Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:15, дипломная работа
Цель дипломной работы - содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, защита и представление его интересов, в различных кругах, что отличает их интеграцию в обществе и создает предпосылки для независимой жизни.
В соответствие поставленной целью дипломной работы определены задачи:
- раскрыть проблемы семей воспитывающих детей - инвалидов;
- рассмотреть социальную защиту детей-инвалидов;
- воспитание чувства собственного достоинства
ВВЕДЕНИЕ 3
I МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
1.1 Основы семейного воспитания детей-инвалидов 6
1.2 Социально – психологические проблемы семьи, воспитывающие ребенка – инвалида 11 1.3 Социально – экономические проблемы семьи, воспитывающие ребенка – инвалида 18
II ТЕХНОЛОГИИ И ОСОБЕННОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ 2.1 Содержание понятия «реабилитация», виды реабилитации 22 2.2 Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями 31 2.3. Особенности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями 37
III ТРУДНОСТИ И ПРЕОДАЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
3.1 Трудности медико-социальной реабилитации детей-инвалидов 42
3.2 Развитие способностей преодоления трудностей медико-социальной реабилитации 44
3.3 Проект «Центр независимой жизни для детей с ограниченными возможностями» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ребенка – инвалида
Экономическое положение семей с детьми в Казахстане сегодня является одной из острейших проблем общества. Инфляция, рост цен на товары первой необходимости, в том числе детские, тяжелый переход к рыночным отношениям, безработица оказывают дестабилизирующее влияние на функционирование семьи как социального института, ее способность удовлетворять насущные потребности детей. С появлением больного ребенка финансовое положение семьи намного ухудшается. Один из родителей работает не полный рабочий день, а то и вообще не работает, а на лечение ребенка нужны значительные средства – это главные причины, усугубляющие экономическое положение всех семей с детьми – инвалидами к тому же далеко не всем родителям удается найти разумные способы распределения семейного бюджета. Экономические проблемы семьи в сегодняшнее сложное время очень часто заглушают стремление к реабилитации ребенка – инвалида. Кроме того, в семье помимо ребенка - инвалида могут быть и другие дети, о них тоже нельзя забывать, на их воспитание тоже необходимы средства. И если семья распадется, то ни о каком материальном благополучии не может быть и речи, более того, средств может и не хватать даже на лечение.
Женщина, которая работает, имеет довольно ограниченные возможности в профессиональной занятости. Поэтому для таких женщин нужен особый подход при подборе рабочего места. К сожалению, сейчас такой работы семьями не ведется.
В современных условиях относительной экономической устойчивостью, позволяющий обеспечить полноценное развитие ребенка, не ущемляя потребности других членов семьи, обладает исключительно полное однодетная семья с двумя работающими взрослыми. К таким семьям, однако, никак нельзя отнести семьи, воспитывающие ребенка – инвалида.
Помимо ухудшение финансового положения, психологического дискомфорта в семье, воспитывающей ребенка – инвалида, ухудшается и жилищные условия, так как возникает потребность в специальном помещении для ребенка. Иногда его перемещение и занятия реабилитационными упражнениями требует полного преобразования жилища, появляются специальные предметы ухода, загромождающие комнаты. Маленькое жилищное пространство начинает нести в себе угрозу здоровью со стороны санитарно – гигиенических требований и состоянию нервной системы членов семьи.
Жилые дома, магазины, учреждения, больницы, общественные здания, культурные и спортивные центры, парки и места отдыха оказываются не доступные инвалидам. Сюда же и относятся и проблемы передвижения в городском транспорте, совершенно не приспособленном для инвалидов. Нерешенность этих вопросов замедляет интеграцию инвалидов в общество, а значит, и замедляет формирование адекватной реакции общество на таких детей. До недавнего времени иметь ребенка – инвалида считалось неким позорам для семьи, вот и обрекала она себя на затворничество, оставаясь один на один со своими проблемами. А семей, у которых хватала сил наперекор всему радоваться жизни, каждому успеху своего ребенка и вести нормальный образ жизни, не сужая круг общения, - таких сильных и морально здоровых семей, увы, не много.
