Несовершеннолетние правонарушители в городской среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:31, курсовая работа

Описание

городской среде проблема связанная с несовершеннолетними правонарушителями в настоящее время достаточно актуальна.
Безработица, пьянство родителей, материальная необеспеченность, жестокое обращение с детьми и нет нравственных устоев у многих семей. Это влияет в значительной степени на происходящие в процессе социальной дезадаптации подростков.
Воспитание детей, в сложившейся ситуаций усугубляется серьезными недостатками, унижением их человеческого достоинства и насилием в семьях, где проживают дети.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Несовершеннолетние правонарушения – острая социальная проблема российского общества…………………………………………………………...7
1.1 Особенности несовершеннолетних преступников…………………………….7
1.2 Проблема несовершеннолетних правонарушителей на современном этапе.12
1.3. Реабилитация несовершеннолетних правонарушителей……………………19
2. Социологический анализ проблемы детских правонарушений ………….22
2.1. Анализ результатов интервью воспитанников детского дома на тему «Несовершеннолетние правонарушители в городской среде»………………….22
2.2. Анализ результатов метода контент-анализа периодической печати и научной литературы на тему «проблема несовершеннолетних правонарушителей» …………………………..………….………………..……....31
Заключение……………………………………………………………...…….39
Список литературы…………………………………………………………...41
Приложения:
Бланк интервью………………………………………….………………..…43
Карточки………………………………………………….………………….46
4. Контент–анализ материала, литературы, исследовательских журналов и прессы по теме «Детская беспризорность»…………………………52

Работа состоит из  1 файл

Несовершеннолетние правонарушители в городской среде. Проблема социальной реабилитацииКортелев.doc

— 838.00 Кб (Скачать документ)

     2. Около трети подростков-правонарушителей  обнаруживают признаки органического  поражения головного мозга. От  предыдущей группы их отличает  спонтанность правонарушений, совершаемых,  как правило, на высоте дисфорического  аффекта, либо в группе сверстников, в силу подчиняемости.  Они часто пропускают школу, поскольку не справляются с программой, теряют интерес к учебе и стараются избежать насмешек со стороны сверстников и наказаний. Многие подростки данной группы становятся членами молодежных криминальных группировок, но никогда не занимают в них лидерских позиций. Для них более характерны астенические черты личности, истинное снижение интеллекта, они легко попадают в зависимость от асоциальных подростков. Фактически такие же характеристики имеет группа подростков, обнаруживающих пограничные формы умственной отсталости. Она составляет около 10% от числа обследованных подростков.

     3. Треть подростков-правонарушителей  составляют несовершеннолетние  с формирующимися расстройствами  личности, прежде всего – истерического круга. Обращает на себя внимание факт, что в данном случае, в отличие от первой группы, расстройство личности носит черты несформированности, мозаичности, с преобладанием отдельных личностных черт, без «тотальности», о которой говорили классические авторы. Правонарушения в этой группе подростков также совершаются спонтанно, ведущим мотивом является психопатическая актуализация, практически нет корыстных мотивов. Данная категория подростков по отношениям в семье, учебе, интересам мало отличима от контрольной группы несовершеннолетних сопоставимого возраста.

     4. Интересные закономерности прослеживаются  при наблюдении за подростками,  находящимися с специализированном  учебном заведении. Там также  можно выделить три группы  несовершеннолетних, аналогичные указанным выше. Динамика состояния подростков по группам существенно различается. Подростки, относящиеся к первой группе, составляют здесь меньшую долю – около 20%. Вероятно, часть подростков данной группы совершает тяжкие преступления и осуждается к лишению свободы, направляется в ВТК. Возможно также иное объяснение подобной закономерности: в условиях специализированного учебного заведения имеются факторы (воспитательного, коррекционного характера), способствующие снижению социального компонента, влияющего на развитие расстройства личности, в результате чего риск формирования расстройства личности существенно снижается.

     5. Среди подростков, совершивших правонарушение  и осужденных условно, доля  несовершеннолетних, которые подпадают  под критерии диссоциального расстройства личности – около 40%. Большинство подростков в этой группе совершают повторные правонарушения в течение 6 месяцев после вынесения приговора. В то же время среди оставшихся 60% подростков процент рецидива значительно ниже и составляет около 20%. Таким образом, можно сделать вывод, что в более старшей группе (среди неблагополучных подростков 15-16 лет) частота диссоциального расстройства выше, чем среди подростков младшего возраста, диссоциальное расстройство личности является фактором, значительно повышающим риск криминальной активности.

     6. В контрольной группе около  20% подростков совершали правонарушения, они состоят на учете в КДН.  Характер правонарушений (кражи,  хулиганство) имеет ряд отличий  от совершенных подростками первой группы. Большинство правонарушений носят в контрольной группе административный характер, совершены спонтанно, без предварительного планирования, часто в группе, при ее непосредственном давлении, корыстные мотивы встречаются здесь редко, в основном правонарушения совершаются вследствие психопатической самоактуализации. Все подростки, совершавшие правонарушения в контрольной группе, совершили одно правонарушение, рецидивов среди них не наблюдалось.

  Обобщая признаки, характеризующие криминальную активность в различных группах, можно нарисовать следующие групповые портреты несовершеннолетних правонарушителей.

        Группа 1. Несовершеннолетние правонарушители с диссоциальным  расстройством личности. Им свойственно: совершение большого количества правонарушений, неоднократность привлечения к ответственности,  склонность к совершению однородных правонарушений, совершение преступлений преимущественно против незнакомых людей или не физических лиц, совершение преступлений в группе сверстников, в которой правонарушителю с диссоциальным расстройством принадлежит роль лидера, преобладание корыстных мотивов и мотивов психопатической актуализации, предварительное планирование преступлений, носящих в целом продуманный характер.

