Наркомания как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:13, курсовая работа

Описание

Цель исследования: раскрыть понятие наркомании среди подростков как социально-педагогическую проблему.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие «наркомания» в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать факторы и причины распространения и употребления наркотиков среди подростков.
3. .

Работа состоит из  1 файл

мой курсовик.docx

— 81.52 Кб (Скачать документ)

В обычном понимании наркомания – это вредная привычка, болезненное  пристрастие к употреблению разными  способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) наркотических веществ, для  того, чтобы впасть в одурманенное состояние [14, с. 271]

Такое состояние могут вызвать  истинные наркотики – опий, морфий, героин. Одурманивание этими веществами и считается собственно наркоманией.

Подобный эффект могут производить  и некоторые лекарственные препараты (снотворные, успокаивающие или возбуждающие), злоупотребление которыми называется лекарствоманией.

Психотропные вещества (psycho – душа, tropes – направление), лекарственные средства, оказывающие преимущественное влияние на психические процессы: применяются при различных нарушениях высшей нервной деятельности (транквилизаторы, седативные вещества, психостимулирующие вещества).

Психостимулирующие вещества (psycho – душа, stimular – погонять, возбуждать), лекарственные вещества, повышающие умственную и физическую работоспособность (меридил, синокарбр, синдофел, кофеин) (9).

ВОЗ дает следующее определение: “Наркотики – это такое вещество или смесь  веществ, которые коренным образом  отличаются от всех веществ, необходимых  для нормальной жизнедеятельности  человека, и прием которых влечет за собой изменение функционирования организма в целом, серьезно осложняет  деятельность внутренних органов, центральной  и вегетативной нервной системы” [27, с. 15]

Приобщение несовершеннолетних и  молодежи к наркомании идет высокими темпами и характеризуется опасной  тенденцией. Она заключается в  том, что употребление наркотиков и  психоактивных веществ становится определенной ценностью, молодежной культурой потребления, т.е. начинает быть образом жизни. По данным социологических исследований средний возраст начала приобщения к наркотическим веществам снизился до 14 лет у мальчиков и до 14,6 лет у девочек [33, с. 4]

В России по данным официальной статистики на 2009 год число наркоманов оценивается  в 503000 человек, состоящих на диспансерном учете, а реальное количество, рассчитанное по методике ООН,- более 2,5 млн. По сообщению  Федеральной службы по контролю по обороту наркотиков, каждый день в России от употребления наркотиков умирает 80 человек, более 250 человек становятся наркозависимыми. [6]

Наркомания – болезнь молодых. Она выбивает из нормального потока общественной жизни дееспособных граждан. Именно в этом ее угроза для будущего страны.

Существует несколько факторов, влияющих на формирование наркотической  зависимости:

1) социальные факторы:

- неблагополучная семья (алкоголизм  или наркомания родителей, низкий  имущественный уровень, отсутствие  эмоционального контакта, неполная  семья);

- влияние группы сверстников,  к которой принадлежит подросток;

- неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы  досуга, занятости несовершеннолетних;

- легкая доступность веществ,  изменяющих психическое состояние;

2) индивидуально-психологические  факторы:

- подражание старшим или авторитетным  сверстникам;

- попытка нейтрализовать отрицательные  эмоциональные переживания;

- стремление соответствовать обычаям  значимой для них группы сверстников;

- аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная  или заниженная самооценка, повышенная  конформность, неуступчивость характера);

- протестные реакции (назло), против  старших (родителей, педагогов);

- самодеструктивное поведение;

- любопытство;

- подчинение давлению и угрозам [20, с.134]

Из всего этого мы выделяем три  наиболее распространенных фактора, приводящих к употреблению наркотиков:

1)  от скуки (из любопытства);

2)  за компанию;

3)  уйти от реальности и проблем.

С нашей точки зрения существуют только две основные причины употребления наркотиков: семья и сверстники, изучим их подробнее.

Как правило, именно проблемы в семье  толкают ребенка в «группу  риска», создают почву для обращения  ребенка к наркотикам. Психологами  давно доказано, что неполная семья  сама по себе порождает патологии  развития. У детей с одним родителем  чаще всего возникают трудности  общения, такие дети должны получать «тройную дозу» внимания и любви.

Существуют понятия «семейный  дефицит» и «социальный голод», когда  ребенок растет без внимания и  заботы, без необходимого общения, что  часто является причиной обращения  к спиртному и наркотикам в  период взросления. Отвержение, холодность, отсутствие тепла и ласки со стороны  родителей сначала травмируют ребенка, а затем ожесточают его, подталкивают к «другой жизни», в другое общество, где он будет понят, принят, где его не осудят.

