Неформальные молодежные объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 05:43, реферат

Описание

Проблематика неформальных групп в психологии имеет большую историю и, одновременно, разнообразное содержательное наполнение. Все это многообразие объединяется одной особенностью. «Неформальность группы» определяется через констатацию того, что группа возникает и существует в результате активности, взаимодействия людей, в нее входящих.

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 108.29 Кб (Скачать документ)

Анализ литературы по проблемам  молодежных объединений и движений позволяет условно выделить три  группы направлений.

Первая группа включает труды, в которых авторы рассматривают  молодежное движение в неразрывной  связи с молодежными проблемами, гражданским и патриотическим воспитанием  молодежи и проводимой государством социальной политикой в отношении  молодежи. Особое значение в этом плане  имеют работы С. Алещенка, А. Апариной, П. Бабочкина, В. Боровика, Е. Гришиной, И. Ильинского, В. Криворученко, Р. Ляшевой, В. Нехаева, Т. Нехаевой, В. Родионова, Б. Ручкина, Е. Тяжельникова, В. Лутовинова, Е.Родионова, А. Шаронова и др.

Вторую группу составляют работы, раскрывающие специфику молодежных объединений, с точки зрения социально-культурных особенностей молодежи и характера  ее взаимодействия с обществом. Как  проявление молодежной культуры (субкультуры) исследуют молодежные движения В. Левичева, В.Сергеев, А. Шендрик, С. Щеглова. Здесь  также выделяются исследования А. Здравомыслова, Г. Ентелиса, С. Цымбаленко, А. Шарипова, М. Мчедлова, Д. Щипановой, В. Шапинского, и других авторов.

Третья группа включает труды, раскрывающие различные явления  социальной девиации среди молодежи, как следствия социальной аномии. Исследовались молодежные объединения  как организованные преступные сообщества (Ю.Владимиров, Н.Герасименко, А. Салагаев и А. Шашкин,), экстремистские тенденции  в среде российской молодежи и  особенности экстремистских молодежных групп в современной России (А. Козлов).

Объект и предмет исследования. Объектом курсового исследования служит деятельность молодежных движений. Предметом  исследования является социальная значимость деятельности молодежных движений.

Цель курсовой работы –  изучить социальную значимость деятельности молодежных движений.

Задачи курсовой работы:

1.  Охарактеризовать молодежное движение, его понятие, историю, виды деятельности.

2.  Проанализировать социальную значимость молодежных движений.

 

РАЗДЕЛ I МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

Молодежное движение является одним из видов общественного  движения. Общественное движение можно  обозначить как совместную деятельность граждан, преследующих общие социально  значимые цели, не имеющих чёткой организационной  структуры и фиксированного членства.

Согласно Федеральному Закону Российской Федерации «Об общественных объединениях», общественным движением  является состоящее из участников и  не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно  полезные цели, поддерживаемые участниками  общественного движения. Общественным движением называют также организованные коллективные усилия, которые способствуют или препятствуют, вплоть до отмены, социальным изменениям.

В становлении и развитии общественного движения можно выделить ряд этапов:

1.  Этап создания предпосылок движения. Данный этап начинается с возникновении определённого социального беспокойства по поводу той или иной нерешенной проблемы.

2.  Этап формулировки целей и задач. На данной стадии люди, стремящиеся к разрешению той или иной проблемы, осознают себя причастными к одному движению.

3.  Этап агитации, на котором происходит вербовка сторонников движения. Этот этап характеризуется пропагандой целей и разъяснением задач движения.

4.  Стадия развёрнутой деятельности. На этом этапе участники общественного движения занимаются осуществлением своих программ.

5.  Этап затухания движения наступает тогда, когда его цели осуществлены либо оказались неосуществимыми. [7]

Возможен ряд вариантов  развития событий: окончательная ликвидация движения; его бюрократизация и переход  в новое состояние или возрождение  движения на новой основе. Окончательная  остановка существования движения возможна только после того, как  полностью исчезнут социальные потребности, которые привели к его возникновению.

Таким образом, молодежное движение – это общественное движение, не имеющее строгой организационной  структуры, но возглавляемое молодежным лидером, проходящее в своем развитии несколько стадий, а также коллективная деятельность молодежи, преследующая социальные, политические и другие общественно значимые цели.

