Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:13, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть понятие наркомании среди подростков как социально-педагогическую проблему.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие «наркомания» в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать факторы и причины распространения и употребления наркотиков среди подростков.
3. .
Предлагается
следующая классификация
При
обучении навыкам акцент делается на
“диалогических” формах взаимодействия,
а не информационно-назидательных.
Процесс обучения включает совместный
поиск решений жизненных
Наиболее удобным местом для превентивной работы является школа, где осуществляется целенаправленное и систематическое обучение на протяжении ряда лет. Типовые, а иногда создаваемые специально для данной школы профилактические программы включаются в учебный план. Учителей специально обучают методике проведения антинаркотических работ. Программы включают в себя: методическое пособие для учителей (до нескольких сот страниц текста); пособие для родителей; материалы по поддержанию и развитию работы после окончания общего обучающего курса. Такие программы и отдельные их модификации показали свою эффективность во всем мире.[4,с.20]
Западные программы могут быть адаптированы к любым культурным и национальным условиям. Например, американские программы обучения жизненным навыкам успешно применяются более чем в 25 государствах, следовательно, подходят и для нас. Но для этого они должны быть адаптированы, а отечественные специалисты должны пройти соответствующее обучение.[2,с.50]
Профилактика наркомании 1 уровня – превентивная.
Это четкая и доступная информация для детей, подростков, родителей, учителей с целью разъяснения не столько вреда наркотиков, сколько пользы здорового образа жизни, формирования здорового морально - психологического климата, создания условий для разумной организации в проведении свободного времени, разъяснения определенных норм поведения.
Работа должна проводиться по определенным принципам:
1. Индивидуальная направленность;
2.
Выявление групп риска с
3. Работа с лицами групп риска по групповым и индивидуальным программам;
4.
Организация специальных
Следует иметь в виду, что чаще в "рядах наркоманов" могут оказаться подростки с акцентуациями и психическими заболеваниями.[2,с.54]
Профилактика наркомании I уровня - это работа учителя и классного руководителя, забота родителей и родных, внимание школьного психолога и врача. Это повседневная работа, требующая определенных знаний по проблеме.
Профилактика наркомании II уровня - это раннее выявление, диагностика и лечение заболевания. Этим занимаются в специализированных детских наркологических диспансерах
При
исследовании потребления наркотиков
молодежью можно
Первая группа молодежи ведет себя в отношении нелегальных наркотиков воздержанно. В настоящее время в Германии к ней можно отнести около 72% молодых людей. Таким образом, эта группа является основной.
Вторую группу образуют молодые люди, которые готовы употреблять нелегальные наркотики. Это около 28% от всей молодежи в Германии, из которых, однако, не все имеют признаки развития в направлении наркомании и нарушения здоровья. Здесь в большинстве случаев потребление наркотиков имеет ограниченный во времени жизненный период, который прекращается сам по себе и относительно без трудностей, что связано с биографическими изменениями (женитьба, выход замуж, начало профессиональной карьеры). Но это вовсе не означает, что потребление наркотиков в подобных случаях является полностью безвредным. Такое потребление наркотиков представляет собою перманентный риск, на который часто идут осознанно и который таит в себе опасность для здоровья, нанесения само вреда и дальнейшую опасность в отношении развития зависимости от потребления наркотиков.
Вследствие
этих рисков из второй группы формируется
третья группа молодежи, которая из-за
интенсивного потребления наркотиков
втянулась в процесс
В дискуссии о профилактике наркотической зависимости в настоящее время звучит тезис о том, что нельзя охватить всю молодежь одними и теми же методами работы. Первичная профилактика в школе, направленная на один и тот же возрастной уровень, не дифференцирована по критерию отношения учеников к потреблению наркотиков. Прежде всего, ее эффект проявляется в первой группе - «воздержанной» молодежи. Профилактика служит усилению позиции отказа от потребления наркотиков среди этой молодежи благодаря комбинированию ряда факторов: лучшей информированности, возрастанию жизненной компетенции и способности к сопротивлению. Согласно научным исследованиям первичная профилактика в небольшой степени может способствовать воздержанию тех молодых людей от пробы наркотиков, которые колеблются в принятии своего решения. Именно поэтому первичная профилактика в школе, несомненно, выполняет важную задачу. Однако при ее использовании в группе молодежи, которая уже потребляет наркотики, до сих пор не наблюдалось положительных эффектов.
