Организация социально педагогической деятельности с многодетной семьёй в условиях общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 23:50, курсовая работа

Описание

Объектом исследования в курсовой работе является современная многодетная семья и ее социальные проблемы.
Предметом исследования: технология социально педагогической работы с многодетной семьей в общеобразовательной школе..
Цель исследования: Выявить критерии и условия эффективности работы социального педагога с многодетными семьями в условиях общеобразовательной школы.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности многодетной семьи
1.1 Теоретическое обоснование понятия “семья”
1.2 Характеристика многодетной семьи
1.3 Государственная защита многодетной семьи в современной России.
Вывод к 1 главе.
Глава 2.
2.1Технология работы социального педагога с многодетной семьёй
2.2 Формы и методы работы социального педагога с многодетной семьёй
2.3 Критерии эффективности работы социального педагога с многодетной семьёй.
Вывод ко 2 главе
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Алёна.docx

— 83.29 Кб (Скачать документ)

- информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и фиксацией ситуации как неблагополучной или опасной;

- прямое вмешательство  в ситуацию;

- заключение социальной  службой договора о сотрудничестве  и его планирование; непосредственная  поддержка клиента патроната  (патронат);

- контроль, оценка  и завершение работы с клиентом.

На всех этапах работы с многодетной семьей социальный педагог фиксирует на специальных  учетных карточках основное содержание работы данной семьей.

В патронировании семьи используются самые разнообразные формы и методы: материальная поддержка; социальное и психосоциальное консультирование; психотерапия; гештальтерапия; тренинги (например, позитивного жизненного настроя); коррекционные методики (коррекция деструктивных аффектов у детей, депривированного материнства и т.д.); педагогического просвещения родителей, обучения социальным умениям, навыкам ухода, консилиума, кондуктивной индивидуальной поддержки и т.д.

Таким образом, патронаж в системе патроната и социальной работы означает:

- на уровне  клиента – его начало с момента  определения и квалификации социальной  службой жизненной ситуации клиента  как тяжелой и даже опасной  для него самого и его ближайшего  окружения; 

- на уровне  содержания патронажной работы  – выдвижение тех задач, которые  выходят за рамки содержания  социальной помощи в обычном,  традиционном смысле, а потому  и не включены в работу с  периодически возникающими у  людей проблемами;

- на уровне  методов патронажа – использование  не только традиционных путей  оказания помощи, по и специальных  дополнительных "обходных", а также  дифференцированной, многоплановой,  разносторонней и "пошаговой"  помощи, включающей формирование  мотивации, развитие отношений,  применение воздействий, которые  чаще всего используются при  проблемно-ориентированном подходе  к клиенту;

- на уровне  организации – это система  патроната, т. е. особая форма  организации среды в отношениях  с клиентом и к самому клиенту,  которая при соблюдении принципов  гуманизма и учета интересов  клиента предполагает определенную  долю авторитарности и жесткости,  отсутствующих при реализации  общих подходов в социальной  работе;

- на уровне  границ социальной работы –  максимальное расширение ее пространства, означающее необходимость постоянного  целенаправленного привлечения  к процессу оказания социальной  помощи и поддержки целого  ряда специалистов (по горизонтали)  и ведомств, организаций и учреждений  за пределами социальной службы (по вертикали);

- на уровне  продолжительности работы – пролонгация  процесса оказания помощи и  поддержки и выход за рамки  какого-то одного вида и одной  формы помощи (комплексный подход). [14, 21]

Таковы основные характеристики технологий работы социального  педагога с многодетной семьей. Умелое применение действенных социальных технологий, включая технологий социальной работы с социально уязвимыми  группами многодетных семей, может  обеспечить прогрессивное развитие государства и выбор наиболее оптимального механизма общественного  функционирования.

