Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 23:55, контрольная работа
Проблема конфликтов в современных условиях является актуальной и находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых, теоретиков и практиков, представителей различных научных школ и направлений. Все большее значение приобретают прикладные аспекты - теория и практика разрешения конфликтов. В рамках современной конфликтологии разработаны достаточно эффективные методы управления конфликтами.
Введение
1.Межличностный конфликт
1.2.Особенности межличностного конфликта
1.3. Динамика межличностных конфликтов
2.Урегулирование и разрешение межличностных конфликтов
3.Переговоры
3.1.Особенности и преимущества переговоров
3.2 Стратегии ведения переговоров
3.3.Посредничество в переговорном процессе
Список литературы
В обеих этих тактиках так или иначе реализуется один и тот же подход, выраженный формулой «выигрыш — проигрыш».
О широком распространении
В связи с этим современная
конфликтология оценивает
Им противопоставляются
Эти тактики более многообразны и богаты по своему содержанию, хотя и более сложны для реализации на практике, поскольку требуют от участников конфликта определенного уровня конфликтологической грамотности. Они характеризуются нацеленностью на конструктивное разрешение конфликта, снижением уровня возникшей напряженности, повышением уровня сплоченности организации- Овладение этими тактиками — необходимое условие эффективности современной управленческой деятельности.
Универсальным средством разрешения конфликтов являются переговоры. Ими заканчиваются не только межличностные конфликты, но даже международные войны. Для переговоров должны созреть условия. Первое, что необходимо сделать на этом пути в случае возникновения конфликтной ситуации, не отвечать на оскорбления оскорблением, не дать втянуть себя в конфликт. Дайте возможность выговориться провоцирующей стороне. В случае, если вы уже втянулись в конфликт, необходимо найти в себе силы и выйти из него в одностороннем порядке. Однако оставлять неразрешенной проблему не следует, необходимо найти причину конфликта и другие его элементы, оценить свои возможности для решения проблемы. После появления благоприятных условий можно искать пути к переговорам, которые следует вести на равных, не ущемляя интересов друг друга. К благополучному исходу в разрешении межличностного конфликта может вести только поведение, направленное на компромисс и сотрудничество.
Переговоры ведутся в условиях ситуации с разнородными интересами сторон, т.е. их интересы не являются абсолютно идентичными или абсолютно противоположными. Обратимся кследующему примеру конфликтной ситуации между руководителем и его заместителем. Заместитель настаивает на уходе в отпуск в июле, а руководитель предлагает выбрать другое время. Но заместитель упорствует в своем выборе потому, что он уже спланировал отдых с семьей в этом месяце. А руководитель не желает уступать потому, что уже дал согласие другому заместителю на уход в отпуск в июле и не может остаться без помощника. Есть и то, что их объединяет: они связаны совместной деятельностью и должны прийти к соглашению.
Сложное
сочетание многообразных
Взаимозависимость участников переговоров позволяет говорить о том, что их усилия направлены на совместный поиск решения проблемы.
Итак, переговоры — процесс взаимодействия оппонентов с целью достижения согласованного и устраивающего стороны решения.
В сравнении с другими способами урегулирования и разрешения конфликта преимущества переговоров состоят в следующем:
(1) в
процессе переговоров
(2) участники конфликта имеют возможность максимально контролировать различные аспекты своего взаимодействия, в том числе самостоятельно устанавливать временные рамки и пределы обсуждения, влиять на процесс переговоров и на .их результат, определять рамки соглашения;
(3) переговоры
позволяют участникам
(4) принятое решение,
в случае достижения
(5) специфика
взаимодействия участников
Конфликтующие стороны могут по-разному рассматривать переговоры: либо как продолжение борьбы другими средствами, либо как процесс разрешения конфликта с учетом интересов друг друга. В соответствии с этими подходами выделяются две основные стратегии ведения переговоров: (!) позиционный торг, ориентированный на конфронтационный тип поведения, и (2) конструктивные переговоры, предполагающие партнерски» тип поведения. Выбор той или иной стратегии во многом зависит от ожидаемых последствий переговоров для каждой из сторон, от понимания успеха переговоров их участниками.
