Наркомания как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:13, курсовая работа

Описание

Цель исследования: раскрыть понятие наркомании среди подростков как социально-педагогическую проблему.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие «наркомания» в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать факторы и причины распространения и употребления наркотиков среди подростков.
3. .

Работа состоит из  1 файл

мой курсовик.docx

— 81.52 Кб (Скачать документ)

— распространением мифов  о наркомании: миф первый — «я только попробую, это не страшно  и не опасно» (детям свойственно  ощущать себя бессмертными и бесстрашными); миф второй — «я в любое время  могу отказаться, я не наркоман»; миф  третий — «алкоголь и табак  — это тоже наркотики, но человек  принимает их и это является общественно  одобряемым, поэтому нет ничего страшного  в принятии легких наркотиков ». Опасность данных мифов состоит в недооценке наркотиков, после первого же приема которых ухудшаются все компоненты здоровья — физические (биологические, экологические), генетические, социальные, психические (душевные и духовные), и этот процесс стремительного падения не останавливается.

В специальной литературе в последнее время все распространенным становится еще одно название рассматриваемой  реальности – аддиктивное поведение. В переводе с английского «addiction» - склонность к чему-либо (обычно дурному), пагубная привычка.

Исследования показали, что  удельный вес проб наркотиков приходится на подростковый возраст. Мотивами употребления ПАВ в большинстве случаев  являются: стремление испытать новые  ощущения, «убежать» от реальности(затянувшийся конфликт с родителями, педагогами, длительное нервное напряжение), протест против «навязчивых норм поведения» [28,с.57].

Особая опасность наркоманий для общества состоит в следующем. У людей употребляющих наркотики  в короткие сроки развиваются  тяжелые медицинские последствия  хронического отравления организма: поражение  внутренних органов, нервной системы, головного мозга. Отсюда – разнообразные  психические расстройства и нарастающая  деградация личности, постепенная полная инвалидизация, высокая смертность. Наркоманы разрушают себя не только физически, но и духовно. Для них характерны такие изменения психики, как душевная опустошенность, черствость, холодность, утрата способности к сопереживанию, к эмоциональному контакту, глубокий эгоизм. Угасают все влечения и потребности, у подростков пропадает интерес к учебе, новые знания ими усваиваются с трудом, а полученные – утрачиваются. Развивается равнодушие к близким, неспособность критически оценивать свое поведение.

Значительную социальную опасность наркомании представляют с точки зрения криминогенности, то есть как фактор, порождающий преступность. Преступное поведение наркоманов обусловлено описанными выше изменениями личности. Кроме того, совершаются общественно опасные действия в связи с психозами, например, по бредовым мотивам или под влиянием устрашающих галлюцинаций.

Подростки все чаще привлекаются в преступные группировки взрослых: использование несовершеннолетних в преступной деятельности позволяет  преступным группировкам избежать уголовной  ответственности, а это ведет  к еще большему вовлечению подростков в эту сферу.

Наиболее частым преступлением  является грабеж. Появился такой вид  «деятельности» как вымогательство школьников у школьников. В последние  годы появилась новая тенденция. Раньше преступления совершали дети из неблагополучных, асоциальных семей. Сейчас – из благополучных. Первые грабили киоски, вторые – совершают  тяжкие преступления, грабежи, торгуют  наркотиками, то есть внешнее благополучие семей может быть обманчиво.[8,201]

Таким образом, наркомания –  это заболевание, проявляющееся  в влечении к постоянному приему средств, называемых наркотическими, неотвратимой потребностью в наркотике, добыванием его всевозможными средствами, стремлением к постоянному повышению доз, приводящему к физической и моральной деградации личности и вредным для общества социальным последствиям. Это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности.

 

 

1.2. Наркозависимые подростки как социальная группа.

Подростковый возраст известен как возраст увеличения протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов. Поскольку в обществе взрослых существует однозначно негативное отношение к  наркотикам и наркоманам, подростки  одной из форм протеста выбирают употреблением  наркотиков.

Кроме того, переоценка ценностей  в подростковом возрасте связана  с увеличением потребностей в  переживании риска как формы  эмоционально насыщенного переживания. Зачастую риск реализуется в употреблении наркотиков и правонарушениях.

