Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:00, курсовая работа
Целью работы является анализ миграционной политики в России и основные миграционные направления в ней.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
1. рассмотреть общетеоретические понятия проблемы миграции;
2. проследить миграционные процессы в современной России
3. выявить наиболее острые социально-политические и психологические проблемы мигрантов;
4. раскрыть источники и исполнительную власть в миграционной политике
5. посмотреть механизмы реализации миграционной политики
6. увидеть основные цели миграционной политики России
7. проанализировать изменения в миграционном законодательстве
Cодержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблема миграции и ее современное состояние…………………7
1.1 Теоретические основы проблемы миграции………………………….7
1.2 Миграционные процессы в современной России…………………..12
1.3 Социальные и психологические проблемы вынужденных мигрантов…………………………………………………………….19
Глава 2. Нормативно-правовая база миграционной политики………….25
2.1. Основа, источники и исполнительная власть……………………...25
2.2 Механизмы реализации миграционной политики………………….29
Глава 3. Основные направления государственной миграционной политики………………………………………………………………………...34
3.1 Основные цели миграционной политики РФ……………………….34
3.2 Изменения в миграционном законодательстве……………………..39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………...50
Наиболее важными аспектами российской миграционной политики являются:
1. Реализация гражданами
РФ прав на свободу
2. Гарантия защиты и
поддержки трудящихся-
3. Обеспечение
Поскольку Россия в международной миграции является одновременно принимающей и направляющей стороной, при разработке российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.
В рамках направления миграционной политики рассматриваются следующие вопросы:
• Изучение политики миграции и анализ трудовых потоков в России;
• Прогнозирование внутренних и внешних потоков миграции на основе структурной модели;
• Определяющие факторы и результаты географической мобильности труда в России;
• Препятствия на пути внутренней миграции;
• Долговые контракты и нелегальная миграция;
• Анализ издержек и выгод от миграции;
Ответы экспертов на вопрос" Основные цели миграционной политики России".
Мкртчян Н.В., старший научный сотрудник Лаборатории анализа и прогнозирования миграции: «Основные цели миграционной (иммиграционной) политики: (1) компенсация (частичная или полная) за счет мигрантов демографических потерь населения России; (2) восполнение дефицита в трудовых ресурсах в экономике, в т.ч. в ее отдельных отраслях; (3) обеспечение безопасности и сохранение этнокультурной (этноконфессиональной) стабильности в России и ее региона».
Зайончковская Ж.А., заведующая
лабораторией миграции Института
Ганнушкина С.А., председатель
региональной общественной благотворительной
организации помощи беженцам и вынужденным
переселенцам "Гражданское содействие":
«Решение демографических и
Волков А.Г., независимый
эксперт, бывший сотрудник НИИ Госкомстата
России: «Компенсировать на ближайшее
будущее и на длительную перспективу
неблагоприятные последствия
Островский А.В., заместитель директора Института Дальнего Востока РАН: «Основные цели миграционной политики России — обеспечить необходимое количество рабочей силы по отраслям экономики и регионам из стран СНГ и других стран мира в соответствии с экономической стратегией России на период до 2050 года».
Рощин Ю.В., директор института
управления миграционными процессами
Государственного университета управления:
«Максимально возможное привлечение
мигрантов, прежде всего из стран
СНГ, с соответствующим эффективным
контролем и селективным
Тарасова В.П., заместитель
руководителя аппарата Комитета Государственной
Думы по делам СНГ и связям с
соотечественниками: «Создание предпосылок
максимально организованного
Цуканов В.В., начальник Управления по делам миграции ГУВД Краснодарского края, полковник внутренней службы: «Основной целью миграционной политики России является экономическая, политическая и социальная составляющая развития государства и его экономики, эффективное регулирование миграционных потоков».
Шишкин В.И., врио руководителя
Управления по делам миграции УВД
Оренбургской области: «Обеспечение эффективного
социально-экономического и демографического
развития страны, безопасности России,
удовлетворение потребностей экономики
в трудовых ресурсах, рациональное
размещение населения по территории
страны, использования
Юдина Т.Н., проректор Российского государственного социального университета: «Целями миграционной политики России являются рациональное (селективное) привлечение мигрантов, в первую очередь из стран СНГ и Балтии для поддержания демографического баланса населения и удовлетворения потребностей в трудовых ресурсах российской экономики; обеспечение их интеграции в российское общество через создание специальных Программ; оптимизация внутренних миграционных процессов».
