Организация социально педагогической деятельности с многодетной семьёй в условиях общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 23:50, курсовая работа

Описание

Объектом исследования в курсовой работе является современная многодетная семья и ее социальные проблемы.
Предметом исследования: технология социально педагогической работы с многодетной семьей в общеобразовательной школе..
Цель исследования: Выявить критерии и условия эффективности работы социального педагога с многодетными семьями в условиях общеобразовательной школы.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности многодетной семьи
1.1 Теоретическое обоснование понятия “семья”
1.2 Характеристика многодетной семьи
1.3 Государственная защита многодетной семьи в современной России.
Вывод к 1 главе.
Глава 2.
2.1Технология работы социального педагога с многодетной семьёй
2.2 Формы и методы работы социального педагога с многодетной семьёй
2.3 Критерии эффективности работы социального педагога с многодетной семьёй.
Вывод ко 2 главе
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Алёна.docx

— 83.29 Кб (Скачать документ)

Таким образом, под  профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

– предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения негативного характера;

– предотвращение возможных физических, психических  и социокультурных девиаций у  различных индивидов и социальных групп;

– сохранение, поддержание  и защиту нормального уровня жизни  и здоровья людей. Содействие им в  достижении поставленных целей и  раскрытии внутреннего потенциала.

Профилактические  мероприятия варьируются в зависимости  от характера и причин социальных отклонений. В обобщенном виде профилактические мероприятия могут быть определены как нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение обстоятельств, ведущих к социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства; мероприятия последующего контроля за проведенной профилактической работой. Из этого следует, что профилактика должна проводиться в форме программных, запланированных действий, направленных на достижение желаемого результата, предотвращение возможных проблем и наблюдение за последующим состоянием социального объекта.

Реализация профилактических мер осуществляется через систему  методов. К числу методов социальной профилактики можно отнести: профилактическую информационно-консультационную беседу; системное наблюдение; профилактические тренинги; метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения, социальной среды; метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации; метод профилактического вмешательства  и др. Наиболее распространенным является метод профилактической беседы.

Правильный подбор методов профилактического воздействия, их своевременное и профессиональное осуществление обеспечивают эффективность  социальной профилактики. В социальной работе это означает предупреждение неблагоприятного развития тех или  иных социальных процессов, сохранение, поддержание и защиту нормального  уровня жизни и здоровья людей. Профилактика позволяет уберечь общество и  личность от затрат и серьезных усилий по преодолению устойчивых негативных явлений и процессов. Ведь легче  предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем  по том преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям.

Данные исследования социального статуса многодетных  семей позволяют рассмотреть  целесообразность стимулирования многодетности  сверх определённого предела, о  выработке критериев и параметров здоровой многодетной семьи, о путях  и способах её поддержки, включая  пропаганду рациональных жизненных  установок. Следует интенсифицировать  помощь на предварительном этапе, профилактическую, когда здоровая многодетная семья не перешла ещё в разряд "проблемных". Распространение принципов и стереотипов ответственного родительства способствовало бы стабилизации хотя бы некоторых показателей рождаемости на социально желательном уровне.

Также можно отметить следующие направления социальной профилактики в отношении многодетных  семей:

– Превентивная работа, направленная на предотвращение или профилактику проблем, которые  могут нарушить нормальную жизнь  семьи.

– Необходимо помогать строить отношения в семье, уметь  взаимодействовать с членами  семьи, строить отношения в семье  при отсутствии одного из членов семьи (отца, матери), брать на себя ответственность  за нормальную жизнь семьи.

Необходимо выделить в работе с многодетными семьями  два вида услуг: поддерживающие услуги (для семей, которые еще могут  справиться со своими проблемами) и  защищающие услуги (для семей, которые  не могут справиться со своими проблемами и им необходимо помочь).

