Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 23:50, курсовая работа
Объектом исследования в курсовой работе является современная многодетная семья и ее социальные проблемы.
Предметом исследования: технология социально педагогической работы с многодетной семьей в общеобразовательной школе..
Цель исследования: Выявить критерии и условия эффективности работы социального педагога с многодетными семьями в условиях общеобразовательной школы.
Введение
Глава 1. Особенности многодетной семьи
1.1 Теоретическое обоснование понятия “семья”
1.2 Характеристика многодетной семьи
1.3 Государственная защита многодетной семьи в современной России.
Вывод к 1 главе.
Глава 2.
2.1Технология работы социального педагога с многодетной семьёй
2.2 Формы и методы работы социального педагога с многодетной семьёй
2.3 Критерии эффективности работы социального педагога с многодетной семьёй.
Вывод ко 2 главе
Список использованной литературы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГБОУ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 13 имени С.Я. МАРШАКА
ПЦК психолого–педагогического цикла
КУРСОВАЯ РАБОТА
Организация социально педагогической деятельности с многодетной семьёй в условиях общеобразовательной школы.
Выполнила:
Томыло Алёна Дмитриевна студентка
3 курса
31 – СП группы
Очная форма обучения
Специальность: Социальная педагогика
Научный руководитель: Удалова Александра Эдуардовна
Преподаватель
Москва 2012
Содержание
Введение
Глава 1. Особенности многодетной семьи
1.1 Теоретическое обоснование понятия “семья”
1.2 Характеристика многодетной семьи
1.3 Государственная защита многодетной семьи в современной России.
Вывод к 1 главе.
Глава 2.
2.1Технология работы социального педагога с многодетной семьёй
2.2 Формы и методы работы социального педагога с многодетной семьёй
2.3 Критерии эффективности работы социального педагога с многодетной семьёй.
Вывод ко 2 главе
Список использованной литературы
Введение
Тема является актуальной так как она отражает проблемы современной многодетной семьи, её состав и взаимоотношения, существование семьи в сложных современных условиях, потребности и самореализацию семьи, как социальной ячейки общества, и, самое важное, виды, способы и организацию помощи семье.
Многодетность на большинстве территорий Российской Федерации фиксируется при наличии трех и более детей (в ряде субъектов Федерации – пяти и более). Многодетные семьи, когда-то составляющие большинство на территории России (в 20 веке в Европейской части страны на каждую семью приходилось в среднем 8-9 рождений), в настоящее время устойчиво занимают незначительную долю (5,3%) от общего количества семей.
Их экономические трудности усугубляются распространенностью в обществе ложных стереотипов относительно массовой девиантности многодетных семей, а также отсутствием перспектив достойного выхода из сложившейся ситуации. Доля бедных среди многодетных семей особенно велика. Если среди всех семей с детьми она составляет около 50%, то среди семей с тремя детьми она значительно выше – около 85%, а среди семей с четырьмя детьми и более – превышает 90%. Более того, значительная часть многодетных семей не имеет и половины прожиточного минимума на члена семьи. А между тем в многодетных семьях воспитывается около 20% детей в стране.
Особое значение имеет научный анализ вопросов профессиональной социальной педагогической деятельности с многодетными семьями в трудах отечественных ученых - Л.Г. Гусляковой, Т.Б. Ивановой, В.И. Жукова, Е.А. Зимней, А.А.Козлова, В.И. Курбатова, В. П. Мельникова, Е.Г. Студеновой, Т.В. Шеляг, Е.И. Холостовой и др.
Многодетная семья самой
своей сущностью способствует реализации
личностных и общественных потребностей.
В многодетных семьях создаются
благоприятные условия
Объектом исследования в курсовой работе является современная многодетная семья и ее социальные проблемы.
Предметом исследования: технология социально педагогической работы с многодетной семьей в общеобразовательной школе..
Цель исследования: Выявить критерии и условия эффективности работы социального педагога с многодетными семьями в условиях общеобразовательной школы.
Гипотеза:
Задачи исследования:
Глава 1.Особенности многодетной семьи.
Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Семьей
также называется социальный институт,
т.е. устойчивая форма взаимоотношений
между людьми, в рамках которой
осуществляется основная часть их повседневной
жизни: сексуальные отношения, деторождение,
первичная социализация детей, значительная
часть бытового ухода, образовательного
и медицинского обслуживания, особенно
по отношению к детям и лицам
пожилого возраста. Семья, кроме того,
- это сильнейший источник эмоциональных
реакций, в благоприятном случае
обеспечивающий человеку поддержку, принятие,
рекреацию. Общество накладывает на
семью несколько важнейших
В семье
находят отражение все
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 40 млн. семей. Наиболее распространенный тип – нуклеарная семья (от лат. nucleus - ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей. Таких семей в структуре населения Российской Федерации 2/3.