        Группа 2. Несовершеннолетние правонарушители с другими формами расстройств личности. Их криминальная активность отличается преобладанием корыстных и аффектогенных мотивов, они часто не доводят правонарушений до конца (как и взрослые правонарушители с расстройствами личности, у них преобладают короткие, длящиеся не более 1 часа криминальные эпизоды. Они реже других совершают правонарушения в состоянии опьянения.

        Группа 3. Несовершеннолетние правонарушители с умственной отсталостью. Они совершают большое количество правонарушений, привлекаются в среднем 2-3 раза к ответственности, склонны к совершению однородных правонарушений, совершают правонарушения против незнакомых людей или не физических лиц, что роднит их с подростками группы 1. Однако, имея склонность к групповым деликтам, они выполняют роль подчиненных, пассивных исполнителей чужой воли, среди мотивов правонарушений у них также доминируют подчиняемость и корыстные мотивы, они редко планируют правонарушения.

        Группа 4. Несовершеннолетние правонарушители с органическим поражением головного мозга. Их отличают высокое число правонарушений, направленных против людей, составляющих близкое окружение самих подростков (знакомые, родные) и преобладание корыстных мотивов и личной неприязни к потерпевшим.

        Группа 5. Здоровые несовершеннолетние правонарушители. Им свойственны правонарушения против лиц, входящих в ближайшее окружение. Они реже других совершают преступления в состоянии опьянения. 

  1.3. Реабилитация несовершеннолетних правонарушителей

  В 90-е годы государством создана новая система реабилитации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ней участвуют все  министерства и ведомства социальной направленности. При этом основная роль принадлежит Минтруду России и его системе социальных учреждений.

  В то же время общая стратегия государственной деятельности выстроена недостаточно эффективно, не обеспечена профилактическая направленность и должная координация работы.

  1300 специализированных учреждений  для несовершеннолетних системы  Минтруда России не в состоянии  охватить поддержкой всех российских беспризорных детей5.

  Но  только наращивание числа специализированных учреждений для беспризорных детей  не решает проблемы. Необходимо бороться с причинами, а не с последствиями  негативных процессов, порождающих  попадание детей в трудную  жизненную ситуацию.

  Требуется полный учет и оздоровление всех неблагополучных  семей: трудоустройство родителей, лечение их от алкоголизма, оказание помощи по нормализации внутрисемейных отношений, в решении правовых, медицинских, жилищных и иных проблем, обеспечение постоянного патронажа проблемных и кризисных семей. Для выявления кризисных семей и работы с ними нужна совместная деятельность всех органов власти и управления и всех учреждений и отраслей социальной сферы на территории (комиссий по делам несовершеннолетних, инспекций по делам несовершеннолетних, учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, занятости населения, жилищно-коммунального хозяйства, органов внутренних дел, прокуратуры, органов опеки и попечительства и др.).

  Не  все семьи поддаются реабилитации. Важно развивать альтернативные формы семейного воспитания детей: усыновления, опеки и попечительства, приемные семьи, семейные группы.

 Профилактику  можно подразделить на первичную,  вторичную и третичную. 

Первичная профилактика:

  • изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания;
  • изучение и коррекция нарушения  материнско –детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

Вторичная профилактика:

  • раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка;
  • исследование генографии семьи;
  • коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ;
  • наличие четких семейных ролей.

Третичная профилактика проводится в отношении  подростков, совершивших правонарушение, и ее целью  является коррекция  поведения подростка и его  развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенильных судов, оценивающих антропосоциоцентрический подход к личности подростка с учетом его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальными перспективами.

     Состояние такой сложной социальной системы, какой является человеческое общество, обуславливается многими процессами, происходящими в нем на том или ином этапе его развития. Направленность и содержание этих процессов в значительной мере определяются поведением самих людей, которое формируется, как правило, под воздействием этих процессов, условий и обстоятельств. Однако поведение личности, представляющее комплекс “взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определенной функции и требующих его взаимодействия со средой”, может проявляться по-разному и не всегда согласовываться с целями и образом действий всего общества. Такое отклонение  в поведении человека побуждает общество осуществлять специальные меры по предупреждению, устранению или, в крайнем случае, смягчению отрицательных социальных последствий этого рассогласования как для самой личности, так и для общества в целом. В социальной работе  “под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

  • предотвращение  возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
  • сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;

  содействие  им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов

  Однако  главной задачей является обеспечение  полноценного физического, психического и духовного развития, профессионального  образования и здорового досуга всех детей на каждой территории.

  Эту задачу невозможно решить без участия самих семей, общественных организаций, религиозных конфессий, научных учреждений, волонтеров, промышленников и предпринимателей.  
 
 
 
 
 
 

2. Социологический анализ проблемы детских правонарушений

2.1. Анализ метода интервью воспитанников детского дома на тему «Несовершеннолетние правонарушители в городской среде»

В ходе исследования было опрошено 15 воспитанников детского дома – школы № 3

     Отметим, что  из всего численного состава детей, в нем содержатся дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей и дети, которые сбежали из своих семей.

                       
    Рассчитаем средний возраст опрашиваемых детей.

Возраст Частота Середина интервала Воспроизведение
5 - 7 5 6 30
8 - 10      4 9 36
11 - 15 6 13 78
Всего 15 56 144

Исходя  из данных таблице (144/15=9,6), средний возраст опрашиваемых равен 9,6.

Информация о работе Несовершеннолетние правонарушители в городской среде