Наркомания как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:13, курсовая работа

Описание

Цель исследования: раскрыть понятие наркомании среди подростков как социально-педагогическую проблему.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие «наркомания» в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать факторы и причины распространения и употребления наркотиков среди подростков.
3. .

Работа состоит из  1 файл

мой курсовик.docx

— 81.52 Кб (Скачать документ)

Есть  группы, на которых подростки о  наркомании вообще не разговаривают  и даже не вспоминают. Эти группы, как оказалось, оказываются наиболее эффективными.

Во-первых, потому, что разговаривать о наркотиках становится вообще не интересно, если есть другой предмет разговора - сам  подросток.

Во-вторых, предупреждать нужно не саму наркоманию, а ее причины: скуку, любопытство, внушаемость  и т.д.

В-третьих, подростка сложно напугать наркотиком, так как у него есть более сильные  страхи (непринятия, одиночества, физической боли и т.д.), которые благополучно исчезают при употреблении этого  “страшного” наркотического вещества, поэтому наркотик - это “лекарство от жизни”, “лекарство от испуга”, (стыда, застенчивости). Важно предложить ему другие “лекарства”, т.е. научить подростка переживать собственные неудачи, открыто выражать свои эмоции, доверять себе и своим родителям.

В-четвертых, история наркомании имеет свои мифы, без которых не было бы самой наркомании. Мифы развеять сложно, особенно, если они  поддерживаются не только родителями, но и друзьями, и даже СМИ. Их можно  лишь опровергнуть (или подтвердить) собственным жизненным опытом, который  подростки приобретают в процессе участия в тренингах.

Итак, убедить - нельзя. Заставить - нельзя. Запугать - нельзя. Можно лишь делать так, чтобы  подросток понял, что быть не наркоманом для него лучше, чем быть наркоманом. [27,с.4,13-17]

Каким образом?

Во-первых, личным примером. Подрастающее поколение  чутко реагирует на окружающую обстановку, ценности, политические и экономические  противоречия, неписаные правила. Подростки  формируют ожидания и строят планы  по поводу собственного будущего, и  эти ожидания в какой - то степени  зависят от культурной и исторической обстановки, в которой они живут. Однако строить ожидания в ситуации нестабильности и тревоги, характерной  для нашей страны, оказывается  опасным и бессмысленным, особенно когда взрослые люди, в частности  родители, открыто это подчеркивают. Раньше в нашей стране кризис подросткового  возраста сглаживался единой идеологической базой, уверенностью в будущем, ясностью перспективы. Сейчас подростки слышат от взрослых о безысходности, об отчуждении, о бесполезности существования, о том, что “умные люди никому не нужны”, о том, что “успеха добиваются только те, у кого есть деньги”, и  т.д. Нестабильность в обществе порождает  нестабильность отношений между  взрослыми и детьми, полное отчуждение их друг от друга. Поэтому не переносить стоит на подростков свои проблемы, которые им бывают чужды и не понятны. Достаточно делиться своими переживаниями, выслушивая мнения своего сына или дочери, показывая, таким образом, готовность сотрудничать и уважение к их мнению.

Во-вторых, внимание на подростка надо обращать не только тогда, когда он что-то натворил или заболел. Это провокация. Это  приглашение к вечной болезни  и вечному хулиганству, что успешно  совмещает в себе наркомания. Подростки, несмотря на внешнее отчуждение от взрослых, все еще прислушиваются к их мнению, а иногда общение  с родителями становится для них жизненно важным.[12,с.97]

Итак, для проведения профилактики стоит  помнить следующее:

Глупо убеждать и запугивать. Можно лишь предложить или посоветовать.

Дети, принимающие наркотики, нередко  демонстрируют самостоятельность  суждений, так что взрослые испытывают иллюзию возможности договориться с подростком, забывая, однако, о  том, что сферой конфликта является не мышление, а чувства.

В подростковом возрасте целеустремленность и настойчивость сочетаются с  импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безаппеляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении - желанием уединиться, развязность соседствует  с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются  с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость могут  быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью. Задача взрослого - с пониманием относится к такому поведению детей, однако не стоит забывать о том, что подростки знают о том, что их возраст - трудный, и умело манипулируют этим.

 

 

 

3.3. Направление социальной  работы по профилактике наркомании.

Профилактика наркомании - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного  характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании.[34, с. 1]

Как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2 -3 процентов заболевших.

На государственном уровне проблема наркомании разрабатывается  в основном в контексте борьбы с незаконным оборотом наркотиков, организации просвещения населения  с точки зрения юридической ответственности  и медицинского аспекта заболеваний; направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.[34, с. 4]

Огромную роль могут сыграть  и средства массовой информации, которые  в значительной степени формируют  общественное мнение. К сожалению, социальная реклама у нас, в отличие от западных стран, до сих пор в диковинку. Только в последнее время власть и средства массовой информации стали  использовать ролики, посвященные антинаркотической пропаганде.

Антинаркотическая пропаганда - пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании .[34, с. 4]

Существующая система  наркотической помощи ориентирована, прежде всего, на помощь лицам уже  страдающим химической зависимостью и  недостаточно эффективна для оказания помощи потребителям наркотиков на этапе начала заболевания.[25]

Профилактика наркомании в общем виде представляет собой  комплекс мероприятий, направленных на предотвращение проблем, связанных  с употреблением наркотических  веществ. Это нестрогое определение  приводит к тому, что профилактическая работа может иметь различные  цели, например, сведение к минимуму эффектов использования незаконных наркотиков либо наркосодержащих средств .[36, с.4]

Профилактику можно рассматривать  как особый вид деятельности, интегрирующий  следующие области знаний: медицину, педагогику, психологию, социологию, информационные технологии. В исследовании проблемы профилактики наркомании в России можно  выделить ряд этапов.

