Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:13, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть понятие наркомании среди подростков как социально-педагогическую проблему.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие «наркомания» в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать факторы и причины распространения и употребления наркотиков среди подростков.
3. .
— распространением мифов о наркомании: миф первый — «я только попробую, это не страшно и не опасно» (детям свойственно ощущать себя бессмертными и бесстрашными); миф второй — «я в любое время могу отказаться, я не наркоман»; миф третий — «алкоголь и табак — это тоже наркотики, но человек принимает их и это является общественно одобряемым, поэтому нет ничего страшного в принятии легких наркотиков ». Опасность данных мифов состоит в недооценке наркотиков, после первого же приема которых ухудшаются все компоненты здоровья — физические (биологические, экологические), генетические, социальные, психические (душевные и духовные), и этот процесс стремительного падения не останавливается.
В специальной литературе
в последнее время все
Исследования показали, что удельный вес проб наркотиков приходится на подростковый возраст. Мотивами употребления ПАВ в большинстве случаев являются: стремление испытать новые ощущения, «убежать» от реальности(затянувшийся конфликт с родителями, педагогами, длительное нервное напряжение), протест против «навязчивых норм поведения» [28,с.57].
Особая опасность наркоманий
для общества состоит в следующем.
У людей употребляющих
Значительную социальную опасность наркомании представляют с точки зрения криминогенности, то есть как фактор, порождающий преступность. Преступное поведение наркоманов обусловлено описанными выше изменениями личности. Кроме того, совершаются общественно опасные действия в связи с психозами, например, по бредовым мотивам или под влиянием устрашающих галлюцинаций.
Подростки все чаще привлекаются
в преступные группировки взрослых:
использование
Наиболее частым преступлением является грабеж. Появился такой вид «деятельности» как вымогательство школьников у школьников. В последние годы появилась новая тенденция. Раньше преступления совершали дети из неблагополучных, асоциальных семей. Сейчас – из благополучных. Первые грабили киоски, вторые – совершают тяжкие преступления, грабежи, торгуют наркотиками, то есть внешнее благополучие семей может быть обманчиво.[8,201]
Таким образом, наркомания – это заболевание, проявляющееся в влечении к постоянному приему средств, называемых наркотическими, неотвратимой потребностью в наркотике, добыванием его всевозможными средствами, стремлением к постоянному повышению доз, приводящему к физической и моральной деградации личности и вредным для общества социальным последствиям. Это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности.
1.2. Наркозависимые подростки как социальная группа.
Подростковый возраст известен как возраст увеличения протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов. Поскольку в обществе взрослых существует однозначно негативное отношение к наркотикам и наркоманам, подростки одной из форм протеста выбирают употреблением наркотиков.
Кроме того, переоценка ценностей в подростковом возрасте связана с увеличением потребностей в переживании риска как формы эмоционально насыщенного переживания. Зачастую риск реализуется в употреблении наркотиков и правонарушениях.
Первоначальные эпизоды, связанные с введением в организм наркотика, не осознаются молодыми людьми в полной мере. Способность к аналитическому мышлению у большинства наркоманов нарушена, и они не в состоянии уяснить, что эти новые впечатления не являются нормальными. Единственной шкалой оценки нового состояния становятся нормы нового сознания. На их основании состояние измененного сознания воспринимается как объективное и нормальное, и оно не беспокоит человека, находящегося под действием наркотика. Их больше беспокоят те, кто этого состояния не понимает.
К моменту, когда ребенку исполняется 10 лет, на физическое развитие расходуется меньшая часть его энергии. В эти годы дети охотно учатся и стремятся развивать свои умственные способности и индивидуальность. Они уже имеют представление о том, для чего необходимо образование, и умеют учиться. Если их не слишком много ругают и у них не накопилось слишком большого количества плохих отметок, им по–прежнему нравится школа и нравится учиться. Работа с учащимися этого возраста может быть захватывающей, приносящей удовлетворение и интересной.[32,с.48]
В эти годы дети, которые подвержены риску начать употребление алкоголя и наркотиков, начинают яснее осознавать неблагополучность обстановки в семье. Они начинают страдать от чувства собственной неполноценности; они проявляют признаки недостаточно добросовестного отношения к учебе; у них может развиться убежденность в том, что школа не для них. Это убеждение возникает после чрезмерно большого количества неудач и плохих оценок.[11,с.56]
Взрослея, дети начинают принимать
осознанные решения, касающиеся их жизни,
включая решение о том, продолжать
ли свое образование. Кто-то начинает подумывать
о том, чтобы бросить учебу, выбрав
вместо этого путь, который, по их мнению,
потребует меньших усилий и быстрее
принесет конкретные плоды. Этот период
является для них определяющим, временем
принятия решений относительно будущего.
