Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:13, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть понятие наркомании среди подростков как социально-педагогическую проблему.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие «наркомания» в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать факторы и причины распространения и употребления наркотиков среди подростков.
3. .
В обычном понимании наркомания – это вредная привычка, болезненное пристрастие к употреблению разными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) наркотических веществ, для того, чтобы впасть в одурманенное состояние [14, с. 271]
Такое состояние могут вызвать истинные наркотики – опий, морфий, героин. Одурманивание этими веществами и считается собственно наркоманией.
Подобный эффект могут производить
и некоторые лекарственные
Психотропные вещества (psycho – душа, tropes – направление), лекарственные средства, оказывающие преимущественное влияние на психические процессы: применяются при различных нарушениях высшей нервной деятельности (транквилизаторы, седативные вещества, психостимулирующие вещества).
Психостимулирующие вещества (psycho – душа, stimular – погонять, возбуждать), лекарственные вещества, повышающие умственную и физическую работоспособность (меридил, синокарбр, синдофел, кофеин) (9).
ВОЗ дает следующее определение: “Наркотики
– это такое вещество или смесь
веществ, которые коренным образом
отличаются от всех веществ, необходимых
для нормальной жизнедеятельности
человека, и прием которых влечет
за собой изменение
Приобщение несовершеннолетних и
молодежи к наркомании идет высокими
темпами и характеризуется
В России по данным официальной статистики на 2009 год число наркоманов оценивается в 503000 человек, состоящих на диспансерном учете, а реальное количество, рассчитанное по методике ООН,- более 2,5 млн. По сообщению Федеральной службы по контролю по обороту наркотиков, каждый день в России от употребления наркотиков умирает 80 человек, более 250 человек становятся наркозависимыми. [6]
Наркомания – болезнь молодых.
Существует несколько факторов, влияющих на формирование наркотической зависимости:
1) социальные факторы:
- неблагополучная семья (
- влияние группы сверстников,
к которой принадлежит
- неадекватная молодежная
- легкая доступность веществ,
изменяющих психическое
2) индивидуально-психологические факторы:
- подражание старшим или
- попытка нейтрализовать
- стремление соответствовать
- аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, повышенная конформность, неуступчивость характера);
- протестные реакции (назло), против
старших (родителей, педагогов)
- самодеструктивное поведение;
- любопытство;
- подчинение давлению и угрозам [20, с.134]
Из всего этого мы выделяем три наиболее распространенных фактора, приводящих к употреблению наркотиков:
1) от скуки (из любопытства);
2) за компанию;
3) уйти от реальности и проблем.
С нашей точки зрения существуют только две основные причины употребления наркотиков: семья и сверстники, изучим их подробнее.
Как правило, именно проблемы в семье толкают ребенка в «группу риска», создают почву для обращения ребенка к наркотикам. Психологами давно доказано, что неполная семья сама по себе порождает патологии развития. У детей с одним родителем чаще всего возникают трудности общения, такие дети должны получать «тройную дозу» внимания и любви.
Существуют понятия «семейный дефицит» и «социальный голод», когда ребенок растет без внимания и заботы, без необходимого общения, что часто является причиной обращения к спиртному и наркотикам в период взросления. Отвержение, холодность, отсутствие тепла и ласки со стороны родителей сначала травмируют ребенка, а затем ожесточают его, подталкивают к «другой жизни», в другое общество, где он будет понят, принят, где его не осудят.
Отсутствие гармонии в полной семье, где не могут избежать конфликтов, где притесняют, подавляют одного из членов семьи, где у родителей постоянные «секреты» и недоверие по отношению друг к другу и к детям, где ребенок изолирован от окружающих, от сверстников, где низкий материальный и культурный уровень, избиение и психологическое насилие детей, насилие между родителями, также является фактором риска. Даже в благополучных семьях родители часто неспособны обеспечить развлечения ребенку. Родителям важно понять, что он нуждается не только в заботе о пище, здоровье и учебе, но не менее, и даже более, в организации его свободного времени, в поддержании интереса к окружающему миру. Известно, что, чем выше культурный уровень семьи, чем интереснее и спокойнее ребенку дома, тем позже он уходит из-под влияния взрослых, тем больше он доверяет жизненным ценностям родителей, тем реже попадает под власть сиюминутных впечатлений и развлечений, предлагаемых ему «на улице», тем менее подвержен влияниям моды.
Хотя, возможно, наоборот, родители сделали своего ребенка жертвой гиперопеки. Гиперопека, другая крайность воспитания, заставляет ребенка «спасаться» от родителей «на улице». Это чрезмерное внимание, постоянный присмотр, отказ ребенку в самостоятельности, желание воспитать свою копию. Сверхзабота становится в тягость взрослеющему человеку, он стремится «сбросить оковы», что приводит к тем же результатам: к старанию уйти от контроля родителей, для чего он сознательно идет на конфликты, вызывающе противопоставляя свой новый асоциальный облик тому образцу, который навязывает ему заботливая семья.
Для приобщения подростков к наркотикам самое большое значение имеет пример сверстников. В профилактической литературе стало общим местом описание т. н. «асоциальных», «уличных» детей, которым нечем заняться, и они собираются в группы (гнездящиеся, как правило, на чердаках и в подворотнях) и там, пробуют наркотики, после чего делаются неуправляемыми и враждебными взрослому миру.
