Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 21:05, курсовая работа
Политическая реклама представляет особую сложность из-за своего интенсивного характера: в рамках её необходимым является достижение вполне конкретных результатов в сжатые сроки. Политическая реклама также максимально свободна в отношении содержания и формы. В США, к примеру, запрещена цензура именно политической рекламы. То есть политическая коммуникация находится в особых условиях. Сюда также добавляется достаточно «агрессивная» форма воздействия, обычно практикуемая во время выборов. Не менее важен и креативный аспект подобных сообщений для того, чтобы они могли войти и закрепиться в массовом сознании.
Введение 3
Глава I. Манипулятивные технологии. Значение имиджа лидера 5
Манипулятивные технологии 5
Имиджа лидера, его особенности, функции и законы 12
Глава II. Использование манипулятивных технологий в избирательном процессе 19
2.1. Мотивационный аспект избирательной кампании 19
2.2. Стратегия и тактика избирательной кампании 22
2.3. Психологические методы воздействия на население, используемые в избирательных кампаниях 25
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 33
Как правило, манипуляторы эксплуатируют влечения, которые должны действовать безотказно: потребность в безопасности, в пище, в чувстве общности.4
Логика манипуляторов при этом очевидна и закономерность просматривается однозначно: чем шире аудитория, на которую требуется оказать воздействие, тем универсальнее должны быть используемые мишени. Специализированность и точная направленность массового воздействия возможна тогда, когда организатору воздействия известны специфические качества интересующего его слоя населения или группы людей. Соответственно, чем уже аудитория, тем точнее должна быть подстройка под её особенности. В случаях, когда такая подстройка по каким-либо причинам не производится (дорого, некогда), в ходу оказываются универсальные побудители: гордость, стремление к удовольствию, комфорту, продвижения по службе – вполне доступные и понятные большинству людей ценности. Если же при этом что-то не срабатывает, то это можно рассматривать как неизбежную плату за первоначальную экономию.
Более «продвинутые» способы манипулирования предполагают предварительное изготовление мнений или желаний, закрепление их в массовом сознании или в представлениях отдельного человека, с тем, чтобы можно было к ним затем адресоваться. Например, создание мифа о заботливом президенте или респектабельности компании, убеждение партнёра в том, что ему хотят помочь, или что ему угрожает опасность.
Выделяется несколько видов манипуляции, различающихся как посредствам психологического воздействия, так и по характеру внутриличностных процессов: манипуляция образами, операционально-предметная манипуляция, эксплуатация личности, конвенциональная манипуляция и манипуляция духовностью.
Средствами, с помощью которых производится разворачивание манипулятивного воздействия, является:
- повышение плотности (ряд близких по содержанию или форме воздействий),
- тотальность воздействия – его разноплановость, разнообразие каналов и мишеней воздействия,
- постоянство – настойчивость, доходящая до назойливости,
-
интенсивность –
повышение силы
влияния.5
Без
четкого определения духовно-
Важной задачей, которая стоит перед любой избирательной кампанией, является попытка повлиять на человека по каналам, которые менее всего контролируются.
Под манипуляцией исследователи понимают подачу двух сообщений сразу: в то время как сознание занято обработкой первого сообщения, второе сообщение преодолевает имеющиеся фильтры вне контроля сознания7.
Серьёзным вариантом подачи двойного сообщения, который всё ещё не достаточно применяется на практике, является сфера вымысла. Поле вымысла – это ещё слабо проанализированное информационное поле. В ряде случаев оно прямо влияет на политику. Так, американские исследователи считают, что телевизионные детективы продиктовывают внимание к преступности для случая муниципальных выборов. СМИ также характеризуются тем, что они задают приоритеты событий. В мире происходят миллионы событий, но все мы обсуждаем незначительную часть, которую СМИ вводят в сферу нашего внимания.
Обманутое ожидание, характерное для сегодняшнего дня, разрешается, по законам психологии, определённой агрессивностью. Подобная агрессивность может быть направлена на себя, а может быть «канализирована» на какой-нибудь объект-заменитель. Это тоже возможно рассматривать как одну из задач для массовой психологии сегодняшнего дня, поскольку нельзя допускать выброса агрессии в больших масштабах.
Одновременно следует признать, что проблема манипулятивной коммуникации состоит в том, что если прохождение первого сообщения задерживается имеющимися фильтрами, то в тоже время второе сообщение успевает проникнуть внутрь сознания.
И последнее, вероятно, к этой же области имеет отношение и введение специальных символов, которые способны закреплять в массовом сознании те или иные сообщения. Эту область с натяжкой можно отнести к мвнипулятивной технике. Но решающим аргументом, возможно, станет то, что символ помещается на одном из каналов коммуникации, информации, чем он содержит реально. Это, например, флаг. В рамках мира материального это просто кусок материи, в концентрируя в себе гораздо большой объём рамках мира символического – за него люди отдают свою жизнь. То есть в рамках визуального канала активно порождаются сообщения, которые активно воздействуют на массовое сознание своей символической составляющей.
Возможно, успешность манипулятивных методик также состоит в использовании разных уровней. Воздействуя на эмоциональном уровне, специалисты пытаются добиться изменений на рациональном уровне, введя в результате новую модель поведения для избирателя. Причём некоторые характеристики не рекомендуется выводить на акцентируемый характер.8
Имидж – впечатление, которое производится объектом, целенаправленное формирование образа.
