Медико-социальные основы и проблемы воспитания детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:15, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы - содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, защита и представление его интересов, в различных кругах, что отличает их интеграцию в обществе и создает предпосылки для независимой жизни.
В соответствие поставленной целью дипломной работы определены задачи:
- раскрыть проблемы семей воспитывающих детей - инвалидов;
- рассмотреть социальную защиту детей-инвалидов;
- воспитание чувства собственного достоинства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3


I МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
1.1 Основы семейного воспитания детей-инвалидов 6
1.2 Социально – психологические проблемы семьи, воспитывающие ребенка – инвалида 11 1.3 Социально – экономические проблемы семьи, воспитывающие ребенка – инвалида 18


II ТЕХНОЛОГИИ И ОСОБЕННОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ 2.1 Содержание понятия «реабилитация», виды реабилитации 22 2.2 Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями 31 2.3. Особенности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями 37

III ТРУДНОСТИ И ПРЕОДАЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
3.1 Трудности медико-социальной реабилитации детей-инвалидов 42
3.2 Развитие способностей преодоления трудностей медико-социальной реабилитации 44
3.3 Проект «Центр независимой жизни для детей с ограниченными возможностями» 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМКА.doc

— 456.50 Кб (Скачать документ)

Трудности социальной реабилитации, как правило, порождают гипертрофированную адаптированность к социальным процессам, т.е. социальный конформизм или гипертрофированную автономность, т.е. полное неприятие норм отношений, складывающихся в социуме.

 Вследствие последствий  аномальной социализации необходимо  назвать такие явления, как  социальный аутизм (отстранения от окружающего мира), отставание в социальном развитии.

 Причины возникновения  трудностей вхождения ребенка  в систему социальных отношений  могут быть самые различные,  но, прежде всего ни связаны  с неадекватным восприятием детьми-инвалидами тех требований, которые предъявляет окружающий социум.

Критериями преодоления  этих трудностей могут быть сведущие:

1. Готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность), т.е. способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевым поведением и мобилизовать не только свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения ребенка;

2. Устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных качеств,  сформированных установок и ценностей;

3. Активная позиция в решении социальных проблем, реализуемая готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к самоопределению и расширению границ пространственной жизнедеятельности.

 Каждый из перечисленных  критериев не свидетельствует о подготовке ребенка к преодолению трудностей социальной реабилитации. Они могут рассматриваться только в комплексе.

 

 

3.2 Развитие  способностей преодоления трудностей

медико-социальной реабилитации детей-инвалидов

 

 Опираясь на вышеизложенные положения, рассмотрим способности ребенка-инвалида, необходимые для преодоления трудностей социальной реабилитации и некоторые психолого-педагогические механизмы, развивающие эти способности.

Наиболее значимыми  способностями, позволяющими ребенку  преодолевать трудности социальной реабилитации являются:

1. способность к расширению границ пространства жизнедеятельности;

2. способность к самоопределению;

3. способность к овладению социально ролевым поведением через систему дифференцированных отношений.

Для того, чтобы обеспечить возможность расширения границ пространства жизнедеятельности ребенка, необходимо учитывать логику его естественного  развития, опирающегося на удовлетворение базовых потребностей. В противном  случае у ребенка не формируется  способность, позволяющая контролировать происходящие с ним события, что может привести к "выученной беспомощности", блокирующей социальную адаптацию. Естественная линия развития ребенка предполагает последовательное удовлетворение потребностей по мере их возникновения.

 В условиях  интерната  эти способности могут длительное  время оставаться в скрытом  состоянии и требуются особые  педагогические воздействия для  их актуализации, "взращивания".

 Способность к расширению  границ пространства жизнедеятельности  может сформироваться при наличии у человека такого базового качества, как автономия.

