Оценка эффективности деятельности социальных учреждений: формы и методы контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 22:57, курсовая работа

Описание

Теоретические аспекты организационно-административной работы. Цели и задачи социальных учреждений: статус, анализ работы. Оценка эффективности деятельности социальных учреждений: формы и методы контроля.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………...… 3
2. Теоретические аспекты организационно-административной работы.... 5
2.1. Понятие социальной защиты населения Российской Федерации … 5
2.2. История становления системы социальной защиты ……………… 9
3. Цели и задачи социальных учреждений: статус, анализ работы ……… 14
3.1. Нормативно-правовая и структурная организация
организационно-административной работы……………………….
14
3.2. Государственные органы социальной защиты населения………. 16
3.2.1. Источники финансирования социальной защиты
населения. Негосударственные пенсионные фонды………….
18
3.2.2. Министерство труда и социального развития РФ…………… 21
3.2.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации……………………………………………………….
23
3.2.4. Районные (городские) органы социальной защиты населения 28
4. Оценка эффективности деятельности социальных учреждений: формы и методы контроля ……………………….….…………………..
36
4.1. Оценка эффективности работы центров……………………………. 36
4.2. Формы и методы контроля деятельности социальных учреждений 37
5. Заключение ……………………………………………………………...... 45
6. Литература ………………………………………………………………... 48

Работа состоит из  1 файл

курсовая организация и управление.doc

— 285.50 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ: 
 

1. Введение ………………………………………………………………...… 3
2. Теоретические аспекты организационно-административной работы.... 5
2.1. Понятие социальной защиты населения Российской Федерации … 5
2.2. История становления системы социальной защиты ……………… 9
3. Цели и задачи социальных учреждений: статус, анализ работы ……… 14
3.1. Нормативно-правовая и структурная организация

       организационно-административной работы……………………….

 
14
3.2. Государственные органы социальной защиты населения………. 16
         3.2.1. Источники финансирования  социальной защиты

                 населения. Негосударственные пенсионные фонды………….

 
18
        3.2.2. Министерство труда и социального развития  РФ…………… 21
        3.2.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской

                Федерации……………………………………………………….

 
23
        3.2.4. Районные (городские) органы социальной защиты населения 28
4. Оценка эффективности  деятельности социальных учреждений: формы и методы контроля ……………………….….…………………..  
36
4.1. Оценка эффективности работы центров……………………………. 36
4.2. Формы и методы контроля деятельности социальных учреждений 37
5. Заключение ……………………………………………………………...... 45
6. Литература ………………………………………………………………... 48
 
 
 
 
 
 

 

1. Введение 

    Актуальность  темы данной работы была обусловлена тем, что в современном   обществе, которое за последнее время было подвержено реформам в экономической, политической и социальной сферах существенно увеличилась потребность в социальных услугах, следовательно, и в учреждениях социального обслуживания.

    Становление и развитие социальных служб в  России началось с конца 80-х  начала 90-х годов. Наибольшее распространение получили центры социального обслуживания. Они предоставляли различные услуги: адресную помощь, организацию дневного пребывания, вещевую помощь. Затем появились службы срочной социальной помощи. Территориальные центры социальной помощи семье, детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям оставшихся без попечения родителей.

    Социальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом. Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям.

    Целью деятельности организаций социальной работы в системе социальной защиты населения является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жизненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом.

    Выделяя систему социальной защиты населения  как гаранта его благосостояния, нужно отметить, что фактически все структуры общества, т. е. институты государственной власти общественного управления, многопланово занимаются проблемами социальной работы. Однако социальная работа в узком смысле осуществляется организациями, учреждениями и ведомствами сферы, где затрагиваются такие аспекты жизнедеятельности, как условия труда, быта, досуга, охраны здоровья, трудоустройства, безопасности и др.

    Объектом данного исследования является деятельность социальных учреждений.

    Предметом исследования – формы и методы контроля за деятельностью социальных учреждений.

    Целью работы является выявление существующих форм и методов контроля за деятельностью социальных учреждений и разработки рекомендаций для них, анализ опыта организационно-административной работы в управлении системой социальной защиты населения.

    Были  поставлены и сформулированы следующие задачи, а именно:

  1. Определение понятия социальные учреждения.
  2. Анализ законодательных актов, касающихся деятельности социальных учреждений Российской Федерации.
  3. Анализ практики деятельности социальных учреждений и выработка рекомендаций по совершенствованию их деятельности.
  4. Анализ опыта организационно-административной работы в управлении системой социальной защиты населения.

