Неформальные молодежные объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 05:43, реферат

Описание

Проблематика неформальных групп в психологии имеет большую историю и, одновременно, разнообразное содержательное наполнение. Все это многообразие объединяется одной особенностью. «Неформальность группы» определяется через констатацию того, что группа возникает и существует в результате активности, взаимодействия людей, в нее входящих.

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 108.29 Кб (Скачать документ)

На защиту выносятся следующие  положения:

L В педагогической, социально-педагогической, психологической науке России  и Германии существует общее  понимание неформальных объединений  молодежи как социально-педагогического  явления, подчиняющегося общим  закономерностям современного детерминизма. Исследование причин и условий  возникновения и функционирования  объединений, в том числе экстремистской  направленности, возможно только  при комплексном анализе всей  системы взаимосвязанных и взаимодействующих  между собой детерминант как  социального, так и личностного  уровней.

2. В Германии залогом успешной работы с молодежью является го 
сударственная поддержка структур, занимающихся проблемами молодых 
людей и содействующих интеграции молодого поколения в общество. 
Социально-педагогическая работа с молодежью базируется на основных

природосообразность, культуросообразность, гуманистический подход

и согласующихся с ними практических - помощь и воспитание, понимание, добровольность, активность, конфиденциальность, искренность, семейная ориентация, комплексная помощь - принципах.

3. Анализ социально-педагогической  работы с неформальными 
объединениями экстремистской направленности в Германии позволяет 
выделить следующие основные принципы работы с молодежью данных 
объединений: самоценности, групповой, социально-пространственный, 
временной, биографический, социокультурный, принцип среды. Веду-

щими направлениями профилактической деятельности являются: образование, организация  свободного времени, отдыха, каникул, спортивное направление, развитие международных  связей, охрана прав и труда молодежи, работа в молодежных объединениях и  организациях.

4, Одним из наиболее  эффективных направлений работы  с молодежью экстремистских объединений  в Германии является акцептированная  социально-педагогическая работа, основные  принципы которой: принятие объединений,  обеспечение им необходимого  социального пространства, стремление  к взаимодействию, совместной работе  при обоюдном доверии и признании.  В работе с участниками объединений  необходимо понимание и ежедневная  поддержка в повседневности, в  жизни. Взаимодействие с молодежью  данных объединений и изменение  их поведения возможно в результате  реальной действенной помощи  в преодолении обстоятельств  жизни.

Субкультуры как способ межличностной  и межкультурной коммуникации

Реферат выполнила  студентка Хрулева М.А.

Московский городской  педагогический университет

Факультет английской филологии

Москва 2005 г.

«Культура –1) совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.

2) Высокий уровень  чего-нибудь; высокое развитие, умение.»

«Суб… Первая часть  сложных слов в значении:

находящийся под  чем-нибудь или около чего-нибудь;

подчиненный кому-чему-нибудь;

не основной, не главный.»

/С.И.Ожегов/

Определение культуры может быть чисто функциональным. Культура делится на объективную  и субъективную.

Объективная культура включает в себя систему социальной организации, политическую структуру, психологию, философию и т.д.

Субъективная культура – это то, что заложено в сознании человека, это определенная система  убеждений.

Г.Хофштеде (G.Hofstede) определил  культуру как коллективное программирование сознания.

Вот некоторые свойства культуры:

культуре обучаются  бессознательно (базовые ценности закладываются  до 10-ти лет);

передается с  помощью символов (литературные тексты, живопись, музыка и т.п.);

культура динамична, хотя глубинные ее процессы происходят очень медленно (как пример могут  служить ценности любой культуры);

каждая культура избирательна (заключает в себя те тенденции, явления, образы и т.д., которые  делают мир предсказуемым для  представителей той или иной культуры);

этноцентризм –  тенденция провозглашать ценности своей группы как ценности для  всех людей.

Все эти свойства культуры также применимы к понятию  «субкультуры», которая появилась  в результате сильного удара супериндустриальной  революции, которая буквально расколола  общество. Благодаря огромному выбору продуктов и культурных изделий  появляется и огромный выбор социальных структур. И новые субкультуры, такие  как хиппи, битники, теософисты, компьютерщики, культуристы, гомосексуалисты и  мн.др., врываются в наше существование. Можно сказать, что мы живем при  «субкультурном взрыве». Почему же происходит такое деление общества на различные  социальные группировки? Психологи  и социологи объясняют это  тем, что все мы подвержены глубокому  влиянию, наши индивидуальности формируются  благодаря субкультурам, которые  мы выбираем, осознанно или нет, чтобы  индивидуализировать себя. Люди ищут свою индивидуальность, причисляя себя к неформальным культурам, кланам или  группам различного характера. Рост субкультур наиболее показателен в  профессиональном мире. Много субкультур появилось среди специалистов различных  профессий. Тут видна тенденция  развития субкультур в тесной связи  с развитием науки и технологий. Научная общественность может показаться единым целым, но в действительности она состоит из огромного числа  фрагментов.

