Несовершеннолетние правонарушители в городской среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:31, курсовая работа

Описание

городской среде проблема связанная с несовершеннолетними правонарушителями в настоящее время достаточно актуальна.
Безработица, пьянство родителей, материальная необеспеченность, жестокое обращение с детьми и нет нравственных устоев у многих семей. Это влияет в значительной степени на происходящие в процессе социальной дезадаптации подростков.
Воспитание детей, в сложившейся ситуаций усугубляется серьезными недостатками, унижением их человеческого достоинства и насилием в семьях, где проживают дети.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Несовершеннолетние правонарушения – острая социальная проблема российского общества…………………………………………………………...7
1.1 Особенности несовершеннолетних преступников…………………………….7
1.2 Проблема несовершеннолетних правонарушителей на современном этапе.12
1.3. Реабилитация несовершеннолетних правонарушителей……………………19
2. Социологический анализ проблемы детских правонарушений ………….22
2.1. Анализ результатов интервью воспитанников детского дома на тему «Несовершеннолетние правонарушители в городской среде»………………….22
2.2. Анализ результатов метода контент-анализа периодической печати и научной литературы на тему «проблема несовершеннолетних правонарушителей» …………………………..………….………………..……....31
Заключение……………………………………………………………...…….39
Список литературы…………………………………………………………...41
Приложения:
Бланк интервью………………………………………….………………..…43
Карточки………………………………………………….………………….46
4. Контент–анализ материала, литературы, исследовательских журналов и прессы по теме «Детская беспризорность»…………………………52

Работа состоит из  1 файл

Несовершеннолетние правонарушители в городской среде. Проблема социальной реабилитацииКортелев.doc

— 838.00 Кб (Скачать документ)
fy">  Исследование беспризорных детей детского дома - школы показало, что все они происходят из неблагополучных семей. Показателем неблагополучия являются нарушения в структуре семьи. Из числа обследованных беспризорных детей не имеют родителей 53,3% опрошенных (См. рис. 3). Дети, не имеющие родителей, лишились их по причине смерти, лишения родительских прав или оказались ими брошенными (См. Рис.4). Иногда родители просто уклоняются от своих родительских прав.

     Ежегодно увеличивается  число детей, родители которых лишены и ограничены в родительских правах либо лишены их (См. Рис.5.). Основной причиной лишения родительских прав является физическое насилие над детьми 20%. Физическое насилие выражается в форме ударов по лицу, тряски, толчков, затрещин, удушений, пинков, заключений в запертом помещении, избиений ремнем, веревками, причинения увечий тяжелыми предметами.

     По результатам  исследования, 26,7% беспризорных детей  имеют полные семьи; 33,3% -проживает с одной матерью. Эти дети пережили типичные для неполных семей психотравмирующие обстоятельства: жизнь в конфликтной семье, распад родительской семьи, иногда без формального развода, проживание с отчимом или мачехой. Из числа обследованных детей в настоящее время проживают в семье, возникшей в результате повторного брака, с отчимом или мачехой 40% детей (См. Рис.6.) .

     Одной из причин ухода ребенка из семьи является физическое насилие, при котором  ребенка жестоко наказывают, избивают, не кормят, насилуют, принуждают. Среди причин, по которым подросток оказался на улице, большая часть беспризорных детей отметила семейные конфликты. Так, 33,3% детей ответили, что родители их пьют, а 13,4% называют причиной ухода: «родители выгнали», «не кормят»

     Стрессовая ситуация социально-экономического кризиса в семье, в совокупности с личными неудачами, становятся причиной крушения жизненных планов, пьянства и наркомании. Чувства обиды, разочарования и бессилия изменить положение в семье переносятся на детей. Как правило, они становятся для родителей объектом для негативной эмоциональной разрядки. Из за этого большинство опрошенных  46,7% не желают возвращаться домой.

     Условия жизни  в семье, естественно, влияют на характер детей, их отношения с окружающими, образ жизни. Многих детей не устраивает сложившаяся с ними ситуация. Они завидуют тем детям, у которых обеспеченные родители.  Некоторые всё же согласны со своим положением, мотивируя это тем, что «Могло бы сложиться ещё хуже».

    Таблица 1

Возраст Удовлетворённость сложившейся ситуации Всего
Да Скорее да, чем  нет Нет Скорее нет, чем да Затрудняюсь ответить
от 6 до 10 0 2 4 3 1 10
% по строке 0 20 40 30 10 66,7
% по столбцу 0 40 100 75 100 -
от 11 до 15 1 3 0 1 0 5
% по строке 20 60 0 20 0 33,3
% по столбцу 100 60 0 25 0 -
от 16 до 20 0 0 0 0 0 0
% по строке 0 0 0 0 0 0
% по столбцу 0 0 0 0 0 0
Всего 1 5 4 4 1 15

     

    Высчитаем индекс удовлетворенности.