Правильно подобранный имидж представляет собой наиболее эффективный способ работы с массовым сознанием. Имидж отражает те ключевые позиции, на которые безошибочно реагирует массовое сознание. Это попытка перевода массового сознания на автоматические реакции. Имидж призван съэкономить время. Он задаёт апробированные пути идентификации объекта. Объект в результате становится узнаваемым и неопасным. Эту функцию имиджа назовём идентификацией.
Существует
ещё одна функция
имиджа, которая обязательно
должна учитываться,
это идеализация.
В этом случае имидж
пытается выдать желаемое
за действительное.
И в том, и в другом случае
имидж имеет функцию
противопоставления,
поскольку он строится
системно, исходя из
уже имеющихся иных
имиджей. Злодей виден
только на фоне доброго
человека. Только так
будут видны его качества,
только на контрасте.
Суммарно три вышеотмеченные
функции имиджа можно
изобразить следующим
образом:
Не следует также трактовать функцию идеализации как направленную на обман населения. Ведь когда объект перестраивается под желания населения, подобная адаптация может носить только положительный характер. Хотя бы потому, что лидер начинает думать о своём избирателе. Как раз, наоборот, на просторах СНГ мало примеров такой адаптации, за исключением разве что предвыборных кампаний. Реально период выборов по типажу поведения политика должен быть продлён на всё время его избрания, что дало бы ему возможность выдержать желания населения не кратковременный период, а долговременный.
Работа с имиджем делает из политика настоящего актёра, поскольку именно актёры наиболее эффективно влияют на публику. Имидж также облегчает жизнь политику, задавая для него наиболее эффективные типы ролей. Он начинает вести себя в соответствии с ними, а уж об эффективности тех или иных ролей думают специалисты. Политик должен быть в этом плане чёток и ясен, в противном случае его ждёт неудача.9
Имидж позволяет показать лидера с разных сторон: Ельцин, играющий в теннис, это не Ельцин за письменным столом. Б. Клинтон стал всё время показываться со своей собакой в момент разгара кризиса с М. Левински. Всё это связано с тем, что подобные сообщения достигнут иной аудитории. Лидер перестаёт быть застывшей маской, к которой аудитория уже охладевает. Имидж настолько многогранен, насколько многогранна его целевая аудитория. Как видно, имидж – это достаточно свободное образование, которое в тоже время покоится на жестких требованиях, выдвигаемых целевой аудиторией.
Массовое сознание в сильной степени ориентировано на имиджевые характеристики. Так, отвечая в рамках социологического опроса на вопрос «Чем вы будете руководствоваться, голосуя за ту или иную партию?»*, 27% респондентов ответили, что будут ориентироваться на название партии, её лозунги, а 18% собираются исходить из фамилий лидеров партии. Оценки общественного мнения здесь очень важны, поскольку они предопределяют те вопросы, о которых следует говорить в период кампании. Значимость их ещё больше возрастает, поскольку массовое сознание в состоянии обработать только небольшую часть из возможного набора проблем. Поэтому резко возрастает роль исследователей общественного мнения. Современное общество не может совершить ни одного существенного действия без соответствующей информационной подготовки.10
В заключении следует упомянуть об одной важной стратегии, под которую выстраивается имидж кандидата – он должен четко отличаться от имиджа своего конкурента.
Каждый кандидат выбирает себе роль. Например, роль рыцаря, который возникает в момент кризиса, разрешает его и вновь исчезает. (Б. Ельцин играл именно такую роль, приходя к власти). Это выгодная роль, поскольку она позволяет интерпретировать любой имеющийся недостаток. Эта позиция позволяет человеку быть и добрым, и злым одновременно. Он зол по отношению к врагам, но добр по отношению к своим сторонникам. Следующая роль чисто агрессивная – это роль генерала. Это роль всех жестких личностей. От генерала ждут не только командирского голоса, но и наказания всех и всюду виновных, чего не делает рыцарь.
Роль хозяина – всеобщая, а не частичная роль. Если генерал наводит порядок в гораздо более системном виде, чем это может позволить себе рыцарь, то хозяин строит этот порядок везде и всюду. Роль молодого дарования – на эту роль умудрённые опытом рыцарь или хозяин пытаются «загнать» своих молодых противников. Задав ей координату «молодости», можно не бояться, что обладатель обгонит её на повороте – все всегда будут думать, что у него ещё всё впереди, эти выборы ещё не для него. Противоположная роль аксакала вновь не страшна для власти. Выступление в роли мудрого старца не может нести разрушительной силы, поскольку всегда в запасе есть аргумент – вы уже это пробовали. На такой позиции находился М. Горбачёв после своего неудачного участия в президентском марафоне. Правом неординарности обладает и роль, которую играет В. Жириновский. Это бунтарь-одиночка, из которого власть при желании может делать и клоуна. Также существуют роли наставника, страдальца, брата, отца, друга, защитника, женщины-матери и т. д.11
Имидж имеет свои законы:
Глава II. Использование манипулятивных технологий в избирательном процессе.
2.1.
Мотивационный аспект
избирательной кампании
Задачей любой кампании является усиление мотивации к голосованию «за» и уменьшение количества мотивов голосовать «против». «Голосуй или проиграешь», - звучало в качестве призыва к выходу как можно большего числа избирателей на голосование в президентских выборах 1996г. в России. Эта система была призвана вывести на участки более молодое поколение, поскольку, как известно, именно они более сориентированы на реформы и в их голосах была заинтересована команда Б. Ельцина.
Информация о работе Манипуляторные технологии в избирательных кампаниях