Направления в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 22:15, реферат

Описание

Социологические теории второй половины XX века можно классифицировать по способу анализа общества, распределяя на две группы: макросоциологические и микросоциологические теории.
Макросоциологические теории рассматривают функционирование общества как единого целого. К основным макросоциологическим теориям относятся: структурный функционализм, конфликтная социология.

Работа состоит из  1 файл

печать напр в соц.docx

— 33.40 Кб (Скачать документ)

В.И.Ленин (1870 – 1924 гг.) так  же способствовал развитию теории и  практики марксизма обширным рядом работ. Многие из них оказали значительное воздействие на социальные науки («Развитие капитализма в России», «Государство и революция», «Империализм как высшая стадия развития капитализма» и т.д.). В работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов» В.Ленин показал материалистическое понимание закономерностей развития общества, роль народных масс, классов и личности в истории, рассмотрел такие категории марксистской теории общества, как «общественная формация», «способ производства».

Несмотря на то, что В. Ленин многие теоретические и  методологические вопросы, относящиеся  к сфере социологического знания, поставил и разработал впервые, в  его работах мы не найдём законченной  концепции социологии.

Важной вехой в развитии русской социологической мысли  были труды П. А. Сорокина (1889 - 1968), являвшегося  представителем неопозитивистского направления  в социологии. Особенно велик его  вклад в понимание предмета, структуры  и роли социологии; механизма и  путей социального развития; социальной структуры общества и социальных перемещений; социокультурной динамики. Наиболее известные работы: «Социальная мобильность», «Социальная и культурная динамика», «Современная социологическая теория».

П.А.Сорокин не столько  принимал преобладавшие эволюционные или связанные с развитием  модели, сколько полагал, что общество лучше всего понимать как образец, подверженный циклическим, хотя и не регулярным изменениям.

Таким образом, российская социологическая  мысль до начала 20-х годов XX века по своим методологическим установкам и теоретическим достижениям  не уступала зарубежной.

После Октябрьской революции  судьба социологии складывалась крайне противоречиво. Благодаря своей  критичности социология не была «любимицей»  среди наук в СССР, так как обращала слишком большое внимание на феномен  власти. Впоследствии социология была объявлена «буржуазной лженаукой», а научные исследования в этой области были запрещены. Восстановление отечественной социологии началось только в конце 50-х годов XX века.

Предметом исследований социологов 50 - 60-х годов была социальная структура  советского общества, бюджет времени  рабочего класса, социальные проблемы труда, образования, семьи. В 1962 году была основана советская социологическая  ассоциация. Создан отдел социологических  исследований в институте философии  Академии наук (АН) СССР и лаборатория  социологических исследований при  Ленинградском государственном  университете.

В конце 60-х годов позитивные тенденции в развитии со-циологии были прерваны, и лишь только во второй половине 80-х годов начался новый этап в развитии социологии.

Институт социологических  исследований АН СССР был преобразован в Институт социологии АН СССР, а  в 1991 году создан и институт социально-политических исследований АН СССР. Вышли книги  под общей редакцией Г. В. Осипова, учебники А. И. Кравченко, были переведены и изданы учебники, работы М. Вебера, Н. Смелзера, Э. Дюркгейма и т.п. Стали издаваться специализированные журналы, открываться вузовские кафедры, лаборатории, разрабатываться новые сферы исследований. На повестку дня поставлен вопрос о становлении нового социологического мышления.

 

Каковы основные направления социологии XIX - начала XX века?

 

Распространение социологических  идей в России в 60-70-х годах Х1Х  века непосредственным образом было связано с решением актуальных вопросов ускоренного социально-экономического развития страны, поиском новых общественных идеалов, перспективами социальной революции и анализом проблем  общественного прогресса.

В отличие от западной, российская социология не ориентировалась исключительно  на формализованные модели, эмпирические исследования и количественные методы изучения социальных явлений. В концепциях отечественных социологов всегда присутствовали оценочные суждения, знания о ценностях, духовно-нравственные ориентации. Этико-нравственная, духовная направленность стала традицией  российской социологической мысли." История российской социологии отличается большим разнообразием школ и  направлений, среди которых можно  выделить органицистское, субъективистское, психологическое, марксистское, многофакторное.

