Механизм социальной защиты работников России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:17, курсовая работа

Описание

Цель исследования. Цель исследования состоит в определении механизма социальной защиты работников России, выработке стратегии дальнейшего ее развития.
В соответствии с целями исследования, были поставлены следующие задачи:
 исследовать основные направления развития социальной защиты РФ;
 проанализировать организацию социальной защиты работников на предприятиях РФ;
 дать оценку социальной защиты работников на ОАО «Казаньоргсинтез».
Предмет исследования. Формирование социальной деятельности на предприятии.
Объект исследования — система социальной защиты работников на ОАО «Казаньоргсинтез».

Содержание

Введение
Глава 1. Основы социальной защиты РФ на современном этапе
1.1. Основные направления развития социальной защиты РФ
1.2. Организация социальной защиты работников на предприятиях
Глава 2. Реализация системы социальной защиты работников на ОАО «Казаньоргсинтез»
2.1. Краткая характеристика ОАО «Казаньоргсинтез»
2.1. Оценка социальной защиты работников на ОАО «Казаньоргсинтез»
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая соц защита на производстве кв.ск..doc

— 190.00 Кб (Скачать документ)

Анализируя базовые положения в сфере законодательной базы в стране можно выделить основные принципы социальной защиты работников предприятий:

   социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, к защите достоинств человека, его прав на свободный труд, свободу выбора профессии, места работы и обучения;

   охрана труда, обеспечение приемлемых условий труда, защита здоровья и жизни, компенсация утраты трудоспособности, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, социальных пактов и документов ООН, МОТ и другим признанным международным нормам;

   социальная справедливость в области трудовых отношений — равные права на вознаграждение за равный труд, право на безопасность и гигиену труда, сохранение здоровья, работоспособности и трудоспособности граждан, на социальные пособия в случае болезни, на высокий уровень компенсации постоянной утраты трудоспособности, обеспечение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве;

   всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту;

   государственные гарантии, связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты;

   заинтересованность всех основных субъектов защиты (государство, предприниматели, товарищества социального страхования и широкий круг профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании тех или иных систем и форм защиты;

   солидарность всех субъектов социальной защиты на основе совместной ответственности в противостоянии опасности и риску, выявление, оценка факторов риска и общая защита своих интересов, согласованное распределение финансового бремени по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков;

   многоуровневостъ и разноадресностъ способов социальной защиты — от государственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп, что позволяет реализовывать дифференцированный подход к разным категориям защищаемых;

   многосубъектностъ социальной защиты — субъектами социальной защиты должны выступать государство (в лице ведомств и министерств), работодатели, профессиональные ассоциации и объединения (товарищества по страхованию), региональные управления;

   многоаспектностъ и разнонаправленность мер социальной защиты.

Социальная защита на предприятиях необходима. Высвобождение работников ведомственной социальной сферы инициирует повышение социальной напряженности, рост безработицы и падение уровня жизни в том месте, где расположено предприятие; автономное функционирование объектов социальной сферы как коммерческих предприятий нерентабельно, а желающих их купить практически нет; дефицитность местных бюджетов не позволяет принимать на баланс муниципалитетов объекты соцкультбыта.

Многие западные эксперты в области экономики и управления считают, что российским предприятиям необходимо как можно быстрее освободиться от непрофильных подразделений и сосредоточиться исключительно на производстве и сбыте своей продукции (услуг). Свою точку зрения они подкрепляют серьезными экономическими обоснованиями. Сброс «социалки» дает возможность значительно уменьшить накладные расходы и, следовательно, снизить себестоимость выпускаемой продукции (услуг). [23]

Однако это не самый лучший путь. Отказ от социальной сферы, по существу, сможет спровоцировать конфликтную ситуацию, т.к. начнутся увольнения работников, занятых на социальных объектах, упадет уровень доходов остальных работников.

Но наряду с этим существуют другие предложения, связанные с сохранением социальной сферы на предприятии. За такой подход ратуют многие руководители российских предприятий и поддерживает значительное число представителей муниципалитетов. Сторонники такого решения данного вопроса аргументируют это следующим.

