Медико-социальные основы и проблемы воспитания детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:15, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы - содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, защита и представление его интересов, в различных кругах, что отличает их интеграцию в обществе и создает предпосылки для независимой жизни.
В соответствие поставленной целью дипломной работы определены задачи:
- раскрыть проблемы семей воспитывающих детей - инвалидов;
- рассмотреть социальную защиту детей-инвалидов;
- воспитание чувства собственного достоинства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3


I МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
1.1 Основы семейного воспитания детей-инвалидов 6
1.2 Социально – психологические проблемы семьи, воспитывающие ребенка – инвалида 11 1.3 Социально – экономические проблемы семьи, воспитывающие ребенка – инвалида 18


II ТЕХНОЛОГИИ И ОСОБЕННОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ 2.1 Содержание понятия «реабилитация», виды реабилитации 22 2.2 Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями 31 2.3. Особенности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями 37

III ТРУДНОСТИ И ПРЕОДАЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
3.1 Трудности медико-социальной реабилитации детей-инвалидов 42
3.2 Развитие способностей преодоления трудностей медико-социальной реабилитации 44
3.3 Проект «Центр независимой жизни для детей с ограниченными возможностями» 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМКА.doc

— 456.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Результаты от социального  проекта это направленность обучения детей-инвалидов и их семей. Применение основных навыки образования для приобретения ребенком-инвалидом основ возможной профессии в будущем. Использовать все возможные навыки для развивития общего образования детей - инвалидов.

Основным показателем  педагогической эффективности образовательной части является снятие комплекса неполноценности, подготовка детей-инвалидов к жизни в нормальной социальной среде, формирование познавательного интереса детей-инвалидов к народному искусству, творческой активности, самостоятельности. Также является подготовка детей - инвалидов и их семей к активному использованию прамедицинских знаний народной медицины с целью улучшения здоровья, диагностирования и быстрого исцеления болезни, снятие утомления и раздражительности, нормализации сна, повышения работоспособности и сохранения гармоничного взаимодействия организма с внешним миром.

Таковым представляется реальный путь вхождения ребенка-инвалида в счастливую, независимую жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Термин «инвалид» в  силу сложившейся традиции несет  в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества, выражает отношение  к инвалиду, как к социально бесполезной категории. Понятие «человек с ограниченными возможностями» в традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей.

Такая парадигма в  корне меняет подход к триаде «ребенок – общество - государство». Суть этого  изменения состоит в следующем:

Главная проблема ребенка  с ограниченными возможностями  заключается в его связи с  миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.

Ребенок, имеющий инвалидность – часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.

Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие  проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.

Ребенок – не пассивный  объект социальной помощи, а развивающийся  человек, который имеет право  на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Отмечая государственное  внимание к детям с ограниченными  возможностями, успешное развитие отдельных  медицинских и учебно-воспитательных учреждений, тем не менее, следует  признать, что уровень помощи в  обслуживании детей этой категории не соответствует потребностям, так как не решаются проблемы их социальной реабилитации и адаптации в будущем.

Государство не просто призвано предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его  социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.

  Важнейшей проблемой  при работе с детьми с ограниченными  физическими возможностями является выявление семейных психологических механизмов, которые оказывают влияние на особенности поведения и психическое здоровье детей. Большинство семей отличаются гиперопекой, снижающей социальную активность ребенка, но встречаются семьи с явным или открытым эмоциональным отвержением больного ребенка.

Следует отметить, что  только совместная работа социальных работников, медицинских работников и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.

Таким образом, значительная доля семей с детьми – инвалидами в нашей стране не в состоянии самостоятельно справиться с возникшими трудностями и нуждается в государственной поддержки.

Перед семьями, имеющими детей – инвалидов, остро стоят те же проблемы, которые присущи каждой семье нашего общества. Это вопросы, связанные с социально – экономическим приспособлением для нормального функционирования семьи, для ее гармоничного существования и т. д. но наряду с общими, у таких семей есть ряд проблем, присущи только им, - это и проблема психологического комфорта, проблемы финансового характера, жилищного вопроса и др.

Такое положение в  значительной степени создалось  из – за того, что до недавнего  времени на семью обращалось слишком мало внимания, а кризисные явления в обществе окончательно усугубили ее положение. Сегодня на семью навалилось столько проблем, что самостоятельно с ними справиться они не может, даже имея здорового ребенка, не говоря уже о семьях, воспитывающих ребенка – инвалида, где все проблемы принимают гипертрофированные размеры. 

         Но всё это мало отражается  на решении внутренних психологических  проблем родителей ребёнка-инвалида, особенно матери. Тесный эмоциональный  контакт с матерью, начиная с первых дней жизни, её ласка и забота являются залогом полноценного психического развития любого ребёнка. Ребёнок - инвалид должен чувствовать, что близкие люди его любят и понимают, не считая хуже других детей, всегда готовы прийти на помощь.

Но кто-то должен прийти на помощь и семье, ведь больной ребёнок является постоянным стрессовым фактором, особенно для матери. Эмоциональные перегрузки вызывают определённые изменения в ее поведении и здоровье, что отражается на ребёнке. Получается замкнутый круг: болезнь, инвалидность ребёнка вызывает стресс у матери, а последствия стресса усугубляют болезнь ребёнка.