Отсутствие гармонии в полной семье, где не могут избежать конфликтов, где притесняют, подавляют одного из членов семьи, где у родителей  постоянные «секреты» и недоверие  по отношению друг к другу и  к детям, где ребенок изолирован от окружающих, от сверстников, где  низкий материальный и культурный уровень, избиение и психологическое насилие  детей, насилие между родителями, также является фактором риска. Даже в благополучных семьях родители часто неспособны обеспечить развлечения ребенку. Родителям важно понять, что он нуждается не только в заботе о пище, здоровье и учебе, но не менее, и даже более, в организации его свободного времени, в поддержании интереса к окружающему миру. Известно, что, чем выше культурный уровень семьи, чем интереснее и спокойнее ребенку дома, тем позже он уходит из-под влияния взрослых, тем больше он доверяет жизненным ценностям родителей, тем реже попадает под власть сиюминутных впечатлений и развлечений, предлагаемых ему «на улице», тем менее подвержен влияниям моды.

Хотя, возможно, наоборот, родители сделали  своего ребенка жертвой гиперопеки. Гиперопека, другая крайность воспитания, заставляет ребенка «спасаться» от родителей «на улице». Это чрезмерное внимание, постоянный присмотр, отказ ребенку в самостоятельности, желание воспитать свою копию. Сверхзабота становится в тягость взрослеющему человеку, он стремится «сбросить оковы», что приводит к тем же результатам: к старанию уйти от контроля родителей, для чего он сознательно идет на конфликты, вызывающе противопоставляя свой новый асоциальный облик тому образцу, который навязывает ему заботливая семья.

Для приобщения подростков к наркотикам самое большое значение имеет  пример сверстников. В профилактической литературе стало общим местом описание т. н. «асоциальных», «уличных» детей, которым нечем заняться, и они  собираются в группы (гнездящиеся, как  правило, на чердаках и в подворотнях) и там, пробуют наркотики, после  чего делаются неуправляемыми и враждебными  взрослому миру.

Однако не только уличные дети, но и учащиеся в ПТУ могут стать  источником знакомства с наркотиком. В наше время многие дети из т. н. «благополучных» семей употребляют  наркотики, потому что они освящены для них модой, молодежной культурой. Именно мода обеспечивает эпидемические  масштабы наркомании, вовлекая все  большие круги молодежи, хотя далеко не все из пробовавших наркотики становятся наркоманами.

Если общество имеет моральное  право бороться с наркобизнесом, то с модой бороться невозможно, в ней проявляет себя эпоха. Трудно сказать, чем вызвана в конце XX века массовая мода на наркотики. Возможно, в условиях общего кризиса культуры, искусства и религии, в каком-то смысле исчерпавших свои собственные  ресурсы, творческий дух ищет искусственные средства существования. [6]

  Глава 2. Последствия  наркотической зависимости.

2.1.Социальные последствия  наркомании подростков

Особую опасность подростки  наркоманы представляют для общества. Наркоман теряет контакт с родными  и близкими. Подростки наркоманы  крайне эгоистичны. У них на первом плане находятся собственные  интересы (забота только о себе), стремление к избеганию неудобств. Характерной  чертой является лживость. Практически  все наркоманы используют обман  как средство для получения желаемого. Они обманывают родителей, выпрашивая деньги на наркотики и проявляя при  этом неимоверную изворотливость, своего рода артистизм.

При общении с окружающими  наркоманы стремятся произвести хорошее впечатление, часто предъявляют  показную уверенность в себе. Приукрашивают  свои материальные, а иногда физические возможности, могут вести себя вызывающе, фамильярно, без чувства дистанции. Отмечаются завышенная самооценка и  одновременно неумение бороться с трудностями  и затруднениями в приспособлении к окружающей среде, повышенная зависимость  от взрослых или родственников. С  родственниками у них часто происходят конфликты. Во всех своих неудачах они  склонны обвинять окружающих – родителей  и других близких людей, хотя сами не прикладывают никаких усилий, чтобы  исправить положение. При этом они  могут вести себя грубо, иногда даже непристойно, в резкой форме высказывать  свое возмущение, не контролируя свои эмоции, используя при этом жаргонные  слова, нецензурные выражения, а  иногда и прибегая к рукоприкладству.