Однако не только уличные дети,
но и учащиеся в ПТУ могут стать
источником знакомства с наркотиком.
В наше время многие дети из т. н.
«благополучных» семей
Если общество имеет моральное право бороться с наркобизнесом, то с модой бороться невозможно, в ней проявляет себя эпоха. Трудно сказать, чем вызвана в конце XX века массовая мода на наркотики. Возможно, в условиях общего кризиса культуры, искусства и религии, в каком-то смысле исчерпавших свои собственные ресурсы, творческий дух ищет искусственные средства существования. [6]
Глава 2. Последствия наркотической зависимости.
2.1.Социальные последствия наркомании подростков
Особую опасность подростки наркоманы представляют для общества. Наркоман теряет контакт с родными и близкими. Подростки наркоманы крайне эгоистичны. У них на первом плане находятся собственные интересы (забота только о себе), стремление к избеганию неудобств. Характерной чертой является лживость. Практически все наркоманы используют обман как средство для получения желаемого. Они обманывают родителей, выпрашивая деньги на наркотики и проявляя при этом неимоверную изворотливость, своего рода артистизм.
При общении с окружающими
наркоманы стремятся произвести
хорошее впечатление, часто предъявляют
показную уверенность в себе. Приукрашивают
свои материальные, а иногда физические
возможности, могут вести себя вызывающе,
фамильярно, без чувства дистанции.
Отмечаются завышенная самооценка и
одновременно неумение бороться с трудностями
и затруднениями в
Совершая общественно неприемлемые поступки, наркоманы нередко не чувствуют угрызений совести, иногда критика к себе полностью отсутствует. Прослеживается непостоянство интересов: нередко за короткий промежуток времени больные часто меняют свои увлечения, места работы или учебы. Они бросают учебу, мотивируя это потерей интереса к избранной ранее специальности. Профессиональный уровень постепенно снижается, и в итоге наркоман не в состоянии получить образование.[13,с.38]
Детерминирующим социальным
последствием подростковой наркомании
представляется
Подростки наркоманы совершают как уголовные, так и административные правонарушения:
-уголовные правонарушения, представляющие опасность и причиняющие ущерб обществу и отдельным лицам (причинение вреда здоровью и жизни; хищения собственности и др.). Подростки все чаще привлекаются в преступные группировки взрослых: использование несовершеннолетних в преступной деятельности позволяет преступным группировкам избежать уголовной ответственности, а это ведет к еще большему вовлечению подростков в эту сферу. С этими группировками связан рост насильственной преступности несовершеннолетних на улицах, школах и в общественных местах.[25,с.11]
Наиболее частым преступлением является грабеж. Появился такой вид деятельности как вымогательство школьников у школьников. В последние годы появилась новая тенденция. Раньше преступления совершали дети из неблагополучных, асоциальных семей. Сейчас – из благополучных. Первые грабили киоски, вторые – совершают тяжкие преступления, грабежи, торгуют наркотиками, то есть внешнее благополучие семей может быть обманчиво.
- административные правонарушения (проступки), выражающиеся в посягательстве на установленный общественный порядок.
Часто совершаются общественно опасные действия в связи с психозами, например, по бредовым мотивам или под влиянием устрашающих галлюцинаций.[18]
Таким образом, социальные последствия наркомании заключаются в следующем: выбывание из общественной жизни, потеря связи с обществом, многие подростки-наркоманы либо не выживут, либо будут не в состоянии вырастить здоровое поколение. Ведущим социальным последствием является потеря связи с обществом, в следствие чего наркоман – подросток находится в естественном для него состоянии повышенной готовности совершить преступление, что проявляется в обострении криминогенной ситуации. Такие подростки могут совершать противоправные действия, находясь в наркотическом опьянении или в психотическом состоянии.
Глава 3.Практика профилактики наркомании в подростковой среде.
3.1.Проблема профилактики наркомании.
До
настоящего времени акцент в профилактике
делался на методе запретов и наказаний.
Но эта технология не учитывала социально-
Например, конечной целью первичной профилактики наркомании в Голландии считается снижение риска потребления “тяжелых наркотиков”, а “легкие” формы наркотиков легализованы. В Англии конечной целью первичной профилактики является умение ответственно употреблять наркотики. В США и Австралии -- полный отказ от немедицинского потребления наркотиков. Эта же цель преследуется и в Беларуси.
В настоящее время в мире наибольшее распространение получили две модели обучающих программ первичной профилактики для детей и подростков: программы достижения социально-психологической компетентности и программы обучения жизненным навыкам. Первые распространены в Европе, их целью является выработка у детей навыков эффективного общения. Вторые распространены в США, их цель -- обучение навыкам ответственного принятия решения.[2,с.6]
И та и другая программа включает в себя 3 основные задачи: 1) развитие личностной компетенции; 2) выработка и развитие навыков защиты; 3) предупреждение возникновения проблем.
Первая задача реализуется посредством обучения навыкам эффективного общения, принятия решений. Вторая -- посредством обучения умению противостоять различным факторам риска. Третья реализуется посредством формирования навыков регуляции эмоций, разрешения конфликтов и т.д.[2,с.12]