Молодежные движения можно  классифицировать по различным критериям. Например, выделяют формальные и неформальные движения. Формальные молодежные движения — это зарегистрированные структуры  с зафиксированными целями, возглавляемые  лидером. В таких движениях более  безличные отношения между участниками. Неформальные молодежные движения –  это официально незарегистрированная группа людей, которая возникла, по чьей-то инициативе или спонтанно  для достижения какой-либо социально  значимой цели молодыми людьми с общими интересами и потребностями [6]. Неформальным движением также должен руководить неформальный лидер.

Молодежные движения также  можно классифицировать по принадлежности к политическим партиям. В таком  случае следует выделить партийные  и внепартийные движения. Причем внепартийные молодежные движения по форме создания и функционирования делятся на две  группы: движения, которые созданы  на средства политических игроков и 
используются ими в своих целях, и самоорганизующиеся структуры. Молодежные движения, принадлежащие к каким-либо политическим партиям, в свою очередь можно разделить на демократические (Молодая гвардия, Лига справедливости), левые (Союз коммунистической молодежи РФ) и т.д.

Следующим критерием, по которому можно классифицировать молодежные движения, является сфера деятельности движений. Здесь выделяют:

·  политические;

·  правозащитные;

·  религиозные;

·  патриотические;

·  направленные на повышение уровня гражданской активности;

·  направленные на повышение культурного уровня;

·  выступающие за сохранение исторического наследства;

·  экологические и т.д.

В развитии молодежного движения в России можно выделить пять волн, начинающихся возникновением каких-либо направлений, продолжающихся их расцветом  и заканчивающихся спадом и приходом им на смену новых.

Первая волна относится  к дореволюционному периоду и  может быть охарактеризована как  скаутская. Заслуга скаутинга состоит  в том, что она сильно способствовала личностному росту детей и  подростков. Детально разработанная  система роста и система символических  поощрений повышали и личную заинтересованность ребят. К деятельностным формам скаутской  системы относились игры типа КВН  и “Зарница”, палаточные лагеря и  т.д.

Широкую известность получила педагогическая деятельность педагогов-новаторов  Шацкого и Блонского, авторов  так называемой социально-ролевой  игры. Ими же были разработаны некоторые  институты самоуправления типа СД (совет  дела).

Вторая волна выпала на период между гражданской и второй мировой войнами. Первым этапом второй волны является, безусловно, создание на основе самоуправления пионерии. Многие формы работы были заимствованы у  скаутов, но есть одно существенное различие. Фоновой деятельностью для скаутов  были в основном лесные игры, где  каждый патруль соответствовал названию животного. А деятельность пионеров была направлена на общественно-полезные дела, и их отряды взяли имена  не животных, а революционных и  исторических героев ( Спартака, Баумана  и т.д.). Первыми делами пионеров были сбор продуктов в помощь голодающим Поволжья, сбор металлолома и макулатуры и т.п. Пиком ОПД-шной деятельности пионеров стала программа ликвидации безграмотности в деревнях. [8]

В 30-ые годы, когда закончилась  борьба с контрреволюцией, самоуправляющаяся  организация приобретает статус нежелательной. Выходит несколько  указов, прикрепляющих пионерские отряды к школам, а деятельность пионеров сводится к учебе.

С этого момента пионерия начинает деградировать. И как неосознанный протест против формализации, от нее  отделяются самостоятельные направления: тимуровцы, коммуны Макаренко и  так называемые производственники.

Тимуровское движение расцвело в 30-ых годах после выхода книги  Аркадия Гайдара. Это были отряды, собиравшиеся в основном из дворовых ребят и предводительствуемые школьниками. Главным направлением их деятельности были общественно-полезные дела.

Главной заслугой Макаренко  является создание ребячьих коммун из социально дезадаптированных детей. Стиль его работы был весьма демократичным, практически все решали СД, а сам  Макаренко официально выполнял только координирующую функцию. В коммунах также впервые было опробовано детское  производство.

Следующим направлением данного  периода было движение производственников. Они под шефством работников участвовали  в производстве или занимались экспедиционной деятельностью.

После войны в неформальном молодежном движении наступает глубокий спад, продолжающийся лет 10. Большая  часть молодежи погибла во время  войны, подростки уходили в партизанские отряды.

