Культура формируется как важный
механизм человеческого взаимодействия,
помогающий людям жить а своей
среде, сохранять единство и
целостность общества при взаимодействии
с другими сообществами.
Культура рассматривается в социологии
как сложное динамическое образование,
имеющее социальную природу и
выражающееся в социальных отношениях,
направленных на создание, усвоение,
сохранение и распределения предметов,
идей, ценностных представлений,
обеспечивающих взаимопонимание
людей с различных социальных
ситуациях. Объектом социологического
исследования являются конкретное
распределение существующих а
данном обществе форм и способов
освоения, создание и передачи
объектов культуры, устойчивые и
изменчивые процессы в культурной
жизни, а также обусловливающие
их социальные факторы и механизмы.
В этом контексте социология
изучает широкое распространенные,
устойчивые и повторяющееся во
времени многообразные формы
отношений членов социальных
общностей, групп и общества
в целом с природным и социальным
окружением, динамику развития культуры,
которая позволяет определить
уровень развития культуры сообществ
и, следовательно, говорить об
их культурном прогрессе или
регрессе.
Каждое конкретное сообщество (цивилизация,
государство, народность и т.д.)создает
на протяжение многих веков
свою собственную гигантскую
суперкультуру, которая сопровождает
индивида на протяжение всей
его жизни и передается из
поколения в поколения. В результате
в историческом процессе возникает
множество культур. Перед социологами
встает проблема определить, существует
ли что – то общее в человеческой
культуре или, выражаясь научным
языком, существуют ли культурные
универсалии. Американский социолог
и этнограф Джорж Мердок выделил
более 60 культурных универсалий,
свойственных всем обществам:
язык, религию, символы, изготовление
орудий труда, спорт, обычаи
дарит подарки и т.д.
Здесь
перечислены только некоторые
важные проблему социологии культуры.
Строго говоря, проблемы культуры
являются одними из важнейших
в социологическом исследование,
и мы их будем постоянно
касаться. Сейчас следует отметить,
что основное внимание в социологии
уделяется исследованию культуры
как символической, ценностной
и нормативной системы, направляющей
и регулирующей деятельность
людей.
3.Основные
элементы культуры.
Первоосновой любой культуры
является тот понятийно-логический
аппарат, который присущ мировосприятию
того или иного народа т.е. осмысленный
опыт, сформулированный в определенных
понятиях и представлениях и зафиксированный
в языке. Язык – это объективная форма
аккумуляции, хранения и передачи человеческого
опыта. Говорить об общении с использованием
языка в том случае, если каждому звуку
или знаку придается специальное, только
ему свойственное значение. Это соотношение
знака и значение вырабатывается в культуре
того или иного народа в течение длительного
периода времени. В процессе взаимодействия
и общения люди приходят к согласию относительно
того, что определенный набор звуков или
знаков должен соответствовать тому или
иному понятию и только после этого этот
набор входит в состав языка. Особого рода
знаки, в которых в той или иной форме обнаруживается
присутствие обозначаемого, называются
символами.
Коротко язык можно определить
как систему знаков и символов,
наделенных определенным значением.
Знаки и символы выступают
в процессе общения в качестве
представлений (заместителей) других
предметов и используются для
получения, хранения, преобразования
и передачи информации. Индивиды
усваивают значение знаков и
символов в процессе социализации,
т.е. воспитания и образования.
Таким образом, первым базисным
элементом культуры является
смысловой знаково-символический
элемент. С этих позиций культура представляет
как совокупность накопленных обществом
сообщений и текстов, при помощи которых
осуществляются коммуникации и ретрансляция
человеческого общества: знаний, смыслов
и ценностей. При этом под сообщениями
и текстами понимается любая знаковая
система культуры, способна быть носителем
смысловой информации, организованная
в определенном языковом пространстве,
закодированная в общение для носителей
языка коды. Основная их функция в обществе
быть носителями смысла и задавать смысловую
детерминацию активность социальных субъектов.
Не менее важным элементом
культуры являются убеждения,
верование, знание.
