Миграционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ миграционной политики в России и основные миграционные направления в ней.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
1. рассмотреть общетеоретические понятия проблемы миграции;
2. проследить миграционные процессы в современной России
3. выявить наиболее острые социально-политические и психологические проблемы мигрантов;
4. раскрыть источники и исполнительную власть в миграционной политике
5. посмотреть механизмы реализации миграционной политики
6. увидеть основные цели миграционной политики России
7. проанализировать изменения в миграционном законодательстве

Содержание

Cодержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблема миграции и ее современное состояние…………………7
1.1 Теоретические основы проблемы миграции………………………….7
1.2 Миграционные процессы в современной России…………………..12
1.3 Социальные и психологические проблемы вынужденных мигрантов…………………………………………………………….19
Глава 2. Нормативно-правовая база миграционной политики………….25
2.1. Основа, источники и исполнительная власть……………………...25
2.2 Механизмы реализации миграционной политики………………….29
Глава 3. Основные направления государственной миграционной политики………………………………………………………………………...34
3.1 Основные цели миграционной политики РФ……………………….34
3.2 Изменения в миграционном законодательстве……………………..39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………...50

Работа состоит из  1 файл

курсач главный.docx

— 79.38 Кб (Скачать документ)

Cодержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Проблема миграции и ее современное состояние…………………7

1.1 Теоретические основы проблемы  миграции………………………….7

1.2 Миграционные процессы в современной  России…………………..12

1.3 Социальные и психологические  проблемы вынужденных мигрантов…………………………………………………………….19

Глава 2. Нормативно-правовая база миграционной политики………….25

2.1.  Основа, источники  и исполнительная власть……………………...25

2.2 Механизмы реализации  миграционной политики………………….29

Глава 3. Основные направления государственной миграционной политики………………………………………………………………………...34

3.1 Основные цели миграционной  политики РФ……………………….34

3.2 Изменения в миграционном  законодательстве……………………..39

Заключение……………………………………………………………………….45

Список использованной литературы…………………………………………...50

 

 

 

 

 

Введение

 

Миграции населения - перемещения  населения, связанные с переменой  места жительства. Миграция являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Миграции имеют разнообразные аспекты; их характер и структуру, последствия, которые они вызывают, исследуют ряд наук - демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др. В частности, социальному работнику приходится ориентироваться в социологических вопросах миграции.

Современное рассмотрение проблемы миграции актуально по следующим обстоятельствам. Общественные перемены последнего десятилетия  кардинально изменили политическую и социальную ситуацию на постсоветском  пространстве, и миллионы людей стали  вынужденными мигрантами. В отличие  от развитых стран, переживших миграционный бум и не связанных с постоянной иммиграцией, Россия столкнулась с  интенсивными миграционными потоками в условиях, когда ее экономическая  база оказалась в кризисном состоянии. Приобретая в последние годы ярко выраженный этносоциальный и этнополитический характер, миграция вносит коррективы в жизнь местных социумов, влияет на проводимую суверенными государствами  политику, а главное - изменяет личностные характеристики тех, кто вынужден перемещаться на другие территории в поисках спокойной  жизни и лучшего будущего.

В течение XX века наблюдалось интенсивное  расширение миграционных потоков, а к концу века феномен миграции стал составляющим фактором всех глобальных проблем. И это потребовало новых подходов к миграционной политике, способствующей достижению и поддержанию баланса интересов международных актеров, участвующих в регулировании миграционных процессов.

Актуальность исследования данного  феномена на общемировом уровне обусловлена  обстоятельствами, к числу которых  можно отнести:

  1. расширение правового поля и акцентирование внимания международной общественности на проблематике прав человека, к которым, безусловно, относится право свободного передвижения;
  2. назревшую необходимость анализа миграции с учетом ее целей, задач и содержания в конкретных регионах Федерации и степени ее воздействия на другие сферы общественных отношений;
  3. изменение социальных и политических параметров развития политических новообразований, принятие и претворение в жизнь законов, ущемляющих права иноэтнического населения;
  4. необходимость научного осмысления и понимания социально-политической направленности отношений между самими мигрантами, а также между мигрантами и местным населением.

