Культура в общественной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 15:48, реферат

Описание

Социальная культура – это система социально-значимых ценностей, норм и правил поведения, представлений идей, верований и традиций, общих для людей, связанных с определённым образом, социально приобретённых, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и социальному регулированию в рамках всего общества или социальной группы.

Содержание

1. Введение 3
2. Языковая история культуры. 5
3. Культура как объект социального познания. 7
4. Основные элементы культуры. 8
5. Типы и взаимодействие культур .Субкультура, контркультура, этноцентризм и культурный релятивизм. 15
6. Культуры в жизни общества. 19
7. Виды культуры. 22
8. Вывод 25
9. Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

культура3.docx

— 57.34 Кб (Скачать документ)

  Как и понятие общество, понятие культура многозначно. Очень часто, особенно в обыденном сознании, приходится встречаться, например, с достаточно узким пониманием культуры, как только искусства и литературы. Но даже если к этому добавить образование и воспитание, философию, науку, религию, мораль и другие формы общественного сознания, содержание понятие культура далеко не будет исчерпана, поскольку в него должна быть включена не только духовная, но и материальная культура. 

6.Виды культуры. 

      Духовная  культура – это знание и идеи, законы и другие нормы, правила и модели поведения, ценности образцы символы и ритуалы, обычаи и традиции, язык. Материальная культура – это жилые и производственные здания, оборудование, техника и технология предприятий, орудия труда, религиозный храм, предметы культа, книги, произведения искусства, предметы быта и украшения, т.е. всё то, в чём материализуется знание, умение и верование людей. Например, книга – объект материальной культуры, а знания, идеи, в ней изложенные, - часть духовной культуры; галстук и украшения – явления материальной культуры, а ритуал ношения галстука и украшений – элементы духовной культуры. Таким образом, в систему социальной культуры входят три основные структурных элемента:

А) знание, идеи, представления верования и  др., обобщающие человеческий       опыт;

Б) ценности, нормы, цели и идеалы;

В) традиции, обычаи, обряды.

        При всей широте содержания  понятия культура имеет и свои границы.     Во-первых, культурное это неприродное, не естественно возникающее и существующее независимо от людей (хотя и используют природные объекты и силы в соответствие с их потребностями  и интересами), а искусственное созданное или освоенное людьми. Во-вторых, при всей теснейшей, органической взаимосвязи Социума и культуры, их, как уже отмечалось, необходимо и целесообразно в определённом отношении и разграничивать, имея в виду, что социальное выражает прежде всего форму и структуру общественных отношений людей в их групповой жизни и деятельности, а культурное ценностное смысловое содержание этих отношений, их форм и структур. На таком разграничении основано научное определения своеобразия предметного рассмотрения культуры в социологии. В третьих, культурное – это всегда не индивидуальное, а социальное в том смысле, что оно связано с общественным взаимодействием людей. Не случайно в центре социологического анализа находится личность как социализированный индивид, т.е. индивид, принадлежащий к определённой культуре, а не индивид как таковой.

      Социологический подход к культуре непосредственно связан, прежде всего её места роли в регулировании поведения людей и социальных групп, в функционировании развитии общества в целом, т.е. с определением ценностно-нормативного содержания культуры. Социологию культура интересует в трёх основных аспектах:

  1. как общеразделяемая система ценностей, норм, символов и значений;
  2. как основы социализации личности, т.е. как объект усвоения человеком в процессе его жизнедеятельности;
  3. как-то, что передаётся людьми от поколения к поколению.

Та часть  материальной и духовной культуры, которая создана прошлыми поколениями, передана последующим поколениям, принята  и усвоена ими, представляет собой  культурное наследие. Не всё прошлое  культуры выступает как культурное наследие, а лишь та её часть, которая  признаётся интересной и полезной нынешним поколениям и используется ими. Так, далеко не все модели одежды прошлых  десятилетий  и столетий, отражённые, например, в музеях, включаются в  культурное наследие, а только те, которые  применяются в современной моде.

