Организация социально педагогической деятельности с многодетной семьёй в условиях общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 23:50, курсовая работа

Описание

Объектом исследования в курсовой работе является современная многодетная семья и ее социальные проблемы.
Предметом исследования: технология социально педагогической работы с многодетной семьей в общеобразовательной школе..
Цель исследования: Выявить критерии и условия эффективности работы социального педагога с многодетными семьями в условиях общеобразовательной школы.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности многодетной семьи
1.1 Теоретическое обоснование понятия “семья”
1.2 Характеристика многодетной семьи
1.3 Государственная защита многодетной семьи в современной России.
Вывод к 1 главе.
Глава 2.
2.1Технология работы социального педагога с многодетной семьёй
2.2 Формы и методы работы социального педагога с многодетной семьёй
2.3 Критерии эффективности работы социального педагога с многодетной семьёй.
Вывод ко 2 главе
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Алёна.docx

— 83.29 Кб (Скачать документ)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА МОСКВЫ

 

ГБОУ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ  № 13 имени С.Я. МАРШАКА

 

 

                                                                                

ПЦК психолого–педагогического цикла

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Организация социально педагогической деятельности с многодетной семьёй  в условиях         общеобразовательной школы.

 

 

 

Выполнила:

Томыло Алёна Дмитриевна студентка

3 курса

31 – СП группы

Очная форма обучения

Специальность: Социальная педагогика

Научный руководитель: Удалова  Александра Эдуардовна

Преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Особенности многодетной семьи

1.1 Теоретическое  обоснование понятия “семья”

1.2 Характеристика многодетной семьи

1.3 Государственная  защита многодетной семьи в  современной России.

Вывод к 1 главе.

Глава 2.

2.1Технология  работы социального педагога  с многодетной семьёй 

2.2 Формы и методы  работы социального педагога  с многодетной семьёй

2.3 Критерии эффективности  работы социального педагога  с многодетной семьёй.

Вывод ко 2 главе

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема является актуальной  так как она отражает проблемы современной многодетной семьи, её состав и взаимоотношения, существование семьи в сложных современных условиях, потребности и самореализацию семьи, как социальной ячейки общества, и, самое важное, виды, способы и организацию помощи семье.

Многодетность на большинстве  территорий Российской Федерации фиксируется  при наличии трех и более детей (в ряде субъектов Федерации –  пяти и более). Многодетные семьи, когда-то составляющие большинство  на территории России (в 20  веке в  Европейской части страны на каждую семью приходилось в среднем 8-9 рождений), в настоящее время устойчиво  занимают незначительную долю (5,3%) от общего количества семей.

Их экономические трудности  усугубляются распространенностью  в обществе ложных стереотипов относительно массовой девиантности многодетных семей, а также отсутствием перспектив достойного выхода из сложившейся ситуации. Доля бедных среди многодетных семей особенно велика. Если среди всех семей с детьми она составляет около 50%, то среди семей с тремя детьми она значительно выше – около 85%, а среди семей с четырьмя детьми и более – превышает 90%. Более того, значительная часть многодетных семей не имеет и половины прожиточного минимума на члена семьи. А между тем в многодетных семьях воспитывается около 20% детей в стране.

Особое значение имеет  научный анализ вопросов профессиональной социальной педагогической деятельности с многодетными семьями в трудах отечественных ученых - Л.Г. Гусляковой, Т.Б. Ивановой, В.И. Жукова, Е.А. Зимней, А.А.Козлова, В.И. Курбатова, В. П. Мельникова, Е.Г. Студеновой, Т.В. Шеляг, Е.И. Холостовой и др.

Многодетная семья самой  своей сущностью способствует реализации личностных и общественных потребностей. В многодетных семьях создаются  благоприятные условия воспитания, поскольку дети растут в тесных взаимоотношениях друг с другом в семейном коллективе и, как правило, с раннего возраста приучаются выполнять определенные обязанности и помогать друг другу. В таких семьях складывается высоконравственная атмосфера любви и заботы детей  и родителей друг о друге. Однако в экономическом плане именно многодетная семья оказывается  в наиболее сложном положении, поскольку  мать, как правило, не работает, а  один отец не имеет возможности обеспечить семье нормальные условия существования. Большинство многодетных семей  живет за чертой бедности.Реальная помощь многодетным, возможно, способна повлиять на репродуктивную установку молодых семей в сторону увеличения числа желаемых детей.