1. Высвобождение работников в социальной сфере, как уже отмечалось выше, приведет к усилению социальной напряженности (рост безработицы и падение уровня жизни в том районе, где находится предприятие);

2. Автономное функционирование объектов социальной сферы в большинстве случаев является убыточным, а желающих их купить, сохранив данный профиль практически нет;

3. Нехватка средств у местных бюджетов не позволяет принимать на баланс муниципалитетов объекты социальной сферы.

Наличие объектов социальной сферы в структуре производственного объединения может быть частью долговременной стратегии развития предприятия. Если предприятие планирует рост своего бизнеса, то ему безусловно экономически выгоднее сохранить объекты социальной сферы, нежели распродать, а затем создавать их вновь. Однако и в этом случае необходимо реструктурировать подразделения социальной сферы, добиться сокращения издержек, обеспечить более целенаправленное влияние социальной политики предприятия на стимулирование каждого конкретного работника и, в конечном счете, на общие экономические показатели.

Но одного понимания этого вопроса недостаточно. Желательно чтобы и работники предприятия прилагали усилия для решения социальных проблем существующих на предприятии.

Трудовые коллективы обладают многими возможностями, которые могут привести к серьезным изменениям в социальной сфере предприятия, но зачастую их не используют. К ним относятся:

   повышение роли и эффективности работы общественных организаций, которые представляют интересы трудовых коллективов в процессе производства;

   раскрытие на примере успешно работающих предприятий и их трудовых коллективов реальных возможностей решения собственными силами многих социально-трудовых вопросов производства;

   повышение реальной значимости коллективных договоров, чтобы они были действительными и эффективными, необходимо организовать учебу представителей трудовых коллективов, участвующих в подготовке коллективных договоров по основным вопросам рыночной экономике.

Необходимо также стремление руководства предприятия изменить курс социальной политики проводимой на производстве. Но, как показывает практика, отсутствие социальной защиты на производстве не всегда указывает на бездействие администрации. Зачастую у предприятия нет свободных денежных средств, которые оно могло бы израсходовать на нужды своего коллектива, что соответственно приводит к росту социальной напряженности на производстве. Такое состояние дел не улучшает экономическое положение предприятия, что соответственно может привести его к банкротству. Как следствие этому произойдет снижение денежных средств поступаемых в государственную казну в виде налоговых сборов.

В этой связи особое значение имеет поддержка государством предприятий:

   стимулирование предприятий к сохранению в своей структуре объектов социального назначения путем прямой поддержки (частичное дотирование из местного бюджета предприятий, сохраняющих жилищно-коммунальное хозяйство, учреждения здравоохранения и т.п.);

   предоставление налоговых льгот на содержание принадлежащих предприятию объектов социального назначения (такие льготы могут устанавливаться предприятию в виде выплат из облагаемой прибыли суммы, направляемой на финансирование содержания производственной социальной сферы);

   проводить в жизнь политику укрепления потенциала предприятий с точки зрения занятости, предотвращение социального отчуждения и снижение уровня бедности с помощью налоговых и других инструментов, стимулирующих вложения в человеческий капитал; содействие созданию и росту малых предприятий независимо от политических пристрастий их владельцев, освобождение малого бизнеса от излишнего законодательного бремени и поощрение связей между ними и крупными компаниями;

   поощрение крупных предприятий, инвестирующих средства в рабочую силу с тем, чтобы увеличить ее гибкость, расширить возможности эффективного ее использования в целях повышения прибыльности таких предприятий, способных к тому же участвовать в подготовке высококвалифицированных кадров для национальной экономики в целом;

   обеспечение социальной защитой трудящихся на предприятиях всех размеров и форм собственности, включая предприятия неформального сектора.

В итоге, с точки зрения интересов трудового коллектива, местного сообщества и общества в целом следует сделать все необходимое, чтобы предотвратить сокращение социальной защиты на производстве. Правильная социальная политика предприятия позволит дать новый импульс не только для улучшения материального положения работников, но и для ускорения процесса оздоровления экономики в целом по стране.

 

Глава 2. Реализация системы социальной защиты работников на ОАО «Казаньоргсинтез»

 

2.1. Краткая характеристика ОАО «Казаньоргсинтез»

Как уже отмечалось выше размер предприятия и его экономическое положение тесно взаимосвязано с процессом социальной защиты проводимой на нем. Т.е. чем больше и экономически стабильнее предприятие, тем больше возможностей у его руководства для более успешной реализации существующих социальных программ, а также внедрения новых.