Именно в убеждениях и верованиях содержится
то, чему люди в действительности привержены,
чем руководствуются в своей деятельности
и отношениях, что воплощается в образцах
их поведения. Убеждения и верование –
это субъективно-личностное отношения
человека к объектам, представлениям,
теориям. Они представляют собой такое
духовное состояние индивида, для которого
характерно изначальная слитность интеллектуального,
рационального, чувственно-эмоционального
и волевого компонентов.
В основе убеждений и верований
лежит знание. Убеждения и верования
– это чувственные переживания
как личностнозначимого, достоверного,
которым следует руководствоваться
в своем поведении. Верование
формулируются при дефиците информации,
когда отсутствует возможность
эмпирическим путем утвердится
в истиной той или иной информации.
В отличии от верований предметом убеждения
является логически обоснованное и практически
подтвержденное знание о действительности.
Однако часть убеждений и верований со
знанием несовместна. Именно знание придает
убеждениям и верованиям тот или иной
смысл, одаривает их идеей. Бедность, скудость
культуры в немалой степени определяются
узостью, примитивностью, фрагментарностью
знаний, вовлеченных в оборот данной культуры.
И хотя можно с определенностью утверждать,
что не всякое знание превращается в убеждения
и верования, но всякое знание входит в
культуру, т.к. только на основе знаний
формируется убеждения и верования. Ведь
известно, что даже неприемлемое для нас
все же предварительно осмысливается,
включается в систему и аргументацию,
а затем уже отвергается.
Убеждение и верование как
единство знаний, эмоций и воли
в разнообразных конкретных формах
непосредственным мотивом действий
и поступков, социальных установок.
Все эти социальные формы образуют
ценностно-нормативный механизм
социальной регуляции. Ценностно-нормативный
механизм представляет собой второй
интегральный элемент культуры, который,
в свою очередь разделяется на ряд подэлементов:
ценности, социальные нормы, образцы поведения.
Ценностно-нормативный
механизм представляет собой
иерархизированную систему, на
вершине которой находится ориентация
на ценности. Многие социологи
считаю, именно ценности составляют
определенный элемент культуры,
ее ядро. Культура это способ
духовного освоения действительности
на основе выявления ценностей.
С позиции этого подхода, культура
общества и есть механизм сохранения,
воспроизводства и развития общих,
одобряемых признаваемых в данном
обществе, желательных для большинства
членов этого общества ценностей.
Разберемся же внимательней, что
представляют собой ценности.
Ценность – это понятие, с
помощью которого характеризуется
социально-исторический смысл для
индивида определенных явлений
действительности. Ценности
– это социально одобряемые
большинством людей
представления о целях,
к достижению которых
следует стремится. В качестве ценности
может выступать любой материальный объект,
общественное отношение или духовное
явление. Ценность
– это свойство того
или иного предмета,
явления удовлетворять
потребности, желание,
интересы.
Ценности формируются в результате
осознания социальным субъектом
своих потребностей в соотнесении
их с предметами окружающего
мира, т.е.в результате ценностного
отношения, что полезно для
человека, а что вредно, что является
добром, а что злом и т.д.
Несомненно, что для появления
ценностного отношения первичную
роля играет возникновение той
или иной неудовлетворенной потребности.
При этом следует отметить, что
ценностное отношение не возникает
до тех пор, пока субъект
не обнаружит для себя проблематичность
удовлетворения своей актуальной
потребности. И чем проблематичнее
удовлетвореннее той или иной потребности,
тем большей ценностью обладает предмет
(или способ) ее удовлетворения.
Здоровья и жизнь становятся
ценностью для человека именно
потому, что им начинают реально
угрожать болезни и смерть. Добро
ценится потому, что ему противостоит
зло.
Ценностное отношение реализуется
в акте оценки.
Ценностная оценка – это сопоставление
наличного и значимого, полезного и вредного
и т.д., т.е. для выявления ценности необходимо
применить определенные критерии, мерки,
по которым будет проведена оценка объекта,
явления. Вот эти критерии оценки действий,
предметов, отношений, идей и т.д. представляют
собой одну из важнейших характеристик
культуры того или иного индивида, группы,
общества.
Критерием ценностных
оценок являются базовые ценности, входящие
в ценностную систему данного общества,
которое это общество выработало в течение
своего социально-исторического развития.
