Наркомания как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:13, курсовая работа

Описание

Цель исследования: раскрыть понятие наркомании среди подростков как социально-педагогическую проблему.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие «наркомания» в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать факторы и причины распространения и употребления наркотиков среди подростков.
3. .

Работа состоит из  1 файл

мой курсовик.docx

— 81.52 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

      Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, для изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений. Уже в дописьменный период мы имеем свидетельства того, что люди знали и использовали психоактивные химические вещества: алкоголь и растения, потребление которых влияет на сознание.

     За последние 100 лет наркомания из проблемы, бывшей предметом узкой области медицины - психиатрии, перешла в разряд общесоциальных проблем. По данным группы экспертов ВОЗ, в современном мире отмечается непрерывная тенденция к увеличению числа лиц, принимающих наркотические препараты, возрастает употребление наркотиков молодежью, активизируется употребление нетрадиционных наркотиков, широкое распространение получают синтетические наркотики, в употребление наркотиков вовлекаются представители всех социально-экономических групп общества.

     Актуальность  исследования. На сегодняшний день вопрос о злоупотреблении наркотическими средствами и психотропными веществами стоит очень остро и его окончательное решение остается за законодателями, врачами и обществом. С данной проблемой должно бороться не только общество, а каждый человек должен осознавать для себя большой вред наркомании и стараться бороться с нею. Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность.  

По данным Всемирной организации  здравоохранения, наркотики заняли первое место среди виновников преждевременной  смерти людей и уже опередили  сердечнососудистые заболевания и  злокачественные опухоли. Во всем мире идет вал наркомании среди всех возрастов населения, особенно втягиваются в этот омут юноши, девушки, подростки и даже дети.  

Особенно  гибельно злоупотребление в молодежной среде – поражается и настоящее, и будущее общества. Полная, с  точки зрения наркологов, картина  распространения и злоупотребления  наркотиков, включающая формы токсикомании, более трагична. Вещества и препараты, не включенные в список наркотиков, как правило, еще более опасны, приводят к еще большему ущербу для  индивидуума. Распространение наркомании приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Недоступность большинству населения информации о вреде наркотиков, причинах возникновения, формирования и распространения наркоманий, методах противодействия наркозависимости делает малоэффективной антинаркотическую пропаганду. Отсутствие эффективной молодежной антинаркотической политики, нередкие откровения поп-кумиров, привели к формированию неотразимо привлекательной для молодежи наркотической субкультуры. Установлено, что чем раньше произошло приобщение к психоактивным веществам, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее течение наркомании как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления наркотиков (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний), и тем меньше эффективность профилактических, коррекционных и реабилитационных программ.

Теоретические основы исследования составили:

  • По проблемам наркомании среди подростков (Курек Н.С., Мудрик А. В., Шульга Т.И. и др.);
  • По факторам и причинам наркомании среди подростков (Волков Б.С., Еникеева Д.Д., Ковалев С.В. и др.);
  • По социально-педагогической деятельности и профилактике наркомании среди подростков (Галагузова М.А., Сирота Н.А., Шакурова М.В. и др.).

 Объект исследования: наркомания как социально-педагогическое  явление.

Предметом курсовой работы является процесс профилактики наркомании.

Цель исследования: раскрыть понятие наркомании среди подростков как социально-педагогическую проблему.

    Задачи работы:

1.  Рассмотреть понятие «наркомания» в психолого-педагогической литературе.

2.  Охарактеризовать факторы и причины распространения и употребления наркотиков среди подростков.

3.  .

Методы исследования: анализ психологической, педагогической, социально-педагогической,  юридической литературы, электронных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы наркомании.

1.1.Сущность  и содержание  понятия  наркомании.

В жизнь человеческого  общества наркотики вошли несколько  тысячелетий тому назад. Употребление наркотиков первоначально было связано  с религиозными и бытовыми обычаями в местах произрастания содержащих их растений – так называемых зонных, очагах природного наркотизма. Такими зонами являются: Азия, где растут опийный мак (содержащий опий, затем преобразующийся в морфий) и дающая гашиш конопля; Южная и Латинская Америка (растение кока(кат), из которого добывается кокаин); Северная Африка (индийская конопля – из пыльцы которой получают гашиш, марихуану, анашу) [15,с.3].

