Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:24, реферат
Целью нашей работы является выявление природы межнациональных конфликтов на территории Российской Федерации. Данная цель преследовалась многими деятелями науки, о чем подробнее будет сказано ниже.
Для достижения нашей цели были предприняты следующие действия:
1. Обработка теоретического блока информации по данной теме;
2. Проведение эмпирические исследования по данной теме;
3. Обобщение полученных знаний.
Введение
Теоретическая часть
1. Национализм. Сущность.
2. Международная историография национализма и особенности российской исследовательской ситуации
3. История мирового национализма
4. Национализм в России
Эмпирическая часть
Министерствообразования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт психологии
Кафедра социальной психологии, конфликтологии и управления
НАЦИОНАЛИЗМ В РОССИИ, КАК ФЕНОМЕН МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В 21 ВЕКЕ
Направление «040300 - Конфликтология»
Исполнители:
Астафьева А.А.
Вахрулина Н.В.
Никитина Т.В.
Усанов И.В.
Руководитель:
Лыжина О.А. – доцент кафедры
теории методики преподавания
истории;
кандидат исторических наук.
Екатеринбург 2011
Оглавление
Введение
Теоретическая часть
1. Национализм. Сущность.
2. Международная историография национализма и особенности российской исследовательской ситуации
3. История мирового национализма
4. Национализм в России
Эмпирическая часть
Ресурсы
Мы считаем, что данная проблема актуальна в современном российском обществе. Россия - многонациональная страна, и конфликты между представителями различных наций, населяющих ее,есть феноменальное явление. Является недопустимыми противоречия в стране, которая зиждется на кровосмешении народов.
Целью нашей работы является выявление природы межнациональных конфликтов на территории Российской Федерации. Данная цель преследовалась многими деятелями науки, о чем подробнее будет сказано ниже.
Для достижения нашей цели были предприняты следующие действия:
1. Обработка теоретического блока информации по данной теме;
2. Проведение эмпирические исследования по данной теме;
3. Обобщение полученных знаний.
Национализм - идеология, основанная на убеждении в том, что народ, имеющий общие характеристики языка, религии или этнической принадлежности, представляет собой своеобразную политическую общность. Националисты стремятся к сохранению такого своеобразия для защиты определенных социальных преимуществ, являющихся следствием национальной идентичности или принадлежности.
Основные современные концепции феномена национализма заключаются в следующем:
1. национализм был романтическим движением, связанным с объединением Германии или Италии; позднее, вместе с европейскими колониализмом он был экспортирован в Африку и Азию;
2. национализм есть форма политики антиколонианизма в тех обществах, где в результате социальных изменений, связанных с внешним колониализмом, были разрушены традиционные способы социальной организации;
3. неравномерное развитие капитализма порождает глубокий региональный дисбаланс, при этом периферийные регионы проводят националистическую политику с тем, чтобы добиться более равномерного распределения богатства страны – согласно такому подходу, национализм в некоторых передовых капиталистических обществах развивается в ответ на внутренний колониализм.
Национализм часто считается искусственной, паразитической идеологией вследствие того, что на деле зачастую невозможно определить, в чем заключается единые характеристики членов общества, заявляющих о принадлежности к одной нации. С этой точки зрения, национализм – это миф, созданный определенными интеллектуалами, носителями романтических идей национального языка, народного наследия и национальной идентичности. Вследствие этого национализм соотносится также с политическим экстремизмом и ксенофобией.
В социальной науке существует единство во мнениях относительно того, что национализм, несмотря на свою эмпирическую сложность, имеет следующие черты:
1. он основывается на принципе, согласно которому правительства должны иметь ту же культурную идентичность, что и рядовые граждане;
2. в результате этого культурный национализм, политикой которого является сохранение или возрождение национального наследия, создает основу для национализма политического, стремящегося к самоопределении и политическому превосходству;
3. развитие современных систем массовой коммуникации способствует распространению объединяющих националистических идеологий;
4. националистические идеологии весьма привлекательны для подчиненных классов, которым они обещают определенную экономическую защиту от представителей других наций;
5. в XX веке национализм был связан с процессом деколонизации и экономическим развитием стран «третьего мира», а также с борьбой за региональное равенство в рамках существующих капиталистических обществ.
