Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:17, курсовая работа
Цель исследования. Цель исследования состоит в определении механизма социальной защиты работников России, выработке стратегии дальнейшего ее развития.
В соответствии с целями исследования, были поставлены следующие задачи:
исследовать основные направления развития социальной защиты РФ;
проанализировать организацию социальной защиты работников на предприятиях РФ;
дать оценку социальной защиты работников на ОАО «Казаньоргсинтез».
Предмет исследования. Формирование социальной деятельности на предприятии.
Объект исследования — система социальной защиты работников на ОАО «Казаньоргсинтез».
Введение
Глава 1. Основы социальной защиты РФ на современном этапе
1.1. Основные направления развития социальной защиты РФ
1.2. Организация социальной защиты работников на предприятиях
Глава 2. Реализация системы социальной защиты работников на ОАО «Казаньоргсинтез»
2.1. Краткая характеристика ОАО «Казаньоргсинтез»
2.1. Оценка социальной защиты работников на ОАО «Казаньоргсинтез»
Заключение
Список литературы
2. Экономическая — заключается в замещении утраченной заработной платы или дохода в связи с временной или постоянной утратой трудоспособности (болезнь, несчастный случай, преклонный возраст) или потерей кормильца (для членов семьи работника), а также компенсации дополнительных расходов, связанных с лечением и инвалидностью.
3. Социально-реабилитационная — предусматривает осуществление комплекса медицинской, профессиональной и социальной реабилитации граждан с целью восстановления утраченного здоровья и трудоспособности.
4. Политическая — призвана обеспечить формирование и поддержание эффективных институтов и механизмов социальной защиты с целью обеспечения гарантированных Конституцией и законодательством социальных и правовых норм защиты и поддержания социальной стабильности в обществе.
Социальная защита работника — совокупность социальных и юридических гарантий, обеспечивающих работнику реализацию его важнейших социально-экономических прав, в т. ч. право на достойный уровень жизни. Слабость социальной защиты работника ведет к усилению напряженности в обществе. [19]
Социальное развитие предприятий в России характеризовалось, во-первых, преимущественно отраслевой направленностью государственной промышленной политики, во-вторых особенностями управления, и в-третьих, совокупностью факторов, учитывающих коллективную психологию, а также сильные традиции патернализма в сфере общественных отношений.
Российское предпринимательство на рубеже XX в. отличалось обостренным чувством социальной ответственности работодателей. Выражалось это в создании при промышленных предприятиях своих жилых комплексов, столовых, клубных учреждений, магазинов, а также в проведении благотворительных акций.
В советский период администрация и профсоюзы предприятий были ответственны в соблюдении гарантий в области условий и охраны труда (особенно женщин, молодежи и инвалидов), а также в сфере охраны здоровья работника на производстве и социального обеспечения. В практику социального развития предприятий с учетом их финансовых возможностей вошло предоставление дополнительных социальных льгот, т.е. установление денежных надбавок к отпускам, пенсиям, бесплатное или частично оплачиваемое питание работников на производстве и детей в дошкольных учреждениях, компенсации транспортных расходов и т.п.
В 70-80 г.г. существенно расширились дополнительные льготы и компенсации, предоставляемые предприятием своим работникам в социально-бытовой и жилищной сфере это — помощь в приобретении садовых участков, улучшении бытовых условий жизни. В данный период средства предприятий направляемые на социальное развитие трудового коллектива, составляли одну пятую часть общей суммы финансовых ресурсов, расходуемых на социальное потребление.
В принятой в 1993 году Конституции зафиксировано, что «охрана работы — это система сохранения жизни, а также, здоровья сотрудников в процессе их деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные, а также, иные мероприятия, которые образуют механизм реализации конституционного права граждан на работа (ст. 37 Конституции РФ [4]).
За последние годы в результате принятия ряда федеральных законов, а также, иных нормативных правовых актов по охране работы (или непосредственно связанных с охраной работы) в стране сформирована правовая база охраны работы сотрудников организаций. В том числе определены содержание прав сотрудников на труд, отвечающий требованиям безопасности, а также, гигиены, а также круг обязанностей работодателей.
Положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на работу в положениях, отвечающих требованиям безопасности, а также, гигиены базируются на многочисленных международно-правовых нормах. Так, право на положения работы, отвечающие требованиям безопасности, а также, гигиены, закреплено в ст. 7 Международного пакта об экономических, общественных, а также, культурных правах. [2]
Тем не менее, состояние охраны работы во многих производственных организациях продолжает оставаться неблагополучным. По выборочным данным Госкомстата России в 2008 г. численность сотрудников, занятых в положениях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, составила 22 % от числа обследованных.
Как свидетельствуют многочисленные наблюдения, нарушение требований охраны работы происходит в основном по вине представителей администрации. Многие из них имеют весьма слабое представление о своих обязанностях в области охраны работы сотрудников, несмотря на то, что за нарушение указанных обязанностей на них возлагается дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, а также, даже уголовная ответственность.
В результате мирового финансового кризиса 2008-2009 года финансово-экономическое положение многих предприятий заметно ухудшилось, что, естественно, повлекло за собой снижение расходов на социальную защиту работников. Но, несмотря на пребывание в системном кризисе, определенная часть предприятий смогла адаптироваться к новым реальностям. В самых неблагоприятных условиях они продолжали производить продукцию, платить заработную плату, продавать и покупать. И именно в такой нелегкий период администрация предприятий старается изыскивать средства для сохранения и развития программ социальной защиты работников. Для каждого из них специфичны свои предметы отношений и взаимосвязи, которые в своей совокупности определяют социальное положение работника, параметры уровня и качества трудовой жизни. Значительная часть работников получает от предприятий не только заработную плату, но также различные услуги, льготы, скидки и т.п.
В регулировании внутри производственных и трудовых отношений на предприятиях важную роль играют социальные процессы, предусматривающие, в частности социальную защиту работников с учетом специфических особенностей различных групп, профессий и должностей работников.
Социальная защита работников может быть определена как комплекс взаимосвязанных мер, направленных на компенсацию потерь в денежной и натуральной форме, обусловленных ликвидацией рабочего места, а также заботе общества о гражданине, нуждающемся в помощи.
Социальная защита работников включает в себя следующие направления:
создание условий для занятости населения трудовой деятельностью, позволяющей работникам зарабатывать средства для жизни в объемах, достаточных для достойного существования;
обеспечение безопасности условий труда для работников и доступа граждан к национальным системам здравоохранения, реабилитации и профессионального образования;
обеспечение работников и членов их семей прожиточным минимумом материальных средств в случаях безработицы, потери или резкого сокращения доходов из-за болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, утраты кормильца.
Особую актуальность вопросы социальной защиты работников приобретают в настоящее время на перспективных, низкорентабельных и ликвидируемых предприятиях. К числу первоочередных мер в этих организациях следует отнести:
сохранение рабочих мест, недопущение массового увольнения работников;
финансовую поддержку уже уволенных работников, которые желают заняться предпринимательством;
досрочный выход на пенсию работников пред пенсионного возраста;
временное ограничение роста заработной платы;
переход на неполный рабочий день;
оказание помощи работникам в переквалификации и трудоустройстве по смежным специальностям на других предприятиях.
При решении проблем социальной защиты работников большая роль отводится совершенствованию организации оплаты труда и практики формирования доходов, В современных условиях заработная плата, как известно призвана, реализовать на практике такие функции, как регулирующую, воспроизводственную, стимулирующую, социальную [17]:
регулирующая функция заключается в ее воздействии на соотношение между спросом и предложением на рынке рабочей силы, на формирование эффективной занятости персонала и повышения на этой основе размеров оплаты труда;
воспроизводящая функция связана с установлением минимального необходимого уровня оплаты труда исходя из физиологических и социальных критериев, увязки их с учетом инфляции с величиной прожиточного минимума;
стимулирующая функция предполагает научно обоснованную дифференциацию уровня тарифных ставок и должностных окладов, а следовательно и размеров оплаты труда с учетом его количества, качества и результативности;
социальная функция предполагает осуществление при организации заработной платы управления социальными аспектами оплаты труда и, прежде всего, социальной защиты работников на действующих и ликвидируемых предприятиях.
