1) общество,
в котором нормативные
2) отдельную личность, если она социально дезориентирована, находится в состоянии отчужденности.
Вынужденное приспособление к аномии может порождать отклоняющееся, девиантное поведение. Отклоняющимся является поведение, которое всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности — распространенным в обществе или его группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.
Девиантным называют поведение, которое не соответствует нормам и ролям. При этом одни исследователи предпочитают в качестве точки отсчета («нормы») использовать ожидания соответствующего поведения, а другие — эталоны, образцы поведения. Некоторые исследователи полагают, что девиантными могут быть не только действия, но и идеи, взгляды. Девиантное поведение связывают с реакцией общества на него и тогда определяют как отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие наказания нарушителя. Социальными отклонениями будем считать такие нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью при сходных социальных явлениях.