Предметом теоретического интереса национализм стал сравнительно недавно – в 1920-е гг. Пионерами в этой области стали американские историки Ханс Кон и Карлтон Хайес. Под их влиянием в 1930-1940-е гг. сложилось так называемое «историческое национализмоведение», сохранявшее значительное влияние до 1960-х гг. включительно. Надо отметить, что это влияние распространялось не только на англо-американскую литературу. Среди европейских историков, посвятивших специальные труды изучению национализма, следует назвать Теодора Шидера и Ойгена Ламберга. Особого внимания заслуживает чешский историк Мирослав Грох, работа которого после ее перевода с немецкого на английский язык, оказала влияние на англо-американское национализмоведение.
В 1950-е гг. монополия историков на изучение национализма была нарушена социологом и политологом Карлом Дойчем. Будучи увлеченным, модной тогда кибернетикой, К. Дойч попытался включить исследование национализма в универсальную «теорию коммуникации». Предприятие оказалось не слишком успешным. Работы К. Дойча о национализме не вошли в международный научный обиход так же прочно, как его труд по теории политического управления.
В 1964 г. Была опубликована программная статья Эрнеста Геллнера. В ней была изложена теория национализма, которой будет суждено оказать серьезное влияние на последующее национализмоведение. Однако в тот момент работа Э. Геллнера была практически не замечена международной научной общественностью.
Можно точно назвать год, с которого началась новая эпоха в области изучения национализма. Это 1983 г., когда почти одновременно вышли в свет работа Э. Геллнера «Нации и национализм», книга Бенедикта Андерсона «Воображаемые сообщества» и сборник статей под редакцией Эрика Хобсбаума и Теренса Рэйнджера «Изобретение традиций». Эти работы радикально изменили исследовательскую ситуацию. После них стало невозможно писать о национализме так, как о нем писали раньше. Без явной или скрытой отсылки к этим авторам (в виде развития их идей или отталкивания от них) сегодня не обходится ни одно серьезное сочинение о национализме.
В течение 1980-1990-х гг. формируется междисциплинарное национализмоведение, вклад в которое вносят социология, политология, социальная и культурная антропология, политическая экономия, история культуры и сравнительное литературоведение. При этом самих исследователей редко удается отнести к одной из этих дисциплин: большинство из них сознательно строят работу как междисциплинарную. Роджерс Брубэйкер, Этьен Балибар, Хоми Бхабха, Иммануил Валлерстайн, Катрин Вердери, Фредерик Джеймисон, Майкл Манн, Парта Чаттерджи, Томас Эриксен – вот лишь несколько представителей разных областей знания, работы которых оставили заметный след в изучении национализма в последние два десятилетия.
О российской литературе по интересующей нас теме приходится говорить отдельно. Господство догматического марксизм-ленинизма блокировало саму возможность научного изучения национализма. Поэтому доброкачественных работ о национализме на русском языке долгое время не существовало. Цензурой стали публикации Валерия Тишкова. В. Тишков открыто порвал с советской интеллектуальной традицией в области изучения «национальных отношений», обвинив эту традицию в имплицитном национализме. В течение 1990-х гг. был опубликован ряд серьезных исследований национализма других российских авторов: Алексея Миллера, Леокадии Дробижевой, Виктории Коротеевой, Ольги Малиновской, Сергея Соколовского, Сергея Чешко.
Великобритания
В период Славной революции англичане находились под сильным влиянием кальвинизма. Поскольку высшее английское общество сравнивало появление идеи о личной свободе с рождением христианства, оно отождествляло себя с древним Израилем.
В 1707 г. Англия объединилась с Шотландией. В 1801 г. в состав Великобритании вошла Ирландия. Эти территории, включая колонии, стали частью Британской империи. До середины XX века жители империи были формально подданными короля.