Объектом исследования в курсовой работе является современная многодетная семья и ее социальные проблемы.

Предметом исследования: технология социально педагогической работы с многодетной семьей в общеобразовательной школе..

Цель исследования: Выявить критерии и условия эффективности работы социального педагога с многодетными семьями в условиях общеобразовательной школы.

Гипотеза:

 

 

Задачи исследования:

    1. Осуществить теоретический анализ современного состояния проблемы многодетной семьи; изучить научную литературу по данной теме.
    2. Выявить особенности и условия организации социально-педагогической работы с многодетной семьей.
    3. Изучить особенности организации социальной работы с многодетными семьями, относящимися к группе риска.

 

 

                    Глава 1.Особенности многодетной семьи.

    1. Теоритическое обоснование понятия “cемья”.

Семья –  это основанная на браке и (или) кровном  родстве малая группа, члены которой  объединены совместным проживанием  и ведением хозяйства, эмоциональной  связью, взаимными обязанностями  по отношению друг к другу.

Семьей  также называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений  между людьми, в рамках которой  осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам  пожилого возраста. Семья, кроме того, - это сильнейший источник эмоциональных  реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие, рекреацию. Общество накладывает на семью несколько важнейших функций:

  1. репродуктивная – основная социальная функция (семью принято считать идеальным местом для рождения ребенка);
  2. воспитательно-педагогическая – удовлетворяет стремление взрослого человека к материнству/ отцовству;
  3. социализация личности ребенка – усвоение им норм и правил человеческих отношений, приспособление к жизни (как и в отношении репродуктивной функции, семья – лучшее место для социализации ребенка);
  4. хозяйственно-бытовая – состоит в удовлетворении материальных потребностей, членов семьи и содействует сохранению их здоровья;
  5. рекреативная (восстановительная) – организация досуга и отдыха, направлена на сохранение и восстановление здоровья каждого члена семьи как целостной структуры;
  6. сексуально-эмоциональная (гедонистическая) – обучение на примере родителей правильному сексуальному поведению, эмоциям, проявлениям любви и ласки.

В семье  находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в той  или иной мере применимы все виды технологий социальной работы – направленные на социальную реабилитацию инвалидов  или детей-инвалидов, оказывающие  помощь многодетным, малообеспеченным, женщинам, военнослужащим и т.д. Существуют также специфические технологии, предназначенные для оказания помощи семье как таковой.

В настоящее  время в Российской Федерации  насчитывается более 40 млн. семей. Наиболее распространенный тип – нуклеарная семья (от лат. nucleus - ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей. Таких семей в структуре населения Российской Федерации 2/3.

Нуклеарная семья может быть полной или неполной (состоящей из одного родителя с детьми). Количество неполных семей (в результате развода, овдовения, рождения ребенка у несостоящей в браке женщины и т.д.) составляет 12% с преобладанием неполных смей, в которых ребенка воспитывает одна мать (примерно 14 таких семей на одну неполную семью, в которой ребенка воспитывает один отец).

Семья, имеющая  несколько семейных ядер (прародители, их дети, внуки, либо семьи братьев  или сестер), носит название расширенной. Такой тип патриархальной расширенной семьи был наиболее когда-то распространенным, но в настоящее время составляет лишь около 15% от всего количества семей в результате доминирующей тенденции к нуклеаризации, разделению расширенной семьи на несколько простых, нуклеарных; вероятно, этот процесс был бы еще более активным при отсутствии трудностей в получении жилья, вынуждающих порой несколько семей жить под одной крышей.

