Организация социально педагогической деятельности с многодетной семьёй в условиях общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 23:50, курсовая работа

Описание

Объектом исследования в курсовой работе является современная многодетная семья и ее социальные проблемы.
Предметом исследования: технология социально педагогической работы с многодетной семьей в общеобразовательной школе..
Цель исследования: Выявить критерии и условия эффективности работы социального педагога с многодетными семьями в условиях общеобразовательной школы.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности многодетной семьи
1.1 Теоретическое обоснование понятия “семья”
1.2 Характеристика многодетной семьи
1.3 Государственная защита многодетной семьи в современной России.
Вывод к 1 главе.
Глава 2.
2.1Технология работы социального педагога с многодетной семьёй
2.2 Формы и методы работы социального педагога с многодетной семьёй
2.3 Критерии эффективности работы социального педагога с многодетной семьёй.
Вывод ко 2 главе
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Алёна.docx

— 83.29 Кб (Скачать документ)

Патронаж может  проводиться со следующими целями:

диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и  пр.;

адаптационно - реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Регулярные патронажи  необходимы в отношении неблагополучных  и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в  какой- то мере дисциплинирует их, а  так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим  кризисным ситуациям.

Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в  основном для оказания помощи практически  здоровым людям, испытывающим затруднения  при решении жизненных задач.

Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини - тренинги и пр.

Еще одна форма  работы социального педагога с семьей - социально - педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система  периодического сбора, обобщения и  анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность  получения сведений и их систематическая  актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством  избранных позиций при сборе  и анализе информации; сочетание  обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

Сущность социально - педагогического мониторинга семьи  состоит в комплексном использовании  всех источников данных о процессах  и событиях семейной жизни, как носящих  естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной  инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические  работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические  методики на выявление показателей  внутрисемейных отношений и т. д.)

Важную роль в  осуществлении социально - педагогического  мониторинга играет умение социального  педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты. Способов систематизации может быть несколько. Рассмотрим один из них.

Поскольку семья - это сложная система, социальный педагог принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.

Родительская  подсистема (мать - отец). Социальный педагог  концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей  ребенка (детей), принятые в семье  нормы взаимоотношений: мать - дети, отец - дети, стиль родительского  отношения.

Воспитательный  потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые  допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в  системах требований и влияние семьи  на ребенка.

Подсистема «братья - сестры». Социальный педагог концентрирует  внимание на отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье разделении обязанностей между братьями - сестрами.

Отношения между  детьми в семье - незаменимый опыт общения и взаимодействия длительного  характера, когда обязательны распределение  обязанностей, терпимость, умение разрешать  и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним  заботу и внимание взрослых, и многое другое. Для большинства детей  данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых. Однако здесь скрыт значительный потенциал десоциализирующего влияния (отношения подчинения, «семейная дедовщина». Моральное и психологическое насилие, конкурентное противостояние и многое другое).

Подсистема «родители - дети». Социальный педагог стремится  определить специфические черты  взаимодействия между родителями и  детьми, границы власти, свободы  и ответственности, ставшие нормой

Социально - педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном  подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии.

Итак,любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности подростка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям -- от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения. Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте.

 

2.3 Критерии  эффективности работы  социального  педагога.