С середины 50-ых годов начинает набирать ход третья волна молодежного  движения, совпавшая с хрущевской оттепелью. К направлениям этого  периода можно отнести такие  движения, как поисковики, Клуб самодеятельной песни (КСП), коммунарство и движение интербригад.

Война оставила после себя большое количество следов, особенно в местах упорных боев, и под  лозунгом чтения памяти павших формируются  поисковые отряды. В начале своего существования поисковые отряды специализировались на поиске железа. Также организовывались экспедиции по выявлению районов с повышенной концентрацией необезвреженных  взрывчатых объектов. Позднее поисковые  отряды стали постепенно переключаться  на поиск захоронений и пропавших  без вести.

Поисковиками также являлись многие участники Клуба самодеятельной песни, внедрявшие в песенный мир  культуру, названную потом Авторской  Песней.

Основателем коммунарства был  ленинградский педагог Иванов, создавший  в Ленинграде знаменитую Фрунзенскую  Коммуну. Главным отличительным  признаком коммунарства является культ  самоуправления. Участники коммун сами планировали дело, сами проводили  его и сами обсуждали. Причем рефлексия  в коммунарской методике всегда занимала очень важное место. Еще одной  заслугой коммунарства стали первые шаги в области теоретизации развития группы, коллектива и т.д.

Все вышеперечисленные направления  неформального молодежного движения, возникшие в этот период, так или  иначе были в своей деятельности связаны с туризмом. При этом у  некоторых лидеров и участников стало складываться ощущение самоценности туризма, и, как результат, начинают возникать детские и молодежные турклубы, для которых туризм становится основным профилем.

Одним из направлений следующей  волны развития молодежного движения стало движение фэнов. В основу их идеи легло желание читать хорошую  литературу, которой в СССР часто  официального хода не давали, значительную часть которой составляла фантастика. Резкий подъем наметился в фэндоме  с появлением талантливых фантастов  у нас в стране (Стругацкие, Ефремов, Казанцев, Крапивин).

В 70-ых годах возникают  направления неформального молодежного  движения, имеющие отрицательную  направленность.

Первое из них - хиппи. Неприятие  окружающей действительности и факт ущемления свободы не выливался  у них в какую-либо конструктивную программу. Они находили себя в странствиях  по стране и в различных тусовках, не имеющих деловых выходов, однако, безусловной заслугой хипповской коммуны  стало создание Системы, где и  прозвучало впервые это понятие. Почти во всех крупных городах  нашлись хиппи, согласившиеся внести свои жилые точки в “черные  списки”. Благодаря этому странствующие  хиппи могли в любое время  остановиться и пожить в домах, приуроченных к этим «черным спискам».

Конец 70-х отмечается также  возникновением движения панков. Основной их идеей было изучение и пропаганда западного образа жизни. В недрах панк-культуры зародился своеобразный музыкальный стиль – андеграунд, через который часть молодежи тоже пыталась выражать свой протест.

В начале 80-ых возникают также  молодежные организации с яркой  политической окрашенностью, например, нацисты, общество “Память” и пр.

Четвертая волна закончилась  перестройкой и падением СССР. Этот период характеризуется ослаблением  движений фэнов, КСП, панков и некоторых  других, так как исчезает один важный атрибут данных движений полулегальность.

Среди новых направлениях молодежного неформального движения, возникших в наше время, можно  выделить скаутинг. Причем, следует  рассматривать его в России именно как возникновение нового движения, а не как возрождение старого  скаутинга, так как в скаутинг перешли очень многие лидеры, работавшие ранее в других направления и  во многом сохранившие старые традиции.

Другим мощным направлением, интегрировавшим в себе многих бывших лидеров других направлений, стало  движение ролевых игр. Основные источники  нынешних ролевиков - это фэндом, хиппи  и различные педагогические круги. В рамках данного движения выделяют несколько поднаправлений. Наиболее распространенное из них – толкиенисты. [8]

В последнее время наметилась тенденция к увеличению количества молодежных движений в России. Современные  молодежные движения разнообразны по направленности деятельности, формам и механизмам реализации программ и  проектов. Причем большая часть таких  движений сосредоточена в крупных  экономических центрах, столицах республик, входящих в состав Российской Федерации.

Информация о работе Неформальные молодежные объединения