Неформальные молодежные объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 05:43, реферат

Описание

Проблематика неформальных групп в психологии имеет большую историю и, одновременно, разнообразное содержательное наполнение. Все это многообразие объединяется одной особенностью. «Неформальность группы» определяется через констатацию того, что группа возникает и существует в результате активности, взаимодействия людей, в нее входящих.

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 108.29 Кб (Скачать документ)

·  Команда исследований и мониторингов;

·  Команда по проведению общественных акций и кампаний;

·  Команда общественных коммуникаций. [5]

На мой взгляд, огромное значение для реализации молодежной политики и для развития общества в целом имеет волонтерское молодежное движение. Деятельность волонтерского  молодежного движения осуществляется на основе добровольчества. Это означает, что участники волонтерского  движения выполняют обязанности  по оказанию помощи и услуг безвозмездно.

На современном этапе  в молодежном добровольческом движении в России можно выделить следующие  направления деятельности волонтеров:

1.  Профориентация (содействие молодежи в выборе профессии);

2.  Социальная работа с детьми (сбор одежды и игрушек для детских домов и лечебных учреждений, проведение игровых программ с детьми, поиск потенциальных шефов над детскими домами и приютами);

3.  Социальная работа со взрослым населением (уход за пожилыми людьми, организация досуга в домах престарелых и домах инвалидов);

4.  Пропаганда здорового образа жизни (проведение различных мероприятий и акций, направленных на профилактику негативных явлений, проведение семинаров для молодежи по пропаганде здорового образа жизни, проведение тренингов, направленных на осознанное противостояние наркотикам и насилию);

5.  Социальное образование (проведение различных встреч, формирование навыков общения и поведения в экстремальных ситуациях, формирование социальной грамотности);

6.  Развитие молодежного добровольческого движения (организация творческих добровольческих лагерей, формирование положительного имиджа добровольческого движения).

Выводы

1.  Социально значимая деятельность молодежных движений – это деятельность молодежных движений, направленная на изменение хода событий в общественной жизни.

2.  Наиболее важные функции молодежных движений – это вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества и выявление социальных проблем.

3.  Важным элементом молодежного движения является молодежное волонтерское или добровольческое движение, деятельность которого осуществляется добровольно и безвозмездно.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1.  В курсовой работе было дано определение понятия общественного движения и рассмотрены основные этапы его становления и развития.

2.  Дано определение понятия молодежного движения, описана классификация молодежных движений.

3.  Охарактеризованы основные этапы истории и динамики развития молодежного движения в России.

4.  Рассмотрено понятие социальной значимости и дано определения понятия социально значимой деятельности молодежных движений.

5.  Выявлены основные и приоритетные направления государственной молодежной политики и направления деятельности молодежных движений как субъектов государственной молодежной политики.

6.  Рассмотрена социальная значимость деятельности молодежных движений на примере Общероссийского молодежного общественного движения «За свободу и социальную справедливость «Победа» и Молодежного правозащитного движения.

7.  Описаны понятие молодежного волонтерского движения и направления его деятельности.

молодежный движение социальный общероссийский

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации.

2.  Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации.

3.  Федеральный закон Российской Федерации «Об общественных объединениях».

4.  Устав Общероссийского молодежного общественного движения «За свободу и социальную справедливость «Победа».

5.  Молодежное правозащитное движение // Режим доступа к изд.: http:// www.yhrm.org. – Систем. требования; IBM PC.

6.  Панарин, И.А. Имидж молодежных объединений России / И.А. Панарин // Режим доступа к изд.: http://www.statebrand.ru/upload/files/doc_1236588331.doc. – Систем. требования; IBM PC.

7.  Сущность и функции общественных движений и организаций // Режим доступа к изд.: http://about-political.ru/sushhnost-i-funkcii-obshhestvennyx-dvizhenij-i-organizacij. – Систем. требования; IBM PC.

8.  История молодежного движения в России и динамика его развития // Режим доступа к изд.: http://www.rosmolodezh.ru/content/view/298/50. – Систем. требования; IBM PC.