Изменение нравственных и моральных ценностей современного общества, а также интенсивное проникновение массовой культуры, которая действует, прежде всего, на психологию подрастающего поколения, приводит к тому, что нарушается баланс психического здоровья населения. Значительно поколебалось роль института семьи и его влияние на ребенка в системе социальных взаимоотношений.[4,с.73]
Одной из причин, почему многие подростки начинают совершать преступления, употреблять алкоголь и наркотики является то, что взрослые говорят одно, а делают другое. Они просят, запрещают и угрожают, но за их угрозами ни чего не стоит. Поэтому слова не дают желаемого эффекта. Сам по себе запрет может повлечь за собой нарушения, но мнение о том, что следует отменить все запреты может привести к еще более негативных последствиям, нежели существование самого запрета. Запрет в обществе это не самоцель, а реакция общества на такие действия и явления, которые большинство членов общества не одобряют, но которые все же вызывают желания попробовать, особенно тех, кто на данный момент развития не имеет четко выраженной позиции к запрещаемому объекту. Запрещающий употреблять алкоголь отец, не может быть уверен в исполнении его запрета, если употребляет алкоголь сам. Отсюда основной задачей общества становиться не борьба с негативными явлениями, а формирование осознания необходимости здорового образа жизни как стиля поведения и основного принципа жизни. Понятно, что основой формирования здорового образа жизни является семья, если в ней установлен доверительный и взаимоответственный стиль отношений и сформирована своя система ценностей. Трудно найти столь идеальный тип семейных отношений. Здесь тоже очень важна позиция общества и специальная политика государства по отношению к семье как к социальному институту. Думаю, что введение в современную практику жизни сферы психологических услуг частично может взять на себя посредническую роль между обществом и семьей. Формирование психологической культуры населения - есть основная задача современной психологической службы. На государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Фактически, психическим здоровьем населения, помимо медицинских, занимаются образовательные и социальные учреждения.[2,с.44]
Важным направлением в противостоянии наркозависимости, а значит преступности, росту числа заболеваний СПИДом и вирусным гепатитом является профилактическая деятельность и выполнение воспитывающей функции образовательным учреждением и семьей. Во-первых, мы должны сформировать стойкое негативное отношение подростков к употреблению наркотиков. Подростки, как не парадоксально, о наркотиках сегодня знают гораздо больше, чем взрослые. Даже те взрослые, которые сегодня работают непосредственно с детьми, я имею в виду, педагогов, социальных педагогов, педагогов-психологов. Отсюда проблема подготовки кадров, работающих с детьми, вооружения их специальными знаниями, подбор наиболее эффективных форм взаимодействия с подростками. Психологические аспекты данной работы с детьми состоят в следующем. В процессе работы с ребенком педагог-психолог или социальный педагог должен сформировать у ребенка однозначное отрицательное отношение к применению наркотических и психотропных веществ, не только самому, но и сформировать внутреннюю позицию по отношению к лицам, применяющим наркотики. Противостояние наркомании требует быть терпеливым к тем, кто только начал принимать наркотики и хочет избавиться от этого; быть безжалостным к тем, кто отказывается лечиться; быть беспощадным к тем, кто вовлекает других и принуждает к употреблению наркотиков. Глубина и острота данной проблемы предполагает применение комплексного подхода в ее решении. Комплексным подход будет только в том случае, когда кроме разнообразия методов и технологий профилактики будет соблюдаться принцип консолидации всех заинтересованных лиц, то есть, отраслей здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, физкультуры и спорта, а также молодежных учреждений и общественных организаций. Очень важно направление деятельности противостояния к применению наркотиков является формирование общественного мнения по поводу этой проблемы. Отсюда велика роль средств массовой информации и организации психологически выверенной антирекламы к применению наркотиков.[12,с.29]
И
все же существуют позиции, которые
являются универсальными. Их, прежде всего,
следует учитывать в
Настоящий доклад посвящен рассмотрению некоторых позиций, касающихся возможности профессионального развития психологических и духовных ресурсов личности.
