Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 05:43, реферат
Проблематика неформальных групп в психологии имеет большую историю и, одновременно, разнообразное содержательное наполнение. Все это многообразие объединяется одной особенностью. «Неформальность группы» определяется через констатацию того, что группа возникает и существует в результате активности, взаимодействия людей, в нее входящих.
Нельзя сказать, что проблема экстремистских неформальных молодежных объединений была полностью решена. Однако, значительный теоретический материал и положительный опыт работы с молодежью данных объединений, накопленный в Германии, представляет интерес
для российской педагогической, социально-педагогической и психологической науки.
Степень разработанности проблемы
Изучение и анализ причин участия молодежи в неформальных молодежных объединениях, в том числе экстремистской направленности, разработка форм и методов работы с ними, требует комплексного междисциплинарного подхода, использования достижений смежных наук, с различных сторон, с различной степенью глубины и детализации изучающих данную проблему.
В отечественной науке
исследованием неформальных молодежных
объединений занимались И.ПБашкатов, И.Ю.Борисов,
А.Г.Быстрицкий,
А-В.Громов, А.С.Запесоцкий, А.В.Зинченко,
О.С.Кузин, В-Т.Лисовский,
АЛМазурова, Д.М.Махьянов, И.А.Невский,
В.СОвчинский, В.А.Попов,
Л.А.Радзиховский, МВ.Розин, КЮ.Сундиев,
А.ПФайн,
Д.И.Фельдштейн, Ю.И.Юричка, и другие.
Проблеме отклоняющегося
поведения, анализу социально-
Мы согласны с выводом
автора, что «в эпоху перемен и
активизации человеческого
Актуальным проблемам
психологического изучения неформальных
молодежных объединений в России
и западных странах посвящен сборник
научных трудов под общей редакцией
Д.И-Фельдштейна, ЛА,Радзиховского, А.И.Мазуровой
«Психологические проблемы изучения неформальных
молодежных объединений». В сборнике
представлено подробное описание неформальных
молодежных объединений- Проведен анализ
полученных материалов с целью поиска
путей «установления режима диалога
между неформальными
Значимой, по нашему мнению,
является позиция авторов данной
работы о важности отслеживания развития
объединений и «прохождения»
отдельного человека «сквозь» группу
без искусственного прерывания этого
процесса, необходимости помощи каждому
конкретному участнику
Социально-психологическим
проблемам возникновения, развития
и функционирования «подростково-молодежных
групп» в современной России посвящена
монография доктора педагогических
наук ИЛ.Башкатова [6]. В своей работе
автор рассматривает
Следует отметить, что в то время как исследованию неформальных групп молодежи посвящен ряд серьезных работ и монографий, объединения экстремистской направленности, причины их возникновения и ме-
тоды работы с ними изучены
и освещены в отечественной
В Германии проблемой неформальных молодежных объединений экстремистской направленности и разработкой направлений работы с молодежью данных объединений занимались: П.Акерманн, В.Бенцэ МБраке, К.-Ф.Брунер, А.Вакер, К.Валь, ВЛелп, П.-У.Вендт, П.Виллис, К.Гильгес, К.Данненбек, Р.Ерб, Е.Зайдель, Е.Зандер, Д-Кларке, Г.Маршалл, У.Майер, К.Меллер, Л.-А.Мюллер, Г.Пауль, М.Перик, К.Прайс, Р.Ратгебер, К.Фарин, Л.Фекете, Х.Хайль, Х,Хайтманн, В.Хайтмаейер, Х.Хахель, С.Хилленкампф, Т.Хойбнер, М.-КДДеллер, М.Циммерманн, Й.Швагерль, ХіІІнайдер, К.-Б.Шосихь, Ю.Штарк, М.Шток, В.Шубарт, Ф.Шуманн и другие.
Подробное описание неформальных объединений молодежи Германии и характеристику их деятельности в период с 1960 по 1990 годы, свои оценки и выводы относительно причин возникновения объединений, их радикализации дает в своей работе «Вызов неприкаянных» Т.Хойбнер [56].
В 1991 году федеральное министерство молодежи Германия опубликовало результаты своего исследования «Дети и молодежь в новых федеральных землях», в котором проводится анализ важнейших про-блем, стоящих перед молодыми людьми на территории Германии. В данном исследовании предпринята попытка не только объяснить ситуацию с молодежью в изменяющейся социально-экономической и политической системе, но и даются характеристики новых педагогических, социально-
педагогических и
Научное осмысление деятельности молодежных союзов, организаций, объединений группой ученых Германии нашло свое отражение в «Настольной книге для молодежных объединений и союзов», вышедшей в 1991 году [137]. Это комплексное исследование изменений в молодежной среде. Для него характерен новый подход к анализу деятельности молодежных объединений, отражающей и даже определяющей, по мнению авторов работы, социальные перемены и изменения в структуре общества.
