Организация социально педагогической деятельности с многодетной семьёй в условиях общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 23:50, курсовая работа

Описание

Объектом исследования в курсовой работе является современная многодетная семья и ее социальные проблемы.
Предметом исследования: технология социально педагогической работы с многодетной семьей в общеобразовательной школе..
Цель исследования: Выявить критерии и условия эффективности работы социального педагога с многодетными семьями в условиях общеобразовательной школы.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности многодетной семьи
1.1 Теоретическое обоснование понятия “семья”
1.2 Характеристика многодетной семьи
1.3 Государственная защита многодетной семьи в современной России.
Вывод к 1 главе.
Глава 2.
2.1Технология работы социального педагога с многодетной семьёй
2.2 Формы и методы работы социального педагога с многодетной семьёй
2.3 Критерии эффективности работы социального педагога с многодетной семьёй.
Вывод ко 2 главе
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Алёна.docx

— 83.29 Кб (Скачать документ)

На основании Закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлены следующие  виды пособий для семей: 1) пособие  по беременности и родам; 2) единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в ранние сроки беременности; 3) единовременное пособие при рождении ребенка; 4) пособие на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет; 5) единое ежемесячное пособие на ребенка.

Если в отношении первых трех из этих видов пособий семьи, имеющие детей, находятся в одинаковом положении, то в отношении двух последних  многодетная семья явно в неравном положении. При существующих формах социальной поддержки многодетные  семьи обречены на социальную деградацию в условиях ухудшения социально-экономического положения.

                     Типология многодетных семей:

Все многодетные семьи  могут быть распределены на три категории:

- семьи, многодетность  в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими  позициями, традициями семьи). Такие  семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей. В этих семьях ребенок - одна из основных жизненных ценностей, и родители делают все от них зависящее, чтобы их детям жилось лучше;

- семьи, образовавшиеся  в результате второго и последующих  браков матери (реже — отца), в  которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие  семьи могут быть и вполне  благополучными, но их членам  присуще ощущение неполной семьи;

- неблагополучные многодетные  семьи, образующиеся в результате  безответственного поведения родителей,  иногда на фоне интеллектуально-психической  сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети здесь являются лишь средством для получения разного рода пособий, льгот и благ. Родители в таких семьях могут завести еще одного ребенка потому, что это даст им право на получение квартиры вне очереди или на строительство дома - в сельской местности. Существует другой вариант: родители лишь рожают детей (например, зачатых в алкогольном опьянении) и считают на этом свою миссию выполненной, даже не задумываясь о том, что ребенка надо не только родить, но также вырастить и воспитать.

Дети из таких многодетных  семей особенно часто нуждаются  в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения  их судьбу особенно трудно устроить, ибо  семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

Типы многодетных семей, причины, по которым они образовались, необходимо знать и учитывать  для того, чтобы более подробно и детально изучить истоки сложившихся  проблем в каждой конкретной семье.

 

1.3 Государственная защита многодетных семей в современном мире.

В настоящее время приоритетной  для России в целом считается  семья с 3-4 детьми, в которой родители женаты первым браком (жаль только, что  такие семьи до сих пор не ощущают  особой заботы о себе со стороны  государства). С экономической точки  зрения, старение нации ведет к  тому, что увеличивается иждивенческая  нагрузка на каждого работающего. А  если каждый работающий должен будет  содержать двух пенсионеров, можно  ли говорить об обеспеченной старости?1 Это одна из причин, почему государство заинтересовано в поддержке многодетной семьи.

Отметим, что современное  семейное законодательство России не устанавливает, какая семья считается  многодетной. Основной документ федерального уровня, определяющий социальный статус такой семьи – Указ Президента РФ 5.05.1992 г. №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (в  редакции Указа Президента РФ от 25.02.2003г). В соответствии с ним субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать критерии определения  многодетной семьи. При этом понятие  «многодетная семья» определяется с  учетом национальных и культурных особенностей социально-экономического и демографического развития того или иного региона. В основном в России многодетной  считается семья, в которой трое и более детей в возрасте до 16 лет.

В Москве многодетными признаются семьи с тремя и более детьми (в том числе усыновленными, а  также пасынками и падчерицами) в возрасте до 16 лет, а также до 18 лет, если обучаются в образовательных  учреждениях, реализующих общеобразовательные  программы.

Для получения статуса  многодетной семьи нужно получить «Удостоверение многодетной семьи  города Москвы». Этот документ подтверждает право на льготы и компенсационные  выплаты2.

В настоящее время в  России сложились четыре основные формы  социальной поддержки семей, имеющих  детей:

  1. Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).
  2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.
  3. Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно-практические конференции и конгрессы.
  4. Федеральные, региональные целевые социальные программы типа «Планирование семьи», «Дети России» и другие

Социальная поддержка  многодетной семьи предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, временно оказавшимися в  затруднительных обстоятельствах  по вопросам профессиональной переподготовки (образования членов семьи), трудоустройства, обеспечения заработком,  медицинского страхования и т.д3.

В рамках программы «Год семьи в городе Москве» отдельные, социально значимые меры социальной поддержки многодетных семей  распространены на семьи с тремя  и более детьми до исполнения младшему ребенку 16 лет (учащимся образовательных  учреждений, реализующих общеобразовательные  программы, – 18 лет).