Представителем органицистского направления является Павел Фёдорович Лилиенфельд (1829-1903), который рассматривал общество ("социальное тело"), его функционирование и развитие по аналогии с биологическим организмом. П.Ф. Лилиенфельд приписывал обществу следующие черты организма — единство, целесообразность, специализацию органов. Он, анализируя функции общественного организма, выделял три основные: физиологическую или экономическую; морфологическую или юридическую; объединяющую или политическую. Сферы общественной жизни он уподобляет различным биологическим системам. Однако в трактовке общественного прогресса П.Ф. Лилиенфельд выходил за рамки классических аналогий между обществом и организмом. С его точки зрения политический прогресс заключается в усилении власти и расширении политической свободы, экономический прогресс — в увеличении собственности и расширении экономической свободы, а юридический прогресс — в упорядочении права и развитии юридической свободы.

Наиболее влиятельным  в русской социологической мысли 70-80-х ~ годов было субъективистское направление, представителем которого является Николай Константинович Михайловский (1842-1904). Он выступал против органицистского направления в социологии, доказывал несостоятельность аналогий и параллелей между обществом и организмом. По его мнению, социолог, в отличие от естествоиспытателя, не может строить науку об обществе беспристрастно, так как объектом этой науки является чувствующий человек, реальная личность. Поэтому в ходе социального познания объективный социологический метод необходимо дополнить субъективным, когда социолог должен себя поставить "в положение наблюдаемого". Это дает возможность ученому лучше понять интересы, потребности, желания изучаемых личностей. Субъективный метод позволяет не только рассмотреть причины исследуемого процесса, но и оценить его с позиций идеала справедливости.

Главную задачу социологии сторонники субъективистского направления  видели в том, чтобы раскрыть гуманистическое  содержание общественного прогресса  и соотнести его с потребностями  человеческой личности. Исследуя проблему взаимоотношения личности и общества, Н.К. Михайловский утверждать, что личность и общество дополняют друг друга. Всякое подавление" личности наносит  вред обществу, а подавление общественного  — вред личности. Главной движущей силой истории являются "критически мыслящие личности", передовая интеллигенция  как носитель и "генератор" нравственного  идеала.

Психологическое направление в русской социологии связано с обращением к психологии как основе человеческого общества. Наиболее полную разработку идеи психологического направления нашли в трудах Льва Иосифовича Петражицкого (1867-1931).

Л.И. Петражицкий в качестве, центрального понятия социологии выдвигает "социальное поведение" и его мотивы. Социальное понятие "мотив" в его теории равнозначна психологическому понятию "эмоции", которые рассматриваются им в качестве генетически первичного элемента "психической деятельности человека. Именно эмоции определяют содержание более сложных форм человеческой психики — сознания и воли. Рассматривая эмоции как самый содержательный причинный компонент социального поведения, Л.И. Петражицкий считает предметом социологии понимание социального действия. Подобно другим представителям психологического направления, он отмечает наличие в обществе . особого состояния общественного сознания — народной психологии, являющейся источником социальных норм и ценностей, регулирующих поведение человека.

К концу XIX века в России сложилось  и стало получать все большее  распространение марксистское направление в социологии, представителем которого был Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918).

Г.В. Плеханов подверг резкой критике субъективистский подход русских  народников, которые считали, что  Россия идет своим самобытным путем, поэтому нужно задержать, остановить развитие капитализма, "прекратить ломку" капитализмом вековых устоев русской жизни. Он сопоставлял условия  возникновения и историческую роль капитализма на Западе с условиями  его развития в России и сделал вывод об ошибочности противопоставления России Западу, о неизбежности буржуазно-демократической, а впоследствии социалистической революции  в России.