 

Работа  с неформальными молодежными  объединениями

Деятельность в  этой сфере ведется  по следующим направлениям:

Мониторинг деятельности неформальных молодежных объединений;

  • Подготовка аналитических материалов о молодежных субкультурах;
  • Изучение динамики изменений неформальных объединений;
  • Отслеживание экстремистских настроений в молодежной среде;
  • Выявление способов и методов вовлечения молодежи в экстремистские формирования;
  • Информирование правоохранительных органов;
  • Осуществление социального сопровождения членов неформальных молодежных объединений экстремистского толка.

Актуальность исследования

Социально-экономические  и политические изменения, происходящие в современном российском обществе, отражаются на всех социальных группах, в том числе на молодежи.

Молодежь - социально-демографическая  группа с определенными возрастными  особенностями, интересами, ценностями и местом в социальной структуре  общества. Это часть населения, находящаяся  в стадии социализации, включенная в процесс усвоения системы норм, знаний, умений, навыков, позволяющих  людям функционировать в качестве полноправных членов того или иного  общества- Положение молодежи, ее роль в обществе, функции и виды деятельности, потребности и социально-психологические  свойства в значительной степени  определяются характером социально-политического  строя, экономическими отношениями, традициями, конкретной исторической ситуацией.

Поведение молодежи обусловлено  как ее общественным положением, так  и характерными качествами, свойственными  данной группе: психической подвижностью, интеллектуальной мобильностью, преобладанием  эмоций над рассудком.

Вопросы социальной регуляции  поведения, усвоения социальных и формирования личностной системы норм молодых  людей имеют особую значимость, так  как именно молодежь представляет ближайшее  будущее общества, наиболее ярко выражает как его возможности, так и  проблемы.

В России в сложных социально-экономических, политических и нравственно-этических  условиях наблюдается девальвация  прежних и возникновение новых  социокультурных ценностей. Современная  ситуа-

ция характеризуется напряженностью общественной жизни, отсутствием четких нравственных ориентиров и целенаправленной государственной политики в области  воспитания молодежи. Это способствует росту духовной непритязательности, нравственной опустошенности, повышенной тревожности, агрессивности молодых  людей, проявлению у определенной части  молодежи отклоняющегося поведения.

Проблема отклоняющегося поведения молодежи, как в отечественной, так и в немецкой специальной  литературе, рассматривается в ракурсе  взаимоотношений человека или группы людей с окружающим миром, отношений  к социальным нормам и духовным ценностям  определенной общественной среды (М. А.Галагузова [14], Б, А.Ермолаев, С.А.Завражин, Е.А,Плеханов, А.К.Попова, В.А.Попов [31,42], Л.В.Мардахаев [27], Х.-Х,Боле, Х.Ейферт, Х.-У.Отго, Х.Тирш [113], Р.Бауер, Х.Бекер, КіСраймер, З.Ламнек [196,3])-

Среди причин и условий, способствующих отклоняющемуся поведению, следует  выделить участие молодежи в неформальных объединениях экстремистской направленности.

Неформальные молодежные объединения — это добровольные объединения с выраженным особым стилем жизни, возникающие в результате свободной инициативы молодых людей, объединяющихся по интересам для  совместного времяпрепровождения, достижения конкретных общих целей  через определенную групповую активность, выполняющие ряд социальных функций: предложение системы ориентиров и отношений; помощь в процессах  формирования независимости, уверенности  в поведении и статусе, самоидентификации  и становлении «своего Я». Характерными особенностями неформальных молодежных объединений является тоэ что они организуются на время, порой спонтанно, и распа-

даются, изменяются при смене  интересов, состава или возрастной специфики участников.

Объединения социально-ценностной направленности предоставляют молодым  людям возможность совместного  существования и деятельности, что  очень важно для'самостановления  и развития молодых людей.

В неформальных молодежных объединениях асоциальной, экстремистской направленности, формируются установки, отрицающие многие ценности существующего общества, участие в данных объединениях для  молодежи крайне опасно.

