Неформальные молодежные объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 05:43, реферат

Описание

Проблематика неформальных групп в психологии имеет большую историю и, одновременно, разнообразное содержательное наполнение. Все это многообразие объединяется одной особенностью. «Неформальность группы» определяется через констатацию того, что группа возникает и существует в результате активности, взаимодействия людей, в нее входящих.

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 108.29 Кб (Скачать документ)

Нельзя сказать, что проблема экстремистских неформальных молодежных объединений была полностью решена. Однако, значительный теоретический  материал и положительный опыт работы с молодежью данных объединений, накопленный в Германии, представляет интерес

для российской педагогической, социально-педагогической и психологической  науки.

Степень разработанности  проблемы

Изучение и анализ причин участия молодежи в неформальных молодежных объединениях, в том числе  экстремистской направленности, разработка форм и методов работы с ними, требует комплексного междисциплинарного подхода, использования достижений смежных наук, с различных сторон, с различной степенью глубины  и детализации изучающих данную проблему.

В отечественной науке  исследованием неформальных молодежных 
объединений занимались И.ПБашкатов, И.Ю.Борисов, А.Г.Быстрицкий, 
А-В.Громов, А.С.Запесоцкий, А.В.Зинченко, О.С.Кузин, В-Т.Лисовский, 
АЛМазурова, Д.М.Махьянов, И.А.Невский, В.СОвчинский, В.А.Попов, 
Л.А.Радзиховский, МВ.Розин, КЮ.Сундиев, А.ПФайн,

Д.И.Фельдштейн, Ю.И.Юричка, и  другие.

Проблеме отклоняющегося поведения, анализу социально-педагогических причин возникновения неформальных молодежных объединений и участия  в них молодых людей в нашей  стране посвящена работа доктора  педагогических наук Ю.И.Юрички. В данной работе на основании социологического анализа дается характеристика различных  объединений молодежи в современной  России, классификация по содержанию и формам их деятельности.

Мы согласны с выводом  автора, что «в эпоху перемен и  активизации человеческого фактора  формирование нового мышления означает формирование нового типа личности, с  новыми социальными, ценностными установками, высокой активностью и стремлением  к участию в решении глобальных проблем современности. Решение  этих проблем возможно при условии  комплексного подхода» [59,332],

Актуальным проблемам  психологического изучения неформальных молодежных объединений в России и западных странах посвящен сборник  научных трудов под общей редакцией  Д.И-Фельдштейна, ЛА,Радзиховского, А.И.Мазуровой  «Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений». В сборнике представлено подробное описание неформальных молодежных объединений- Проведен анализ полученных материалов с целью поиска путей «установления режима диалога  между неформальными молодежными  объединениями и различными государственными учреждениями— и предотвращения перерождения тех или иных неформальных молодежных объединений в организации  антиобщественного, экстремистского  толка» [36,4].

Значимой, по нашему мнению, является позиция авторов данной работы о важности отслеживания развития объединений и «прохождения»  отдельного человека «сквозь» группу без искусственного прерывания этого  процесса, необходимости помощи каждому  конкретному участнику объединения.

Социально-психологическим  проблемам возникновения, развития и функционирования «подростково-молодежных групп» в современной России посвящена  монография доктора педагогических наук ИЛ.Башкатова [6]. В своей работе автор рассматривает методологические и теоретические подходы к изучению данных групп, как у нас в стране, так и за рубежом, В моноірафии дается классификация групп и их характеристики в нашей стране, анализируются особенности работы по воздействию на асоциальные группы с целью их переориентации и разобщения.

Следует отметить, что в  то время как исследованию неформальных групп молодежи посвящен ряд серьезных  работ и монографий, объединения  экстремистской направленности, причины  их возникновения и ме-

тоды работы с ними изучены  и освещены в отечественной педагогической, социально-педагогической и психологической  литературе недостаточно глубоко. Отдельным  аспектам данной проблемы посвящены  лишь разрозненные публикации и разделы  в исследованиях, посвященных молодежной тематике.