Рассмотрим одно из крупнейших предприятий, находящихся на территории г.Казани — ОАО «Казаньоргсинтез», производственный комплекс расположен примерно в 15 км на северо-запад от центра города.

История ОАО «Казаньоргсинтез» восходит к концу 1950-х годов. Первая партия продукции была выпущена в 1963 году. Территория предприятия составляет 4,2 км2 (единая промышленная площадка). Со времени основания предприятие работало без перерывов. На предприятии работает более 7000 человек.

Цель ОАО «Казаньоргсинтез» в том, чтобы быть лучшими на российском рынке химической продукции, соответствовать высоким мировым стандартам во взаимоотношениях с деловыми партнерами, инвесторами, сотрудниками, обществом, окружающей средой.

«Казаньоргсинтез» во взаимоотношениях с партнерами по бизнесу, с потребителями, с финансовыми и общественными институтами неукоснительно придерживается принципов деловой этики, рассматривая свою репутацию как один из наиболее весомых активов. Поддерживаются конструктивные партнерские отношения с поставщиками, покупателями, органами власти и всеми заинтересованными группами общества.

Залогом успешного развития предприятия и процветания бизнеса являются люди, поэтому «Казаньоргсинтез» стремится к созданию корпоративной среды, в которой каждый сотрудник смог бы реализовать свои профессиональные возможности с максимальной пользой для себя и компании. ОАО «Казаньоргсинтез» обеспечиваем своим сотрудникам хорошие условия труда и достойное материальное вознаграждение. Основными направлениями инвестиций являются внедрение современных технологий производства и собственные научные разработки.

«Казаньоргсинтез» стремится к тому, чтобы уровень промышленной и экологической безопасности соответствовал требованиям законодательства, и делает все возможное для максимального снижения уровня неблагоприятного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

Общая стратегия ОАО «Казаньоргсинтез» направлена на дальнейшую трансформацию в компанию международного уровня, которая по уровню рыночной стоимости и основным финансово-экономическим показателям будет соответствовать ведущим нефтехимическим компаниям мира.

Основными элементами стратегии развития ОАО «Казаньоргсинтез» являются:

   увеличение производственных мощностей и расширение сферы деятельности в сторону производства продукции высоких переделов, сохраняя свои позиции одного из самых передовых производителей в мире;

   повышение эффективности сбыта продукции за счет экспорта и прямых продаж конечным потребителям, на основе взвешенной ценовой политики и осуществления комплекса мер по расширению рынка своей продукции;

   активизация многостороннего сотрудничества с международными финансовыми институтами с целью получения доступа к дешевым кредитным ресурсам и новым финансовым инструментам.

ОАО «Казаньоргсинтез» не только сохранило все объекты социальной сферы, но и пошло дальше путем различных преобразований, улучшая социальное положение работников предприятия.

 

2.1. Оценка социальной защиты работников на ОАО «Казаньоргсинтез»

По системе компенсаций неблагоприятных условий труда действующей на ОАО «Казаньоргсинтез» (рис. 2.1.) работники имеют право на получение следующих льгот: дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск; сокращенный рабочий день при сохранении заработной платы как за полный рабочий день, для отдельных категорий работников; лечебно-профилактическое питание, молоко, другие продукты питания, предоставляемые работникам в рабочее время за счет предприятия; льготы при начислении пенсий по возрасту.

 

Рис. 2.1. Система льгот и компенсаций за работу в ОАО «Казаньоргсинтез»

 

Основным принципом в политике оплаты труда ОАО «Казаньоргсинтез» является строгое соблюдение российского законодательства в сфере оплаты труда и, прежде всего, своевременная и полная выплата заработной платы работникам, недопустимость расчетов с трудовым коллективом в неденежной форме.

Политика ОАО «Казаньоргсинтез» в области оплаты труда нацелена на стимулирование работников к высокопроизводительному, эффективному труду, что в свою очередь ведет к обеспечению достойного уровня жизни и выделяет две составляющие:

1) повышение мотивации труда работников через рост уровня оплаты труда в зависимости от эффективности конечных результатов труда, т.е. роста объемов производства, роста производительности труда по чистой продукции, снижение себестоимости продукции (работ) за счет более рациональной работы, сокращения непроизводительного расхода ресурсов;

Информация о работе Механизм социальной защиты работников России