   Особенно наглядно великая социальная культура проявляется в переходные эпохи развития общества. Дело в том, что культура настолько широко, повсеместно и глубоко в ткань общественных отношений, что, когда общество переживает периоды нормального, относительно и сравнительно плавного развития, её роль особо не выделяется, как бы не заметна, само собой разумеется. Но вот иногда общество попадает в кризисную ситуацию, часто связанную с его переходным состоянием, сразу обнаруживается чрезвычайно важное значение и ничем незаменимая, уникальная роль культуры для всей общественной жизни её организации, функционирования и развития. Об этом красноречиво говорит и опыт современной России.      Кризисное состояние её общества обусловлено не только и, может быть не столько кризисом промышленного и сельскохозяйственного производства, сколько духовным кризисом, когда старая, советская ценностно-нормативная система оказалась во многом разрушенной, а новая пока ещё не создана, когда отсутствует общенациональная идея и т. д. И глубоко ошибаются те, кто, ища выход из сложившегося положения, видят его в сосредоточении всего или почти всего внимания и сил на решение лишь экономических и политических задач при явной недооценке на деле место и роли духовной культуры; кто не видит недопустимости резкого и длительного сокращения и без того мизерных ассигнований на развитие систем воспитания и образования, науки и духовной культуры; кто не учитывает менталитет российского общества и пытается без учёта этого чуть ли не механически перенести методы хозяйствования и пути развития культуры других стран в нашу страну и т. д. Последние несколько лет реформирования в Росси убедительно показали, что вне учёта роли культурного фактора, без его серьёзного роста рациональных результатов на этом пути достичь невозможно, а социальная напряжённость и конфликты не могут быть преодолены.

    

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод 

            Социальную роль культуры невозможно переоценить, поскольку она определяет само содержание любого социального явления процесса, жизнедеятельности всего общества, социальных групп и личностей. Именно культура организует человеческую жизнь, рождает чувство единства, идентичности членов общества или группы, принадлежащей к одному, данному обществу. Она, по выражению американского социолога Нейла Смелзера, в жизни людей осуществляет в значительной мере ту же роль, функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение. Исключительно велика роль культуры в обеспечении целостности, стабильности и предсказуемости социальной жизни. При этом, чем более развита и распространена культура, тем при прочих равных условиях более велика её роль в жизни общества.

    Социальная роль культуры проявляется:

             Во-первых, культура служит основой и решающим фактором превращения индивида в личность, его подготовке к жизни в обществе, его социализации. Эта роль определяется тем , что культура выступает как своеобразный резервуар накопления, аккумуляции и передачи социального опыта.

              Во-вторых, обеспечивая единство ценностей, норм , значений, идеалов и верований всех членов данного общества, соответствующая культура служит его важнейшей сплачивающей, интегрирующей силой, во многом определяющей стабильность, устойчивость всей общественной системы. Наличие в системе культуры того или иного общества своеобразных субкультур обычно не нарушает единства и указанную функцию культуры, если в них отображается диалектика общего и особенного при ведущей роли первого, единство многообразии. Более того, как показывает опыт, такое многообразие может служить усилению общественной интеграции. Если же субкультура в форме контр культуры, то её роль становится дисфункциональной, дезинтеграционной.

             В-третьих, культура – важнейшая основа и фактор организации, регулирования и модернизации общественной жизни. Эта функция культуры связана, прежде всего, с тем, что её основную часть составляют социальные ценности людей, содержание и стиль их жизни, ориентиры в её развитии.  

            

    

 

       

                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

1.Социология  культуры: Учебное пособие. М.: Издательская  корпорация «Логос», 1996. – 280 с.

2.Тадемосян Э.В.  Социология. Учебное пособие –  М.: Знание, 1998. – с.272.

3. Флиер А.Я. 998, №6, стр. 138 «Массовая культура»

4. А.А. Радугин,  К.А. Радугин. “Социология” – 3- е изд., - М.: Центр,2001. – 224 с.

5. А.И. Кравченко.  “Социология”, учебник для вузов – 3- е изд., - М.: Академический проект; Екатеринбург, 2003.- 384 с.  
 
 

Информация о работе Культура в общественной системе