В Германии проблемой неформальных молодежных объединений экстремистской направленности и разработкой направлений  работы с молодежью данных объединений  занимались: П.Акерманн, В.Бенцэ МБраке, К.-Ф.Брунер, А.Вакер, К.Валь, ВЛелп, П.-У.Вендт, П.Виллис, К.Гильгес, К.Данненбек, Р.Ерб, Е.Зайдель, Е.Зандер, Д-Кларке, Г.Маршалл, У.Майер, К.Меллер, Л.-А.Мюллер, Г.Пауль, М.Перик, К.Прайс, Р.Ратгебер, К.Фарин, Л.Фекете, Х.Хайль, Х,Хайтманн, В.Хайтмаейер, Х.Хахель, С.Хилленкампф, Т.Хойбнер, М.-КДДеллер, М.Циммерманн, Й.Швагерль, ХіІІнайдер, К.-Б.Шосихь, Ю.Штарк, М.Шток, В.Шубарт, Ф.Шуманн и другие.

Подробное описание неформальных объединений молодежи Германии и  характеристику их деятельности в период с 1960 по 1990 годы, свои оценки и выводы относительно причин возникновения  объединений, их радикализации дает в своей работе «Вызов неприкаянных»  Т.Хойбнер [56].

В 1991 году федеральное министерство молодежи Германия опубликовало результаты своего исследования «Дети и молодежь в новых федеральных землях», в котором проводится анализ важнейших  про-блем, стоящих перед молодыми людьми на территории Германии. В данном исследовании предпринята попытка  не только объяснить ситуацию с молодежью  в изменяющейся социально-экономической  и политической системе, но и даются характеристики новых педагогических, социально-

педагогических и психологических  направлений работы по оказанию содействия молодому поколению немцев [78].

Научное осмысление деятельности молодежных союзов, организаций, объединений  группой ученых Германии нашло свое отражение в «Настольной книге  для молодежных объединений и  союзов», вышедшей в 1991 году [137]. Это  комплексное исследование изменений  в молодежной среде. Для него характерен новый подход к анализу деятельности молодежных объединений, отражающей и  даже определяющей, по мнению авторов  работы, социальные перемены и изменения  в структуре общества.

Проблемам экстремизма среди  молодежи, исследованию детерминант, способствующих экстремистской ориентации молодежи, основным направлениям работы с неформальными  экстремистскими объединениями  в Германии посвящены: сборник трудов «Насилие против чужих. Праворадикалы, скинхеды и попутчики», изданный в 1993 году Германским институтом' молодежи [130], работа ПАкерманна, К.Васмунда, Ф.Лукаса, Р.Шеркина, «Молодежь - новые формы  сознания и политического поведения» [165], П.-У.Вендта, МЛерика, Х.Хайля «Молодежь  и насилие» [175], вышедшая в Марбурге в 1993 году, исследование «Насилие. Теневые  стороны индивидуализации молодежи в различных условиях» под  общей редакцией В.Хайтмайера [131],

Серьезное исследование неформальных молодежных объединений экстремистской направленности, прежде всего скинхедов, было проведено группой немецких ученых: педагогом В.Вольфгангом, психологом СДисселькамп-Нивиарой, профессором, доктором педагогических наук К.Меллером, руководителем  архива молодежной культуры К.Фарином, социальным педагогом Х.Хайтманном, ученым, исследующим социальные проблемы Х.Хахелем [101].

Данные, полученные этой группой  исследователей в результате детальных  опросов и анкетирования среди  скинхедов в Германии, позволили  сделать следующий вывод: участники  неформальных молодежных объединений  экстремистской направленности - не маргинализированная  группа молодежи. Они различны по своему социальному статусу и образованию, по способам проведения свободного времени и причинам их участия в объединениях скинхедов. Работа с молодежью экстремистских объединений должна предусматривать систематически осуществляемое, целенаправленное предупредительное воздействие.

Анализ литературы по избранной  теме показал, что проблема неформальных молодежных объединений экстремистской направленности глубоко и всесторонне  проработана в немецких научных  исследованиях. Значительный теоретический  материал и практический опыт работы с молодежью данных объединений, накопленный в Германии, представляет интерес для российской педагогической, социально-педагогической, психологической  науки и практики. Творческое использование  наработок немецких ученых может  способствовать, по нашему мнению, поиску ориентиров, вариантов выбора, стать  исходной базой для выработки  соответствующих направлений при  разработке программ социально-педагогической работы с молодежными экстремистскими  объединениями в России.