В работе с многодетной  семьей социальному педагогу необходимо сконцентрировать усилия на пропаганде здорового образа жизни, способствовать усилению роли родителей в воспитании детей посредством привлечения их внимания к проблемам детей в семье, школе, на улице. В качестве одной из форм социальной работы могут выступать лектории, конференции для родителей с привлечением специалистов из органов социальной защиты, здравоохранения, образования. Социальный педагог должен помнить, что многодетная семья имеет как слабые, так и сильные стороны. Поэтому при взаимодействии с ней желательно направлять усилия на устранение слабых и укрепление сильных сторон, чтобы семья осознала свои проблемы и нашла собственные силы для их разрешения.

Социальный педагог является связующим звеном между многодетной семьей и субъектами социальной помощи (органы социальной защиты, служба занятости, органы образования, органы здравоохранения, муниципальные органы власти, неправительственные организации, компетентные специалисты (юристы, психологи, педагоги), предприятия работы родителя). [17]

Конечно, оптимальным  вариантом было бы объединение всех субъектов социальной помощи в единую службу – координирующий орган, в  котором социальный педагог выполнял бы основную роль, имея возможность проводить разноплановую деятельность с многодетными семьями: консультирование, комплексную диагностику, учет (банк данных таких семей), дифференцированно определять направления помощи, привлекать дополнительные средства, обеспечивать взаимодействие субъектов помощи, включенность семьи в досуговые, оздоровительные и другие мероприятия.

Таким образом, при  всем своеобразии профилактического, адаптационного, реабилитационного  и терапевтического воздействия  на социальные объекты в этих процессах  есть много общего. Они нередко  взаимовлияют друг на друга. Уже отмечалось, что некоторые терапевтические методы активно используются в адаптации, реабилитации и даже в профилактике. Адаптация может служить одним из средств реабилитации. С другой стороны, реабилитационные методы используются в ходе адаптации. И все это направлено на достижение общей цели – оказание социальной помощи путем восстановления, сохранения или улучшения способности к социальному функционированию и обеспечению социального оздоровления семей социального риска, в том числе и многодетных. А социальное здоровье граждан, благополучие семей является необходимым условием стабильного и прогрессивного развития страны.

Одной из успешно  применяемых технологий работы социального  педагога с многодетной семьей является социальное консультирование. Социальное консультирование – это квалифицированный  совет, помощь лицам, испытывающим различные  проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения. В рамках социального  консультирования можно выделить следующие  направления: медико-социальное, психолого-педагогическое, социально-правовое, социально-управленческое и др. Вероятно, правомерно выделять и социономическое направление консультирования.

Основной целью  социономического консультирования является оказание помощи клиенту в решении его социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Такая консультативная деятельность позволяет клиенту расширить представления о себе собственной ситуации, а затем пережить в себе свои новые возможности. Клиент в результате консультации должен принять ответственность на себя за происходящее с ним. Особенность технологии консультирования состоит именно в активизации резервов внутренних сил клиента для решения проблемных, кризисных или конфликтных ситуаций. [37]

При проведении социономического консультирования важно придерживаться основных принципов этой деятельности. Ряд исследователей (А.А. Осипова и др.) вполне справедливо выделяют шесть основных принципов социально-психологического консультирования:

- доброжелательное  и безоценочное отношение к клиентам;

- ориентация на  нормы и ценности клиента;

- запрет давать  советы клиенту; 

- анонимность  консультирования;

- включенность  клиента в процесс консультирования;

- разграничение  личных и профессиональных отношений.

Социально-психологическое  консультирование предполагает использование  своеобразных приемов и методов  работы с клиентами. К их числу  обычно относят: наблюдение, тестирование, внушение, убеждение, информирование, метод художественных аналогий, минитренинг, консультационный инструктаж и др.

Важнейшим направлением социономического консультирования является семейное консультирование. Оно охватывает такой спектр проблем, как взаимоотношения между супругами, между ними и их родителями, детьми и родителями. В последние годы в нашей стране создаются и начинают функционировать психолого-педагогические консультационные центры. Значительное количество лиц, обращающихся в них за помощью, - это родители, которых беспокоят проблемы воспитания и развития детей, конфликты во взаимоотношениях с ними. Как показывает практика, совершенно бессмысленно консультировать детей до 14-15 лет без участия родителей. Ведь их проблемы просто невозможно решать без анализа общего контекста семейных отношений, учета специфики общения детей с родителями.