Термин «наркомания» происходит от греческих слов narke – оцепенение, онемение и mania – безумие, страсть, влечение, пристрастие к употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям физических и психических функций.

Наркомания – группа заболеваний, которые проявляются влечением  к постоянному приёму в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической или физической зависимости от них с развитием абстиненции после прекращения их приема. К наркомании относится пристрастие к веществам, которые согласно списку постоянного комитета по контролю наркотиков, утвержденному Минздравом РФ, отнесены к наркотическим веществам.

Наркотики – это такие  химические вещества синтетического или  растительного происхождения, лекарственные  средства, которые оказывают особое, специфическое действие на нервную  систему, весь организм человека [29,с.5].

Комитет Всемирной Организации  Здравоохранения (ВОЗ) определяет наркоманию как состояние, характеризующееся  неотвратимой потребностью в наркотике, добыванием его всевозможными средствами, стремлением к постоянному повышению  доз, приводящему к физической и  моральной деградации личности и  вредным для общества социальным последствиям [24,с.14].

Наркотическими средства признаются только в тех случаях, если отвечают трем критериям, а именно:

1.  Медицинскому, если специфическое действие данного средства является причиной его немедицинского потребления;

2.  Социальному, если это немедицинское потребление принимает такие масштабы, что приобретает социальную значимость;

3.  Юридическому, если, исходя из этих двух предпосылок, соответствующая инстанция (Министерство здравоохранения и социального развития РФ), на то уполномоченная, официально признала это средство наркотическим и включила его в особый список.

Наряду с наркоманией  существует токсикомания. Термин «токсикомания» применяется для определения  заболевания в тех случаях, когда  оно вызвано злоупотреблением какими-либо веществами (химическими, растительными  и лекарственными), официально на текущий  момент к наркотикам не отнесенным. К веществам вызывающим токсикоманию, относят некоторые препараты  бытового назначения: всевозможные растворители, лаки, этиловый спирт и другие.[23,с.126]

Если рассматривать термин «наркомания» в социально педагогическом аспекте, то можно определить, что  наркомания — это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности.

Главная опасность наркомании не столько в нанесении физиологического вреда организму, сколько в последующей  деградации личности, которая наступает  в 10-20 раз быстрее, чем при алкоголизме. Наркоманы перестают интересоваться учебой, школой, а потом и вовсе  оставляют ее. Постепенно ослабляются  и прекращаются полезные социальные связи с друзьями, школьным коллективом, педагогами, возникают сложные отношения  в семье, развиваются эгоистические  черты характера, лицемерие, лживость; внимание концентрируется лишь на проблеме приобретения наркотиков.

Вопросы формирования наркотической  зависимости в подростковом возрасте привлекают к себе все более пристальное  внимание специалистов различных областей, так как количество подростков, втянутых в наркоманию, возрастает с каждым годом. Кроме того, известен тот факт, что лишь незначительная часть несовершеннолетних, страдающих наркоманией, обращается за помощью самостоятельно, в то время  как 5-7% от всех подростков уже имеют  опыт хотя бы разового употребления наркотиков.

Эффективность профилактических мероприятий подростковой наркомании крайне низка, и одной из причин этого  является недостаточное знание специфики  подросткового возраста.[19,с.98]

Подростковый возраст, как  отмечалось выше, имеет свои особенности, он труден в социально-психологическом  плане. У подростков ярко выражена познавательная активность и в то же время высокая  социальная конфликтность. Отмечается значительная нервно-психическая неустойчивость, дисгармоничное развитие личности, низкий самоконтроль. Вместе с тем наблюдается  высокая активность организма на фоне недостаточно сформированных защитных сил. В этом возрасте отсутствует  внимание к своему здоровью. Подростки  стремятся к самоутверждению  и самостоятельности, активно добиваясь  этого различными способами.

Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование личности подростка, являются подростковые поведенческие  реакции:

— группирование со сверстниками;

— эмансипация — стремление выйти из-под опеки взрослых;

— чувство протеста и  оппозиции — когда в ответ  на излишнее «давление взрослых», подросток  демонстративно начинает курить, употреблять  психоактивные вещества, в том числе наркотики и алкоголь;

— иммитация — копирование подростками поведения взрослых без должной критичности к некоторым его проявлениям.

