Рассмотрим
как функционирует Управление социальной
защиты населения:
- Управление
и подведомственные ему учреждения системы
социальной защиты населения обеспечивают
реализацию государственной политики
в области пенсионного обеспечения, труда
и трудовых отношений; социальных гарантий
и социальной поддержки граждан пожилого
возраста и инвалидов, семьи, материнства
и детства, развития системы социального
обслуживания населения.
- Управление
осуществляет свою деятельность во взаимодействии
с органами местного самоуправления, государственными
внебюджетными фондами, сбербанками, узлами
связи, предприятиями, учреждениями, организациями,
общественными объединениями, гражданами.
Управление в своей деятельности руководствуется
законами Российской Федерации, указами
и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации и
Краснодарского края, главы администрации
края и города, актами Законодательного
собрания края, приказами, указаниями,
постановлениями вышестоящего органа
социальной защиты населения края и другими
нормативными актами.
- Управление
создается, реорганизуется и ликвидируется
по решению органов местного самоуправления.
- Управление
состоит на бюджете города.
- Управление
является юридическим лицом, имеет самостоятельный
баланс, свой расчетный счет, гербовую
печать, штампы, бланки, обладает правом
оперативного управления обособленным
имуществом и отвечает по своим обязательствам
этим имуществом, может от своего имени
приобретать и осуществлять имущественные
и неимущественные права, нести обязанности,
быть истцом и ответчиком в суде.
- Структура
Управления:
подразделения:
-
пенсионный отдел;
-
отдел по труду и социальным вопросам;
-
централизованная бухгалтерия;
подведомственные
учреждения:
-
Центр социальной помощи семье и детям;
-
Социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних;
-
служба социального обслуживания;
-
социальная гостиница и др.;
Основные
задачи Управления социальной защиты
населения:
- Участие
в разработке прогнозов социально-экономического
развития города.
- Разработка
на основе прогнозирования социальных
процессов и реализация городских программ
по социальной поддержке инвалидов, пожилых
граждан, семей с детьми и малообеспеченных
групп населения.
- Разработка
мер, направленных на реализацию законодательства
Российской Федерации в области социальной
защиты населения.
- Организация
социальной поддержки семьи, материнства
и детства, пожилых граждан, ветеранов,
людей, оказавшихся в экстремальных ситуациях.
- Обеспечение
реализации государственной политики
в области пенсионного обеспечения, проведения
пенсионной реформы.
- Защита прав
граждан, их интересов, государственных
гарантий, предусмотренных действующим
законодательством.
- Осуществление
мер по практической реализации государственной
политики в социально-трудовой сфере.
- Развитие
системы социального партнерства и договорного
регулирования трудовых отношений.
- Координация
вопросов охраны и условий труда.
Функции
Управления социальной
защиты населения:
А.
В области пенсионного
обеспечения:
- обеспечивает
правильное и своевременное назначение,
перерасчет и выплату пенсий, пособий
и других компенсационных выплат в соответствии
с действующим законодательством;
- осуществляет
контроль за расходованием средств, предназначенных
на пенсионное обеспечение;
- ведет прием
граждан, представителей предприятий,
учреждений и общественных организаций
по вопросам пенсионного законодательства,
дает необходимые консультации, оказывает
правовую помощь в подготовке документов;
- рассматривает
жалобы, заявления и предложения граждан
и организаций по вопросам пенсионного
обеспечения и готовит ответы на них; анализирует
причины возникновения жалоб и заявлений
и принимает меры к их устранению;
- ведет кодификацию
пенсионного законодательства;
- формирует
и отправляет выплатные документы в городской
узел федеральной почтовой связи и отделения
Сбербанка, формирует и отправляет почтовые
переводы, осуществляет ежемесячно расчеты
с узлом связи;
- ежемесячно
обрабатывает исполнительные машинограммы
и списки Сбербанка, готовит по итогам
соответствующую отчетность для представления
в вышестоящий орган социальной защиты;
- ведет всю
статистическую и бухгалтерскую отчетность
по назначенным и выплаченным суммам пенсий,
оформляет заявки на выделение средств
для выплаты, производит массовые перерасчеты
пенсий и замену выплатной документации;
- ведет учет
переплат, разрабатывает меры по их погашению;
- обеспечивает
накопление и хранение информации на ПЭВМ,
осваивает и внедряет новые программные
средства, организует прием и эксплуатацию
новых версий программ, их установку;
- организует
документальные проверки предприятий
связи, сбербанков по вопросам целевого
расходования средств, своевременной
и правильной выплаты пенсий, пособий,
компенсаций;
- распоряжается
средствами, ассигнованиями на выплату
пенсий, пособий, компенсаций с последующей
отчетностью по всем источникам финансирования
перед Департаментом по социальной защите
населения администрации края, казначейством
и местными финансовыми органами;
- взаимодействует
с Департаментом по социальной защите
населения администрации края, городским
управлением финансов, казначейством,
соцстрахом и другими службами в вопросах
финансирования.