Результатом практической работы с семьей, находящейся в социально  опасном положении, является решение  проблем семьи и, как следствие, социальная адаптация и изменение  статуса семьи, ее членов. 
Так, в случае неопределенности гражданскою статуса результатом работы станут восстановление утраченных документов (паспорта, свидетельства о рождении), оформление льгот, пособий, пенсии и т.п. Если и в семье была проблема безработицы, ожидаемый результат социального воздействия – появление мотивации на трудовую деятельность и трудоустройство членов семьи. 
Результатом целенаправленной комплексной работы специалистов с проблемой зависимости от ПАВ является отказ от алкоголя (наркотиков), изменение образа жизни, позитивные изменения в понимании и принятии самими членами семьи системы семейных ценностей, социального одобрения. 
В результате защиты прав и интересов ребенка из асоциальной семьи через суд могут быть восстановлены жилищные права несовершеннолетнего, проведен ремонт жилья. В случае угрозы жизни, здоровью и развитию ребенка родителей лишают (ограничивают) в правах, решается вопрос дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего. 
Для оценки эффективности работы с семьей специалистами используется достаточно распространенный параметрический метод, суть которого сводится к сопоставлению двух групп параметров: 
1) начальное состояние семьи (на момент проведения первичной диагностики, до начала работы с данной семьей); 
2) контрольное состояние семьи (на момент проведения контрольной диагностики, после проведения запланированной работы с семьёй). 
В качестве параметров, отражающих состояние семьи, можно использовать:  
наличие или отсутствие в семье той или иной социальной проблемы (социального явления, деструктивным образом влияющего на процесс функционирования семейной системы); 
динамику (изменение) показателей проблемы (характерных признаков, которые выявляются при проведении первичной и уточняющей диагностики и по которым специалист может судить о том, что данная проблема действительно присуща конкретной семье); 
степень преодоления, "ликвидации" причин социальных проблем, по которым можно судить, справляется ли семья с воздействием на нее потенциально опасных социальных и внутрисемейных факторов. 
Так, при оценке эффективности по параметрам наличия или отсутствия в семье той или иной социальной проблемы может быть использован: 
а) показатель устранения проблемы (при положительной эффективности); 
б) показатель появления новой проблемы (при отрицательной эффективности диагностики, прогнозирования или профилактических мероприятий); 
в) показатель стабильности проблемы (при нулевой эффективности). 
При оценке эффективности по показателям проблемы учитывается отсутствие динамики, наличие положительной или отрицательной динамики. 
При оценке эффективности устранения причин социальных проблем учитывается: 
какие из причин возникновения проблем в конкретной семье удалось нейтрализовать за время работы с семьей (положительная эффективность); 
какие из причин, выявленных при первичной диагностике, продолжают действовать на момент контрольной диагностики (нулевая эффективность); 
какие из неразрешенных причин привели к появлению новых или усугублению уже имеющихся проблем (отрицательная эффективность). 
При этом учитывается динамика как отдельных причин, так и всей совокупности, выявленной при первичной и контрольной диагностике. 
Наиболее показательным является использование сразу трех параметров, что дает возможность отследить эффективность не только практической работы, но и организации, планирования деятельности. 
Наш опыт показал, что очень сложно добиться высокой эффективности социальной работы с такой категорией, как семьи, находящиеся в социально опасном положении. Этот показатель напрямую зависит не только от наличия мотивации (даже незначительной) самих членов семьи на положительные изменения в семейной ситуации, не только от системности и комплексности социальной помощи со стороны специалистов социальных учреждений. Но и многих территориальных социальных проблем (отсутствие рабочих мест, низкооплачиваемый труд неквалифицированных работников, асоциальное окружение семьи, недостаточность детских внешкольных организаций и т.п.). 
В нашей практике есть положительные результаты работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. После длительной совместной работы специалистов центра, КДН и школ в семьях кардинально менялась ситуация: родители излечивались от алкоголизма, трудоустраивались, детям в семье стало уделяться достаточно внимания, в результате чего разрешались их школьные и поведенческие проблемы. Регулярный патронаж, социальный контроль, и преемственность со стороны специалистов школы и центра позволили закрепить эти результаты и стали успешными методами профилактики социальной дезадаптации семьи.

Основой для оценки деятельности социального педагога образовательно-воспитательного  учреждения является выполнение им функциональных обязанностей в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой и данными методическими  рекомендациями.

В качестве основных критериев  оценки деятельности социального педагога можно считать:

1)            деятельность по созданию условий для эффективной работы: социально-педагогическая паспортизация образовательно-воспитательного учреждения и его микрорайона, оборудование и методическое оснащение рабочего кабинета, достаточность и системность созданного социально-педагогического банка данных;

2)            регулярное прохождение курсов повышения квалификации, активное участие в работе регионального методобъединения, посещение семинаров и других мероприятий, направленных на повышение профессиоанльного уровня социального педагога;

3)            обоснованность, технологичность и эффективность оказываемой социально-педагогической помощи;

4)            актуальность превентивных мер и действенность профилактической социально-педагогической работы;

5)            адекватность и качество планирования и документирования;

6)            активность в пропаганде сущности социально-педагогических подходов, гуманистических идей;

7)            развитие и поддержание социально-педагогических инициатив среди детей, подростков, молодежи;

8)            отзывы учащихся и их родителей, педагогов, руководителей, предупреждения о работе социального педагога;

9)            участие в научно-исследовательской работе, выступления в профессиональной периодической печати и других средствах информации по вопросам социально-педагогической деятельности, развития социальной педагогики как науки и практики.

 


Информация о работе Организация социально педагогической деятельности с многодетной семьёй в условиях общеобразовательной школы