       Кроме того, хотелось бы отметить, что основная цель ранней социально-реабилитационной работы связана с обеспечением социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребёнка, имеющего нарушения, и достижением максимального успеха в раскрытии потенциала ребёнка для обучения. Другая важная цель - предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития. Третья цель состоит в том, чтобы адаптировать семьи, имеющие детей с задержками развития так, чтобы эти семьи могли удовлетворить потребности ребенка максимально эффективно. Социальная работа с семьей требует от профессионала отношения к родителям как к партнёрам, изучения способа функционирования конкретной семьи и выработки индивидуальной программы, соответствующей семейным потребностям и стилям.

Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Семья, ближайшее окружение ребенка  с ограниченными возможностями -  главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций.

В дипломной работе были проанализированы опыт реабилитации детей с ограниченными возможностями. Было подчеркнуто, что современные технологии социальной работы с детьми  с ограниченными возможностями требуют переориентации. Однако современная система социальной защиты  не готова, в частности отсутствует материальная база, к активному внедрению этого опыта. В тоже время, функционирование организаций, помогающих преодолеть специфические трудности ребенка, имеющего инвалидность, позволяет сделать вывод о необходимости всесторонней поддержки этого направления со стороны государства и благотворительных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. — М., Инфра-М, 2001.
  2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М., Наука, 1994.
  3. Антонов А. И. Семья - какая она и куда движется // Семья в России.  1999. № 1-2. С. 30-53.
  4. Базоев В.3. Поддержка профессионального образования глухих в Великобритании //Дефектология. №3, 1997.
  5. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей  //Дефектология. 1998. №3.
  6. Бочарова В. Г. Основные требования  к развитию теории в области социальной педагогики и социальной работы / Материалы международной научно-практической конференции –М., Издательство Тюменского государственного университета, 2003.
  7. Бабенкова Р.Д., Ишюлктова М.В., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М., Инфра-М, 1999.
  8. Василькава Ю.В., Василькова Т.А.Социальная педагогика. М., 2000.
  9. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // "Библиотечка Российской газеты", выпуск N 22-23, 1999 г.
  10. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.) //Дипломатический вестник", 1992 г., N 6, с.10.
  11. Вачков И. Дистанционное обучение для детей-инвалидов // Школьный психолог. N 38. 2000.
  12. Воспитание слабовидящего ребенка в семье: Пособие для родителей. - М., Владос, 2003.
  13. Грачев Л. К. Программа социальной роботы с семьями, имеющими детей – инвалидов. М.: НИИ семьи, 1999.
  14. Декларация о правах инвалидов. Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.
  15. Декларация о правах умственно отсталых лиц –М., Юристъ, 2001.
  16. Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г.) // Текст Резолюции размещен на сервере ООН в Internet (http://www.un.org)
  17. Закон Республики Казахстан «О социальной защиты инвалидов в РК» 2005 год.

18. Исцеление. Альманах. Вып. 2 (Для врачей, педагогов и родителей детей с неврологической инвалидностью). — М., 1995.

19. Инвалиды: язык и этикет. -М.: РООИ “Перспектива”, 2000.

20. Кевля Ф. И. Семья и развитие личности ребенка // Семья в России.  1997.  №2. С. 78 -90.

21. Конвенция о правах ребенка. (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.

22.Конвенция Международной организации труда N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (Женева, 20 июня 1983 г.), Рекомендация Международной Организации Труда от 20 июня 1983 г. N 168 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов // Международная Организация Труда. Конвенции и рекомендации. 1957-1990, том 2.

23.Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. - М., 1974.

24.Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. М., 2002.

25.Минзов А.С. Концепция обучения в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде//Дистанционное обучение.-1998.№3

26.Мошняга В. Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / Технологии социальной работы (Под. Общ. ред. И. И. Холостовой), -М., Инфра-М, 2003.

27.Мустаева Ф. А.. Основы социальной педагогики. М.: Академический проект, 2001.

28.Немов Р. С. Психология. Книга 1. М., Владос, 2003.

29.Основы социальной работы. Отв. ред. П.Д. Павленок. М.:2001г.

30.Отечественный журнал социальной работы. М., 2004. №3.

31.Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска.  М., 2002.

32Ощенкова А. П. Социально психологические основы семейного общения // Общение и культура личности. Томск, 1984.

33.Основы социальной работы.  М., 1998.17. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И.Холостовой.  М., 1997.

34.Организация жизнедеятельности семьи, имеющей ребенка – инвалида. М.: 1998.

35.Проблемы и перспективы адаптации в обществе ребенка – инвалида / Институт социологии РАН. М., 2001.

36.Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями - эффективная форма социального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. -М., 2003.

37.Преодолевая барьеры инвалидности. — М.: И и т соц. работы, 2003.

38.Проектирование развития учреждений социального обслуживания. — М. Интсоц. работы, 2003.

39.Семья и молодежь: профилактика отклоняющего поведения. Минск, 1989.

40.Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995.

41.Социальная работа в учреждениях здравоохранения.  М., 1992.

Информация о работе Медико-социальные основы и проблемы воспитания детей-инвалидов