Сегодня для многих стала очевидной социальная и духовная дискриминация инвалидов, о чем раньше тщательно умалчивали. В сознании казахстанского общества проблема инвалидов и инвалидности не заняла еще подобающего места, какое она занимает в цивилизованных странах. Сейчас становится ясно, почему нельзя отмахиваться даже от самых, казалось бы, на наш взгляд, незначительных мелочей, так как для семей, воспитывающих «особых» детей, все они значительны и влекут за собой подчас еще более весомые проблемы.
К сожалению, не
решен вопрос отдыха для семей,
Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации.
Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка с ограниченными возможностями увеличиваются. Жилье обычно не приспособлено для ребенка-инвалида, каждая 3-я семья имеет около 6 м2 полезной площади на одного члена семьи, редко - отдельная комната или специальные приспособления для ребенка.
В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Семьи не имеют крайне необходимого для ухода за ребенком: транспорта, дач, садовых участков, телефона.
Услуги для ребенка с ограниченными возможностями в таких семьях преимущественно платные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры, массаж, путевки санаторного типа, необходимые приспособления и аппараты, обучение, оперативные вмешательства, ортопедическая обувь, очки, слуховые аппараты, инвалидные кресла, кровати и т.д.). Все это требует больших денежных средств, а доход в этих семьях складывается из заработка отца и пособия на ребенка по инвалидности.
Анализ показал, что среди семей с детьми с ограниченными возможностями самый большой процент составляют неполные материнские семьи. У 15 % родителей произошел развод по причине рождения ребенка-инвалида, мать не имеет перспективы вторичного замужества. Поэтому к проблемам семьи ребенка с ограниченными возможностями прибавляются проблемы неполной семьи.
Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания, обучения и медико-социальную реабилитацию.
Выделяют 3 типа семей
по реакции родителей на
Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.
Отец в семье с больным ребенком - единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости большего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Как правило, она теряет работу или вынуждена работать ночью (обычно - это надомный труд). Уход за ребенком занимает все ее время, резко сужен круг общения. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходе помогают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжелая ситуация, если в семье двое детей с ограниченными возможностями.
Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.
Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ограниченными возможностями практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная деривация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это отражается на детях с ограниченными возможностями, воспитывающихся в детских интернатах.
Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты.
Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтобы выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания. Большинство родителей отмечают их недостаток в воспитании ребенка с ограниченными возможностями, отсутствуют доступная литература, достаточная информация, медицинские и социальные работники. Почти все семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребенка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с такой патологией. Дети с ограниченными возможностями обучаются в обычных школах, на дому, в специализированных школах-интернатах по разным программам (общеобразовательной школы, специализированной, рекомендованной для данного заболевания, по вспомогательной), но все они требуют индивидуального подхода.
Медико-социальная помощь в нашей стране резко ухудшилась в связи с изменением социально-экономической обстановки. Медико-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями должна быть ранней, этапной, длительной, комплексной, включать медицинские, психолого-педагогические, профессиональные, социально-бытовые, правовые и другие программы с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Главное - научить ребенка двигательным и социальным навыкам, чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно работать.
II Технологии и особенности социальной реабилитации детей-инвалидов
2.1 Содержание понятия «реабилитация», виды реабилитации
Социальная реабилитация
лиц с ограниченными возможност
В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать свои стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью. В 1989 г. ООН приняла текст Конвенции о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить достоинство, чувство уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества (ст. 23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, что должно способствовать по возможности наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и развитию его личности, включая культурное и духовное развитие.
В 1971 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах умственно отсталых лиц, в которой утверждались необходимость максимальной степени осуществимости прав таких инвалидов, их права на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которое позволяет им развивать свои способности и возможности. Особо оговорено право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей, с чем связано право на материальное обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень. Особое значение для детей-инвалидов имеет норма, утверждающая, что при наличии возможностей умственно отсталый человек должен жить в своей семье или с приемными родителями и участвовать в жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо предусмотреть, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.
Инвалидность детей
Информация о работе Медико-социальные основы и проблемы воспитания детей-инвалидов