    Управление  современной российской системой социальной поддержки населения переживает серьезные процессы модернизации, актуализирующие задачу социологического анализа социальных эффектов деятельности социальных служб. Оценка эффективности становится неотъемлемым элементом в практике деятельности социальных служб, поскольку без формулирования и внедрения системы оценки эффективности представляется затруднительным адекватное развитие механизмов управления системой социальных служб.

    В работе использовалась учебная, методическая, научно-публицистическая литература. При написании работы использовались теоретический, анализирующий, обобщающий методы исследования.

 

2. Теоретические  аспекты организационно-административной работы

2.1. Понятие социальной защиты населения Российской Федерации 

    Социальная защита населения в широком смысле этого понятия — это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение, оказание адресной помощи малоимущим слоям населения, помощи гражданам, попавшим в экстремальные ситуации, в том числе беженцам и переселенцам, на санаторно-курортное лечение, содержание в домах для престарелых и инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, профессиональное обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, на создание комплекса новых социальных служб — Центров социального обслуживания населения, социальную помощь на дому, социальные приюты для детей, социальные гостиницы и т. д.

    Социальное  обеспечение — это основная часть социальной защиты населения. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии, поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности [16, 23].

    Изменение модели социальной политики сопровождается формированием принципиально новой институциональной системы. Старая система социального обеспечения заменяется новой системой социальной защиты населения, основными элементами которой являются:

    •     государственные социальные гарантии, включая льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные услуги);

    •     социальная помощь (государственное  вспомоществование);

    •     социальное страхование.

    Система социальных гарантий обеспечивает предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. В ней реализуется принцип распределения по потребностям с учетом ресурсных возможностей государства, что и определяет меру этих гарантий. Минимальный набор и уровень этих гарантий носит конкретно-исторический характер и определяется конкретными условиями каждой страны. Эта форма социальной защиты граждан реализуется на основе общего налогообложения и бюджетного финансирования.

    К системе социальных гарантий примыкают социальные льготы — социальные гарантии отдельным категориям населения. Для этой формы социальной защиты характерны универсальность предоставления социальных благ и услуг в рамках определенной социально-демографической группы населения (инвалиды, ветераны войны и так далее) и обеспечение за счет государственной налогово-бюджетной системы.

    Социальная  помощь как форма социальной защиты населения обеспечивает предоставление социальных благ и услуг социально уязвимым слоям населения на основе проверки нуждаемости. В традиционном понимании объектом социальной помощи являются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности. Смысл системы социальной помощи — обеспечение минимально гарантированного дохода всем слоям населения.

    Социальное  страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе принципа коллективной солидарности. Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, которые формируются на основе принципа солидарного участия из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства. Эти фонды функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Существует обязательное и добровольное страхование.

    Обязательное  социальное страхование обеспечивается через целевые внебюджетные фонды и гарантируется государством, что превращает его в особую разновидность государственных социальных гарантий. Оно призвано обеспечить всем гражданам, независимо от их возраста, социального положения, места жительства, уровня доходов и т.п., равные возможности в получении определенного уровня страховых социальных гарантий (пенсий, пособий, услуг). Обязательное социальное страхование рассматривается как гарантированная государством система мер материального обеспечения трудящихся и членов их семей в старости, при болезни, потере трудоспособности, поддержки материнства и детства, а также охраны здоровья членов общества.

    Добровольное  социальное страхование строится на принципах коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии страховой поддержки государства (госбюджета). Оно призвано обеспечить дополнительный уровень социальной защиты граждан по сравнению с обязательным социальным страхованием. Поэтому добровольное социальное страхование рассматривается не как альтернатива обязательного страхования, а как его дополнение, обеспечивающее более высокий уровень страховой защиты населения (поскольку уровень государственных гарантий в системе обязательного социального страхования оказывается недостаточным).

    Помимо  этого в рыночной экономике существуют разнообразные формы частного страхования от социальных рисков — разновидности добровольного личного страхования граждан. Добровольное социальное страхование граждан относится к системе некоммерческого страхования как важного элемента функционирования рынка страховых услуг.

    Таким образом, в сфере социального  страхования существует как рынок страховых услуг, так и система государственного социального страхования, общественный сектор. Частный рынок не обеспечивает полного удовлетворения потребностей населения в страховых услугах. Возникает проблема неполного рынка страхования, когда его покидают неплатежеспособные слои. Обязательное государственное страхование обеспечивает всем социальное страхование как социально значимое благо.

    Появление системы социального страхования  в России связано с принятием следующих законов:

    •  ФЗ РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» [30];

    • ФЗ РФ «О занятости населения в Российской Федерации» [31];

Информация о работе Оценка эффективности деятельности социальных учреждений: формы и методы контроля