Первоначальные эпизоды, связанные  с введением в организм наркотика, не осознаются молодыми людьми в полной мере. Способность к аналитическому мышлению у большинства наркоманов нарушена, и они не в состоянии уяснить, что эти новые впечатления не являются нормальными. Единственной шкалой оценки нового состояния становятся нормы нового сознания. На их основании состояние измененного сознания воспринимается как объективное и нормальное, и оно не беспокоит человека, находящегося под действием наркотика. Их больше беспокоят те, кто этого состояния не понимает.

К моменту, когда ребенку исполняется 10 лет, на физическое развитие расходуется  меньшая часть его энергии. В  эти годы дети охотно учатся и стремятся  развивать свои умственные способности  и индивидуальность. Они уже имеют  представление о том, для чего необходимо образование, и умеют  учиться. Если их не слишком много  ругают и у них не накопилось слишком  большого количества плохих отметок, им по–прежнему нравится школа и  нравится учиться. Работа с учащимися  этого возраста может быть захватывающей, приносящей удовлетворение и интересной.[32,с.48]

В эти годы дети, которые подвержены риску начать употребление алкоголя и наркотиков, начинают яснее осознавать неблагополучность обстановки в семье. Они начинают страдать от чувства собственной неполноценности; они проявляют признаки недостаточно добросовестного отношения к учебе; у них может развиться убежденность в том, что школа не для них. Это убеждение возникает после чрезмерно большого количества неудач и плохих оценок.[11,с.56]

Взрослея, дети начинают принимать  осознанные решения, касающиеся их жизни, включая решение о том, продолжать ли свое образование. Кто-то начинает подумывать о том, чтобы бросить учебу, выбрав вместо этого путь, который, по их мнению, потребует меньших усилий и быстрее  принесет конкретные плоды. Этот период является для них определяющим, временем принятия решений относительно будущего. Учителя и другие взрослые должны осознавать, что дети в этом возрасте чрезвычайно ранимы. Трудные подростки  легко поддаются соблазну начать торговать наркотиками, а также  употреблять их, что приносит удовлетворение, заключающееся в быстром решении  проблемы заработка, в обретении  определенного веса среди сверстников  или временном отрешении от жизненных  проблем. Им также легко доступен алкоголь, который в начале обеспечит им удовольствие и уход от всех проблем.

Существуют другие особенности, характерные  для детей этого возраста. Например, они начинают становиться независимыми, процесс, который продолжается на протяжении всей юности. Хотя большинство детей  все еще привязано к своим  семьям, они все больше начинают стремиться принимать решения самостоятельно и проводить больше времени со своими друзьями и меньше в кругу  семьи.

В этом возрасте дети стремятся развивать  отношения со своими ровесниками. Характер этих отношений может быть самым  различным от крепкой дружбы до принадлежности к группе или команде, члены которых  обычно бывают одного пола и возраста. Такое поведение возникает из потребности действовать независимо от родителей и быть принятым среди сверстников.[25,с.9]

В попытке быть своим среди своих дети начинают одинаково одеваться, сбиваться в группки, придумывать свои шутки и собственный жаргон. Они не отчуждаются от своих семей, но все в большей степени обращаются к родителям, главным образом, когда нуждаются в защите, например, во время кризисных ситуаций, или в материальной поддержке, например, в деньгах. Как ни трудно для родителей это стремление детей к независимости, очень важно делать все, чтобы сохранять доверительные отношения с ними. Если дети не могут позволить себе быть откровенными в общении со своими родителями в этом возрасте, то эта проблема лишь усугубится в подростковом возрасте, а недостаточно хорошие отношения с родителями в юности делают молодежь неустойчивой к влиянию со стороны сверстников, для которых употребление алкоголя и наркотиков является нормой поведения.[2,с.58]

Ребят интересует все, что связано  с наркотиками — их действие, как их принимают. О жутких последствиях употребления если и слышали (большинство  из них говорят, что никогда не слышали), то всерьез эти сведения не воспринимают. Сами наркотики пока не пробовали, с наркоманами знакомы  единицы (о таком знакомстве рассказывают с гордостью). Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов.

