Социальные нормы связаны как
с выражением интересов всего
общества в целом, так и с
интересами отдельных классов,
социальных групп, организаций.
Социальные нормы, выражающие
интересы, ценности, свойственные всем
людям, социальным группам, всему
международному сообществу, называются
общечеловеческими
нормами. Эти нормы устанавливают отношения
справедливости и гуманизма, уважения
к правам человека и т.д. примером таких
норм являются нормы, установленные в
вероучительных документах: Библии, Коране
и др., “десять заповедей Моисея”, Нагорная
проповедь Иисуса Христа и т.д.
Социальные нормы, выражающие
частные интересы классов, социальных
групп, организаций, закрепляются
в законах, уставах, положениях
и иных нормативных документах,
обеспечивающихся государственными
и иными социальными учреждениями.
Социальные нормы выполняют в
обществе ряд, важных функций:
- служат образцами,
эталонами поведениями;
- Интегрируют
индивидов в группы, а группы в сообщества;
- Регулируют
общий ход социализации;
- Контролируют
поведения.
Социальные
нормы различаются по характеру
формированиям и способам воздействиям
на индивидов и общество. Все он
находятся в тесном взаимодействии
и вместе образуют нормативную
систему культуры, базовыми элементами
которой выступают обычаи, традиции, моральные
и правовые нормы.
Исторически первыми социальными
нормами были нормы
обычаев. Нормы обычаев – это правила
поведения, которые в результате многократного
более или менее длительного применения
входят в привычку людей и таким образом
регулируют их поведения. В своей основе
обычай представляет одобренный обществом
массовый образец
поведение людей, который рекомендуется
выполнять. “Поступай так, как поступают
другие” – основное правило обычая.
Строго
говоря, поведенческий образец как
таковой не является правилом
поведения, поскольку субъект
всегда сохраняет возможность
выбора одного или нескольких
вариантов образцов в соответствии
со своими интересами, целями. Поведенческий
образец становится обычаем только
тогда, когда в силу длительного
следования он становится поведенческим
стереотипом, привычкой. Привычка
в этом контексте – это твердое усвоенные
образцы поведения, возникающие в результате
многократного повторения и выполняющиеся
автоматически. Таким образом обычай –
это привычная норма поведения, воспроизводство
поведения в его устоявшейся форме. Существование
обычая в виде привычки обозначает отсутствие
особых механизмов его обеспечения, отсутствие
необходимости в определенном принуждении,
поскольку следование привычке обеспечено
самими фактами его существования. Человек
в своей повседневной жизни постоянно
руководствуется привычкой. В отличие
от повседневных привычек обычаи
– это массовые образцы
поведения, касающиеся
социально-значимых
явлений. Например, обычай гостеприимства.
С
обычаем тесно связаны и традиции.
Традиции – это исторически
сложившиеся элементы
социального и культурного
наследия, передающиеся
из поколения в поколения,
сохраняющееся в определенном
сообществе в течение
длительного времени. Без сомнения,
в основе традиций лежат обычаи. Обычай
это традиционно установленный
образец поведения,
закрепленный коллективными
привычками. Однако следует отличать
традиции от обычаев. Обычай указывает
на одобренный и общепринятый способ поведения.
Этим понятием выражается горизонтальный,
одномоментный срез культуры. Традиция
по сравнению с обычаем представляет собой
более широкое образование. В качестве
традиций передаются определенные идеи,
ценности, социальные условия. Однако
главное отличие традиции от обычаев состоит
в том, что через понятие “традиция” отражается
вертикальный срез культуры – вертикальная
ось времени, то, что существовало в прошлом,
существует в настоящем и вероятнее всего
сохранится в будущем.
Таким
образом под традицией следует
прежде всего понимать механизм
воспроизводства, процесс передачи
из поколения в поколения культурных
норм и форм. Традиции – это
как бы лифт, переносящий из
прошлого через настоящие в
будущее интеллектуальные и духовные
достижения культуры. Наряду с
обычаями традиции обеспечивают
преемственность в общественном
развитии, бережное отношение к
социальному опыту, культурному
наследию.
Обычаи и традиции проявляются
прежде всего в обрядах и
ритуалах. Обряды и
ритуалы – это совокупность
символических стереотипных
коллективных действий,
воплощающих в себе
те или иные идеи, представления,
ценности и нормы вызывающие
определенные чувства.
Сила обряда в его эмоционально-психологическом
воздействие на людей. В обряде происходит
не только рациональное усвоение тех или
иных норм, ценностей идей, но сопереживание
их участниками обрядовых действий. Обряды
и ритуалы совершалась и совершатся во
многих особо значимых для индивида и
общества событиях личной и общественной
жизни.