Ястребова А.Ю., советник Председателя
общероссийской общественной организации
"Российский Красный Крест": «Создание
системы должного государственного
регулирования процессов
3.2 Изменения в миграционном законодательстве
Главное направление происшедших
изменений состоит в сильном
упрощении регистрации
Ранее, чтобы получить право
на пребывание в России, иностранный
гражданин обязан был в течение
3-х дней зарегистрироваться по месту
жительства. Регистрация производилась
в милиции, соответствующий штамп
ставился в паспорт. Регистрация
могла быть совершена только с
согласия всех лиц, постоянно проживающих
по тому адресу, по которому регистрируется
мигрант. Для этого требовалось
не просто соответствующее заявление,
но личная явка в милицию как ответственного
владельца или съемщика жилого помещения,
так и всех в нем проживающих
лиц. Именно регистрация (прописка) в
том виде, как она осуществлялась,
была главным камнем преткновения на
пути законного пребывания в России
и официального трудоустройства. Бюрократические
барьеры, связанные с регистрацией,
оказались практически
Принимая во внимание, что наличие регистрационного штампа в паспорте было обязательным условием трудоустройства, не приходится удивляться буквально расцвету различных криминальных сервисов по продаже "адреса", равно как и криминализации милиции на миграционной почве. Только зная прежний порядок, можно по достоинству оценить произошедшие перемены.
Летом 2006 г. были приняты новые законодательные документы, коренным образом изменившие миграционный режим в России. Во-первых, были внесены существенные изменения в закон "О правовом положении иностранных граждан" и принят новый закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Оба закона вступили в силу с 15 января 2007 года.
Новый порядок сильно упростил
процедуру регистрации для
Не менее решительно изменен
порядок трудоустройства
Теперь разрешение на работу
в виде трудовой карты выдается лично
мигранту, а не работодателю, как
раньше. Мигрант получил право
свободного поиска работы, а работодатель
- свободного найма иностранного гражданина,
имеющего разрешение на работу. Таким
образом, ликвидирована "привязка"
работника к работодателю и созданы
условия для свободного перемещения
на рынке труда иностранной
Перемены пока коснулись только мигрантов, приезжающих в Россию на безвизовой основе из стран СНГ. Рабочую силу из стран СНГ Россия рассматривает как приоритетную для себя, поэтому преференции в ее отношении естественны.
Квотированный порядок выдачи разрешений на работу сохранен, но требования к квотированию расширены. Теперь квоты должны устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации мигрантов, страны их происхождения, а также по регионам России. При этом квоты не распространяются на квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по своей специальности, и это тоже новшество. На 2007 г. были установлены две квоты: для иностранных граждан из безвизовых стран (6 миллионов разрешений) и для иммигрантов, прибывающих в визовом порядке в целях осуществления трудовой деятельности (308,8 тыс. приглашений). Огромная квота для безвизовых стран на 2007 год позволила провести легализацию большинства накопившихся незаконных мигрантов из этих стран. В этих целях была проведена разовая акция по выдаче дубликатов миграционных карт мигрантам, просрочившим сроки пребывания или потерявшим миграционные карты. Вместе с тем, пока что механизм квотирования в условиях России не является эффективным методом управления трудовым миграционным потоком. Возможность расчета квот в условиях современного российского рынка труда - быстро меняющегося, импульсивного, в значительной части находящегося в тени - проблематична.
Итоги действия новой политики дают полные основания говорить о впечатляющем позитивном эффекте. Во-первых, впервые были получены довольно достоверные данные об общем количестве иммигрантов, в том числе о количестве трудовых мигрантов. В течение 2007 г. было зарегистрировано 8 млн. въездов на временное пребывание и выдано 1,8 млн. трудовых карт.
Во-вторых, важнейшим результатом новой политики является повышение уровня легальности временных трудовых мигрантов, что, в свою очередь, способствовало улучшению защиты их прав человека и трудовых прав. Ситуация изменилась радикальным образом. Если раньше почти половина мигрантов (46%) не были зарегистрированы, то сейчас удельный вес этой категории мигрантов уменьшился в 3 раза (до 15%). Подавляющее большинство мигрантов (85%) встали на миграционный учет и выведены из тени / по сравнению с 54% ранее/ (Рис.8).
Резко возросла доля иммигрантов,
легально работающих на территории РФ
со всеми вытекающими отсюда позитивными
экономическими (рост налогооблагаемой
базы и др.) и социальными (улучшение
условий жизни и труда
Согласно новым правилам работодатель, принявший на работу иностранного работника, имеющего трудовую карту, обязан уведомить об этом службу занятости. Однако в 40% случаев работодатели не сделали этого, чтобы избежать выплаты налогов.
Существует и проблема недостаточной осведомленности мигрантов и работодателей о новых процедурах, чем сразу же воспользовался рынок теневых услуг. В результате трудовые мигранты нередко получают недействительные или поддельные документы и т.д.
Российское правительство
урежет квоты на гастарбайтеров. Премьер-министр
Владимир Путин специальным
Установленная на этот год
квота в 1,9 млн разрешений для
трудовых мигрантов выбрана лишь
на 64%. То есть право работать в России
на законных основаниях оформили в
органах Федеральной
Гастарбайтерам в 2010-м было выдано около 3,4 млн разрешений на работу, и стабильно высокого - опять же по сравнению с докризисными временами - уровня безработицы. По прогнозам правительства, в 2010 году число зарегистрированных безработных прогнозируется на уровне 2,2 млн человек. Власть намерена «по максимуму использовать российскую рабочую силу, людей, которые из-за экономического кризиса потеряли работу».