С психологической точки зрения к наиважнейшим ресурсам личности относится представление человека о себе, его Я-концепции. Это очень серьезные и важные вопросы, которые человеку необходимо решать на протяжении всей его жизни. "Кто я? Кто ты? Что во мне и тебе есть? Какие чувства я испытываю, когда и почему? Как мы идентифицируем свои чувства? Как мы умеем отделять свои чувства от поведения? Умеем ли мы осознавать, что с нами происходит, анализировать свое состояние? Каковы ценности моей и твоей личности? Является ли наше здоровье такой ценностью? Как мы общаемся? Умеем ли мы понимать окружающих, оказывать им поддержку или искать ее? У кого и как мы можем искать помощь и какую? Кто мы с точки зрения духовной, психической и физической? Каков наш организм и по каким законам он работает? Кто мы как социальные существа? Как нам справляться с социальными стрессами? Какие духовные основы в нас есть и какие следует развивать, чтобы жить здоровой и эффективной жизнью? Как действительно действуют на человека наркотики и другие психоактивные вещества? Как он становится зависимым от них? Перечень этих вопросов можно продолжать до бесконечности. Они всегда возникают, на каждом этапе жизни человека, и их всегда надо ставить. Человек не может получить ответы на них раз и навсегда. Каждый раз ему требуется более глубокие, более сложный ответ на каждый из этих вопросов. Усложнение это бесконечно и неисчерпаемо. Однако человеку недостаточно просто получить ответ. Ему необходимо самому осознать себя в физическом, психическом, социальном и духовном пространствах, подобрать там себе место. Помощь человеку, блуждающему в пространствах своего Я, - это настоящая профилактика зависимости от наркотиков. В результате такой помощи человек становится более состоятельной личностью, более ресурсной.
Ведение
человека по лабиринтам его души от
одного осознанного ответа до другого,
от одного выбора до другого, от одного
модуса поведения до его осознанного
изменения в гуманистическом, нравственном,
духовном и эффективном направлении
и есть профилактика, и есть путь
к выздоровлению зависимой
Делать это можно по-разному. Есть для этого воспитательные, психологические, психотерапевтические и духовные технологи, методы и подходы. Чем их больше - тем лучше. Главное на этом пути - понимание ценности человеческого прозрения, человеческой личности и ее выбора, осторожность, профессионализм.[30,с.200]
3.2. Направления действий в профилактической программе.
Профилактика наркомании набирает силу. Кто-то пугает, кто-то упрашивает, а кто-то молчит. И неизвестно, как лучше, что эффективнее. Эффективным может оказаться и молчание, если оно будет преследовать достаточно определенную цель. И это понятно, поскольку рассказать ребенку о том, как не быть наркоманом - нельзя. Его можно лишь научить не быть наркоманом.
Каким образом это возможно? Путей несколько: лекции, семинары, конференции, акции, тренинги и т.д.
Итак, лекции, семинары, конференции. Суть этих информационных мероприятий состоит в повышении информационной грамотности населения по следующим вопросам:
Причины наркомании
Признаки наркомании
Места обращения за помощью
Как вести себя родителям, если ребенок- наркоман?
Как не стать наркоманом и т.д.
Важными
здесь являются 2 момента: не запугать
подростка и его родителей
и не пробудить интерес к
Каковы
положительные стороны
Во-первых, они дают информацию, а во-вторых, позволяют получить обратную связь о степени знакомства с проблемой, как у подростков, так и у родителей. Чего не хватает лекциям, конференциям и семинарам? Для подростка в его возрасте необходимо переживать, чувствовать, понимать “через себя”, через собственные ощущения “нравится - не нравится”, “мое - не мое”. Лекции и семинары ограничиваются только рассуждениями и констатацией фактов, что может быть эффективным для взрослых людей. Для подростков, таким образом, лекции и другие информационные мероприятия могут оказаться просто безрезультатными.
Акции. Они ценны для подростков только тем, что вход на дискотеки и концерты по случаю акций бывает бесплатным или оплачивается чисто символически. Я думаю, ни один подросток после акций или дискотек еще не принял решение о том, будет ли он употреблять или нет. Хотя организация времени и досуга подростков - тоже важный момент профилактики.
Тренинги бывают разными: хорошими и плохими, эффективными и неэффективными, глупыми и “прикольными”. Например, есть тренинги, когда сидит группа подростков и громко друг другу говорит “НЕТ НАРКОТИКАМ”. Думаю, нет ничего абсурднее.
Есть
другие группы, на которых подростки
разыгрывают сценки, ролевые игры,
за сюжет которых берут