Несовершеннолетние правонарушители в городской среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:31, курсовая работа

Описание

городской среде проблема связанная с несовершеннолетними правонарушителями в настоящее время достаточно актуальна.
Безработица, пьянство родителей, материальная необеспеченность, жестокое обращение с детьми и нет нравственных устоев у многих семей. Это влияет в значительной степени на происходящие в процессе социальной дезадаптации подростков.
Воспитание детей, в сложившейся ситуаций усугубляется серьезными недостатками, унижением их человеческого достоинства и насилием в семьях, где проживают дети.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Несовершеннолетние правонарушения – острая социальная проблема российского общества…………………………………………………………...7
1.1 Особенности несовершеннолетних преступников…………………………….7
1.2 Проблема несовершеннолетних правонарушителей на современном этапе.12
1.3. Реабилитация несовершеннолетних правонарушителей……………………19
2. Социологический анализ проблемы детских правонарушений ………….22
2.1. Анализ результатов интервью воспитанников детского дома на тему «Несовершеннолетние правонарушители в городской среде»………………….22
2.2. Анализ результатов метода контент-анализа периодической печати и научной литературы на тему «проблема несовершеннолетних правонарушителей» …………………………..………….………………..……....31
Заключение……………………………………………………………...…….39
Список литературы…………………………………………………………...41
Приложения:
Бланк интервью………………………………………….………………..…43
Карточки………………………………………………….………………….46
4. Контент–анализ материала, литературы, исследовательских журналов и прессы по теме «Детская беспризорность»…………………………52

Работа состоит из  1 файл

Несовершеннолетние правонарушители в городской среде. Проблема социальной реабилитацииКортелев.doc

— 838.00 Кб (Скачать документ)

      Основной  причиной более интенсивного возникновения  и развития, психогенно обусловленных  аномалий у несовершеннолетних правонарушителей являются неблагополучные условия их семейного воспитания, выражающиеся, в том числе и в наличии различных нервно-психических заболеваний у родителей, в их алкоголизме и пьянстве, противоправном и аморальном образе жизни, жестокости в семьях.

      В качестве социально отягощенных  дефектов психофизического и интеллектуального  развития и состояния, имеющих более  высокую степень распространенности среди несовершеннолетних преступников по сравнению с подростками, правонарушений не совершавшими, исследователями зафиксированы:

               а) пониженный уровень интеллектуального развития, создающий                

                      трудности в общении со сверстниками, затрудняющий  

                      приобретение необходимой    информации и социального опыта.

      б) различные нарушения психофизического развития, происшедшие в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском возрастах;

      в) заболевание алкоголизмом;

      г) явление физического инфантилизма (вялость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность и т.д.) либо выраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты внешнего вида;

       

      Лицо, обладающее привычками склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения - это в абсолютном большинстве несовершеннолетний преступник Случайно совершают преступления из них единицы. Для остальных характерны:

      а) бродяжничество, систематические побеги из дома; 

      б) постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества и т.д.);

        в) привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у слабого.

      г) пристрастие к спиртным напиткам, к наркотикам, к азартным играм;

      д) ранние половые связи, половая распущенность;

      е) виновное создание конфликтных ситуаций, постоянные ссоры в семье, терроризирование родителей и других членов семьи;

   Критерии  диссоциального расстройства личности

   I. Возраст к моменту диагностики  не менее 18 лет.

               В современной психиатрии, как в России, так и за рубежом, принята концепция, согласно которой расстройства личности представляют собой стойкие изменения зрелой личности, которая формируется к совершеннолетию. Таким образом, клиницисты, наблюдающие формирование у подростков расстройств личности, включая диссоциальное, должны диагностировать другие формы психических расстройств. В многочисленных работах, посвященных детской психиатрии, авторы практически единодушно отмечают, что расстройства зрелой личности формируются к 18-20 годам, однако имеют начало развития в подростковом возрасте. В России для этой цели многие врачи диагностируют «патологические формы пубертатна», «патологический пубертатный криз», которые лишены реального клинического базиса. В то же время позволяет диагностировать диссоциальное расстройство личности у детей и подростков, указывая, что «в детском и подростковом возрасте подтверждением диагноза диссоциального расстройства личности может служить расстройство поведения, хотя оно и необязательно».