Совершая общественно  неприемлемые поступки, наркоманы нередко не чувствуют угрызений совести, иногда критика к себе полностью отсутствует.  Прослеживается непостоянство интересов: нередко за короткий промежуток времени больные часто меняют свои увлечения, места работы или учебы. Они бросают учебу, мотивируя это потерей интереса к избранной ранее специальности. Профессиональный уровень постепенно снижается, и в итоге наркоман не в состоянии получить образование.[13,с.38]

 Детерминирующим социальным  последствием подростковой  наркомании  представляется криминогенность, то есть фактор, порождающий преступность. Криминогенность наркоманов объясняется рядом факторов: потребностью в деньгах, так как наркотики стоят очень дорого; вынужденной связью с торговцами наркотиками, что само по себе тоже является противоправным действием. Значительная часть наркоманов не работает. Они живут на содержании родственников или занимаются криминальной деятельностью, направленной на добывание денег. Это объясняется, во-первых, тем, что поиск наркотиков требует много времени и, во-вторых, тем, что больной способен к продуктивной деятельности только под действием наркотика, его мысли постоянно заняты в основном тем, где достать и как употребить очередную дозу. В конечном итоге, при росте толерантности и увеличении кратности приема больные не могут регулярно и продуктивно трудиться. Кроме того, наркоманы могут совершать противоправные действия, находясь в состоянии наркотического опьянения или в психотическом состоянии, вызванном употреблением того или иного одурманивающего вещества. Необходимо отметить, что большинство правонарушений совершается в состояниях наркотического опьянения, чаще всего в абстиненции, а также в перерывах между употреблениями наркотиков. [25,с.10]

Подростки наркоманы совершают  как уголовные, так и административные правонарушения:

-уголовные правонарушения, представляющие опасность и причиняющие ущерб обществу и отдельным лицам (причинение вреда здоровью и жизни; хищения собственности и др.). Подростки все чаще привлекаются в преступные группировки взрослых: использование несовершеннолетних в преступной деятельности позволяет преступным группировкам избежать уголовной ответственности, а это ведет к еще большему вовлечению подростков в эту сферу. С этими группировками связан рост насильственной преступности несовершеннолетних на улицах, школах и в общественных местах.[25,с.11]

Наиболее частым преступлением  является грабеж. Появился такой вид  деятельности как вымогательство школьников у школьников. В последние годы появилась новая тенденция. Раньше преступления совершали дети из неблагополучных, асоциальных семей. Сейчас – из благополучных. Первые грабили киоски, вторые – совершают тяжкие преступления, грабежи, торгуют наркотиками, то есть внешнее благополучие семей может быть обманчиво.

- административные правонарушения (проступки), выражающиеся в посягательстве на установленный общественный порядок.

Часто совершаются общественно  опасные действия в связи с  психозами, например, по бредовым мотивам  или под влиянием устрашающих  галлюцинаций.[18]

Таким образом, социальные последствия  наркомании заключаются в следующем: выбывание из общественной жизни, потеря связи с обществом, многие подростки-наркоманы либо не выживут, либо будут не в состоянии вырастить здоровое поколение. Ведущим социальным последствием является потеря связи с обществом, в следствие чего наркоман – подросток находится в естественном для него состоянии повышенной готовности совершить преступление, что проявляется в обострении криминогенной ситуации. Такие подростки могут совершать противоправные действия, находясь в наркотическом опьянении или в психотическом состоянии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.Практика профилактики наркомании в подростковой среде.

3.1.Проблема профилактики  наркомании.

До  настоящего времени акцент в профилактике делался на методе запретов и наказаний. Но эта технология не учитывала социально-психологических  и возрастных особенностей подростков. Современные подходы заменяют “деструктивные методы”, связанные с запугиванием, ориентируют на формирование таких  установок и ориентации личности, при которых наркотики не являются ценностями. Конечные цели профилактики наркомании понимаются по-разному.

Например, конечной целью первичной профилактики наркомании в Голландии считается  снижение риска потребления “тяжелых наркотиков”, а “легкие” формы  наркотиков легализованы. В Англии конечной целью первичной профилактики является умение ответственно употреблять  наркотики. В США и Австралии -- полный отказ от немедицинского потребления наркотиков. Эта же цель преследуется и в Беларуси.

В настоящее время в мире наибольшее распространение получили две модели обучающих программ первичной профилактики для детей и подростков: программы  достижения социально-психологической  компетентности и программы обучения жизненным навыкам. Первые распространены в Европе, их целью является выработка  у детей навыков эффективного общения. Вторые распространены в США, их цель -- обучение навыкам ответственного принятия решения.[2,с.6]

И та и другая программа включает в  себя 3 основные задачи: 1) развитие личностной компетенции; 2) выработка и развитие навыков защиты; 3) предупреждение возникновения  проблем.

Первая  задача реализуется посредством  обучения навыкам эффективного общения, принятия решений. Вторая -- посредством обучения умению противостоять различным факторам риска. Третья реализуется посредством формирования навыков регуляции эмоций, разрешения конфликтов и т.д.[2,с.12]

Информация о работе Наркомания как социальная проблема