Научная общественность пересекается с формальными организациями  и движениями, появляется все больше и больше специализированных журналов, проводятся различные конференции  и встречи и т.д. Но эти «открытые» отличительные особенности сочетаются также со «скрытыми» отличиями. Например исследователи рака и астрономы  не просто занимаются разными вещами, они говорят на разных языках, у  них совершенно разные типы личности, они думают, одеваются и живут  по-разному. Эти отличия очень  часто пересекаются с межличностными отношениями. Говорит женщина-ученый: «Мой муж – микробиолог, а я  – физик-теоретик, и иногда я удивляюсь  тому, что мы уживаемся друг с  другом». Ученые какой-либо специальности  стремятся к отличительным особенностям, присущим их клану. Они объединяются в маленькие субкультурные общества, работают над престижем этих обществ, их также заботит благоприятное  мнение других людей, заботит их внешний  вид, политические убеждения, образ  жизни. Процесс разделения на ячейки внутри профессии ярко виден на примере  Уолл-Стрит. Уолл-Стрит была одной  большой Белой Англо-саксонской Протестантской субкультурой. Представители  этой субкультуры имели тенденцию  посещать одни и те же школы, вступать в одни клубы, заниматься одним видом  спорта (теннис, гольф, сквош), посещать одну церковь (Пресвитерианскую и Епископальную) и голосовать за одну партию (республиканцев).

Сегодня ситуация на Уолл-Стрит изменилась, но все же молодые люди, вступающие в бизнес, зажаты в тиски выбором субкультурного членства. Несмотря на то, что в области  финансовой индустрии встречается большое количество греческих, еврейских и китайский имен, все же здесь существует определенный стиль жизни, высшая ценность группы – безусловное отличие от других.

Субкультура, явление  присущее не только научным и финансовым кругам, является частью хобби, игр, видов  спорта и развлечений. Можно видеть как пример любителей серфинга или  парашютного спорта. Данные субкультуры  демонстрируют нам то, что досуг  может служить основой истинного  образа жизни. Здесь можно вспомнить  известный лет пять назад художественный фильм «На гребне волны» (американское название “Break point”). Группа серферов представлена там как совершенно обособленная, живущая своей жизнью группа, главной  ценностью которой является свобода, не привязанность к одному месту, сплоченность, океан и большие  волны. У них свой язык, отличительный  внешний вид и манера поведения. Человеку со стороны приходится сложно внедриться в данный клан серферов, это занимает долгое время. Хотя он и становится членом группы, все  же отношение к нему остается настороженным  и в результате серферы понимают, что он чужак.

На примере серфинга видно как вид спорта становится субкультурой, которая приобретает  вид символизма, который придает  ему характер тайного общества или  религиозного ордена. Реми Надо (Nadeau Remi) в своей книге “The New Society” пишет: «Опознавательный знак серферов –  акулий зуб, орден Св. Христофора или  мальтийский крест, небрежно висящий  у кого-нибудь на шее. В течение  долгого времени наиболее приемлемым видом транспорта был старой модели «Форд» с обшитым деревянными  панелями кузовом».

Парашютисты имеют  свой собственный маленький мир, как и планеристы, битники, гонщики  и мотоциклисты. Каждый из них представляет субкультуру, базирующуюся на досуге. Можно ожидать, что в будущем  различные субкультурные группы будут разрушать работающее общество не ради материальной выгоды, а ради чистого развлечения. Мы уже видим, что это происходит на примере  компьютерный взломщиков, «хакеров» - любителей компьютерных сетей. Также  интересен пример фрагментации общества по сексуально-семейным мнениям. Создаются  субкультуры, основанные на супружеском  статусе. Это в основном относится  к Западному обществу, но определенные элементы этого движения заметны  и в России. Мортон Хант, крупный  специалист в области семейных отношений  описывает то, что он называет «мир прежде женатых». «Эта группа, - говорит  Хант, - является субкультурой со своими собственными механизмами совместного  существования, своими собственными моделями регулирования раздельной или в  разводе жизни, своими собственными возможностями для дружбы, социальной жизни и любви». Если члены подобной субкультуры отдаляются от своих  женатых друзей, они очень быстро становятся изолированными от тех, кто  еще в «брачной жизни» и стремятся  к созданию своих собственных  социальных ячеек со своими местами  для встреч, со своим собственным  отношение ко времени, со своими сексуальными воззрениями и обычаями.