Обычаи лежат в основе формирования
норм морали и права. Обычаи,
приобретающие моральные значение
называются нравами. В Древнем
Риме понятием нрава обозначали
самые уважаемые и освященные
обычаи. Нравы нормы
морали –это правила поведения, которые
в обществе в соответствии с нравственными
представлениями. Нравственные представления
это представление с добре и зле, справедливости
и несправедливости, долге, чести, достоинстве
и т.д. нормы морали – это неписаные
заповеди и требования, которые функционируют
общественном взаимодействии в виде принципов,
понятий, идей, оценок. Хотя не редко с
целью пропаганды и активного внедрения
их записывают относительно систематизированном
виде в различные “кодексы” – Декалог
– десять заповедей Моисея в Ветхом Завете
Библии, Нагорная проповедь Иисуса Христа
в Новом Завете Библии, “Кодекс строителя
коммунизма” в программе КПСС 1962 года
и т.д. Нормы морали не являются продуктом
какой то специализированной институциальной
деятельности, а возни5кают и развиваются
спонтанно в процессе социального взаимодействия
людей на основе их нравственных представлений.
Эти нормы воздействуют на поведение путем
формирования внутренних регуляторов
личности, ценность мотивов, установок
желательного поведения. Поэтому осуществление
требований морали не нуждается в государственном
принуждении. Их реализация обеспечивается
внутренними нравственными убеждениями
(совестью) или средствами общественного
мнении через одобрение или осуждение
поступков.
Обычаи являются также одним
из первоисточников норм права.
В период составления первых
цивилизаций, образование древних
государств некоторым обычаям
стали придавать общеобязательное
значение. Облеченные в письменную
форму, определенным образом систематизированные
своды обычаев возводились в
ранг законов государства (законы
Ману, законы Хаммурапи).
В
отличие от норм морали, правовые
нормы являются институциальными,
т.е. непосредственно связаны
со структурными организмами
общества и опираются на его
важнейшие социальные институты.
Правовые нормы устанавливаются
и санкционируются государством.
Как институализированные регуляторы
поведения людей они закрепляются в строго
закрепленных документах ( нормативных
актах, судебных решениях, нормативных
договорах и т.д.) регулятивное воздействие
норм права на общественные отношения
осуществляется через особый механизм
правового регулирования, обеспечивающий
перевод общих правил в конкретные юридические
права и обязанности субъектов. Эти права
и обязанности достаточно четко определены
в плене возможных и должных действий,
т.е. конкретных вариантов. Обеспечение
правовых норм не редко требует применение
мер государственного принуждения. При
этом государственное принуждения может
актуализироваться как действительное,
т.е. угроза такого применения.
Смысловой,
знаково-символический, ценностный
и нормативный элементы в рамках
одной культуры тесно связаны
друг с другом, подтверждают и
подкрепляют друг друга. Культура
того или иного общества представляет
собой целостное
образование. Внутренняя целостность
культуры проявляется в виде устойчивой
логически прослеживаемой в основных
элементах сознания определенности
восприятие мира, оценки явлений,
предпочтений, убеждений, верований, ценностей,
норм поведения – ментальности.
На основе всего вышеизложенного,
культуру следует охарактеризовать
как целостную систему логически
сопряженных, устойчивых идей, убеждений,
ценностей, норм, объективируемых
в знаково-символических формах,
передаваемых из поколения в
поколение и служащих решающим
фактором социального взаимодействия,
интеграции индивидов и общества
и регуляции их деятельности
и поведения.
4.Типы
и взаимодействие культур .Субкультура,
контркультура, этноцентризм
и культурный релятивизм.
В социологии выработаны различные
критерии типологизации культуры
под углом зрения их размещения
в пространстве и действие
в них различных социальных
субъектов. С точки зрения горизонтальной
типологизации культуры, позволяющей
фиксировать как особенности
культуры, так и их место в
более широких культурных пространствах,
принято выделять следующие виды
культуры:
- Цивилизационные
– относящиеся к матаобществам, породившим
в определенные периоды своеобразные
культурные русла или парадигмы развитие
многих этнических и национальных культур;
- Региональные
– относящиеся к матасоциумам, разным
обществам, объеденным природой и территориальной
близостью условий проживания;
- Этнические
– относящиеся к государственно территориальным
общностям, в которых сформировалась культурного
или иного народов доиндустриальную эпоху;
- Национальные
– относящиеся к полиэтническим, государственно-территориальными
общностями, сформировавшим культуру
той или иной нации на индивидуальном
и более позднем этап развития;
- Локальные
– относящиеся к сообществам, связанным
условиями проживания на той или иной
конкретной территории.