Г.В. Плеханов развивал социологические  идеи марксизма в свете материалистического  понимания истории, рассматривал историю  человеческого общества как необходимый  закономерный процесс и вместе с  тем как продукт деятельности людей. Он считал, что существует тесная взаимосвязь между объективной  и субъективной сторонами общественной жизни. '

Большой вклад внес Г.В. Плеханов в разработку вопроса о роли народных масс и личности в истории. В противоположность  утверждениям представителей субъективистского  направления он не придает личности значения главной движущей силы истории, а видит в ней элемент общественно-исторического  процесса. Личность не в силах менять общее направление исторического  процесса: не единица, а народные массы, по мнению Г.В. Плеханова, играют решающую роль в историческом развитии. В  то же время он был далек от того, чтобы отрицать роль личности в "истории. Выдающаяся личность, неразрывно связанная  с народной массой и выражающая ее интересы, при определенных исторических условиях может сыграть огромную общественную роль и своей прогрессивной  деятельностью ускорить движение общества. Значение общественной деятельности выдающейся личности, подчеркивал Г.В. Плеханов, зависит от того, насколько правильно  поняты ею условия развития общества.

Многофакторный подход к изучению общества связан с творчеством Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916). По его мнению, социология является обобщающей теоретической наукой, интегрирующей в себе результаты различных общественных наук. Цель социологии состоит в том, чтобы вскрывать причины покоя и движения человеческого общества, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственности и причинной связи.

Центральное место во взглядах М.М. Ковалевского занимает учение о  социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народами. Он разработал плюралистическую концепцию социальной причинности, согласно которой в историко-социологическом  исследовании следует исходить из взаимосвязи  различных факторов — экономического, политического, психологического, культурного  и др. М.М. Ковалевский считал, что  в различные исторические эпохи  ведущее место в общественной жизни могут занимать совершенно различные факторы.

Опираясь на учение о прогрессе, М.М. Ковалевский рассматривал революцию  как случайное и патологическое явление, хотя и признавал, что революции  двигают общество вперед, но это  движение происходит в противоестественной  форме. Революция не есть историческая необходимость, а есть следствие  ошибок правительства. Нормальный исторический процесс основан на гармонии, а  если эта гармония нарушается, то появляется почва для революции.

 

 

 

 

 

Парадигма – это концепция, принятая в данном научном сообществе в качестве образца постановки и  решения исследовательских проблем.

Понятие «парадигма» (от греч. παραδειγμα – пример, образец) в социологию было введено американским историком и социологом науки Томасом Куном (1922–1994). В ставшей знаменитой книге «Структура научных революций» (1962) Кун назвал парадигмами научные концепции, достаточно беспрецедентные, чтобы привлечь на длительное время группу сторонников и в то же время достаточно открытые, чтобы новые поколения ученых могли в их рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида. В истории физики, например, Кун выделяет в качестве парадигм классические труды Аристотеля и Ньютона. Труды Аристотеля служили в Античности и Средневековье непререкаемым образцом постановки и решения проблем при изучении природных явлений, а в Новое время их заменили в качестве образца труды Ньютона. Переход научного сообщества от одной парадигмы к другой лежит в основе научных революций. Увлеченные новой парадигмой ученые получают новые средства исследования и изучают новые области. Но важнее всего то, что в период революций ученые видят новое и получают иные результаты даже в тех случаях, когда используют обычные инструменты в областях, которые они исследовали до этого. Смена парадигмы приводит к тому, что ученые видят мир их исследовательских проблем в ином свете. Можно даже сказать, что после научной революции они имеют дело с иным миром.

Парадигму определяют как  набор убеждений, ценностей и  техник, разделяемых членами данного  научного сообщества. Мультипарадигмальность характеризует одновременно равноправность и дополнительность множества социологических концепций. Взаимная критика различных концептов при этом зачастую просто отсутствует в силу различий проблематики или сектора наблюдения, а также из-за противоположности методологических принципов. Научные результаты становятся практически несоизмеримыми. Акцентуация математически выверенного и эмпирически обоснованного знания частично решает задачу получения достоверных сведений.


Информация о работе Направления в социологии