В.
В области социального
обслуживания:
- с учетом
социально-демографических особенностей
города и потребностей различных категорий
и групп населения вносит предложения
о создании на правах юридических лиц
муниципальных
учреждений социального обслуживания
и социальной помощи для инвалидов, граждан
пожилого возраста, для малообеспеченных
семей и детей, оставшихся без попечения
родителей;
- оформляет
документы на помещение престарелых граждан,
инвалидов, детей-инвалидов в соответствующие
государственные дома-интернаты;
- оказывает
помощь по обеспечению социальной защиты
граждан, оказавшихся в экстремальных
ситуациях, в том числе лиц без определенного
места жительства и занятий, беженцев,
вынужденных переселенцев;
- проводит
прием граждан по вопросам социальной
защиты населения.
В.
В области реабилитации
инвалидов:
- осуществляет
реализацию программ по социальной поддержке
инвалидов;
- оформляет
документы для обеспечения инвалидов
специальными транспортными средствами;
- оказывает
помощь общественным объединениям инвалидов
в их деятельности, в вопросах улучшения
социального положения инвалидов, воинов-интернационалистов
и ветеранов;
- вносит предложения
по созданию и совершенствованию деятельности
учреждений медико-социальной и профессиональной
реабилитации инвалидов.
Г.
В области социальной
поддержки пожилых граждан,
ветеранов и других
категорий граждан:
- осуществляет
в пределах своей компетенции разработку
и реализацию городских программ по улучшению
положения пожилых граждан и ветеранов;
- осуществляет
в пределах своей компетенции контроль
за реализацией социальных гарантий, установленных
для пожилых граждан и ветеранов и других
льготных категорий граждан действующим
законодательством;
- координирует
работу общественных организаций в вопросах
улучшения социального положения ветеранов
войны, воинов-интернационалистов, ветеранов
труда, граждан, пострадавших вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС, бывших
несовершеннолетних узников фашистских
лагерей и других категорий граждан, нуждающихся
в социальной поддержке;
- осуществляет
обеспечение граждан документами, дающими
право пользования льготами;
- осуществляет
обеспечение санаторно-курортными путевками
льготных категорий граждан и контроль
за их использованием;
- производит
компенсационные выплаты льготным категориям
граждан, предусмотренные законодательством
Российской Федерации.
Д.
В области социальной
поддержки семьи, материнства,
отцовства и детства:
- осуществляет
реализацию краевых и городских программ
по улучшению положения семьи, женщин
и детей, направленных в первую очередь
на оказание поддержки наиболее нуждающимся
в ней;
- осуществляет
в пределах своей компетенции контроль
за реализацией социальных гарантий, установленных
для семьи, женщин и детей действующим
законодательством;
- производит
назначение и выплату ежемесячных пособий
на детей;
- осуществляет
меры, направленные на создание условий
для социальной адаптации и интеграции
в общество детей с ограниченными физическими
возможностями;
- осуществляет
социальную поддержку выпускникам школ-интернатов,
не имеющим родителей или оставшимся без
попечения, на начальном этапе их самостоятельной
жизни;
- обеспечивает
совместно с органами исполнительной
власти, негосударственными организациями
и объединениями отдых и оздоровление
детей в период школьных каникул.
