Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 23:50, курсовая работа
Объектом исследования в курсовой работе является современная многодетная семья и ее социальные проблемы.
Предметом исследования: технология социально педагогической работы с многодетной семьей в общеобразовательной школе..
Цель исследования: Выявить критерии и условия эффективности работы социального педагога с многодетными семьями в условиях общеобразовательной школы.
Введение
Глава 1. Особенности многодетной семьи
1.1 Теоретическое обоснование понятия “семья”
1.2 Характеристика многодетной семьи
1.3 Государственная защита многодетной семьи в современной России.
Вывод к 1 главе.
Глава 2.
2.1Технология работы социального педагога с многодетной семьёй
2.2 Формы и методы работы социального педагога с многодетной семьёй
2.3 Критерии эффективности работы социального педагога с многодетной семьёй.
Вывод ко 2 главе
Список использованной литературы
Патронаж может проводиться со следующими целями:
диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
адаптационно - реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.
Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини - тренинги и пр.
Еще одна форма работы социального педагога с семьей - социально - педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Сущность социально
- педагогического мониторинга
Важную роль в осуществлении социально - педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты. Способов систематизации может быть несколько. Рассмотрим один из них.
Поскольку семья - это сложная система, социальный педагог принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.
Родительская подсистема (мать - отец). Социальный педагог концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений: мать - дети, отец - дети, стиль родительского отношения.
Воспитательный потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в системах требований и влияние семьи на ребенка.
Подсистема «братья - сестры». Социальный педагог концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье разделении обязанностей между братьями - сестрами.
Отношения между
детьми в семье - незаменимый опыт
общения и взаимодействия длительного
характера, когда обязательны
Подсистема «родители - дети». Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой
Социально - педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии.
Итак,любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности подростка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям -- от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения. Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте.
2.3 Критерии эффективности работы социального педагога.
Результатом практической работы
с семьей, находящейся в социально
опасном положении, является решение
проблем семьи и, как следствие,
социальная адаптация и изменение
статуса семьи, ее членов.
Так, в случае неопределенности гражданскою
статуса результатом работы станут восстановление
утраченных документов (паспорта, свидетельства
о рождении), оформление льгот, пособий,
пенсии и т.п. Если и в семье была проблема
безработицы, ожидаемый результат социального
воздействия – появление мотивации на
трудовую деятельность и трудоустройство
членов семьи.
Результатом целенаправленной комплексной
работы специалистов с проблемой зависимости
от ПАВ является отказ от алкоголя (наркотиков),
изменение образа жизни, позитивные изменения
в понимании и принятии самими членами
семьи системы семейных ценностей, социального
одобрения.
В результате защиты прав и интересов
ребенка из асоциальной семьи через суд
могут быть восстановлены жилищные права
несовершеннолетнего, проведен ремонт
жилья. В случае угрозы жизни, здоровью
и развитию ребенка родителей лишают (ограничивают)
в правах, решается вопрос дальнейшего
жизнеустройства несовершеннолетнего.
Для оценки эффективности работы с семьей
специалистами используется достаточно
распространенный параметрическ
1) начальное состояние семьи (на момент
проведения первичной диагностики, до
начала работы с данной семьей);
2) контрольное состояние семьи (на момент
проведения контрольной диагностики,
после проведения запланированной работы
с семьёй).
В качестве параметров, отражающих состояние
семьи, можно использовать:
наличие или отсутствие в семье той или
иной социальной проблемы (социального
явления, деструктивным образом влияющего
на процесс функционирования семейной
системы);
динамику (изменение) показателей проблемы
(характерных признаков, которые выявляются
при проведении первичной и уточняющей
диагностики и по которым специалист может
судить о том, что данная проблема действительно
присуща конкретной семье);
степень преодоления, "ликвидации"
причин социальных проблем, по которым
можно судить, справляется ли семья с воздействием
на нее потенциально опасных социальных
и внутрисемейных факторов.
Так, при оценке эффективности по параметрам
наличия или отсутствия в семье той или
иной социальной проблемы может быть использован:
а) показатель устранения проблемы (при
положительной эффективности);
б) показатель появления новой проблемы
(при отрицательной эффективности диагностики,
прогнозирования или профилактических
мероприятий);
в) показатель стабильности проблемы (при
нулевой эффективности).
При оценке эффективности по показателям
проблемы учитывается отсутствие динамики,
наличие положительной или отрицательной
динамики.
При оценке эффективности устранения
причин социальных проблем учитывается:
какие из причин возникновения проблем
в конкретной семье удалось нейтрализовать
за время работы с семьей (положительная
эффективность);
какие из причин, выявленных при первичной
диагностике, продолжают действовать
на момент контрольной диагностики (нулевая
эффективность);
какие из неразрешенных причин привели
к появлению новых или усугублению уже
имеющихся проблем (отрицательная эффективность).
При этом учитывается динамика как отдельных
причин, так и всей совокупности, выявленной
при первичной и контрольной диагностике.
Наиболее показательным является использование
сразу трех параметров, что дает возможность
отследить эффективность не только практической
работы, но и организации, планирования
деятельности.
Наш опыт показал, что очень сложно добиться
высокой эффективности социальной работы
с такой категорией, как семьи, находящиеся
в социально опасном положении. Этот показатель
напрямую зависит не только от наличия
мотивации (даже незначительной) самих
членов семьи на положительные изменения
в семейной ситуации, не только от системности
и комплексности социальной помощи со
стороны специалистов социальных учреждений.
Но и многих территориальных социальных
проблем (отсутствие рабочих мест, низкооплачиваемый
труд неквалифицированных работников,
асоциальное окружение семьи, недостаточность
детских внешкольных организаций и т.п.).
В нашей практике есть положительные результаты
работы с семьями, находящимися в социально
опасном положении. После длительной совместной
работы специалистов центра, КДН и школ
в семьях кардинально менялась ситуация:
родители излечивались от алкоголизма,
трудоустраивались, детям в семье стало
уделяться достаточно внимания, в результате
чего разрешались их школьные и поведенческие
проблемы. Регулярный патронаж, социальный
контроль, и преемственность со стороны
специалистов школы и центра позволили
закрепить эти результаты и стали успешными
методами профилактики социальной дезадаптации
семьи.
Основой для оценки деятельности
социального педагога образовательно-
В качестве основных критериев оценки деятельности социального педагога можно считать:
1) деятельность по созданию условий для эффективной работы: социально-педагогическая паспортизация образовательно-воспитательного учреждения и его микрорайона, оборудование и методическое оснащение рабочего кабинета, достаточность и системность созданного социально-педагогического банка данных;
2) регулярное прохождение курсов повышения квалификации, активное участие в работе регионального методобъединения, посещение семинаров и других мероприятий, направленных на повышение профессиоанльного уровня социального педагога;
3) обоснованность, технологичность и эффективность оказываемой социально-педагогической помощи;
4) актуальность превентивных мер и действенность профилактической социально-педагогической работы;
5) адекватность и качество планирования и документирования;
6) активность в пропаганде сущности социально-педагогических подходов, гуманистических идей;
7) развитие и поддержание социально-педагогических инициатив среди детей, подростков, молодежи;
8) отзывы учащихся и их родителей, педагогов, руководителей, предупреждения о работе социального педагога;
9) участие в научно-исследовательской работе, выступления в профессиональной периодической печати и других средствах информации по вопросам социально-педагогической деятельности, развития социальной педагогики как науки и практики.