Таким образом, проведенный  нами теоретический анализ показал, что семья на современном этапе  развития находится в состоянии  кризиса, порожденного социально-экономическими, общественными условиями, сменой ценностных ориентаций и приоритетов в отношении  семьи как социального института. Для преодоления негативных тенденций, в данной области требуется усиление мер политики социальной поддержки  и защиты семьи. Многодетные семьи  являются объектом особого внимания социальных служб ввиду своей  социальной незащищенности и повышенной социальной уязвимости. Государственная  политика социальной защиты уязвимых слоев и групп населения в  первую очередь должна быть ориентирована  на превентивные и профилактические меры, которые бы способствовали предупреждению трудностей в этой области.

 

 

 

2.2 Формы и методы  работы социального педагога  с многодетной семьёй.

Деятельность  социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя два  направления деятельности социального  педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих  семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в  первую очередь, с родителями - путем  их консультирования, а так же с  ребенком посредством создания специальных  воспитательных ситуаций для решения  задачи своевременной помощи семье  в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного  потенциала.

Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально - психологическую поддержку  и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

Коррекция межличностных  отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое  насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния. До недавнего  времени этому явлению не уделялось  должного внимания. К такому виду насилия  относится запугивание, оскорбление  ребенка, унижение его чести и  достоинства, нарушение доверия.

Посреднический  компонент социально - педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации  и информирование.

Помощь в организации  направлена на организацию семейного  досуга, включающую в себя: организацию  выставок - продаж поношенных вещей, благотворительных  аукционов; клубов по интересам, организацию  семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.

Помощь в координации  направлена на активизацию различных  ведомств и служб по совместному  разрешению проблемы конкретной семьи  и положения конкретного ребенка.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи  информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме  консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Социальный педагог  при работе с семьей выступает  в трех основных ролях:

Советник - информирует  семью о важности и возможности  взаимодействия родителей и детей  в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант - консультирует  по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных  на конкретную семью; разъясняет родителям  способы создания условий, необходимых  для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник - защищает права ребенка в случае, когда  приходится сталкиваться с полной деградацией  личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и  вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Формы социально - педагогической помощи семье. Условно формы работы социального педагога с семьей можно раз-

делить на:

индивидуальные (беседы, консультирование, посещение семьи);

групповые (групповые консультации, тренинги для группы

родителей, имеющих  схожие проблемы в воспитании ребенка,

создание групп  взаимопомощи);

коллективные  (различные виды собраний, вечера вопросов

и ответов, родительские конференции, встречи с представителя-

ми медицинских, социальных, юридических служб, проведение

Дней открытых дверей для родителей в образовательном учреж-

дении, организация досуговых мероприятий);

наглядно-информационные (выставки творческих работ детей

и родителей, выпуск газет, школьных журналов, создание видео-

материалов, выставки книг по вопросам семейного воспитания).

Рассмотрим конкретные примеры форм работы с семьей.

 

Индивидуальная  работа с родителями начинается, как прави-

ло, с обстоятельной беседы по поводу истории развития ребенка.

На всех этапах беседы, консультирования следует создать особую

атмосферу доверительности  отношений. В их основе лежит по-

нимание социальным педагогом того беспокойства, тревоги, ко-

торое испытывают родители.

Во время первой встречи важно понять мотивы обращения

за консультацией.

А.С. Спиваковская выделяет несколько типов не вполне осоз-

нанной мотивации обращения родителей к специалисту:

• «у нас неблагополучный  ребенок, потому что мы неуме-

лые родители; мы часто повышаем голос, хочется быть спокойны-

ми, но не получается; мы упустили ребенка» — в запросе  на по-

мощь родители сетуют на свою педагогическую несостоятельность;

• «наш ребенок  так же неблагополучен, как и наши суп-

ружеские отношения» — во время встречи с педагогом родители

незаметно для  себя с проблем ребенка переходят  к рассказу о суп-

ружеских отношениях: «в нашем доме постоянное напряжение;

мы часто не находим общего языка»;

• «наш ребенок  неблагополучен, потому что у него пло-

хая (ой) мать (отец), а у меня плохая (ой) жена (муж)»  — во время

консультации  один из родителей как бы подчеркивает: «Вы же

понимаете, дело совсем не в ребенке... »

Многие родители недооценивают сложность процесса консуль-

тирования, временных затрат, ориентированы на получение быст-

рого результата, переоценивают возможности социального педаго-

га. Важно избегать неоправданных ожиданий, которые могут приве-

сти к чувству неудовлетворенности от общения со специалистом.

