Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:13, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть понятие наркомании среди подростков как социально-педагогическую проблему.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие «наркомания» в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать факторы и причины распространения и употребления наркотиков среди подростков.
3. .
Есть группы, на которых подростки о наркомании вообще не разговаривают и даже не вспоминают. Эти группы, как оказалось, оказываются наиболее эффективными.
Во-первых, потому, что разговаривать о наркотиках становится вообще не интересно, если есть другой предмет разговора - сам подросток.
Во-вторых, предупреждать нужно не саму наркоманию, а ее причины: скуку, любопытство, внушаемость и т.д.
В-третьих, подростка сложно напугать наркотиком, так как у него есть более сильные страхи (непринятия, одиночества, физической боли и т.д.), которые благополучно исчезают при употреблении этого “страшного” наркотического вещества, поэтому наркотик - это “лекарство от жизни”, “лекарство от испуга”, (стыда, застенчивости). Важно предложить ему другие “лекарства”, т.е. научить подростка переживать собственные неудачи, открыто выражать свои эмоции, доверять себе и своим родителям.
В-четвертых,
история наркомании имеет свои мифы,
без которых не было бы самой наркомании.
Мифы развеять сложно, особенно, если они
поддерживаются не только родителями,
но и друзьями, и даже СМИ. Их можно
лишь опровергнуть (или подтвердить)
собственным жизненным опытом, который
подростки приобретают в
Итак, убедить - нельзя. Заставить - нельзя. Запугать - нельзя. Можно лишь делать так, чтобы подросток понял, что быть не наркоманом для него лучше, чем быть наркоманом. [27,с.4,13-17]
Каким образом?
Во-первых, личным примером. Подрастающее поколение чутко реагирует на окружающую обстановку, ценности, политические и экономические противоречия, неписаные правила. Подростки формируют ожидания и строят планы по поводу собственного будущего, и эти ожидания в какой - то степени зависят от культурной и исторической обстановки, в которой они живут. Однако строить ожидания в ситуации нестабильности и тревоги, характерной для нашей страны, оказывается опасным и бессмысленным, особенно когда взрослые люди, в частности родители, открыто это подчеркивают. Раньше в нашей стране кризис подросткового возраста сглаживался единой идеологической базой, уверенностью в будущем, ясностью перспективы. Сейчас подростки слышат от взрослых о безысходности, об отчуждении, о бесполезности существования, о том, что “умные люди никому не нужны”, о том, что “успеха добиваются только те, у кого есть деньги”, и т.д. Нестабильность в обществе порождает нестабильность отношений между взрослыми и детьми, полное отчуждение их друг от друга. Поэтому не переносить стоит на подростков свои проблемы, которые им бывают чужды и не понятны. Достаточно делиться своими переживаниями, выслушивая мнения своего сына или дочери, показывая, таким образом, готовность сотрудничать и уважение к их мнению.
Во-вторых, внимание на подростка надо обращать не только тогда, когда он что-то натворил или заболел. Это провокация. Это приглашение к вечной болезни и вечному хулиганству, что успешно совмещает в себе наркомания. Подростки, несмотря на внешнее отчуждение от взрослых, все еще прислушиваются к их мнению, а иногда общение с родителями становится для них жизненно важным.[12,с.97]
Итак, для проведения профилактики стоит помнить следующее:
Глупо убеждать и запугивать. Можно лишь предложить или посоветовать.
Дети,
принимающие наркотики, нередко
демонстрируют
В
подростковом возрасте целеустремленность
и настойчивость сочетаются с
импульсивностью и
3.3. Направление социальной
работы по профилактике
Профилактика наркомании
- совокупность мероприятий политического,
экономического, правового, социального,
медицинского, педагогического, культурного,
физкультурно-спортивного и
Как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2 -3 процентов заболевших.
На государственном уровне
проблема наркомании разрабатывается
в основном в контексте борьбы
с незаконным оборотом наркотиков,
организации просвещения
Огромную роль могут сыграть и средства массовой информации, которые в значительной степени формируют общественное мнение. К сожалению, социальная реклама у нас, в отличие от западных стран, до сих пор в диковинку. Только в последнее время власть и средства массовой информации стали использовать ролики, посвященные антинаркотической пропаганде.