Учителя и другие взрослые должны
осознавать, что дети в этом возрасте
чрезвычайно ранимы. Трудные подростки
легко поддаются соблазну начать
торговать наркотиками, а также
употреблять их, что приносит удовлетворение,
заключающееся в быстром
Существуют другие особенности, характерные
для детей этого возраста. Например,
они начинают становиться независимыми,
процесс, который продолжается на протяжении
всей юности. Хотя большинство детей
все еще привязано к своим
семьям, они все больше начинают
стремиться принимать решения
В этом возрасте дети стремятся развивать отношения со своими ровесниками. Характер этих отношений может быть самым различным от крепкой дружбы до принадлежности к группе или команде, члены которых обычно бывают одного пола и возраста. Такое поведение возникает из потребности действовать независимо от родителей и быть принятым среди сверстников.[25,с.9]
В попытке быть своим среди своих дети начинают одинаково одеваться, сбиваться в группки, придумывать свои шутки и собственный жаргон. Они не отчуждаются от своих семей, но все в большей степени обращаются к родителям, главным образом, когда нуждаются в защите, например, во время кризисных ситуаций, или в материальной поддержке, например, в деньгах. Как ни трудно для родителей это стремление детей к независимости, очень важно делать все, чтобы сохранять доверительные отношения с ними. Если дети не могут позволить себе быть откровенными в общении со своими родителями в этом возрасте, то эта проблема лишь усугубится в подростковом возрасте, а недостаточно хорошие отношения с родителями в юности делают молодежь неустойчивой к влиянию со стороны сверстников, для которых употребление алкоголя и наркотиков является нормой поведения.[2,с.58]
Ребят интересует все, что связано с наркотиками — их действие, как их принимают. О жутких последствиях употребления если и слышали (большинство из них говорят, что никогда не слышали), то всерьез эти сведения не воспринимают. Сами наркотики пока не пробовали, с наркоманами знакомы единицы (о таком знакомстве рассказывают с гордостью). Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов.
Необходимо отметить, что это возраст появления любопытства к наркотикам, возраст подражания и формирования моды. В этом возрасте школьники начинают играть в наркоманов и интересоваться видеофильмами о борьбе с наркомафией. Частое и практически всегда непрофессиональное обсуждение проблемы наркотиков средствами массовой информации (в первую очередь на телевидении) по большей части дает прямо противоположный эффект — усиливает любопытство к наркотикам и наркоманам.[16,с.88]
По данным американских исследователей дети начинают эксперименты с приемом наркотиков с десятилетнего возраста. В нашей стране это прерогатива следующей возрастной группы:
1) 12-14лет. Основной интерес у
ребят вызывает возможность
О наркотиках знают много — из опыта знакомых или по рассказам. Многие сведения недостоверны, информации об отрицательных сторонах действия наркотиков практически нет. Опасность употребления сильно недооценивается. Разговаривают о наркотиках только между собой (это страшная тайна для взрослых, следовательно — органическая часть молодежной культуры).
Для многих подростков это возраст первого знакомства с наркотиками. Чаще всего это пробы вдыхания растворителей или прием под влиянием сверстников каких-либо таблетированных психоактивных препаратов.
2) 14-16 лет. По отношению к
- употребляющие и сочувствующие — интересуются вопросами, связанными со снижением риска при употреблении наркотиков. Не верят в привыкание. Употребление наркотиков считается признаком независимости и крутости. Среди членов этой группы много ребят, являющихся лидерами по характеру.
- радикальные противники — сам никогда не буду и не дам гибнуть другу. Многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.
- группа, не определившая своего
отношения к наркотикам. Значительная
ее часть может начать
3) 16-17 лет. Группы сохраняются, но число не определившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках — они детализируются и становятся более объективными. Появляется первая негативная информация (в основном из опыта сверстников, употребляющих сильные наркотики).
В группе употребляющих и сочувствующих пожинают первые плоды, в связи с этим большой интерес вызывают криминальные последствия употребления и скорость развития процессов, влияющих на здоровье. Глобальной проблемой наркоманию считают немногие.
Таким образом, наркозависимые подростки как социальная группа – это подростки в возрасте от 12 до 17 лет, употребляющие наркотики. Главной особенностью современной наркотизации подростков является снижение возрастной границы начала наркотизации до 11 – 13 лет, в то же время первое знакомство с препаратами бытовой химии отмечается в 7 – 9 лет. Подростковая наркомания имеет свои особенности. Такой социальный недуг является следствием стремления детей выглядеть старше, не отставать от сверстников, узнать что-то новое и получать удовольствие. Но, независимо от того, с чего именно началась подростковая наркомания основа, на которой собственно она и развивается - это не осведомленность, невежество, ложные данные. Подростковая наркомания цветет буйным цветом только там, где невежество в отношении наркотиков и их последствий позволяет ей цвести.[7,с.76]
1.3.Причины распространения и употребления наркотиков среди подростков.
Понятия «наркомания», «наркотики», «наркоман» стали частью жизни человечества и особой проблемой совсем недавно, в XX веке, во второй его половине. Понятие наркомании, как особой сферы социальной патологии, стало обозначать социально-биологическую угрозу, имеющую глобальный масштаб и характер.
Наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества [31, с.1]
По данным группы экспертов ВОЗ,
в современном мире отмечается непрерывная
тенденция к увеличению числа
лиц, принимающих наркотические
препараты, возрастает употребление наркотиков
молодежью, активизируется употребление
нетрадиционных наркотиков, широкое
распространение получают синтетические
наркотики, в употребление наркотиков
вовлекаются представители всех
социально-экономических групп