Экстремизм - приверженность крайним идеям, взглядам и действиям. Ему присущи насилие или его  угроза, однобокость в восприятии проблем и поиске путей их решения, стремление навязать свои принципы и  взгляды, фанатизм, опора на чувства, инстинкты, предрассудки, а не на разум, неспособность или игнорирование  толерантности, компромиссов. [45].

Порождают экстремизм социально-экономические  кризисы, деформации политических и  идеологических институтов, резкое падение  жизненного уровня, ухудшение социальных перспектив значительной части населения.

В неформальных экстремистских объединениях молодые люди усваивают  асоциальные взгляды и нормы  поведения, неприемлемые для общества. «В объединениях подобного рода молодёжь, отвергая традиционные ценности, пытается создать свою субкультуру, в которой, зачастую, происходит общая деморализация  личности» (З.В.Коробкина, В-А.Попов [23]), смещение ее ценностных ориентации и  нравственных установок, вследствие чего отклоняющееся поведение молодых  людей стремительно прогрессирует.

Наиболее активно действующими молодежными объединениями экстремистской направленности, представляющими серьезную  опасность для современной России, являются объединения бритоголовых или, как их еще называют, скинхедов. По данным ГУВД РФ, только в Москве более  чем десять тысяч молодых людей  являются членами этих экстремистских объединений. Согласно данным информационно-исследовательского центра «Панорама», в России сейчас не менее 35 тысяч скинхедов. «Скинхеды - это, своего рода, мировоззрение подрастающего  поколения» - считает президент центра В.Прибыловский [1].

Следует отметить, что в  российском обществе достаточно сильны тенденции к образованию экстремистских неформальных молодежных объединений- Пропагандируемый этими объединениями  экстремизм крайне опасен для психического и нравственного здоровья молодых  людей, сама их деятельность — для  окружающих.

Именно поэтому изучение причин и закономерностей, способствующих возникновению подобного рода объединений, особенностей поведения участвующих  в них молодых людей, а также  поиск и выработка методов  работы с ними являются сегодня действительно  актуальными.

Разработка стратегии  социально-педагогической работы с  молодежью неформальных объединении.экстремистской направленности предполагает освоение зарубежного опыта, так как «в деле образования и воспитания, как  одной из сторон исторического развития человечества, неизбежно существует связь и некоторого рода преемственность, несмотря на все наши национальные особенности...» (П.Капнист [21]).

В Германии в 90-е годы XX века в обществе сложилась ситуация, схожая с положением в современной России. Воссоединение немецкой нации стало  для Германии началом нового этапа  развития. В процессе объединения  обострились социальные, экономические, политические,

идеологические проблемы и противоречия в обществе, что  оказало существенное влияние на молодежь, значительная часть которой  стала самореализовываться в  неформальных экстремистских объединениях.

В атмосфере подобного  рода объединений молодые люди, утерявшие  нормативно-ценностные ориентации, пытались агрессивно самоутвердиться через  факт принадлежности к определенной группе, расе, нации, что являлось своего рода моральной компенсацией за невостребо-ванность обществом. Участники объединений  создавали свои групповые нормы, зачастую асоциального характера, что  препятствовало процессу полноценной  социализации участвующих в объединениях молодых людей.

По данным Федерального ведомства  по охране Конституции в Германии в 1990 году насчитывалось69 молодежных объединений экстремистской направленности с численностью 32,3 тысячи человек, к концу 1991 года их количество возросло до 76, количество членов данных объединений составило 39,8 тысяч человек. Число преступлений, совершаемых членами молодежных объединений экстремистской направленности, стремительно росло [2].

На решение этой проблемы были направлены значительные интеллектуальные и материальные ресурсы. По результатам  проведенных педагогических, социально-педагогических, психологических» социологических  исследований была принята государственная  программа, направленная на работу с  молодежью данных объединений, профилактику возникновения и снижение их активности.

Информация о работе Неформальные молодежные объединения