Манипуляторные технологии в избирательных кампаниях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 21:05, курсовая работа

Описание

Политическая реклама представляет особую сложность из-за своего интенсивного характера: в рамках её необходимым является достижение вполне конкретных результатов в сжатые сроки. Политическая реклама также максимально свободна в отношении содержания и формы. В США, к примеру, запрещена цензура именно политической рекламы. То есть политическая коммуникация находится в особых условиях. Сюда также добавляется достаточно «агрессивная» форма воздействия, обычно практикуемая во время выборов. Не менее важен и креативный аспект подобных сообщений для того, чтобы они могли войти и закрепиться в массовом сознании.

Содержание

Введение 3

Глава I. Манипулятивные технологии. Значение имиджа лидера 5
Манипулятивные технологии 5
Имиджа лидера, его особенности, функции и законы 12

Глава II. Использование манипулятивных технологий в избирательном процессе 19

2.1. Мотивационный аспект избирательной кампании 19

2.2. Стратегия и тактика избирательной кампании 22

2.3. Психологические методы воздействия на население, используемые в избирательных кампаниях 25

Заключение 32

Список использованных источников и литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Манипуляторные технологии в избирательной компании.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 
 

Факультет

Переподготовки  государственных  и муниципальных  служащих 

Кафедра

Социологии  и управления общественными  отношениями  

                                                                                       Оценка________________

                                                                                       Подпись_______________

                                                                                       преподавателя

                                                                                       «___»___________200__г. 

Манипуляторные  технологии в избирательных  кампаниях  
 

Курсовая  работа                                                                          

                                                                           по социологии управления

Бабаев  Т.Х.

                                                                           ГМУ-413

Научный руководитель

Попов В.Г. 
 
 

Екатеринбург

2007

Содержание

                                                                                                                                         с.

       Введение                                                                                                     3

       Глава I. Манипулятивные технологии. Значение имиджа лидера       5

    1. Манипулятивные технологии                                                            5
    2. Имиджа лидера, его особенности, функции и законы                   12

       Глава II. Использование манипулятивных технологий в избирательном процессе                                                                                       19

       2.1. Мотивационный аспект избирательной кампании                         19

       2.2. Стратегия и тактика избирательной кампании                               22

       2.3. Психологические методы воздействия на население, используемые в избирательных кампаниях                                                        25

       Заключение                                                                                              32

       Список  использованных источников и литературы                       33 

         
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение. 

              Политическая реклама представляет особую сложность из-за своего интенсивного характера: в рамках её необходимым является достижение вполне конкретных результатов в сжатые сроки. Политическая реклама также максимально свободна в отношении содержания и формы. В США, к примеру, запрещена цензура именно политической рекламы. То есть политическая коммуникация находится в особых условиях. Сюда также добавляется достаточно «агрессивная» форма воздействия, обычно практикуемая во время выборов. Не менее важен и креативный аспект подобных сообщений для того, чтобы они могли войти и закрепиться в массовом сознании.

       Особые  условия общения  требуют изучения подобного типа дискурса как функционирующего по своим собственным  законам. В этом дискурсе очень важен результат, он не столько описывает  ситуацию, сколько  предлагает её изменение в дальнейшем. Здесь слова являются мостиком к будущим поступкам аудитории, поэтому статус этих слов резко завышается. Они могут вести либо к победе, либо к провалу.

       Избирательные технологии активно  опираются на понятия  имиджа. Однако имиджевые задачи ставятся сегодня не только в области политики, но и во многих других областях, связанных с выходом на массовую аудиторию.

       Избирательные технологии предоставляют  наиболее эффективные  пути решения задач, существующих в современном  мире. Поэтому обращение к ним оказывается неизбежным – все хотят решать поставленные проблемы самым удачным образом. Одновременно тут присутствует и элемент творчества, поскольку они должны применяться каждый раз в новом контексте. Характерной их чертой является попытка влияния на массовое сознание, что отличает их от других вариантов межличностного воздействия.

       Серьёзной задачей, которая  стоит перед любой  избирательной кампанией, является попытка  повлиять на человека по каналам, которые  менее всего контролируются осознанно.

       Избирательные технологии достигли своего пика именно в двадцатом столетии, и перешли в двадцать первое, также выросло их влияние на индивидуальное и массовое сознание. Коммуникативные технологии стали такой же приметой нашей цивилизации, как, например, средства транспорта. В настоящее время нужный эффект достигается за счёт минимума материальных и интеллектуальных ресурсов. Джордж Буш как-то заметил: «Если вы такие умники, то почему же президентом избрали меня?» На этот и многие другие вопросы специалисты нашли ответы, имея опыт и конкретные примеры работы избирательных кампаний.

       Цель  работы: охарактеризовать технологии, применяемые в избирательных кампаниях, влияющие на массовое и индивидуальное сознание людей, проследить, как на практике применяются данные технологии. 
 