В числе таких мер:

  • ежемесячная компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг – 400 или 800 руб. на семью;
  • ежемесячная компенсация по оплате за телефон (50% установленного тарифа – в настоящее время 190 руб. на семью);
  • ежегодная материальная помощь на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий в период обучения (5000 руб. в год на каждого ребенка, обучающегося в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы);
  • бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси) одному из родителей, а также детям до 16 лет (учащимся – до 18 лет);
  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте детям до 16 лет (учащимся – до 18 лет);
  • 30% скидка по оплате за жилье и коммунальные услуги (льгота предоставляется инженерными службами районов города Москвы);
  • бесплатное лекарственное обеспечение детей в возрасте до 18 лет (льгота предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями.);
  • освобождение от оплаты за посещение детьми государственных дошкольных, образовательных учреждений (льгота предоставляется государственными дошкольными образовательными учреждениями);

С 1 июля 2008 года в соответствии с постановлением Правительства  Москвы от 29.07.2008 № 683-ПП «О социальной поддержке многодетных семей» распространены остальные меры социальной поддержки, предусмотренные законом:

  • ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни на каждого ребенка в возрасте до 16 лет (учащегося – 18 лет – 550 руб.;
  • ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до 3-х лет – 600 руб;

(Денежные выплаты назначаются  управлениями социальной защиты населения районов города Москвы семьям, состоящим на учете на 1.07.2008 г., самостоятельно, без приглашения родителей, на основании имеющихся документов).

  • бесплатный отпуск по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений молочных продуктов детского питания на детей до 7 лет (льгота предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями города Москвы);
  • бесплатное двухразовое питание детей, обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы (льгота предоставляется по месту учебы);
  • льготы по приему детей в государственные дошкольные образовательные учреждения города Москвы в первую очередь;
  • право на предоставление жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, и субсидии для приобретения или строительства жилых помещений в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы;
  • бесплатное посещение зоопарка, посещение по льготным ценам музеев (один раз в месяц дети смогут побывать в них бесплатно), парков культуры и отдыха, выставок и культурно-просветительных мероприятий в указанных учреждениях культуры, находящихся в ведении правительства Москвы;
  • преимущественное право на получение садовых участков;
  • бесплатное пользование услугами бань.

В соответствии с постановлением правительства Москвы № 774 от 26 августа 2008 года «Об итогах выполнения городских  жилищных программ в 2007 году и о городских  жилищных программах на 2008-2010 г.г.» будут обеспечиваться жилой площадью все многодетные семьи, имеющие 5 и более детей, вставшие на учет до 1 марта 2005 года и имеющие указанную льготу на предшествующий год обеспечения.

Кроме того, у таких семей  есть возможность улучшить свои жилищные условия с помощью возмездных способов. Если у большого семейства  имеются денежные накопления, приблизить решение квартирного вопроса  можно, став участником городских жилищных программ4.

Таким образом, под социальной поддержкой многодетной семьи понимаются различные формы (моральная, психолого-педагогическая, материальная или физическая) помощи индивидов – членов многодетных  семей.

 

Вывод к главе 1.

Итак, основной задачей социального  педагога в условиях образовательного учреждения является оказание социальной поддержки социальнослабым индивидам общества. В силу ряда объективных причин многодетные семьи, достаточно часто оказываются в этой группе (социальнослабых), в связи с чем возникает необходимость ее защиты. На сегодняшний день в РФ существуют различные формы оказания социальной поддержки многодетной семье (моральная, психолого-педагогическая, материальная, физическая, социально-педагогическая). Исследованию социально-педагогической работы с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы посвящена следующая глава нашей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

2.1Технология работы социального педагога с многодетной семьёй.

 

В семье находят  отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в той или  иной мере применимы все виды технологий социальной работы. Применительно к  семьям различных категорий клиентов: неполных, многодетных, малообеспеченных, асоциальных – используются различные  технологии работы социального педагога.

Виды и формы  социальной помощи, цель которых –  сохранение семьи как социального  института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в  поддержке, можно разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи  детей, находящихся в опасности  или оставленных без попечения  родителей), направленные на поддержание  стабильности семьи, а также направленные на социальное развитие семьи и ее членов.

Опыт применения технологий социальной работы свидетельствует  об определенной специфике их использования. В ряде случаев некоторые технологические  процедуры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, социальная диагностика предшествует проведению многих других технологических  действий (адаптации, коррекции, терапии  и др.), а социальная адаптация  порой переходит в реабилитацию. Может быть и так, что средством  реабилитации выступает адаптация  или даже коррекция. Возможно и комплексное  использование нескольких технологий. Так могут совместно использоваться методы социальной коррекции и терапии.

Рассмотрим общее  содержание основных технологий работы социального педагога с семьей, что  позволит более подробно определить специфику их применения в работе с многодетной семьей. Среди различных  технологий социальной работы с многодетной семьей особое место отводится социальной диагностике. Социальная диагностика – важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника. Технология социальной диагностики включает в себя принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования социальных процессов. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества.

Общая схема социальной диагностики включает в себя ряд  этапов:

- предварительное  ознакомление с объектом, которое  предполагает получение достоверного  представления о предмете изучения, определение его сильных и  слабых сторон, возможных направлений  изменения и совершенствования;

Информация о работе Организация социально педагогической деятельности с многодетной семьёй в условиях общеобразовательной школы