 Автономия означает, что ребенок в буквальном смысле  ощущает себя "отдельным" человеком  в том, что он способен к  самостоятельному проживанию. Это  не означает наличия реальных  навыков ведения самостоятельной жизни - речь идет о бессознательном ощущении, о чувстве спокойствии и благополучия, когда ребенок на какое-то время останется один. Противоположный ему является возникновение в одиночестве растерянности и страха, что происходит с зависимым ребенком, ощущающим, что он способен выжить без кого-то. Автономия возникает в результате выделения себя из мира, отделения от других людей (в первую очередь от матери) и объектов. Поддерживается она осознанием границ собственного тела и обладание им. Это означает и принятие собственного тела (правильное  к нему отношение), и умение им пользоваться, причем эти качества очень тесно взаимосвязаны: правильное отношение к своему телу поощряет ребенка к освоению новых моторных навыков, а их в свою очередь, рождает чувство собственной ловкости и подкрепляет положительное отношение к телу. В случае естественного развития ребенка в семье это достигается за счет постоянных телесных контактов с родителями: родители участвуют во многих физиологических отправлениях ребенка, ребенка обнимают, к нему прикасаются, берут на руки, пеленают и т.п., а также говорят ему, что он красивый, "сладенький", "малыш", что также несет для ребенка информацию о его теле. Кроме того, ребенок имеет возможность "экспериментировать" с собственным телом: он активно овладевает окружающим его пространством - дети часто строят какие-то сооружения из мебели, забираются на нее или под нее, прыгают с нее и т.д.

 В условиях воспитания  ребенка в  интернате поддержание  границ собственного тела может быть затруднено за счет ограничения детей (в целях их безопасности) и малого количества разнообразных телесных контактов с ребенком и разговоров об особенностях его тела. Поэтому задача воспитателя заключается в помощи ребенку в осознании границ собственного тела и его принятии. Методическими средствами для этого могут быть специальные спортивные занятия, которые направлены на развитие координации движений, включающие возможные передвижения и вращение тела в пространстве с преодолением ряда препятствий.

 Для развития и  поддержания автономии в условиях  интерната необходимо предоставление  ребенку больших возможностей  в удовлетворении естественных  потребностей по мере из возникновения  (в частности, это может быть  разрешение на наличие, пусть  ограниченного, запаса собственной еды, к чему спонтанно всегда прибегают дети в условиях коллективного существования, сто известно любому работнику летних лагерей). Необходимо также выделение личного пространства для ребенка. Это обеспечивается наличием собственных игрушек, фотографий, писем, подарков, а также местом для хранения всех этих личных вещей. Свое место ребенок может оформить самостоятельно или с помощью воспитателя по собственному замыслу.

 В условиях  интерната  для формирования способности  к социальной активности и спонтанному проявлению необходимо использовать все возможные способы и средства, помогающие ребенку почувствовать себя в живом эмоциональном контакте с небольшим количеством значимых людей. Это может быть обеспечено выделением в рамках  интерната условных семей, поддержанием контакта с родственниками, индивидуальным прикреплением ребенка к определенному мастеру для обучения ремеслу и т.п.

 К подростковому  возрасту начинает формироваться  потребность самопознания. В этом  возрасте дети с крайним интересом относятся к любым сведеньям о себе: они выполняют любые психологические задания, если им обещают сообщить результаты, не безразличные к тому, какие впечатления произвели на нового человека, наконец, в полной  мере проявляются избирательность общения - подросток старается найти близкого друга. Все это позволяет ему понять, чем он отличается от людей, какими сильными и слабыми качествами он по сравнению с ними обладает

 С точки зрения  возможности широкого общения  со сверстниками жизнь в   интернате могла бы рассматриваться как более подходящая подростку, чем жизнь в семье, но при одном существенном условии: он должен иметь возможность выбирать группы общения, менять их, пытаясь осуществлять какие-то реакции: словесные, эмоциональные или поведенческие, подросток приобретает способность к самоидентификации, отслеживанию последствий своего поведения, а затем и их предвиденья, т.е. способность к рефлексии. Реально же подросток из  интерната оказывается постоянно включенным в какую-то группу, где его социометрический статус и мнение о нем давно сложились и закреплены. Как это ни парадоксально, детский дом начинает выполнять функцию семьи, но эта функция отрицательна.

Способность к самоопределению  позволяет ребенку вступать в  разнообразные отношения с окружающим его миром, оставаясь при этом самим собой, сохраняя собственные границы.

 Характерная особенность  этой способности в том, что  потребности в самоопределении  первично у ребенка нет. Эта  потребность формируется взрослым  только при условии, что ребенок  уже способен владеть границами собственного пространства. В противном случае потребность в самоопределении подменяется потребностью в слиянии с другими, а право ответа на ключевые вопросы самоопределения делегируется кому-то другому. Таким образом запускается иждивенческий сценарий, заставляющий ребенка в будущем надеяться на патронат, покровительство и пожизненную опеку.