Вертикальная
типологизация позволяет рассмотреть
культуры с точки зрения их иерархического
взаимодействия. Для отражения этого
взаимодействия в социологии используются
понятия доминирующая культура, субкультура
и контркультура.
Каждое общество имеет некоторое
сочетание основных элементов
культуры, символов, убеждений, ценностей,
образцов поведения, которые принимаются
и разделяются всеми членами
общества. Эту совокупность принято
называть доминирующей
культурой или всеобщей культурой. Ее
содержание составляют общечеловеческие
символы, ценности и образцы поведения.
В тоже время каждое общество структурировано
на множество слоев, социальных групп,
которые вырабатывают свои собственные
символы, ценности и образцы поведения,
которые не разделяются всеми людьми данного
общества. Культурные символы, ценности
и образцы поведения, тесно связаны с доминирующей
культурой и тоже время отличаются от
нее, называются субкультурой. Таким
образом субкультура
– это совокупность
символов, ценностей
и образцов поведения,
отличающих то и иное
сообщество или какую-либо
социальную группу.
В современном обществе субкультурные
различия определяются национальностью,
религией, родом занятий, возрастом, социально-классовыми
и другими различиями. В соответствие
с этим можно выделить национальную, профессиональную,
молодежную субкультуры, субкультуру
правящей элиты и субкультуру социальных
низов и т.д.
Термин “национальная культура” применяется
для определения символов, верований,
ценностей, норм и образцов поведения,
которые характеризуют человеческое сообщество
в той или иной стране, государстве. В государстве,
однородном в лингвистическом и этическом
отношении, может быть одна национальная
культура. Однако в большинстве стран
земного шара имеется несколько различных
национальных культур. Как правило, в этих
странах можно выделить субкультуру большинства
наций субкультуры национальных меньшинств.
Примером такого соотношения культур
является Российская Федерация. Другой
важнейшей формой является конфессиональная
субкультура. Конфессиональная культура
складывается на основе общности вероисповедания,
принадлежности к той или иной церкви.
На базе этой общности формируется
общность символов, ценностей идеалов
и образцов поведения. Например,
можно говорить о христианкой,
мусульманской, буддийской культурах
в целом. Отдельные ветви, направления
в мировых религиях создают
свои субкультуры: например православную,
католическую, протестантскую. В свою
очередь, в этих субкультурах
возможны свои субкультуры.
Профессиональная субкультура образуется
на основе общих символов, ценностей,
норм поведения, разделяемой той
или иной профессиональной группой.
Она тесно связана с содержанием
работы и ролью, которую в
обществе играют ее представители.
Молодежная культура
складывается на основе специфических
социальных и психологических черт, наличие
которых определяется кА возрастными
особенностей молодых людей, так и их социально-экономическим
положением. Молодежь формирует свой специфический
стиль поведения, выражающийся в одежде,
определенном языке общения, которые взрослые
не всегда могут понять и т.д.
В общем можно сказать, что
каждый социальный институт, каждый
социальный строй стремится создать
и внедрить свои символы, ценности
поведенческие образцы, которые отличаются
от подобных символов, ценностей и образцов
поведения других институтов и социальных
слоев. В результате образуется множество
субкультур. Каждое общество имеет не
просто общий вид культуры, но достаточно
пеструю мозаику по-разному взаимодействующих
культур. Жизнь каждого человека протекает
главным образом в рамках определенной
субкультуры. Для стабильного существования
общества важно, как взаимодействуют друг
с другом эти субкультуры: сосуществуют
и терпимо относятся друг к другу или имеют
место культурные конфликты. Культурные
конфликты в том или ином обществе могут
иметь под собой различную основу они
могут быть спровоцированы борьбой за
выживание той или иной социальной группой.
Так очень часто социальные меньшинства
прилагают особые усилия, чтобы сохранить
свою самобытность, защитить свои ценности
и выжить в среде, где преобладает культура
большинства населения, которая воздействует
на все остальные культуры и даже подавляет
их. Но нередко культурные конфликты возникают
тогда, когда в обществе формируется особая
культура общности, бросающая выбор доминирующей
культуре. На базе этой общности формируется
контркультура. Контркультура
–это совокупность
символов, ценностей
и образцов поведения,
противостоящих доминирующей
культуре. В качестве контркультуры
может рассматривается субкультура какой-нибудь
бандитской шайки, которая имеет определенные
символы, ценности образцы и нормы поведения
своих членов, которые не просто отличаются
от всеобщих символов, ценностей и образцов
поведения, но и вступают в конфликт с
ними.