Цель исследования: выявление  особенностей социально-педагогической работы с молодежью неформальных экстремистских объединений.

Объект исследования: молодежные неформальные экстремистские объединения.

Предмет исследования: организация социально-педагогической работы с молодежью неформальных объединений экстремистской направленности.

Цель, объект и предмет исследования предопределили следующие задачи:

  1. Раскрыть основные теоретические подходы к проблеме неформальных объединений молодежи экстремистской направленности в отечественных и немецких научных исследованиях.
  2. Определить условия и предпосылки возникновения экстремистских объединений, причины активного участия в них молодежи с учетом их специфического преломления в культуре Германии.
  3. Выявить содержание и принципы организации социально-педагогической работы с молодежью данных объединений, профилактической деятельности, направленной на снижение участия в них немецкой молодежи.

Теоретико-методологической основой исследования выступают философские, педагогические, социально-педагогические и психологические идеи о влиянии общества на процесс формирования и развития личности.

В своей работе мы основывались на концепции понимания сущности человека как совокупности и взаимосвязи  личного и социального, объективного и субъективного, о детерминированном  характере участия молодых людей  в неформальных молодежных объединениях экстремистской направленности.

Постановка целей и  задач обусловила выбор следующих методов исследования:

- теоретический анализ, изучение  философской, педагогической, 
социально-педагогической, психологическое социологической литера 
туры;

* извлечение фактологической  информации из исследований, проведенных  в рамках данной проблемы в  различных отраслях знаний;

сопоставление полученных сведений по данной проблеме;

анализ источников на немецком и русском языках. Этапы исследования:

На первом этапе (1999-2000 гг.) уточнялась тема исследования, предварительно формулировались задачи исследования, изучалась отечественная научная  литература по проблеме исследования, определялись исходные теоретические  позиции.

На втором этапе (2000-2002 п\) осуществлялся анализ немецкой научной  литературы, проводилось сопоставление  теоретических позиций в отношении  проблемы молодежных неформальных объединений  экстремистской направленности в российской и немецкой педагогической, социально-педагогической, психологической литературе. Определялась логика изложения исследования.

На третьем этапе (2002-2004 гг.) анализировались и обобщались материалы исследования, формировались  выводы, осуществлялось редактирование и оформление текста диссертации. Публиковались  статьи по теме исследования в научных  сборниках.

Научная новизна и теоретическая  значимость диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Обобщены основные теоретические  подходы к проблеме отклоняющегося  поведения молодых людей в  объединениях экстремистской направленности  в исследованиях немецких ученых.

  1. Определены и охарактеризованы основные организационные принципы, направления и тенденции развития социально-педагогической работы с молодежью в Германии,
  2. Выявлены особенности социально-педагогической работы с молодежными экстремистскими объединениями в Германии,
  3. Выделены социально-педагогические условия профилактической работы, направленной на снижение участия немецкой молодежи в экстремистских объединениях.
  4. Впервые в отечественной науке разработка данной проблемы осуществляется с введением ряда оригинальных немецких источников.

Результаты работы могут  быть использованы для исследования неформальных молодежных объединений  и разработки программ социально-педагогической работы с молодежью подобных объединений  в России; в научно-исследовательской  и преподавательской деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в предоставлении возможности широкому кругу специалистов опираться в своей научно-исследовательской и преподавательской деятельности на результаты анализа теоретических и практических разработок немецких ученых относительно организации социально-педагогической работы с молодежными неформальными объединениями экстремистской направленности. Выводы и результаты исследования могут быть использованы при изучении неформальных молодежных экстремистских объединений в России, разработке программ социально-педагогической работы с участниками подобных объединений, подготовке специалистов и организации социально-педагогических служб и центров работы с молодежью.

Достоверность результатов  исследования обеспечивается его методологической и теоретической обоснованностью, совокупностью

методов исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение), адекватных его цели и задачам, репрезентативностью  документов и первоисточников на немецком языке, апробацией результатов  исследования.

Информация о работе Неформальные молодежные объединения