Антинаркотическая пропаганда - пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании .[34, с. 4]
Существующая система наркотической помощи ориентирована, прежде всего, на помощь лицам уже страдающим химической зависимостью и недостаточно эффективна для оказания помощи потребителям наркотиков на этапе начала заболевания.[25]
Профилактика наркомании в общем виде представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предотвращение проблем, связанных с употреблением наркотических веществ. Это нестрогое определение приводит к тому, что профилактическая работа может иметь различные цели, например, сведение к минимуму эффектов использования незаконных наркотиков либо наркосодержащих средств .[36, с.4]
Профилактику можно
На первом (конец XIX – 30-е
гг. XX в.) изучались социальные причины
наркомании и алкоголизма, бытовые
и социально-гигиенические
На втором этапе (30 – 50-е гг. XX в.) исследования были прекращены, поскольку тема социальных отклонений перешла в разряд запретных. На третьем (конец 50-х – 80-е гг. XX в.) в силу ряда причин ею занимались в основном узкие специалисты – психиатры, наркологи, юристы. Четвертый этап (перестроечный период) ознаменовался резким всплеском интереса к проблемам девиантного поведения, однако исследования не всегда были подкреплены методологическим анализом девиации как социального феномена.
Сегодня есть смысл говорить о начале пятого этапа. Профилактика детской, подростковой и юношеской наркомании становится одной из важнейших задач общества .[1, с.23]
Наиболее удобным местом для профилактической работы является школа, где осуществляется целенаправленное и систематическое обучение на протяжении ряда лет. Типовые, а иногда создаваемые специально для данной школы профилактические программы включаются в учебный план.[31, с.54]
Для большинства детей школа является основным местом времяпрепровождения и средой, определяющей их дальнейшую судьбу. Общеобразовательные учреждения обладают уникальной возможностью при тесном взаимодействии с семьей, общественностью, властными и силовыми структурами расширить воспитательное пространство школы и проводить разработку и внедрение комплексного антинаркотического воспитания. Необходима такая организация педагогического процесса, когда посредством антинаркотического воспитания у будущего поколения формируется культура адекватного социальным нормам поведения и здорового образа жизни.
Учителя, психологи, социальные
педагоги могут играть в профилактической
работе решающую роль. Главная педагогическая
цель – сформировать психологический
иммунитет, т.е. вызвать у подростка
отрицательное отношение к
Педагогическая профилактика предотвращает начало употребления наркотиков, повторяющееся употребление на начальной стадии (аддиктивное поведение, т. е зависимость), отрицательное влияние наркотических веществ на развитие личности и на сам процесс жизнедеятельности ученического коллектива.
Целью педагогической профилактики является создание в образовательной среде ситуации, препятствующей развитию злоупотребления наркотиками; формирование стратегии ведения здорового образа жизни; воспитание личности, способной к анализу своих поступков, имеющей критическое мышление, навыки конструктивного взаимодействия и сопротивления групповому давлению .[36, с.5]
Согласно классификации ВОЗ, профилактику принято разделять на первичную, вторичную и третичную.
Первичная профилактика направлена
на предупреждение возникновения болезни.
В подростковой наркологии она включает
меры борьбы со злоупотреблением алкоголем,
наркотиками и другими
У учащегося формируются навыки эффективного общения и оценки проблемной ситуации, принятия решения; усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающего поведения; навыки защиты своего «Я» и умения говорить «Нет».[10, с.5]
Программы первичной профилактики включают антинаркотическую пропаганду, приобщение к посильному труду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т.д.
Наиболее целесообразно
проводить первичную
Задачи первичной профилактики:
1) создание школ, свободных от психоактивных веществ (изменение школьной политике по отношению к алкоголю, наркотикам и табачным изделиям; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей);
2) выявление группы риска (по специально разработанным методическим рекомендациям);
3) работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме, способствующую эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; выявить родителей, нуждающихся в профессиональной медико-психологической помощи; оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов);
4) работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактики в школах и по выявлению группы риска) .[19, с.154]
Вторичная профилактика подразумевает
меры, предназначенные для того,
чтобы задержать развитие болезни,
сюда относят не столько раннюю диагностику
и своевременное лечение, сколько
совокупность мер для предотвращения
рецидивов после лечения
Вторичная профилактика имеет
дело уже с начавшимся злоупотреблением.
Основной принцип на этом этапе –
раннее выявление данной «группы
риска», оказание адекватной психолого-педагогической
помощи, направление к специалистам.
Объектом этой формы профилактики являются
молодые люди, подростки и дети,
начинающие употреблять табачные изделия,
алкоголь, наркотические и