Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:00, курсовая работа
Целью работы является анализ миграционной политики в России и основные миграционные направления в ней.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
1. рассмотреть общетеоретические понятия проблемы миграции;
2. проследить миграционные процессы в современной России
3. выявить наиболее острые социально-политические и психологические проблемы мигрантов;
4. раскрыть источники и исполнительную власть в миграционной политике
5. посмотреть механизмы реализации миграционной политики
6. увидеть основные цели миграционной политики России
7. проанализировать изменения в миграционном законодательстве
Cодержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблема миграции и ее современное состояние…………………7
1.1 Теоретические основы проблемы миграции………………………….7
1.2 Миграционные процессы в современной России…………………..12
1.3 Социальные и психологические проблемы вынужденных мигрантов…………………………………………………………….19
Глава 2. Нормативно-правовая база миграционной политики………….25
2.1. Основа, источники и исполнительная власть……………………...25
2.2 Механизмы реализации миграционной политики………………….29
Глава 3. Основные направления государственной миграционной политики………………………………………………………………………...34
3.1 Основные цели миграционной политики РФ……………………….34
3.2 Изменения в миграционном законодательстве……………………..39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………...50
-осуществление в соответствии
с законодательством
ФМС России разрабатывает
и представляет в установленном
порядке Президенту Российской Федерации
и в Правительство Российской
Федерации проекты федеральных
конституционных законов, федеральных
законов, актов Президента Российской
Федерации и Правительства
ФМС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам координации и контроля деятельности ФМС России, а также настоящим Положением[12].
Современное миграционное законодательство
России формировалось и формируется
под влиянием различных тенденций.
Здесь и необходимость
В настоящее время практически никто не оспаривает, что миграция нужна России постольку, поскольку при имеющейся демографической ситуации экономика страны не может рассчитывать на сохранение и воспроизводство трудовых ресурсов без привлечения мигрантов.
При разработке любого нормативно-правового акта в сфере миграции необходимо осознание его, если можно так выразиться, "встраиваемости" в государственную миграционную политику с учетом всесторонней оценки различных факторов — демографических, экономических, политических и иных[13].
…Проведение федеральных
государственных статистических наблюдений
в установленной сфере
Ухудшение демографической ситуации
в стране, еще во многом стихийный
характер миграционных процессов, особенно
в первой половине 90-х годов, обусловили
необходимость осуществления в
Российской Федерации целенаправленной
и долгосрочной миграционной политики,
подкрепление ее соответствующей
2.2 Механизмы реализации миграционной политики
Основными механизмами реализации
являются: 1)совершенствование правовой
базы в области миграции и исполнение
соответствующих норм законодательства
Российской Федерации; 2)разработка и
заключение межгосударственных и межправительственных
договоров и договоров
Механизмы реализации Федеральной
миграционной программы включают: совершенствование
действующего законодательства Российской
Федерации в области миграции,
приведение его в соответствие с
нормами международного права, для
чего, в частности, предусмотрено
заключение межгосударственных соглашений
со странами СНГ4; совершенствование
системы иммиграционного
Большое внимание уделяется
дальнейшему совершенствованию
системы регулирования
Сложен и несовершенен существующий механизм учета потоков мигрантов, особенно нелегальных. Так, в начале 2002 г. оценка общего количества нелегальных мигрантов в России колебалась в пределах от 1,5 до 10—12 млн человек, то есть расходилась на порядок. Возможно, некоторую ясность в количественные показатели и географическую картину миграций внесут данные последней Всероссийской переписи населения. На существенные коррективы рассчитывать не приходится, пока не будет создана и отлажена более эффективная система учета и контроля за миграционными потоками, как внутренними, так и внешними.
Вместе с тем , без разумной миграционной политики, направленной на регулирование внутренних потоков мигрантов и привлечение в страну дополнительной рабочей силы, вряд ли удастся решить те масштабные социально-экономические, демографические задачи регионального развития, которые намечаются на перспективу.
В целях урегулирования с правовой точки зрения пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России 25 июля 2002 г. принят федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который вступил в силу с 1ноября 2002 г.
В 1994 г. странами СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов. В 1998 г. заключено Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией.
В 2002 г. было введено в действие жесткое законодательство, которое возвело труднопреодолимые барьеры на пути законного пребывания и трудоустройства иностранных граждан. Имеется в виду Федеральный Закон Российской Федерации "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. Легитимное пространство для мигрантов стало крайне узким. В результате жесткие меры дали обратный результат. Чрезмерное ограничение легитимного пространства, вытесняя мигрантов внеправовое поле, способствовало еще большему развитию незаконной миграции и формированию мафиозных сетей в миграционной сфере. Регистрируемая же миграция резко уменьшилась, что противоречило интересам России, переживающей демографический кризис.