Нуклеарная семья может быть полной или неполной (состоящей из одного родителя с детьми). Количество неполных семей (в результате развода, овдовения, рождения ребенка у несостоящей в браке женщины и т.д.) составляет 12% с преобладанием неполных смей, в которых ребенка воспитывает одна мать (примерно 14 таких семей на одну неполную семью, в которой ребенка воспитывает один отец).
Семья, имеющая несколько семейных ядер (прародители, их дети, внуки, либо семьи братьев или сестер), носит название расширенной. Такой тип патриархальной расширенной семьи был наиболее когда-то распространенным, но в настоящее время составляет лишь около 15% от всего количества семей в результате доминирующей тенденции к нуклеаризации, разделению расширенной семьи на несколько простых, нуклеарных; вероятно, этот процесс был бы еще более активным при отсутствии трудностей в получении жилья, вынуждающих порой несколько семей жить под одной крышей.
Семьи могут различаться по наличию и отсутствию детей и по их количеству. Немногим более половины всех семей в Российской Федерации имели на момент переписи несовершеннолетних детей. Многодетных семей (имеющих трех детей и более, а в ряде территорий – пять детей и более) в стране насчитывается чуть более трех миллионов, причем большинство из них имеют 3-4 детей, а имеющие 7 детей и более составляют всего доли процента.
Существует
также типология социального
риска, т.е. выделение семей, которые
в силу объективных или субъективных
причин находятся в состоянии
жизненного затруднения и нуждаются
в помощи со стороны государственной
системы социальной защиты и социального
обслуживания.
Многодетная семья – это
семья, имеющая в своем составе
трех и более детей и воспитывающая
их до восемнадцатилетнего возраста.
Количество таких семей постоянно
уменьшается. Многодетность рассматривается
специалистами в области
Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале XX века в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Сегодня многодетность является скорее исключением из общего правила для подавляющего количества регионов России. Доля многодетных по стране составляет 2,6% от общего числа домохозяйств или 6,6% от числа семей с детьми (по данным переписи 2002 года).
Анализируя исторический процесс эволюции семьи и влияния социальной политики государства в послеоктябрьской период России, мы можем говорить о трех основных факторах, разрушивших семью как основной воспитательный институт, а именно: моральном, физическом и факторе психологического отторжения родителей от детей.
И все же семья как социально-
Многодетную семью трудности не обошли стороной и в период социализма. В Дагестане, например, семью исторически объединяли кровнородственные тухумные связи: частная собственность, сопутствующие социальные отношения, защитная психологическая атмосфера. Это внутренний объединяющий фактор. Извне ее объединяли религиозные предписания, традиции и обычаи, общественное мнение в сфере брачно – семейных отношений и законы.
Социализм, соединяясь с
социальными последствиями
В условиях послереволюционной России семья была настолько традиционно многодетной, что у государства даже не возникало потребности в специальном стимулировании деторождения. Тем не менее специалисты, исследующие проблемы демографии, отмечают, что государство не сформировало сколько-нибудь серьезной демографической политики на перспективу. Вследствие этого, сохранявшиеся по инерции в первые десятилетия советской власти традиции многодетности постепенно начали теряться.
В восьмидесятых годах ХХ века быть многодетной матерью в России, точнее в СССР, казалось бы было почетно. Семья, в которой рождался пятый ребенок, получала многочисленные и серьезные льготы от государства. К этому времени уже не преобладал феномен малодетной ментальности. Однако благосостояние семьи в современных условиях уже не зависит от числа ее членов, а больше зависит от личного труда каждого вне семьи, поэтому по статистике с каждым годом число многодетных семей уменьшается. По сравнению с микропереписью 1984 года оно сократилось уже на 25%. Сейчас многодетных семей по России всего 1,5 млн в них воспитывается 4,5 млн. детей. И почти 78% этих семей живут за чертой бедности.
Все социологические исследования
последних лет говорят о том,
что с появлением на свет третьего
ребенка, на какой бы территории РФ
семья ни проживала, она неизменно
попадает в группу социального риска.
Нами выявлено, что такая семья
нуждается в особенной