Беседа, проводимая по итогам изучения ситуации, направ-

лена на:

• обсуждение общего состояния ребенка, особенностей его

характера, степени  и причин выявленных трудностей;

• обсуждение проблем  родителей, их отношения к труд-

ностям ребенка;

• совместную разработку системы конкретных мер помо-

щи или специальной  работы совместно с другими специалистами;

• планирование следующих встреч.

 

Посещение семьи на дому начинается с налаживания контак-

та. Семья намного  лучше воспринимает человека, который  готов

выслушать, понять: «Извините, если я пришел в неудобное  время,

без предупреждения, надеюсь, что у нас будут встречи  и в дальней-

шем; у вас замечательные дети, но им необходима помощь... »

Задачи первого  визита в семью: показать, что вы как специа-

лист настроены на результативное сотрудничество; снять напря-

женность, которая может возникнуть при посещении социальным

педагогом их дома.

Основные элементы первого визита специалиста в  семью:

Знакомство. Представьтесь, будьте при этом доброжелатель-

ным, спокойным и, если получится, уверенным в себе.

Социально-психологическая  беседа. Если волнуетесь, чувству-

ете, что сами или семья не готовы к содержательной части диа-

лога, — не спешите (иногда первый визит может этой фазой и за-

вершиться). В  этом случае договоритесь о времени  следующего

визита и распрощайтесь.

Содержательная  часть.

• Объясните, что  хорошего может получить семья от об-

щения с вами как с профессионалом. Семья может принять ваши

объяснения, а  может — нет.

• Спросите, в  какой помощи семья нуждается, согласна

ли она сотрудничать. Помните, что отказ семьи от сотрудниче-

ства не является окончательным.

• Обязательно  проверьте, как члены семьи вас  поняли и как

восприняли.

• Узнайте, каким  семья видит ваше сотрудничество.

• Оцените качество контакта с семьей.

1 По материалам А. Кочубея, Н. Умаровой «Визит в семью, или Практика ра-

боты с семьями». — Псков, 2002.

 

Спокойно выслушайте ответы членов семьи, примите их за

основу вашего будущего диалога. Ответы семьи могут  вам и не

понравиться, но они являются той первоначальной базой, на ко-

торой придется налаживать отношения.

 

Во время первого  визита:

• не сосредоточивайте особое внимание на проблемах се-

мьи, если семья не готова сама о них говорить;

• не чувствуйте себя скованно;

• не «включайте негативное самопрограммирование»;

• не говорите, что  правильно, а что неправильно, прежде

чем не узнаете  мнение семьи по этому поводу;

• не противопоставляйте себя семье;

• не форсируйте события: семья может оказаться  негото-

вой и будет  защищаться;

• не сомневайтесь в собственной профессиональности.

 

Для установления хорошего контакта во время первого  визи-

та в семью  необходимо:

• обрести состояние  комфортности;

• настроить себя на сотрудничество;

• «встать на одну сторону с семьей», активизировать про-

фессиональную установку на оказание социально-педагогичес-

кой помощи;

• быть уверенным, что совместно возможно улучшить си-

туацию в семье.

_Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Патронаж дает возможность наблюдать семью  в ее естественных условиях. Что  позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения  семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует  находить возможности информировать  семью о предстоящем визите и  его целях.

Информация о работе Организация социально педагогической деятельности с многодетной семьёй в условиях общеобразовательной школы