Это определенные представления о добре
и зле, счастье, цели и мысли жизни, провозглашающие
непреходящею ценность в жизни, здоровья,
личной безопасности и т.д.утверждающиеся
ценности межличностного общения: честность,
бескорыстие, доброжелательность, демократические
свободы, уважение к личности и т.д.
Ценностное
отношение выступает необходимым
компонентом в формирование ценностной
ориентации и отношений, которые
выражаются в ценностной
установке. Ценностная установка является
своеобразной предваряющей программой
деятельности и общения, связанной с возможностью
выбора вариантов деятельности и общения,
и представляет собой социально-детерминированную
предрасположенность социального субъекта
к заранее определенному отношению к определенному
субъекту, вещи, человеку, явлению, событию
и т.д. ценностные установки вырабатываются
обществом в процессе общественно-исторической
деятельности и передаются индивидам
и последующими поколениями в процессе
социализации: обучение, воспитания и
т.д. Ценностные установки ориентируют
человека в социальной деятельности, направляют
стимулируют его деятельность. Осознание
индивидами содержания ценностных установок
образует мотив деятельности. Мотив
– это фактор, ведущий к превращению установок
в активную деятельность. Мотив позволяет
социальному субъекту соотносить конкретные
ситуации, в которых он действует, с системой
ценностей, которыми он руководствуется
в своем поведении.
Ближайший
побудитель мотивов человеческой
деятельности, определяющий способ
и характер последнее, выступает
в качестве цели. Цель деятельности,
как идеальный прообраз будущего, формируется
на основе интересов социального субъекта.
Она выражает осознание, решимость переделать
окружающий мир, приспособить его к своим
потребностям. Поскольку полагание будущего
есть предвосхищение субъектом своей
деятельности, которая протекает во времени,
поскольку требует подходить дифференцирование
к процессу целеполагания. На основе более
или менее точного определения времени
правомерно говорить о ближайших и дальнейших
целях. В целом же по шкале социального
времени цели могут быть рассмотрены как
ближайшие, долгосрочные, конечные, перспективные
и тд. Конечная цель является самоцелью
всей деятельности субъекта, на сквозь
пронизывает эту деятельность и сводить
все остальные цели к роли средств для
собственного достижения. В достижении
конечной цели субъект видит смысл своей
деятельности, а иногда – и всей жизни.
Для выделения из многообразия
целей конечных употребляется
понятие “идеал”.
Идеал принадлежит к формам опережающего
отражения действительности. Сама возможность
возникновения идеала содержится в целеполагающей
способности человеческого сознания.
Отдельный человек, социальная группа,
общество в целом прежде, чем что – то
создать, вырабатывают в своем сознании
модель будущего объекта, определенную
цель, достижению которой подчиняют всю
свою деятельность. С одной стороны, идеал
можно рассматривать как отражение наиболее
существенных и значимых сторон общественной
практики определенных социальных групп,
классов, отражение коренных традиций,
закономерностей и возможностей развития,
а с другой – как главную оценочную категорию,
определяющую сознательные стимулы, доминирующий
мотив.
Ценностное отношение обретает
своего рода самостоятельное
существование в идее социальной
нормы. В определенном смысле
социальную норму следует рассматривать
как следствие устойчивой, повторяющейся
оценки. Нормы являются тем средством,
определенной степенью, которая
сближает ценностно-значимое, необходимое,
должное с жизнью, с практикой.
Социальные нормы – это исторически
обусловленные общественным бытием требования
к деятельности и отношениям индивидов,
социальных групп, классов и общественных
институтов, выражающее общественную
необходимость организации деятельности
и отношений в соответствие с объективными
условиями. В социальных нормах в большей
мере, чем ценностях присутствует приказной
элемент, требование поступать определенным
образом. Они являются общими правилами
поведения в обществе, т.е. определяют,
каким может быть или должно быть поведение
субъектов с точки зрения интересов общества.
Иначе говоря, определяя границы возможного
и должного поведения, социальные нормы
служат ориентирами в выборе социально-одобренного
поведения и одновременно являются средствами
контроля за этим поведением. Однако из
важных особенностей воздействия социальных
норм на деятельность и социальные отношения
состоит в том, что их исполнение и предписание
обеспечивается различными формами принуждения,
начиная от общественного (нормы морали)
и кончая государственными (нормы права).