Проблемам экстремизма среди молодежи, исследованию детерминант, способствующих экстремистской ориентации молодежи, основным направлениям работы с неформальными экстремистскими объединениями в Германии посвящены: сборник трудов «Насилие против чужих. Праворадикалы, скинхеды и попутчики», изданный в 1993 году Германским институтом' молодежи [130], работа ПАкерманна, К.Васмунда, Ф.Лукаса, Р.Шеркина, «Молодежь - новые формы сознания и политического поведения» [165], П.-У.Вендта, МЛерика, Х.Хайля «Молодежь и насилие» [175], вышедшая в Марбурге в 1993 году, исследование «Насилие. Теневые стороны индивидуализации молодежи в различных условиях» под общей редакцией В.Хайтмайера [131],
Серьезное исследование неформальных молодежных объединений экстремистской направленности, прежде всего скинхедов, было проведено группой немецких ученых: педагогом В.Вольфгангом, психологом СДисселькамп-Нивиарой, профессором, доктором педагогических наук К.Меллером, руководителем архива молодежной культуры К.Фарином, социальным педагогом Х.Хайтманном, ученым, исследующим социальные проблемы Х.Хахелем [101].
Данные, полученные этой группой
исследователей в результате детальных
опросов и анкетирования среди
скинхедов в Германии, позволили
сделать следующий вывод: участники
неформальных молодежных объединений
экстремистской направленности - не маргинализированная
группа молодежи. Они различны по своему
социальному статусу и
Анализ литературы по избранной
теме показал, что проблема неформальных
молодежных объединений экстремистской
направленности глубоко и всесторонне
проработана в немецких научных
исследованиях. Значительный теоретический
материал и практический опыт работы
с молодежью данных объединений,
накопленный в Германии, представляет
интерес для российской педагогической,
социально-педагогической, психологической
науки и практики. Творческое использование
наработок немецких ученых может
способствовать, по нашему мнению, поиску
ориентиров, вариантов выбора, стать
исходной базой для выработки
соответствующих направлений
Цель исследования: выявление особенностей социально-педагогической работы с молодежью неформальных экстремистских объединений.
Объект исследования: молодежные неформальные экстремистские объединения.
Предмет исследования: организация социально-педагогической работы с молодежью неформальных объединений экстремистской направленности.
Цель, объект и предмет исследования предопределили следующие задачи:
Теоретико-методологической основой исследования выступают философские, педагогические, социально-педагогические и психологические идеи о влиянии общества на процесс формирования и развития личности.
В своей работе мы основывались
на концепции понимания сущности
человека как совокупности и взаимосвязи
личного и социального, объективного
и субъективного, о детерминированном
характере участия молодых
Постановка целей и задач обусловила выбор следующих методов исследования:
- теоретический анализ, изучение
философской, педагогической,
социально-педагогической, психологическое
социологической литера
туры;
* извлечение фактологической информации из исследований, проведенных в рамках данной проблемы в различных отраслях знаний;
сопоставление полученных сведений по данной проблеме;
анализ источников на немецком и русском языках. Этапы исследования:
На первом этапе (1999-2000 гг.)
уточнялась тема исследования, предварительно
формулировались задачи исследования,
изучалась отечественная
На втором этапе (2000-2002 п\)
осуществлялся анализ немецкой научной
литературы, проводилось сопоставление
теоретических позиций в
На третьем этапе (2002-2004 гг.) анализировались и обобщались материалы исследования, формировались выводы, осуществлялось редактирование и оформление текста диссертации. Публиковались статьи по теме исследования в научных сборниках.
Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в следующем:
1. Обобщены основные
Результаты работы могут
быть использованы для исследования
неформальных молодежных объединений
и разработки программ социально-педагогической
работы с молодежью подобных объединений
в России; в научно-исследовательской
и преподавательской
Практическая значимость исследования заключается в предоставлении возможности широкому кругу специалистов опираться в своей научно-исследовательской и преподавательской деятельности на результаты анализа теоретических и практических разработок немецких ученых относительно организации социально-педагогической работы с молодежными неформальными объединениями экстремистской направленности. Выводы и результаты исследования могут быть использованы при изучении неформальных молодежных экстремистских объединений в России, разработке программ социально-педагогической работы с участниками подобных объединений, подготовке специалистов и организации социально-педагогических служб и центров работы с молодежью.
Достоверность результатов
исследования обеспечивается его методологической
и теоретической
методов исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение), адекватных его цели и задачам, репрезентативностью документов и первоисточников на немецком языке, апробацией результатов исследования.