В Концепции внешней политики Российской Федерации отмечается [4], что Россия, приверженная ценностям демократического общества, включая уважение прав и  свобод человека, видит свои задачи в том, чтобы защищать права и  интересы российских граждан и соотечественников  за рубежом на основе международного права и действующих двусторонних соглашений, будет добиваться адекватного  обеспечения прав и свобод соотечественников  в государствах, где они постоянно  проживают, поддерживать и развивать  всесторонние связи с ними и их организациями.

Последствия миграции проявляются  в различных сферах: политической, социальной, экономической, культурно-психологической  и других. Более того, эти последствия  имеют и позитивный и негативный характер, становясь, таким образом, источником конфликтов. Все это определяет актуальность изучения проблем политико-правового регулирования миграции.

Применительно к библиографии, посвященной  проблеме миграции, можно отметить следующее. С начала 90-х гг. вышло  много специализированных работ, посвященных  миграционной проблематике, отражавшие кардинальные социальные и политические изменения, которые имели место  до и после распада Советского Союза. Необходимо подчеркнуть, что  большинство работ носит ярко выраженную этническую направленность. В работах последнего десятилетия  значительное место также было уделено  проблеме социокультурной адаптации  в иноэтнической или другой среде. Кроме того, широко освещается проблема миграции и в периодической литературе.

Изучение трудов по рассматриваемой  проблематике позволяет вычленить  основные политические, правовые, экономические, психологические причины миграции.

Объектом изучения данной работы является – миграционная политика государства.

Предметом – государственное управление и регулирование миграционной политики.

Целью работы является анализ миграционной политики в России и основные миграционные направления в ней.

Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:

  1. рассмотреть общетеоретические понятия проблемы миграции;
  2. проследить миграционные процессы в современной России
  3. выявить наиболее острые социально-политические и психологические проблемы мигрантов;
  4. раскрыть источники и исполнительную власть в миграционной политике
  5. посмотреть механизмы реализации миграционной политики
  6. увидеть основные цели миграционной политики России
  7. проанализировать изменения в миграционном законодательстве

Структура курсовой работы.   Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Проблема миграции и ее современное состояние

1.1 Теоретические основы  проблемы миграции

 

Миграция населения — сложный  социальный процесс, тесно связанный  с изменением экономической структуры  и размещением производительных сил, с ростом социальной и трудовой мобильности населения.

При анализе миграции населения  ее классифицируют по ряду признаков. Остановимся на важнейших из таких  классификаций.

1. В зависимости от характера  пересекаемых границ различают  внешнюю и внутреннюю миграцию  населения ([19], c. 11-13).

Внешней называется миграция, при  которой пересекаются государственные  границы. Она в свою очередь делится  на межконтинентальную (например, массовое переселение европейцев за океан  в XIX—XX вв.) и внутриконтинентальную (например, современная миграция из одних европейских стран —  Италии, Испании, в другие — ФРГ, Францию и г.д.).

К внутренней миграции относятся перемещения  в пределах одной страны между  административными или экономгеографическими  районами, населенными пунктами и  т.п. Основными типами современной  внутренней миграции являются миграции из сельской местности в города и  межрайонная миграция.

2. По временным признакам миграцию  делят на постоянную (безвозвратную), временную, сезонную и маятниковую.

Безвозвратная миграция связана с  окончательной сменой постоянного  места жительства. Примером такой  миграции может служить миграция из села в город.

Временная миграция предполагает переселение  на какой-то достаточно длительный, но ограниченный, часто заранее обусловленный  срок, что обычно связано с работой в месте вселения. Временными являются многие переселения рабочих из одних стран в другие, внутренняя миграция в удаленные и малообжитые районы (например, для работы по контракту на несколько лет) и т.п.