Е.
В области труда
и охраны труда:
- осуществляет
контроль за реализацией государственной
политики в области труда, трудовых отношений;
- осуществляет
меры по повышению роли тарифных соглашений,
коллективных договоров, организует работу
по заключению коллективных договоров
на предприятиях и организациях города;
- проводит
уведомительную регистрацию коллективных
договоров;
- осуществляет
контроль соблюдения трудового законодательства
Российской Федерации на предприятиях
и организациях города всех форм собственности;
- координирует
работу по подготовке и заключению «Соглашения
о социальном партнерстве» между администрацией
города, профсоюзами и товаропроизводителями;
- проводит
анализ заработной платы, сложившейся
в городе, осуществляет контроль за уровнем
минимальной и максимальной заработной
платы на предприятиях;
- принимает
участие в работе конфликтных комиссий
по урегулированию трудовых конфликтов,
возникших на предприятиях города;
- с целью определения
уровня жизни населения осуществляет
по единой методологии расчет прожиточного
минимума для различных социально-демографических
групп населения;
- проводит
анализ демографической ситуации в городе;
- организует
работу в пределах своей компетенции по
реализации единой государственной политики
в области охраны и улучшения условий
труда;
- разрабатывает
городские программы по охране и улучшению
условий труда;
- анализирует
состояние условий и охраны труда в городе;
- осуществляет
работу по созданию здоровых и безопасных
условий труда на производстве, предупреждению
несчастных случаев и профессиональных
заболеваний на предприятиях, в организациях
и учреждениях города;
- осуществляет
работу по обеспечению взаимодействия
администрации города с государственными
органами надзора и контроля по вопросам
охраны и условий труда.
4. Оценка эффективности
деятельности социальных
учреждений: формы и
методы контроля
4.1.
Оценка эффективности
работы центров
Можно
выделить микро-, мезо- и макроуровень
социальной работы.
На микро- и мезоуровнях (личностном и
групповом) осуществляется профилактика
трудных жизненных ситуаций и реабилитация
отдельных граждан или семей, оказавшихся
в таких ситуациях, либо адаптация граждан
и семей к новым, нормальным, но непривычным
условиям жизнедеятельности [8, 26].
На
макроуровне (от мунипального до национального)
оказывается влияние на формирование
и реализацию социально-экономической
политики, объективно способствующих
стабилизации и улучшению социального
здоровья общества, в том числе путем создания
системы социального обслуживания населения.
Сущностью
критериев деятельности является полное
или частичное совпадение конечных
результатов с поставленной целью. Понятие
«критерий» сегодня употребляется в двух
основных смыслах: критерий
как мерило, эталон, высшая степень развития
предмета, явления, процесса как их существенный
признак. Определение
критерия как признака, который показывает
меру, степень эффективности деятельности.
Критерий нельзя отождествлять с показателями,
два этих понятия не являются синонимами:
если показатель характеризуют данное
действие, процесс, то критерий оценивает
их по конкретным показателям.
В
настоящее время принято Постановление
от 16 марта 2000 г. №4, которое ставит своей
целью совершенствование деятельности
органов и учреждений социальной
защиты населения и труда, определение
их продуктивности и повышения ответственности
руководителей структурных подразделений
СЗН за качество социального обслуживания
населения.
Министерством
была предложена методика
оценки деятельности районных и городских
отделов СЗН:
-
во-первых, определяется процент
охвата населения района (города) социальным
обслуживанием;
-
во-вторых, степень охвата различных
категорий населения льготами
и услугами (по каждому виду льгот);
-
в-третьих, учитывая своевременность
и полное использование целевых средств;
-
в четвертых, внедрение новых форм
и методов;