               II. Факты, свидетельствующие о  расстройстве поведения, с началом  в возрасте младше 15 лет, как  указывает наличие не менее  трех критериев:

    1. частые непосишения в школе
    2. побеги из дома ночью, но крайней мере, дважды, или однажды надолго
    3. часто первым выступает инициатором драк
    4. применение в драке оружия
    5. вступлению в сексуальную связь с принуждением кого либо.
    6. Жестокое обращение с животными
    7. Разгром, чей - то собственности (не путем поджога)
    8. поджоги
    9. частое вранье без причин и не для того, чтобы избежать наказания
    10. воровство, подделка документов
    11. воровство, при взаимодействие с жертвой, включая карточные игры

   Если  проанализировать данные критерии, можно  легко убедиться, что они носят  неспецифический характер. Подобное поведение свойственно всему контингенту подростков с формирующимися расстройствами личности, независимо от типа, а также ряду здоровых подростков в силу присущей им конфликтности, оппозиционности, соответствующей возрасту. Данные признаки могут сопутствовать и другим формам психической патологии, в частности, шизофрении. В любом случае, складывается представление о лживом, брутальном, жестоком, не желающем учиться, ориентированном на криминальные формы поведения подростке.

   Ряд авторов  указывают, что данные критерии диагностики возникли из данных статистического анализа анамнестических данных пациентов, поэтому носят рекомендательный характер. Международная классификация болезней не использует указанных диагностических критериев, обходясь более мягкими формулировками, допускающими дифференцированный подход к оценке состояния подростка. С другой стороны, подобная детализация становится понятной, поскольку изначально предполагает ретроспективную оценку жизни пациента в подростковом возрасте. Таким образом, необходимо исходить из формулы: «наличие данных критериев в детстве позволяет предполагать развитие диссоциального расстройства личности в будущем», «лицам с диссоциальным расстройством личности в детстве были свойственны данные поведенческие паттерны».

   Алкоголизм и наркомания являются типичными проявлениями диссоциального расстройства, без уточнения, следует ли их рассматривать как самостоятельную патологию, включать в состав диссоциального расстройства, либо считать коморбидными заболеваниями.

   В качестве критериев расстройств  личности, которыми до сих пор руководствуются американские врачи, выступают «плохая школьная характеристика с прогулами уроков, плохая характеристика трудовой деятельности, неблагоприятная история семейной жизни, злоупотребление наркотиками, алкогольными напитками, неоднократные аресты, агрессивность или драчливость, половая распущенность или половые извращения, попытки к самоубийству, импульсивное поведение, жизнь за чужой счет, бродяжничество, патологическая лживость, отсутствие сознания вины при преступлениях, безрассудные поступки».

   Ведущими признаками диссоциальной личности являются: высокая агрессивность, обусловленная как внешними предпосылками, индивидуальный порог которых очень низок, что прямо указывает на снижение адаптационных возможностей, склонность к брутальному поведению, бесчувственность к окружающим в сочетании с повышенной самооценкой, эгоистичностью, отсутствие чувства вины и трудности в осознании общественных требований, внешнеобвиняющая позиция. 
 

  1.2. Проблема несовершеннолетних правонарушителей на современном этапе

  Большинство подростков-правонарушителей были привлечены к уголовной ответственности  до 14 лет.

  Очень мало детей беспризорников, которые бы не нарушали закон.

   Печальное последствие войн, революций, социальных катастроф и экономических кризисов - беспризорные дети. Беспризорные - это дети, покинувшие семью (родную, приемную) или детский дом, и длительное время живущие «на улице» в своем или другом городе.

   Несмотря  на призыв Президента РФ к скорейшей  социальной реабилитации беспризорных, их число в России по сей день неизвестно. По мнению вице-премьера по социальным вопросам В. Матвиенко, число беспризорных в России равно примерно 1 млн. человек + 100-130 тысяч безнадзорных. Нет точных сведений и о том, сколько среди детей и подростков неграмотных и безработных1.