К этому относились положительно даже те англичане, которые сочувствовали освободительной борьбе народов Содружества, так как это подчёркивало их солидарность с этими народами. Только в 1948 г., в результате Акта о национальности, подданные стали гражданами. Начиная с 1970-х британская самоидентификация приобрела расовый оттенок, и согласно новому законодательству безусловным правом на проживание в стране обладают только лица, получившие гражданство в Великобритании, и их потомки.
В настоящий момент, хотя большинство британцев приравнивают национальность к гражданству, значительная часть ирландцев, шотландцев и валлийцев считает, что они с англичанами являются представителями разных наций. Более того, для участия в региональных шотландских или валлийских выборах не требуется британского гражданства. В связи с этим в настоящий момент Великобританию не вполне корректно считать национальным государством.
По сути, английский национализм не был этническим и разъединяющем, он выполнял гражданскую, интегрирующую функцию. Распад империи привел к фундаментальному сдвигу в сознании, в частности активизировались национальные движения.
Германия
Национализм в Германии возник как реакция на наполеоновскую оккупацию. Начиная с Гердера и Фихте, немецкие националисты полагали, что Германия упирается корнями в древний немецкий этнос и что политические критерии включения в нацию несущественны. Например, Фихте в своём «Обращении к германской нации» (1807) утверждал, что немцев характеризует оригинальный язык и прослеживаемая с первобытных времён природа германского характера, что наделяет её метафизическим национальным духом. Однако если в прошлом история немецкого народа во многом зависела не от него, то в будущем, по мнению Фихте, немцы должны были вершить свою историю сами. Этот призыв был подхвачен другими немецкими философами и писателями, что привело к возникновению романтизма.
В тот период этнические немцы населяли территории многих стран (Австрии, Пруссии, России и т. д.) Пангерманизм стремился к их объединению в границах единого государства. Важнейшей победой немецкого национализма стало объединение Германии в 1871 г. В XX веке идеология национал-социализма вобрала в себя многие элементы крайнего национализма. Нацисты утверждали, что Германия должна расширить свои границы, чтобы охватить всю территорию проживания немцев. В результате поражения в войне Германия от этих утверждений отказалась.
Тем не менее, до последнего времени гражданство в Германии давалось преимущественно этническим немцам, в то время как другие иммигранты испытывали серьёзные трудности с получением гражданства.
Во время опросов общественного мнения, проведённых в Германии в начале 2009 года, 83 процента всех опрошенных заявили, что гордятся тем, что они немцы. По данным немецкого ведомства по защите конституции, число ультраправых экстремистов в ФРГ за 2009 год увеличилось на треть, эксперты объясняют это ухудшением экономической обстановки и падением уровня жизни из-за мирового финансового кризиса.
Индия
Национализм в Индии обострился в конце XIX века в связи с борьбой с британским империализмом. Националисты утверждали, что Индия должна сама осуществлять собственную политику; что свободная Индия способна остаться единой территорией; что индусов объединяет религия (индуизм). Главной победой индийского национализма стало обретение независимости в 1947 г. При этом одной из серьёзных проблем стал выбор государственного языка, в результате чего их стало два: хинди и английский. Основными трудностями к построению гражданской нации стали острые этнические и религиозные конфликты, которые, в частности, привели к отделению Пакистана.
В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.
В силу того, что многие современные радикальные движения подчёркивают свою националистическую окраску, национализм часто ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью. Такая нетерпимость осуждается сторонниками умеренных течений в национализме.
Русскоязычные СМИ «национализмом» часто называют этнонационализм, в особенности его крайние формы (шовинизм, ксенофобия и др.), которые делают акцент на превосходстве одной национальности над остальными. Многие проявления крайнего этнонационализма, включая разжигание межнациональной розни и этническую дискриминацию, относятся к международным правонарушениям.
Любой опрос общественного мнения покажет, что большинство населения охотно поддержит лозунг “Россия для русских”. Хотя те же люди никогда не разрешат Кавказу выйти из состава России. Две войны велись только ради того, чтобы не позволить Чечне уйти.“Россия для русских” — этот лозунг скорее означает, что нерусские должны знать свое место, жить там, где родились, не приезжать к нам и не селиться рядом с нами.
Информация о работе Национализм в России, как феномен межнационального общения в 21 веке