Ориентация на модель “ выгрыш- проигрыш’
Конфликтующие стороны или
Стремление к завершению
Если же участники конфликта стараются избежать «игры с нулевой суммой», то они должны отказаться от понимания интересов сторон как абсолютно
Ориентация на модели ‘’проигрыш- проигрыш’’и ‘’выигрыш- выигрыш’’
Переговоры с ориентацией на вариант «проигрыш — проигрыш» также связаны с использованием стратегии позиционного торга и приводят к тому, что ни одна из сторон не достигает в полной мере . поставленных целей. В этом случае участники переговоров стремятся к решению проблемы на основе компромисса, который предполагает, что стороны идут на взаимные уступки: для того чтобы каждый что-то выиграл, каждый должен что-то потерять. Хотя компромисс требует встречных шагов обеих сторон, он все же является выражением их установки на конфронтацию, и совместные действия носят вынужденный характер, А потому достигнутое в ходе переговоров соглашение не является оптимальным.
Если конфликтующие стороны
Конструктивные, или принципиальные переговоры
Альтернативой позиционному торгу является
стратегия конструктивных переговоров. В от позиционного торга, который ориентирован на конфронтационный тип поведения сторон, конструктивные переговоры являются реализацией партнерского подхода. Эта стратегия предполагает взаимное стремление участников конфликта к позитивному взаимодействию в рамках Модели «выигрыш — выигрыш».
Основные особенности конструктивных переговоров подробно описаны их убежденными сторонниками Р. Фишером и У. Юри в работе «Путь к согласию, или Переговоры без поражения» (в терминологии этих исследователей данная стратегия называется «принципиальные переговоры*):
(1) участники
совместно анализируют
(2) внимание
концентрируется не на
(3) участники переговоров ориентированы на поиск взаимовыгодных вариантов решения проблемы, что требует не сужать разрыв между позициями в поисках единственного правильного решения, а увеличивать число возможных вариантов, отделять поиск вариантов от их оценки, выяснять, какой вариант предпочитает другая сторона;
(4) конфликтующие стороны стремятся использовать объективные критерии, что позволяет выработать разумное соглашение, а потому должны открыто обсуждать проблему и взаимные доводы, не должны поддаваться возможному давлению;
(5) в процессе переговоров люди и спорные проблемы разделяются, что предполагает четкое разграничение взаимоотношений оппонентов и самой проблемы, умение поставить себя на место оппонента и попытаться понять его точку зрения, согласование договоренностей с принципами сторон, настойчивость в желании разобраться с проблемой и уважительное отношение к людям;
(6) достигнутое соглашение должно максимально учитывать интересы всех участников переговоров.
Переговоры на основе
Стратегию конструктивных
(1) выбор этой стратегии не может быть сделан в одностороннем порядке. Ведь основной ее смысл состоит в ориентации на сотрудничество, которое может быть только обоюдным;
(2) использование этой стратегии переговоров в условиях конфликта становится проблематичным потому, что конфликтующим сторонам весьма непросто, оказавшись за столом переговоров, сразу же перейти от конфронтации и противоборства к партнерству. Им требуется определенное время для изменения взаимоотношений;
(3)
стратегия эта не может
Делая
выбор в пользу конструктивных переговоров
или позиционного торга, следует исходить
из предполагаемых результатов, учитывать
специфику каждого подхода, его достоинства
и недостатки. Кроме того, жесткое разграничение
этих стратегий возможно лишь в рамках
научного исследования, в реальной же
практике переговоров они могут иметь
место одновременно. Речь идет лишь о том,
на какую стратегию участники переговоров
ориентируются в большей степени