   Какова  их доля в общем числе беспризорных и безнадзорных - точных данных у  компетентных государственных органов нет. Известно лишь, что в стране сегодня 720 тысяч детей числятся оставшимися без попечения родителей2. По мнению председателя Российского детского фонда писателя Альберта Лиханова, эта цифра также занижена, поскольку выявить точное число детей-сирот невозможно3.

   Проблема  беспризорных и безнадзорных детей - свидетельство слабости не только государства, но и моральных устоев общества.

Бесспорно, дети - сама незащищенная, уязвимая социальная группа. По вине взрослых они оказываются в зонах стихийных и природных катастроф, военных действий, становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального насилия. По данным ООН от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством

        На сегодняшний день в России нет ни одной государственной структуры, ответственной за социально-психологическое состояние семьи.

  Можно назвать несколько причин детских  правонарушений. Из-за того что существенно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Прекратили существование пионерская организация и комсомол, многочисленные бесплатные школьные кружки и секции.  Негативную роль сыграла отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования. После окончания 9-го класса многие 15-летние подростки не работают и не учатся. Общеобразовательная школа перестала отвечать за всеобщность образования. Увеличивается число никогда не учившихся детей. Дети вытесняются на улицу. А улица чаще всего толкает на правонарушения.

  Другой  причиной этой проблемы является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.

  В 2000 году реальные доходы населения  составили только 35,8% от уровня 1990 года, а коэффициент дифференциации доходов увеличился с 4,5 до 14 раз4.  Наряду с традиционными бедными - неполными семьями, семьями пенсионеров и инвалидов, многодетными семьями, студенческими семьями, семьями с малолетними детьми, в России появились так называемые «новые бедные» - полные семьи с работающими родителями и 1-2 детьми, составляющие половину бедных семей. Это  семьи работников бюджетных отраслей, предприятий, задерживающих выплату заработной платы, а также семьи безработных.

  В результате роста смертности мужчин в молодых возрастах, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается число неполных семей, имеющих меньшие возможности для содержания и воспитания детей.  
В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой российский ребенок.

  Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются  ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные  человеческие ценности. Из-за пьянства, наркомании, аморального образа жизни, отказа от содержания и воспитания детей государство вынуждено  лишать родителей  родительских прав.

  Сформировалась  новая система коммерческой и  криминальной эксплуатации детской  безпризорности. Растет детская наркомания и алкоголизация, дети вовлекаются в криминальные сообщества.

  Дети  и подростки могут свободно приобрести алкоголь и наркотики на дискотеках, в учебных заведениях, в том числе в школах. Негативному воздействию подвержены сегодня все российские дети, в т.ч. из благополучных семей.

  Неблагоприятное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании.

  Изменились  репертуар детских театров и  кино, политика книгоиздания для детей.

  Таким образом:

     1. Среди подростков-правонарушителей в одной трети случаев встречаются подростки, подпадающие под диагностические критерии диссоциального расстройства личности. Большинство этих подростков воспитываются в неблагополучных семьях (неполные семьи, семьи, где родители злоупотребляют алкоголем, с низким достатком, семьи, где родственники, чаще всего – отцы и старшие братья – находятся в местах лишения свободы, либо неоднократно судимы), систематически прогуливают школу, либо вовсе не обучаются, находятся в конфликтных отношениях с родителями, другими родственниками, сверстниками из благополучных семей, участвуют в подростковых криминальных группировках, бродяжничают, добывая средства к существованию попрошайничеством, воровством, проституцией, случайными заработками. Эта категория подростков систематически совершает противоправные деяния, большинство употребляют токсические вещества (клей, ацетон, бензин) и алкоголь. Для всех несовершеннолетних данной группы характерны эксплозивные, эгоистические личностные черты, высокая агрессивность, волевые и аффективные нарушения.

Информация о работе Несовершеннолетние правонарушители в городской среде