Примечательный  факт состоит в том, что субкультуры  возникают в основном в крупных  мегаполисах, и это обусловлено  большим количеством населения. Хиппи представляют собой прекрасный пример. В середине пятидесятых на Калифорнийском побережье появилась  группа писателей, художников и разной прочей богемной молодежи. Их окрестили  «битами» или «битниками», основными  признаками которых были: прославление нищеты – джинсы, сандалии, лачуги; пристрастие к негритянскому  джазу и жаргону; интерес к  восточному мистицизму и общий антагонизм к основанному на технологии обществу. Несмотря на широкое освещение в  прессе, битники оставались крошечной  сектой до той поры, пока не появилась  лизергиновая кислота (ЛСД).

В последствии субкультуры  битников и «кислотная» субкультура  слились в большую группу –  движение хиппи. Появившееся в конце 70-х годов движение хиппи явило  собой вызов обществу и еще одну попытку молодых людей найти свое «я». Это движение, стало популярным в бывшем СССР в начале-середине 80-х годов. В эпоху «железного занавеса» хиппи являли собой «антиобщественную, морально неустойчивую группу «тунеядцев» и «юродивых». Но в то же время для определенной молодежи той поры это было единственным выходом из серой реальности, это давало возможность общения единомышленников, это позволяло читать интересные книги, слушать серьезную музыку и т.д. Но век хиппи был не долог. Ибо по мере того, как скорость изменения во всех аспектах нашего общества возрастает, субкультуры тоже живут более короткой жизнью. Поэтому существует процесс, благодаря которому субкультуры плодятся во все усиливающемся темпе и умирают, чтобы освободить место для новых субкультур.

Говоря об аспектах культуры можно упомянуть 4 основных параметра ценностей, выявленных G.Hofstede в результате исследования, они следующие:

параметр индивидуализма/коллективизма;

дистанция власти (power distance);

терпимость к  неопределенности (uncertainty avoidance);

степень социальной дифферентации полов (masculinity-femininity);

взаимоотношение с  группой.

В каждой субкультуре  существуют свои ценности: модели поведения, этические нормы, степень рациональности, моральные установки.

Мне бы хотелось остановиться на таком параметре субкультуры  как индивидуализм/коллективизм. Можно  предположить, что чем больше субкультурных  групп в обществе, тем больше потенциальная  свобода индивидуальности. Доиндустриальные сообщества представляли собой модель коллективной культуры. Один австралийский  исследователь писал: «Когда народ  племени выбирает какую-то вещи, мы должны все согласиться с выбором  – это то, что мы называем кооперацией». Но с точки зрения западного человека это называется подчинением. Член племени  прекрасно осознает, что ему больше некуда идти. Его общество монолитное, это то, что социологи называют «недифференцированностью». По мере развития общества постоянно происходит социальная эволюция и дифферентация. Этот процесс  происходит во всем мире. И нельзя недооценивать  влияние субкультур на развитие, воспитание и образ жизни миллионов и  миллионов людей, не зависимо от цвета  кожи, образования, религиозных убеждений.

Все мы подвержены глубокому  влиянию со стороны субкультур, наши индивидуальности формируются благодаря  субкультурам, которые мы выбираем осознанно или нет, чтобы индивидуализировать  себя. Все мы ищем индивидуальности, причисляя себя к неформальным культам, кланам или группам различного характера. И чем больше выбор, тем труднее  поиск.

Список литературы

Толковый словарь  русского языка, С.И.Ожегов.

Алвин Гоффлер «Футурашок».

 
--------+-----------------------------------+---------------------------------------------+------------

¦N п/п  ¦Наименование мероприятий           ¦Исполнители мероприятий Межведомственного    ¦Сроки      ¦

¦       ¦                                   ¦плана                                        ¦исполнения ¦

¦       ¦                                   ¦                                             ¦(годы,     ¦

¦       ¦                                   ¦                                             ¦период)    ¦

+-------+-----------------------------------+---------------------------------------------+-----------+

¦       ¦Раздел 1. Научно-методическое и организационное обеспечение  организации работы с             ¦

Информация о работе Неформальные молодежные объединения