Улучшение правовых условий
привлечения иностранной
«Отвечать на многие серьезные
вопросы ФМС начали относительно
недавно, только на протяжении последних
четырех лет занимается созданием
единой информационной системы, содержащей
полную информацию об иностранцах, пересекающих
границу России. На каждого иностранного
человека мы заводим досье, пока с
фотографиями — меньше 50%. Но центральный
банк данных располагает всей историей
пребывания иностранного гражданина на
российской территории — в том
числе о правонарушениях, если таковые
имелись, о месте и времени
пересечения границы. Эти знания
помогают в какой-то мере контролировать
ситуацию.»-говорит Глава
Новое российское миграционное
законодательство, по сути вступившее
в силу с начала 2007 года, в целом
объективно оценивается и в России,
и за рубежом достаточно высоко.
Было принято более 20 законодательных
актов, десятки указов Президента Российской
Федерации и постановлений
Глава 3. Основные направления государственной миграционной политики
3.1 Основные цели миграционной политики РФ
Проблема иммиграции возникла в тесной связи с демографическим кризисом. Демографы единодушны относительно будущего населения России. И демографы ООН, и Росстат, и исследователи прогнозируют быстрое сокращение его численности. Согласно среднему варианту последнего прогноза Росстата, выполненному в 2007 г., население России к 2026 г. уменьшится до 135,6 млн человек, при условии некоторого прогресса в рождаемости (повышении коэффициента суммарной рождаемости с 1,32 до 1,62) и в средней продолжительности жизни (подъема с 60,3 до 61,8 года у мужчин и 73,2 до 75 лет у женщин), а также увеличении нетто-иммиграции со 156 тыс. человек в 2007 г. до 469 тыс. человек в 2025 г. Если же будут пролонгированы современные тенденции рождаемости, смертности и иммиграции, численность населения страны может упасть до 125 млн человек. Прогноз ООН определяет население России на конец 2025 г. в 130 млн человек[6]. Правда, значительное улучшение ситуации с естественным приростом, по итогам предстоящей переписи может сделать ожидаемую компенсацию вполне достижимой.
Хотя население России убывает с 1992 г., этот процесс до 2007 г. не затрагивал трудоспособные возрастные контингенты. Напротив, на фоне нисходящей тенденции общей численности населения его трудоспособная часть росла, причем весьма заметно, вследствие благоприятного соотношения входящих в трудоспособный возраст и выходящих за его пределы поколений. В 2006 г. этот рост закончился и начался период стремительной естественной убыли трудоспособного населения. Вначале, в 2007 г., убыль была сравнительно небольшой - около 300 тыс. человек, но уже в 2008 году это будет в 2 раза больше, а в 2010-2019 гг. сокращение превысит 1 млн. человек ежегодно. В сумме в период до 2026 г. естественная убыль трудоспособного населения России, если оно не будет пополняться мигрантами, превысит 18 млн. человек. При сравнении этой величины с численностью занятых в экономике России, составляющей 69 млн. человек, чрезвычайная серьезность ситуации становится очевидной.
Такой обвал ресурсной составляющей рынка труда за столь короткий период невозможно возместить за счет технического прогресса и переструктуризации экономики, для которых характерны более плавные изменения. Не спасают и надежды на повышение рождаемости в связи с современной активной демографической политикой страны - ведь дети, которые выйдут на рынок труда в ближайшие два десятилетия, уже родились. Безусловно, необходимо мобилизовать имеющиеся внутренние резервы, но этот источник тоже не может быть основным. Все это приводит к выводу о необходимости увеличения иммиграции, особенно ее трудовой составляющей, чтобы дефицит на рынке труда не стал тормозом развития экономики страны.
Можно с уверенностью утверждать,
что в ближайшей перспективе
труд будет одним из самых дефицитных,
если не самым дефицитным ресурсом
в России, а миграция приобретает,
без преувеличения, судьбоносное значение
для ее развития. От того, насколько
страна справится с задачей
Ожидаемое резкое сжатие трудового потенциала выводит иммиграционную составляющую на уровень стратегического направления миграционной политики России. Следовательно, перспективная миграционная политика России - это, прежде всего, иммиграционная политика.
Федеральной миграционной службой
России предоставлены лицензии почти
150 организациям, занимающимся оформлением
трудоустройства российских граждан
за рубежом. Введение системы лицензирования
позволило пресечь