    Таблица 2

    
Возраст Индекс удовлетворённости
6-10 0,3
11-15 4

    По  данным таблицы можно сделать  вывод, что чем старше становится воспитанник детского дома – школы, тем больше он удовлетворён ситуацией в которой он находится. Это прямая зависимость. 
В свободное время беспризорники предпочитают встречаться с друзьями 73,3%, смотреть телевизор 33,3% , читать книги 20% (См. Рис.9.). Интерес к саморазвитию через книгу всё же присутствует у ребят и дефицит знаний компенсируется через неё. Чрезмерное общение с друзьями приводит к тому, что если возникает серьёзная проблема, то к первым к кому обратится ребёнок будут друзья 33,3% и лишь 6,7% к родителям (См. Рис.10.).
 

    

    Так как эти дети лишены семейного  и материального благополучия, то естественно наиболее важными жизненным  ценностями будут выступать они  – 53,3%. Именно этот вариант ответа является «модой». Так как в опросе участвовали 15 человек. Делим пополам получается 7,5. Это значет, что медиана – ответ «счастье в семье» и «материальная обеспеченность» 8.

    Таблица 3

№ п/п Жизненные ценности Абсолютные  частоты Относительные частоты
1 счастье в семье 8 53,3%
2 материальная обеспеченность 8 53,3%
3 здоровье 4 26,7%
4 любовь 2 13,3%
5 карьера 0 0,0%
6 нравственность 0 0,0%
7 образование 3 20,0%

     

Как правило  сопутствующим явлением бродяжничества и беспризорности является пристрастие к вредным привычкам. На вопрос «Что значит здоровый образ жизни?», 53,3% ребят ответили, что надо заниматься  спортом, а 40%, что не следует пить и курить.

      
 
 
 
 
 
 
 

    Но  на последующий вопрос касающиёся ведения здорового образа жизни, подавляющее большинство ответила «нет» – 73,4%.  

    

    Усвоение  подростками отрицательного образа жизни своих родителей происходит с самого раннего возраста. Почти все дети детского дома - школы впервые попробовали спиртное за семейным застольем, начали курить по примеру родителей. Большинство из них переняли от своих родителей их ценностные ориентации, мотивы поведения, негативные привычки.

      

     
 
Поведение беспризорных девушек мало отличается от поведения юношей. Но потребление табакокурение и алкоголя более активное у юношей и менее - у девушек.

    

      
 Рассчитаем средний возраст с которого детей начинают курить.

    Таблица 4

Возраст Частота Середина интервала Воспроизведение
5 3 2,5 7,5
6-8 5 7 35
9-12 1 10,5 10,5
13-15 0 14 0
Всего 9 34 53

Исходя  из данных таблице (53/9=5,8), средний возраст  употребления сигарет равен 5,8.

Беспризорные  девушки совершают меньше противоправных действий, чем юноши.

      
 

Из всех нарушений дети совершали – кражу 26,7%.

 Проективные  ответы безнадзорных и беспризорных  детей свидетельствуют о том,  что большинство опрошенных детей назвали желания, связанные с семьей: «Вернуться домой», «Чтобы родители не бросали своих детей», «Чтобы мама и папа не пили», «Чтобы мама была со мной», «Чтобы ко мне хорошо относились близкие», «Чтобы усыновили». Следовательно, ребенок сохраняет доверие к родителям и родственникам и надежду получить помощь в трудных ситуациях.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Анализ результатов  метода контент-анализа  периодической печати  и научной литературы  на тему «проблема  несовершеннолетних  правонарушителей»

      Проблема  детских правонарушений заслуживает серьезного и глубокого внимания: представителей органов исполнительной власти, социальных работников, деятелей науки и культуры, профсоюзного и общественного движения. Это необычайно острые, сверхактуальные проблемы вызывают огромный интерес и обеспокоенность в обществе.

   Беспризорные  дети, являясь так называемой группой  риска, не имея средств к существованию, изыскивают их доступным для себя способом. И не всегда законным путем.

      Цель  конкент-анализа заключается в исследование проблемы детской преступности.

      Объектом исследования являются беспризорные дети, находящиеся в России.

    Предметом исследования является изучение проблемы детской беспризорности в России.

   Задачи:

    1. Рассмотрение газет, журналов, книг, которые посвящены проблеме детской беспризорности в России.
    2. Посмотреть, как данная проблема освещена в литературе.
    3. Проанализировать полученные результаты.
 
 

   На  основе полученных данных можно сделать  вывод о том, что изучаемая  тема хорошо и подробно освещена в литературе.

     Подробно рассказывается о проблемах,  причинах и профилактики детской  безнадзорности. Во всех затронутых изданиях рассказывалось об этих проблемах. 

Информация о работе Несовершеннолетние правонарушители в городской среде