Употребление наркотических  веществ стало серьезной молодежной проблемой, а в течение последнего десятилетия ее уже относят к  числу детских и подростковых проблем, которая характеризуется :

— массовым увеличением  злоупотребления наркотическими препаратами  среди детей и подростков, причем у подростков влечение к наркотику  очень долго остается психическим;

— «омоложением» контингента  лиц, употребляющих наркотические  средства, до возраста 13-14 лет;

— переходом от «легко доступных» психоактивных веществ, какими являлись в 80-х годах транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли, к таким дорогостоящим и престижным наркотикам, как кокаин, героин, «экстази», наносящим более разрушительное действие на организм подростков, вызывающим быстрое привыкание к наркотикам и приводящим к деградации личности, хотя есть и определенная группа подростков, которые из-за нехватки средств употребляют дешевые, «грязные* наркотики. Но и в том, и в другом случае, в отличие от взрослых, которые, пристрастившись к наркотикам, как правило, стараются использовать более мягкие наркотики (марихуану, алкоголь), молодежь стремится к наркотическим веществам сильного действия, когда наркотическое опьянение не расслабляет, а имеет двигательную активную окраску;

— распространением более  опасных форм употребления наркотических  веществ (например, внутривенные инъекции) в группе; симптомом наркотической  зависимости подростка становится прием наркотического вещества в  одиночку;

— удовлетворением любопытства  подростка относительно действия наркотического вещества; познанием приносящего  удовольствие, нового, волнующего и  таящего опасность опыта, достижением  чувства полного расслабления, а  иногда «ясности мышления» и «творческого вдохновения». Применение наркотиков взрослыми редко диктуется любопытством. Здесь выступают другие мотивы —  стремление добиться спокойствия, легкости, душевного равновесия. Возникновение  чувства любопытства по отношению  к наркотикам говорит о широчайшем распространении в России «наркокультуры», которая подогревает это любопытство (ведь ни у кого не возникает желания из чувства любопытства попробовать воды из уличной лужи), и недостаточной борьбе с ней государственных и общественных институтов;

— изменением социального  статуса подростков, начинающих употреблять  наркотические препараты. Если еще  лет пять тому назад это были дети из неблагополучных семей, где ведущими были такие асоциальные факторы, как пьянство или криминальность родителей, жестокие внутрисемейные отношения, то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных семей с высоким достатком. Существующая в этих семьях финансовая свобода подростка, достаток денежных средств, невысокие морально-этические нормы приводят к формированию особой молодежной субкультуры, в которой ведущей ценностью становится свободное времяпрепровождение, а наркотики выступают атрибутом определенного стиля жизни. Престижные дискотеки, концерты рок-звезд, молодежные «тусовки» становятся теми «наркоопасными» местами, в которых свободно продаются и принимаются наркотики.[10,с.26]

На сегодняшний день особую опасность представляет употребление таких наркотиков, как кокаин, героин, таблетки «экстази». Этап первых проб сменяется этапом «полинаркотизма», когда подростком начинают повторно и систематически приниматься различные наркотические препараты. Попробовав разные наркотики, подросток делает выбор, когда предпочтительными оказываются те психоактивные вещества, которые облегчают бездумную коммуникацию. Здесь уже можно говорить о переходе отклоняющегося поведения в болезнь, где за этапом выбора наступает вначале психическая, а потом и физическая зависимость от любого наркотика;

— следованием молодежной моде. Так, популярным видом молодежных развлечений, становятся ночные дискотеки, которые предполагают, что молодежь будет танцевать без перерыва в течение 10 часов. Для того, чтобы выдержать такую физическую нагрузку, молодые люди должны быть хорошо подготовлены: иметь хорошую танцевальную, физическую, силовую форму. Но не все юноши и девушки способны выдержать этот ночной марафон под оглушающую музыку. Поэтому в молодежной среде очень быстро стали распространяться психоактивные вещества «для безудержного веселья», например, наркотик «экстази», когда под действием только одной таблетки можно танцевать без перерыва, не ощущая усталости, в течение 10-12 часов. Или другое направление в моде — увлечение музыкой. Для обострения восприятия модной музыки, сексуальной расторможенности молодые люди начинают принимать психостимуляторы и психоделические вещества;

Информация о работе Наркомания как социальная проблема