Необходимо отметить, что это  возраст появления любопытства  к наркотикам, возраст подражания и формирования моды. В этом возрасте школьники начинают играть в наркоманов и интересоваться видеофильмами  о борьбе с наркомафией. Частое и  практически всегда непрофессиональное обсуждение проблемы наркотиков средствами массовой информации (в первую очередь  на телевидении) по большей части  дает прямо противоположный эффект — усиливает любопытство к  наркотикам и наркоманам.[16,с.88]

По данным американских исследователей дети начинают эксперименты с приемом  наркотиков с десятилетнего возраста. В нашей стране это прерогатива  следующей возрастной группы:

1) 12-14лет. Основной интерес у  ребят вызывает возможность употребления  «легких» наркотиков — марихуана  наркотиком не считается. О  существовании глобальной проблемы  задумываются лишь некоторые;  пробовали наркотик немногие  — из любопытства; знакомы  с потребителями и распространителями  практически все.

О наркотиках знают много — из опыта знакомых или по рассказам. Многие сведения недостоверны, информации об отрицательных сторонах действия наркотиков практически нет. Опасность  употребления сильно недооценивается. Разговаривают о наркотиках только между собой (это страшная тайна  для взрослых, следовательно —  органическая часть молодежной культуры).

Для многих подростков это возраст  первого знакомства с наркотиками. Чаще всего это пробы вдыхания растворителей или прием под  влиянием сверстников каких-либо таблетированных психоактивных препаратов.

2) 14-16 лет. По отношению к наркотикам  формируются три группы:

- употребляющие и сочувствующие — интересуются вопросами, связанными со снижением риска при употреблении наркотиков. Не верят в привыкание. Употребление наркотиков считается признаком независимости и крутости. Среди членов этой группы много ребят, являющихся лидерами по характеру.

- радикальные противники — сам никогда не буду и не дам гибнуть другу. Многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.

- группа, не определившая своего  отношения к наркотикам. Значительная  ее часть может начать употребление  под влиянием друзей. В основном  в этой группе находятся ребята, относящиеся к проблеме наркотиков  с плохо скрываемым любопытством.[5,с.194]

3) 16-17 лет. Группы сохраняются,  но число не определившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках — они детализируются и становятся более объективными. Появляется первая негативная информация (в основном из опыта сверстников, употребляющих сильные наркотики).

В группе употребляющих и сочувствующих  пожинают первые плоды, в связи с  этим большой интерес вызывают криминальные последствия употребления и скорость развития процессов, влияющих на здоровье. Глобальной проблемой наркоманию считают  немногие.

Таким образом, наркозависимые подростки  как социальная группа – это подростки  в возрасте  от 12 до 17 лет, употребляющие  наркотики. Главной особенностью современной  наркотизации подростков является снижение возрастной границы начала наркотизации до 11 – 13 лет, в то же время первое знакомство с препаратами бытовой  химии отмечается в 7 – 9 лет. Подростковая наркомания имеет свои особенности. Такой социальный недуг является следствием стремления детей выглядеть  старше, не отставать от сверстников, узнать что-то новое и получать удовольствие. Но, независимо от того, с чего именно началась подростковая наркомания основа, на которой собственно она и развивается - это не осведомленность, невежество, ложные данные. Подростковая наркомания цветет буйным цветом только там, где  невежество в отношении наркотиков и их последствий позволяет ей цвести.[7,с.76]

 

 

 

1.3.Причины распространения и употребления наркотиков  среди       подростков.

Понятия «наркомания», «наркотики», «наркоман» стали частью жизни человечества и особой проблемой совсем недавно, в XX веке, во второй его половине. Понятие  наркомании, как особой сферы социальной патологии, стало обозначать социально-биологическую  угрозу, имеющую глобальный масштаб  и характер.

Наркомания - заболевание, обусловленное  зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества [31, с.1]

По данным группы экспертов ВОЗ, в современном мире отмечается непрерывная  тенденция к увеличению числа  лиц, принимающих наркотические  препараты, возрастает употребление наркотиков молодежью, активизируется употребление нетрадиционных наркотиков, широкое  распространение получают синтетические  наркотики, в употребление наркотиков вовлекаются представители всех социально-экономических групп общества. Особую тревогу вызывает ее распространение  среди подрастающего поколения, потому что детская и подростковая наркозависимость создает устойчивую базу для развития взрослой наркомании [21]

Информация о работе Наркомания как социальная проблема