Сложившейся в настоящее время недостаточный уровень социально-гарантированной минимальной оплаты труда не способствует эффективной социальной защите различных категорий и групп работников.
Рассматривая социальную защиту работников не надо забывать и об участии профсоюзов в данных процессах. Профсоюзные организации в настоящее время переживают очень противоречивый, трудный процесс изменений, связанный с выполнением ими своей главной роли — защиты прав и интересов трудящихся.
На данном этапе обострились проблемы трудового коллектива в социально-трудовой сфере. Как показывает практика, интересы работника и администрации могут совпадать, а могут и не совпадать, оказываясь в противоречии друг с другом. Администрация, как и предприниматель на частном предприятии или совокупность акционеров в АО и их представительный орган заинтересованы прежде всего в том, чтобы обеспечить высокую эффективность работы и конкурентоспособность предприятия и могут стремиться к достижению этих целей путем массовых увольнений работников, сдерживания роста оплаты труда и расходов на улучшение его условий. Интересы же работников имеют совсем другой характер, иную направленность. [15]
Интересы трудового коллектива на предприятии призваны представлять и защищать профсоюзные организации. Основной смысл их деятельности заключается в том чтобы отстаивать интересы трудящихся перед администрацией; бороться против невнимательного отношения к условиям труда и жизни работников, ограждать их от неправильных действий администрации. При сильном расхождении интересов обеих сторон может возникнуть конфликтная ситуация. Поэтому необходимо добиваться такого построения всех социальных отношений, связанных с формированием и удовлетворением потребностей различных социальных субъектов в сфере использования труда, чтобы эти интересы — работников, работодателей, государства — оказывались взаимоувязанными.
В случае ликвидации предприятия трудоустройство и меры социальной защиты высвобождаемых работников осуществляются совместно с работодателем, администрацией города, района, области или края, а также соответствующим органом профсоюза. Для данной категории лиц предусмотрены следующие льготы и компенсации:
выплата выходного пособия в размере среднемесячной заработной платы;
сохранение средней заработной платы на период трудоустройства в течение 2-х месяцев (для работников предприятий расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 5 месяцев);
выплата пособия по безработице в течение 12 месяцев;
при отсутствии возможности трудоустройства, гражданам имеющим стаж работы, дающий право выхода на пенсию по старости, с их согласия пенсию оформить досрочно;
в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации по направлению органов службы занятости гражданам выплачивается стипендия;
работникам, высвобождаемым в связи с сокращением численности предприятия, гарантируется в течение 2-х лет после увольнения сохранность очереди на получение жилья (улучшения жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность посещения лечебных учреждений, а их детям дошкольных учреждений находящихся в ведомстве данного предприятия;
работникам, уволенным при ликвидации предприятия, расположенном в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за счет средств ликвидируемого предприятия предоставляется материальная помощь для самостоятельного поиска нового рабочего места и жилья;
компенсация затрат при переезде высвобождаемых работников и членов их семей на новое место жительства.
Новым явлением в социальной защите работников должно стать социальное партнерство, которое в самом широком смысле представляет собой сотрудничество различных социальных групп и слоев населения для достижения общих целей.
Социальное партнерство — это трудовые отношения, основанные на осознании определенной общности интересов и стратегических целей, достигаемых благодаря их согласованию в рамках партнерства работников, работодателей и государства.
Механизм такого трехстороннего партнерства предусматривает:
совместные консультации при принятии государственных решений в социально-экономической сфере, в том числе при разработке законопроектов;
обеспечение условий труда в порядке коллективно-договорного регулирования (оно позволяет учитывать интересы партнеров, обеспечивать трудовые права работников, повысить их социальную защищенность, предусматривая дополнительные гарантии занятости, льготы и преимущества по социальному обеспечению и обслуживанию, дополнительные отпуска и выплату пособий);
применение правовых норм на предприятии с участием представителей работников.
Информация о работе Механизм социальной защиты работников России