На первом (конец XIX – 30-е  гг. XX в.) изучались социальные причины  наркомании и алкоголизма, бытовые  и социально-гигиенические аспекты  проблемы, выявлялась связь отклонений с другими формами девиантного поведения. Были разработаны методики обследования, пути и способы лечения и профилактики. Созданный в 1923 г. Институт социальной гигиены Наркомздрава РСФСР осуществлял координацию исследований и разрабатывал проекты профилактической работы, основными направлениями которой были санитарное просвещение и проведение массовых мероприятий.

На втором этапе (30 – 50-е  гг. XX в.) исследования были прекращены, поскольку тема социальных отклонений перешла в разряд запретных. На третьем (конец 50-х – 80-е гг. XX в.) в силу ряда причин ею занимались в основном узкие специалисты – психиатры, наркологи, юристы. Четвертый этап (перестроечный период) ознаменовался резким всплеском интереса к проблемам девиантного поведения, однако исследования не всегда были подкреплены методологическим анализом девиации как социального феномена.

Сегодня есть смысл говорить о начале пятого этапа. Профилактика детской, подростковой и юношеской  наркомании становится одной из важнейших задач общества .[1, с.23]

Наиболее удобным местом для профилактической работы является школа, где осуществляется целенаправленное и систематическое обучение на протяжении ряда лет. Типовые, а иногда создаваемые  специально для данной школы профилактические программы включаются в учебный план.[31, с.54]

Для большинства детей  школа является основным местом времяпрепровождения  и средой, определяющей их дальнейшую судьбу. Общеобразовательные учреждения обладают уникальной возможностью при  тесном взаимодействии с семьей, общественностью, властными и силовыми структурами  расширить воспитательное пространство школы и проводить разработку и внедрение комплексного антинаркотического воспитания. Необходима такая организация педагогического процесса, когда посредством антинаркотического воспитания у будущего поколения формируется культура адекватного социальным нормам поведения и здорового образа жизни.

Учителя, психологи, социальные педагоги могут играть в профилактической работе решающую роль. Главная педагогическая цель – сформировать психологический  иммунитет, т.е. вызвать у подростка  отрицательное отношение к наркотикам. В более раннем возрасте – на уровне «хорошо – плохо», а в  старшем – объяснить губительные  механизмы действия наркотиков .[1, с.26]

Педагогическая профилактика предотвращает начало употребления наркотиков, повторяющееся употребление на начальной стадии (аддиктивное поведение, т. е зависимость), отрицательное влияние наркотических веществ на развитие личности и на сам процесс жизнедеятельности ученического коллектива.

Целью педагогической профилактики является создание в образовательной  среде ситуации, препятствующей развитию злоупотребления наркотиками; формирование стратегии ведения здорового  образа жизни; воспитание личности, способной  к анализу своих поступков, имеющей  критическое мышление, навыки конструктивного  взаимодействия и сопротивления групповому давлению .[36, с.5]

Согласно классификации  ВОЗ, профилактику принято разделять  на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения болезни. В подростковой наркологии она включает меры борьбы со злоупотреблением алкоголем, наркотиками и другими токсическими веществами – по сути дела, борьбу с  аддиктивным поведением у подростков.[10, с.47]

У учащегося формируются  навыки эффективного общения и оценки проблемной ситуации, принятия решения; усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающего поведения; навыки защиты своего «Я» и умения говорить «Нет».[10, с.5]

Программы первичной профилактики включают антинаркотическую пропаганду, приобщение к посильному труду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т.д.

Наиболее целесообразно  проводить первичную антинаркотическую профилактику в школах в соответствии с утвержденными программами. Но в силу специфичности предмета многие педагоги испытывают затруднения в выборе тактики проведения профилактических занятий. Поэтому занятия по профилактике всех форм наркомании должны проводить специально подготовленные педагоги.

Задачи первичной профилактики:

1)  создание школ, свободных от психоактивных веществ (изменение школьной политике по отношению к алкоголю, наркотикам и табачным изделиям; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей);

2)  выявление группы риска (по специально разработанным методическим рекомендациям);

3)  работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме, способствующую эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; выявить родителей, нуждающихся в профессиональной медико-психологической помощи; оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов);

4)  работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактики в школах и по выявлению группы риска) .[19, с.154]

Вторичная профилактика подразумевает  меры, предназначенные для того, чтобы задержать развитие болезни, сюда относят не столько раннюю диагностику  и своевременное лечение, сколько  совокупность мер для предотвращения рецидивов после лечения раннего  алкоголизма, наркомании, токсикомании, включая противорецидивное лечение.[10, с.47]

Вторичная профилактика имеет  дело уже с начавшимся злоупотреблением. Основной принцип на этом этапе –  раннее выявление данной «группы  риска», оказание адекватной психолого-педагогической помощи, направление к специалистам. Объектом этой формы профилактики являются молодые люди, подростки и дети, начинающие употреблять табачные изделия, алкоголь, наркотические и токсикоманические средства, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению любых психоактивных веществ (ПАВ). Цель вторичной профилактики – раннее выявление начавших употреблять ПАВ и помощь потенциальным алкоголикам, наркоманам и токсикоманам во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикантов. В этих случаях требуется целенаправленное, чаще всего совместная работа квалифицированных специалистов – врачей, психологов, педагогов с целью активизации волевых ресурсов подростков, молодых людей, а иногда и детей, злоупотребляющих тем или иным видом ПАВ. Главная задача вторичной профилактики – не опоздать с принятием оздоровительных мер, то есть предупредить формирование устойчивой зависимости от принимаемого интоксиканта.

Информация о работе Наркомания как социальная проблема