Сезонная миграция включает ежегодные  перемещения людей в определенные периоды года, например в сельскохозяйственные трудонедостаточные районы в период уборки урожая, летом — в курортные  районы и т.п.

Маятниковая миграция — это регулярные поездки к месту работы или  учебы за пределы своего населенного  пункта.

3. Важное значение имеет классификация  миграции по причинам. Среди главных  причин миграции населения следует  упомянуть экономические и социальные, которые часто трудно разделить (переселения в поисках свободных сельскохозяйственных земель, работы, более высоких доходов, переселения с целью перемены образа жизни — сельского на городской, приобретения более высокого социального статуса и т. п.). Немалую роль играют также политические (бегство от политических преследований, расовых, религиозных притеснений, репатриация в связи с изменением политических условий или государственных границ), военные (эвакуация и реэвакуация, депортация) и прочие причины.

4. По формам реализации миграция  делится на общественно-организованную, осуществляемую при участии государственных  или общественных органов и  с их экономической помощью,  и неорганизованную, которая производится силами и средствами самих мигрантов без материальной или организационной помощи со стороны каких-либо учреждений.

5. В зависимости от того, предпринимается  перемещение людей по их собственному  решению или независимо от  него, миграция делится на добровольную  и принудительную (вынужденную).

В данной работе дадим характеристику нескольким видам миграции, но особенное внимание будем уделять вынужденной миграции.

Вынужденная миграция является одной  из характерных черт современности: во всем мире насчитывается в настоящее  время около 18 миллионов беженцев. Масштабность и острота проблемы вынужденной миграции предопределила ее превращение из национальной в  интернациональную. Соответственно, участие  в ее решении принимают не только национальные правительства, но и все  мировое сообщество в лице международных  и межправительственных, а также  неправительственных организаций.

Вынужденная миграция - перемещение  людей, происходящие по независящим  от них причинам. При вынужденной  миграции серьезно нарушается социальная интеграция человека, из одной среды  он перемещается в другую, болезненно разрывая социальные связи и искусственно создавая такие связи на новом  месте. [25, с. 47]

Отсутствие или несовершенство законодательства государств- бывших республик СССР в области защиты основных прав и свобод граждан, создающее  возможность дискриминации лиц  некоренной национальности по признаку расы, вероисповедания, языка способствовало возникновению проблемы вынужденной  миграции на их территориях.

Беженец — это лицо, которое  не является гражданином Российской Федерации, оставившее страну прежнего проживания, из-за преследований по признакам расовой, национальной, этнической принадлежности, вероисповедания, гражданства, политических убеждений и т.п., и  прибывшее на территорию России [2].

Вынужденный переселенец - это гражданин  Российской Федерации, покинувший место  жительства (как на территории иностранного государства, так и на территории одного из субъектов Российской Федерации) как вследствие совершенного в отношении  него или членов его семьи насилия  либо преследования в иных формах, так и вследствие реальной опасности  подвергнуться преследованию, если таковое преследование связано  с его расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, принадлежностью к определенной социальной группе или политическими убеждениями (например, в случае увольнения и невозможности устройства на работу по одной из указанных выше причин) [3]. Следует иметь в виду, что лица, покинувшие место своего постоянного жительства по обстоятельствам экономического, природного и техногенного характера, а также в связи с эпидемиями и голодом, не могут претендовать на статус вынужденного переселенца, так как причины, вынудившие их покинуть свое жилье, не соответствуют указанным в Законе РФ «О вынужденных переселенцах».

Итак, основное отличие между понятиями  «беженец» и «вынужденный переселенец» заключается в принадлежности к  гражданству Российской Федерации. Однако в определенных случаях закон  допускает признание вынужденными переселенцами и не граждан российской Федерации. Так, вынужденным переселенцем может быть признан иностранный  гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающее на законных основаниях на территории России и  в силу указанных выше обстоятельств  вынужденное сменить место жительства в пределах Российской Федерации (п.3 ст.1 Закона РФ «О  вынужденных переселенцах»).

Информация о работе Миграционная политика государства