Способность к овладению  социально-ролевым поведением через  систему дифференцированных отношений  обычно формируется за счет того, что  в условиях семейного воспитания постоянно расширяется радиус значимости для ребенка различных лиц  из его социального окружения. Уже для маленького ребенка отношения с отцом и матерью дифференцированы. Со временем социальные связи ребенка усложняются за счет включения в них членов расширенной семьи: бабушек-дедушек, тетей-дядей и т.п., что позволяет ребенку обнаружить двойственность социальных ролей взрослого: его мать, например, выступает и в роли матери, и в роли ребенка по отношению к своей собственной матери. Ребенок узнает о том, что родители "ходят на работу", где выступают в совершенно ином качестве, чем дома.

 В условиях  интерната отношения "взрослый-ребенок" и "ребенок-ребенок", как правило, фиксированы, в связи с этим диапазон представлений ребенка о социальных ролях ограничен. Преодоление этого ограничения возможно за счет включения воспитателя в ролевую игру детей в нетрадиционной для него роли ребенка, например, в игре в "школу" воспитатель берет на себя роль ученика, а ребенок - учителя. Это позволяет ребенку преодолеть жесткость ролевой позиции взрослого и своей собственной.

 При организации  игр по правилам в  интернатах желательно участие в них воспитателей на "равных" с детьми правах, но при этом мастерство воспитателя значительно повышает умение детей; ему следует глубоко менять свою позицию в процессе игры: периодически (но не всегда) он должен подыгрывать ребенку, приближая тем самым свою роль к роли партнера-противника.

 Деятельность педагогов  учреждений интернатного типа  направлена, прежде всего на развитие способностей детей к преодолению трудностей социализации. Решение этой задачи зависит от подготовленности педагогов, сформированности их профессиональной позиции. 

Преодоление трудностей социальной адаптации, реабилитации, интеграции в общество детей-инвалидов, детей  с ограниченными возможностями  – процесс, растягивающийся на долгие годы. Его успешность, эффективность зависит от множества выше перечисленных факторов, но, в первую очередь, от готовности близких людей, педагогов и других специалистов к оказанию помощи этой категории детей и от сформированности их профессиональной позиции, другими словами – их профессионализма.

 

 

3.3 Проект «Центр независимой жизни для детей с ограниченными возможностями»

 

“Инвалидность, о чем  говорилось выше, - не есть чисто медицинская  проблема. Инвалидность –это проблема неравных возможностей, это ограничения  в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют ребенку, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью”.

Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (действенный, полноценный) и в буквальном переводе означает «непригодный», неполноценный».

В научной литературе и социальной практике сложились различные подходы к пониманию сущности инвалидности, взаимоотношений инвалида и общества. Их принято называть моделями инвалидность. В рамках одних моделей инвалидность понимается как личная проблема (в частности, медицинская модель). Здесь ограниченные возможности рассматриваются в контексте взаимосвязи между отдельным человеком и его недугом. Инвалидность — медицинская патология, все проблемы инвалида являются следствием этой патологии, и он должен присгюсабливаться к обществу нормальных людей. Задача социальной работы в данном случае — помочь инвалиду в его адаптация, а основным её содержанием должна быть социальная защита. Ценность человека рассматривается с точки зрения его полезности для общества. Такое понимание проблемы инвалидности преобладало в общественном сознании до середины ХХ века.

Другой подход к пониманию инвалидности предусматривает рассмотрение её как социальной проблемы. И здесь в центре внимания находится взаимосвязь между человеком и окружающей его средой. Ограниченные возможности понимаются как следствие того, что социальные условия снижают возможности самореализации инвалидов; инвалиды рассматриваются в большей степени как притесняемая группа. Содержание социальной работы заключается в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями и помощи в осознания ими своих неотъемлемых человеческих прав. Это принципиально новый взгляд на проблему инвалидности, где человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться, независимо от своей дееспособности и полезности для общества, как объект социальной помощи и заботы, ориентированных на создание ему условий для возможностей самореализации. Инвалид рассматривается не только как объект социальной работы, но и активный субъект общественной жизни.

Информация о работе Медико-социальные основы и проблемы воспитания детей-инвалидов