Семьи могут  различаться по наличию и отсутствию детей и по их количеству. Немногим более половины всех семей в Российской Федерации имели на момент переписи несовершеннолетних детей. Многодетных  семей (имеющих трех детей и более, а в ряде территорий – пять детей  и более) в стране насчитывается  чуть более трех миллионов, причем большинство  из них имеют 3-4 детей, а имеющие 7 детей и более составляют всего  доли процента.

Существует  также типология социального  риска, т.е. выделение семей, которые  в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии  жизненного затруднения и нуждаются  в помощи со стороны государственной  системы социальной защиты и социального  обслуживания.                                2.1 Характеристика многодетной семьи

Многодетная семья – это  семья, имеющая в своем составе  трех и более детей и воспитывающая  их до восемнадцатилетнего возраста. Количество таких семей постоянно  уменьшается. Многодетность рассматривается  специалистами в области семейных проблем как некое явление, теперь уходящее в прошлое по мере трансформации общества, образа жизни, роста городов, разрушения сложившихся устоев быта.

Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале XX века в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Сегодня многодетность является скорее исключением из общего правила для подавляющего количества регионов России. Доля многодетных по стране составляет 2,6% от общего числа домохозяйств или 6,6% от числа семей с детьми (по данным переписи 2002 года).

Анализируя исторический процесс эволюции семьи и влияния  социальной политики государства в  послеоктябрьской период России, мы можем  говорить о трех основных факторах, разрушивших семью как основной воспитательный институт, а именно: моральном, физическом и факторе  психологического отторжения родителей  от детей.

И все же семья как социально-экономический  и культурный феномен, возникнув  на заре человечества, оказалась чрезвычайно  устойчивой. Она успешно выдержала  разнообразные воздействия сменявших  друг друга общественно-экономических  формаций.

Многодетную семью трудности  не обошли стороной и в период социализма. В Дагестане, например, семью исторически  объединяли кровнородственные тухумные связи: частная собственность, сопутствующие социальные отношения, защитная психологическая атмосфера. Это внутренний объединяющий фактор. Извне ее объединяли религиозные предписания, традиции и обычаи, общественное мнение в сфере брачно – семейных отношений и законы.

Социализм, соединяясь с  социальными последствиями научно – технической революции, внес коренные изменения в большинство из этих факторов. Традиционная (патриархальная) семья, которая долгие годы была, по словам И.В. Бестужева-Лады, «домашней  академией», разрушилась. Воспитание стало важнейшей функцией государства. В «Декларации по дошкольному воспитанию» (1917г.) указывалось, что общественное бесплатное воспитание детей должно начинаться с первого дня рождения.

В условиях послереволюционной России семья была настолько традиционно  многодетной, что у государства  даже не возникало потребности в  специальном стимулировании деторождения. Тем не менее специалисты, исследующие проблемы демографии, отмечают, что государство не сформировало сколько-нибудь серьезной демографической политики на перспективу. Вследствие этого, сохранявшиеся по инерции в первые десятилетия советской власти традиции многодетности постепенно начали теряться.

В восьмидесятых годах  ХХ века быть многодетной матерью  в России, точнее в СССР, казалось бы было почетно. Семья, в которой рождался пятый ребенок, получала многочисленные и серьезные льготы от государства. К этому времени уже не преобладал феномен малодетной ментальности. Однако благосостояние семьи в современных условиях уже не зависит от числа ее членов, а больше зависит от личного труда каждого вне семьи, поэтому по статистике с каждым годом число многодетных семей уменьшается. По сравнению с микропереписью 1984 года оно сократилось уже на 25%. Сейчас многодетных семей по России всего 1,5 млн в них воспитывается 4,5 млн. детей. И почти 78% этих семей живут за чертой бедности.

Все социологические исследования последних лет говорят о том, что с появлением на свет третьего ребенка, на какой бы территории РФ семья ни проживала, она неизменно  попадает в группу социального риска. Нами выявлено, что такая семья  нуждается в особенной государственной  поддержке.

Информация о работе Организация социально педагогической деятельности с многодетной семьёй в условиях общеобразовательной школы