Опыт работы психолого-педагогических консультационных центров свидетельствует, что школьная успеваемость входит в  основное содержание запроса родителей  в более чем половине всех обращений. Приемы работы консультанта с детьми и родителями могут быть разными  в зависимости от индивидуально-личностных особенностей клиентов. Однако есть некоторые  правила, которые должны быть реализованы  консультантом практически во всех консультациях родителей по поводу их детей. Как справедливо заключают  некоторые ученые (Т.Н. Овчинникова), к таким правилам можно отнести:

- обязательное  наполнение родительской жалобы-запроса  конкретным содержанием путем  получения от родителей подробного  описания поведенческой ситуации, явившейся основой запроса; 

- использование  принципов "стереоскопичности"  взгляда на ситуацию, т.е. фиксации  этого взгляда как субъективно,  с позиций, связанных с ситуацией  членов семьи, так и объективно, с позиции консультанта;

- совместное с  родителями выдвижение консультантом  гипотезы об истории развития "отрицательного" качества у  ребенка и возможных путях  его преодоления. 

Важнейшим направлением в работе с многодетными семьями  является также социально-правовое консультирование – в рамках поддержки  создания малого бизнеса, - содействующее  переходу к полной или частичной  самообеспеченности данной категории  семей.

Отсутствие рыночного  менталитета и информации о механизмах деятельности этой социально-экономической  системы требует создания специальных  структур, оказывающих консультативно-методическую, информационную, организационную помощь семьям, изъявившим желание организовать малое производство. В настоящее  время усилия государственных и  негосударственных органов в  этой сфере разрозненны и непоследовательны. Так, переученные в службах занятости  и приобретшие современную специальность  индивиды не могут применить её в  силу ряда объективных причин, прежде всего, материально-экономического характера. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что социальное консультирование, как  одна из технологий социальной работы с многодетными семьями, играет важную роль в системе социального обслуживания населения, особенно социально уязвимых категорий. [18, 27, 32]

Одной из технологий социальной работы с многодетной  семьей, направленной на поддержку  данной категории семей, является социальный патронаж.

Патронаж –  это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой семья (клиент) получает конкретную помощь и поддержку  от социальной службы, призванной мобилизовать и повысить ее адаптационные возможности.

В настоящее время  различают два направления социального  патронажа семьи.

Первое направление  основывается на характере тех действий, которые осуществляют социальные службы в отношении семей и детей  особого риска. Она включает в  себя такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т. д.

Второе направление  основывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), по половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), по медицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины и т. д.), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), по семейным проблемам (неблагополучные семьи, дети родителей алкоголиков)1 и т. д.

Рассматривая  первое направление, отметим, что, например, медико-социальный патронаж действует в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей (инвалидов), нуждающихся в повседневном уходе.

Социально-психологический  патронаж реализуется в различных  формах длительно оказываемой психологической  и социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние, а также имеющим проблемы в  воспитании детей, находящимся в  состоянии хронической социально-психологической  дезадаптации и эмоционального напряжения.

Специалисты, осуществляющие психологический патронаж, проводят консультирование, находят вместе с  клиентами альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций, выполняют  посреднические функции между клиентом и его окружением, помогают снизить  у клиента чувство тревожности, при этом специалист должен квалифицированно совместить членов семьи в процесс  планируемых изменений. [24]

Социальный патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и  психологического состояния клиента  при использовании средств, снижающих  уровень тревоги и предоставляющих  эмоциональную поддержку, а также  направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической  ситуации, сложившейся в семье  и на стабилизацию благоприятных  тенденций.

Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей  различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся  на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического  пространства.

Социальный патронаж семьи включает следующие направления:

Информация о работе Организация социально педагогической деятельности с многодетной семьёй в условиях общеобразовательной школы