Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 15:48, реферат
Социальная культура – это система социально-значимых ценностей, норм и правил поведения, представлений идей, верований и традиций, общих для людей, связанных с определённым образом, социально приобретённых, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и социальному регулированию в рамках всего общества или социальной группы.
1. Введение 3
2. Языковая история культуры. 5
3. Культура как объект социального познания. 7
4. Основные элементы культуры. 8
5. Типы и взаимодействие культур .Субкультура, контркультура, этноцентризм и культурный релятивизм. 15
6. Культуры в жизни общества. 19
7. Виды культуры. 22
8. Вывод 25
9. Список литературы.
Как
и понятие общество,
понятие культура
многозначно. Очень часто, особенно
в обыденном сознании, приходится встречаться,
например, с достаточно узким пониманием
культуры, как только искусства и литературы.
Но даже если к этому добавить образование
и воспитание, философию, науку, религию,
мораль и другие формы общественного сознания,
содержание понятие культура далеко
не будет исчерпана, поскольку в него должна
быть включена не только духовная, но и
материальная культура.
6.Виды
культуры.
Духовная культура – это знание и идеи, законы и другие нормы, правила и модели поведения, ценности образцы символы и ритуалы, обычаи и традиции, язык. Материальная культура – это жилые и производственные здания, оборудование, техника и технология предприятий, орудия труда, религиозный храм, предметы культа, книги, произведения искусства, предметы быта и украшения, т.е. всё то, в чём материализуется знание, умение и верование людей. Например, книга – объект материальной культуры, а знания, идеи, в ней изложенные, - часть духовной культуры; галстук и украшения – явления материальной культуры, а ритуал ношения галстука и украшений – элементы духовной культуры. Таким образом, в систему социальной культуры входят три основные структурных элемента:
А) знание, идеи, представления верования и др., обобщающие человеческий опыт;
Б) ценности, нормы, цели и идеалы;
В) традиции, обычаи, обряды.
При всей широте содержания понятия культура имеет и свои границы. Во-первых, культурное это неприродное, не естественно возникающее и существующее независимо от людей (хотя и используют природные объекты и силы в соответствие с их потребностями и интересами), а искусственное созданное или освоенное людьми. Во-вторых, при всей теснейшей, органической взаимосвязи Социума и культуры, их, как уже отмечалось, необходимо и целесообразно в определённом отношении и разграничивать, имея в виду, что социальное выражает прежде всего форму и структуру общественных отношений людей в их групповой жизни и деятельности, а культурное ценностное смысловое содержание этих отношений, их форм и структур. На таком разграничении основано научное определения своеобразия предметного рассмотрения культуры в социологии. В третьих, культурное – это всегда не индивидуальное, а социальное в том смысле, что оно связано с общественным взаимодействием людей. Не случайно в центре социологического анализа находится личность как социализированный индивид, т.е. индивид, принадлежащий к определённой культуре, а не индивид как таковой.
Социологический подход к культуре непосредственно связан, прежде всего её места роли в регулировании поведения людей и социальных групп, в функционировании развитии общества в целом, т.е. с определением ценностно-нормативного содержания культуры. Социологию культура интересует в трёх основных аспектах:
Та часть
материальной и духовной культуры,
которая создана прошлыми поколениями,
передана последующим поколениям, принята
и усвоена ими, представляет собой
культурное наследие. Не всё прошлое
культуры выступает как культурное
наследие, а лишь та её часть, которая
признаётся интересной и полезной нынешним
поколениям и используется ими. Так,
далеко не все модели одежды прошлых
десятилетий и столетий, отражённые,
например, в музеях, включаются в
культурное наследие, а только те, которые
применяются в современной
Особенно наглядно великая социальная культура проявляется в переходные эпохи развития общества. Дело в том, что культура настолько широко, повсеместно и глубоко в ткань общественных отношений, что, когда общество переживает периоды нормального, относительно и сравнительно плавного развития, её роль особо не выделяется, как бы не заметна, само собой разумеется. Но вот иногда общество попадает в кризисную ситуацию, часто связанную с его переходным состоянием, сразу обнаруживается чрезвычайно важное значение и ничем незаменимая, уникальная роль культуры для всей общественной жизни её организации, функционирования и развития. Об этом красноречиво говорит и опыт современной России. Кризисное состояние её общества обусловлено не только и, может быть не столько кризисом промышленного и сельскохозяйственного производства, сколько духовным кризисом, когда старая, советская ценностно-нормативная система оказалась во многом разрушенной, а новая пока ещё не создана, когда отсутствует общенациональная идея и т. д. И глубоко ошибаются те, кто, ища выход из сложившегося положения, видят его в сосредоточении всего или почти всего внимания и сил на решение лишь экономических и политических задач при явной недооценке на деле место и роли духовной культуры; кто не видит недопустимости резкого и длительного сокращения и без того мизерных ассигнований на развитие систем воспитания и образования, науки и духовной культуры; кто не учитывает менталитет российского общества и пытается без учёта этого чуть ли не механически перенести методы хозяйствования и пути развития культуры других стран в нашу страну и т. д. Последние несколько лет реформирования в Росси убедительно показали, что вне учёта роли культурного фактора, без его серьёзного роста рациональных результатов на этом пути достичь невозможно, а социальная напряжённость и конфликты не могут быть преодолены.
Вывод
Социальную роль культуры невозможно переоценить, поскольку она определяет само содержание любого социального явления процесса, жизнедеятельности всего общества, социальных групп и личностей. Именно культура организует человеческую жизнь, рождает чувство единства, идентичности членов общества или группы, принадлежащей к одному, данному обществу. Она, по выражению американского социолога Нейла Смелзера, в жизни людей осуществляет в значительной мере ту же роль, функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение. Исключительно велика роль культуры в обеспечении целостности, стабильности и предсказуемости социальной жизни. При этом, чем более развита и распространена культура, тем при прочих равных условиях более велика её роль в жизни общества.
Социальная роль культуры проявляется:
Во-первых, культура служит основой и решающим фактором превращения индивида в личность, его подготовке к жизни в обществе, его социализации. Эта роль определяется тем , что культура выступает как своеобразный резервуар накопления, аккумуляции и передачи социального опыта.
Во-вторых, обеспечивая единство ценностей, норм , значений, идеалов и верований всех членов данного общества, соответствующая культура служит его важнейшей сплачивающей, интегрирующей силой, во многом определяющей стабильность, устойчивость всей общественной системы. Наличие в системе культуры того или иного общества своеобразных субкультур обычно не нарушает единства и указанную функцию культуры, если в них отображается диалектика общего и особенного при ведущей роли первого, единство многообразии. Более того, как показывает опыт, такое многообразие может служить усилению общественной интеграции. Если же субкультура в форме контр культуры, то её роль становится дисфункциональной, дезинтеграционной.
В-третьих, культура – важнейшая основа
и фактор организации, регулирования и
модернизации общественной жизни. Эта
функция культуры связана, прежде всего,
с тем, что её основную часть составляют
социальные ценности людей, содержание
и стиль их жизни, ориентиры в её развитии.
Список
литературы:
1.Социология культуры: Учебное пособие. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. – 280 с.
2.Тадемосян Э.В. Социология. Учебное пособие – М.: Знание, 1998. – с.272.
3. Флиер А.Я. 998, №6, стр. 138 «Массовая культура»
4. А.А. Радугин, К.А. Радугин. “Социология” – 3- е изд., - М.: Центр,2001. – 224 с.
5. А.И. Кравченко.
“Социология”, учебник для вузов – 3-
е изд., - М.: Академический проект; Екатеринбург,
2003.- 384 с.