Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 23:50, курсовая работа
Объектом исследования в курсовой работе является современная многодетная семья и ее социальные проблемы.
Предметом исследования: технология социально педагогической работы с многодетной семьей в общеобразовательной школе..
Цель исследования: Выявить критерии и условия эффективности работы социального педагога с многодетными семьями в условиях общеобразовательной школы.
Введение
Глава 1. Особенности многодетной семьи
1.1 Теоретическое обоснование понятия “семья”
1.2 Характеристика многодетной семьи
1.3 Государственная защита многодетной семьи в современной России.
Вывод к 1 главе.
Глава 2.
2.1Технология работы социального педагога с многодетной семьёй
2.2 Формы и методы работы социального педагога с многодетной семьёй
2.3 Критерии эффективности работы социального педагога с многодетной семьёй.
Вывод ко 2 главе
Список использованной литературы
На основании Закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлены следующие виды пособий для семей: 1) пособие по беременности и родам; 2) единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в ранние сроки беременности; 3) единовременное пособие при рождении ребенка; 4) пособие на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет; 5) единое ежемесячное пособие на ребенка.
Если в отношении первых
трех из этих видов пособий семьи,
имеющие детей, находятся в одинаковом
положении, то в отношении двух последних
многодетная семья явно в неравном
положении. При существующих формах
социальной поддержки многодетные
семьи обречены на социальную деградацию
в условиях ухудшения социально-
Типология многодетных семей:
Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:
- семьи, многодетность
в которых запланирована (
- семьи, образовавшиеся
в результате второго и
- неблагополучные многодетные
семьи, образующиеся в
Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.
Типы многодетных семей, причины, по которым они образовались, необходимо знать и учитывать для того, чтобы более подробно и детально изучить истоки сложившихся проблем в каждой конкретной семье.
1.3 Государственная защита многодетных семей в современном мире.
В настоящее время приоритетной
для России в целом считается
семья с 3-4 детьми, в которой родители
женаты первым браком (жаль только, что
такие семьи до сих пор не ощущают
особой заботы о себе со стороны
государства). С экономической точки
зрения, старение нации ведет к
тому, что увеличивается
Отметим, что современное семейное законодательство России не устанавливает, какая семья считается многодетной. Основной документ федерального уровня, определяющий социальный статус такой семьи – Указ Президента РФ 5.05.1992 г. №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (в редакции Указа Президента РФ от 25.02.2003г). В соответствии с ним субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать критерии определения многодетной семьи. При этом понятие «многодетная семья» определяется с учетом национальных и культурных особенностей социально-экономического и демографического развития того или иного региона. В основном в России многодетной считается семья, в которой трое и более детей в возрасте до 16 лет.
В Москве многодетными признаются
семьи с тремя и более детьми
(в том числе усыновленными, а
также пасынками и падчерицами)
в возрасте до 16 лет, а также до
18 лет, если обучаются в образовательных
учреждениях, реализующих
Для получения статуса
многодетной семьи нужно
В настоящее время в России сложились четыре основные формы социальной поддержки семей, имеющих детей:
Социальная поддержка
многодетной семьи предполагает
формальную и неформальную деятельность
и взаимоотношения специалистов
с семьями, временно оказавшимися в
затруднительных
В рамках программы «Год
семьи в городе Москве» отдельные,
социально значимые меры социальной
поддержки многодетных семей
распространены на семьи с тремя
и более детьми до исполнения младшему
ребенку 16 лет (учащимся образовательных
учреждений, реализующих
В числе таких мер:
С 1 июля 2008 года в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29.07.2008 № 683-ПП «О социальной поддержке многодетных семей» распространены остальные меры социальной поддержки, предусмотренные законом:
(Денежные выплаты назначаются управлениями социальной защиты населения районов города Москвы семьям, состоящим на учете на 1.07.2008 г., самостоятельно, без приглашения родителей, на основании имеющихся документов).
В соответствии с постановлением правительства Москвы № 774 от 26 августа 2008 года «Об итогах выполнения городских жилищных программ в 2007 году и о городских жилищных программах на 2008-2010 г.г.» будут обеспечиваться жилой площадью все многодетные семьи, имеющие 5 и более детей, вставшие на учет до 1 марта 2005 года и имеющие указанную льготу на предшествующий год обеспечения.
Кроме того, у таких семей есть возможность улучшить свои жилищные условия с помощью возмездных способов. Если у большого семейства имеются денежные накопления, приблизить решение квартирного вопроса можно, став участником городских жилищных программ4.
Таким образом, под социальной поддержкой многодетной семьи понимаются различные формы (моральная, психолого-педагогическая, материальная или физическая) помощи индивидов – членов многодетных семей.
Вывод к главе 1.
Итак, основной задачей социального педагога в условиях образовательного учреждения является оказание социальной поддержки социальнослабым индивидам общества. В силу ряда объективных причин многодетные семьи, достаточно часто оказываются в этой группе (социальнослабых), в связи с чем возникает необходимость ее защиты. На сегодняшний день в РФ существуют различные формы оказания социальной поддержки многодетной семье (моральная, психолого-педагогическая, материальная, физическая, социально-педагогическая). Исследованию социально-педагогической работы с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы посвящена следующая глава нашей работы.
Глава 2.
2.1Технология работы социального педагога с многодетной семьёй.
В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальной работы. Применительно к семьям различных категорий клиентов: неполных, многодетных, малообеспеченных, асоциальных – используются различные технологии работы социального педагога.
Виды и формы социальной помощи, цель которых – сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, а также направленные на социальное развитие семьи и ее членов.
Опыт применения
технологий социальной работы свидетельствует
об определенной специфике их использования.
В ряде случаев некоторые
Рассмотрим общее содержание основных технологий работы социального педагога с семьей, что позволит более подробно определить специфику их применения в работе с многодетной семьей. Среди различных технологий социальной работы с многодетной семьей особое место отводится социальной диагностике. Социальная диагностика – важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника. Технология социальной диагностики включает в себя принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования социальных процессов. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества.
Общая схема социальной диагностики включает в себя ряд этапов:
- предварительное
ознакомление с объектом, которое
предполагает получение