 

           
     
     
     

       Глава I. Манипулятивные технологии. Значение имиджа лидера.

    1. Манипулятивные технологии
 

       Манипуляторная  политика – реальность нашего времени. И  мы не только ее жертвы, но и соучастники, проводники, порой  не осознающие, не понимающие этого. Трудно человеку нести тяжесть своей вины, но еще трудней и опасней для судеб социума, если он свою вину перекладывает на других. Да, путь к свободе исключительно сложен. Но кто носит шпоры, привык жить в несвободе, «пусть помнит, что в комплект входят еще удила и кнут».1  

       Манипулирование – особый вид управления, контроля или деятельности, связанной с ними. Управление – это  субъектно-объектное  или субъектно-субъектное взаимодействие. Оно  «предполагает сознательную деятельность общественных институтов и отдельных индивидов, направленную на регулирование стихийных и осознанных, объективных и субъективных начал, целесообразное упорядочение общественных отношений».2 

       Манипулирование – особый вид управления, контроля, потому что  подчинение, особенно в деструктивном манипулировании, осуществляется любой ценой, хотя и под прикрытием благовидных целей, что рано или поздно приводит к крайне негативным последствиям для всего социума, а порой и для самих манипуляторов. Манипулирование – это подобие, имитация подлинного управления, хотя в определенном смысле оно – тоже управление.3

       Манипуляторная  деятельность, в какой  бы сфере общественной жизни она ни проявлялась, - это агрессивная  деятельность, характеризующаяся, как правило, высокой  технологической  оснащенностью, системностью, закамуфлированностью реализации ее злонамеренных целей.

       В структуру современных  политических технологий входят специфические  знания, процедуры  и методики действий, а также различные  технико-ресурсные  компоненты.          

       Степень успешности манипуляции в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых манипулятором средств психологического воздействия и насколько манипулятор гибок в их использовании.

       Основные  составляющие манипулятивного  воздействия:

  • оперирование информацией
  • сокрытие манипулятивного воздействия
  • степень и средства принуждения, применения силы
  • мишени воздействия
  • тема роботообразности,  машиноподобия адресата воздействия.

       Искажение информации варьирует от откровенной лжи до частичных деформаций, таких как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, когда, скажем, борьба за права какого-либо меньшинства подаётся как борьба против интересов большинства.

       Утаивание информации в наиболее полном виде проявляется в умолчании – сокрытии определённых тем. Гораздо чаще используется метод частичного освещения или избирательной подачи материала.   

       Способ  подачи информации нередко играет решающую роль в том, чтобы сообщаемое содержание было воспринято необходимым его отправителю образом. Например, обилие информации в несистематизированном и/или в «сыром» виде «позволяет заполнить эфир потоками никчемной информации, ещё более осложняющей для индивида и без того безнадежные поиски смысла». Точно также информация, поданная мелкими порциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться.

       Немалую роль играет момент подачи информации. Самый известный приём – показ в наиболее (наименее) удобное для телезрителей время.

       Ещё один распространённый приём – подпороговая подача информации. Например, когда в дикторском тексте подаётся материал, на который необходимо обратить внимание.

       Сокрытие  воздействия.

       Стремление  сохранить в секрете  факт воздействия  является вполне естественным. В большинстве  случаев задача сокрытия решается так координально, что наличие воздействия обнаружить практически невозможно.

       Наиболее  тщательно скрываются именно намерения  манипулятора. Также  необходимо замаскировать  цели манипуляции, а  в идеале и сам  факт воздействия  сделать незамеченным.

       Важно отметить, что далеко не всегда манипулятор намеренно скрывает свои цели и факт манипулятивного воздействия. Нередко это происходит неосознанно и для самого манипулятора, молчаливо, «наивным» де-факто. В таком случае факт, несомненно, приобретает некий извинительный с точки зрения морали оттенок. Однако технологически манипулятор из этого может извлекать – и снова-таки неумышленно! – дополнительный выигрыш – манипулятивные приёмы в наивном варианте выглядят более естественно.

                           Мишени воздействия.

       Наиболее  психологической  темой, несомненно, является проблема мишеней манипулятивного воздействия. Термин «мишень» чаще используется по отношению к отдельному человеку или даже группе людей.

       Классификация мишеней психологического воздействия:

  • побудители активности: потребности, интересы, склонности, идеалы.
  • регуляторы активности: смысловые, целевые и операционные установки, групповые нормы, самооценка, мировоззрение, убеждения, верования.
  • Информационные структуры: знания о мире, людях, сведения, которые обеспечивают информацией человеческую активность.
  • Операционный состав деятельности: способ мышления, стиль поведения, привычки, умения, навыки, квалификация.
  • Психические состояния: фоновые, функциональные, эмоциональные.

Информация о работе Манипуляторные технологии в избирательных кампаниях