Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 23:50, курсовая работа
Объектом исследования в курсовой работе является современная многодетная семья и ее социальные проблемы.
Предметом исследования: технология социально педагогической работы с многодетной семьей в общеобразовательной школе..
Цель исследования: Выявить критерии и условия эффективности работы социального педагога с многодетными семьями в условиях общеобразовательной школы.
Введение
Глава 1. Особенности многодетной семьи
1.1 Теоретическое обоснование понятия “семья”
1.2 Характеристика многодетной семьи
1.3 Государственная защита многодетной семьи в современной России.
Вывод к 1 главе.
Глава 2.
2.1Технология работы социального педагога с многодетной семьёй
2.2 Формы и методы работы социального педагога с многодетной семьёй
2.3 Критерии эффективности работы социального педагога с многодетной семьёй.
Вывод ко 2 главе
Список использованной литературы
- информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и фиксацией ситуации как неблагополучной или опасной;
- прямое вмешательство в ситуацию;
- заключение социальной
службой договора о
- контроль, оценка
и завершение работы с
На всех этапах работы с многодетной семьей социальный педагог фиксирует на специальных учетных карточках основное содержание работы данной семьей.
В патронировании семьи используются самые разнообразные формы и методы: материальная поддержка; социальное и психосоциальное консультирование; психотерапия; гештальтерапия; тренинги (например, позитивного жизненного настроя); коррекционные методики (коррекция деструктивных аффектов у детей, депривированного материнства и т.д.); педагогического просвещения родителей, обучения социальным умениям, навыкам ухода, консилиума, кондуктивной индивидуальной поддержки и т.д.
Таким образом, патронаж
в системе патроната и
- на уровне
клиента – его начало с
- на уровне
содержания патронажной работы
– выдвижение тех задач,
- на уровне
методов патронажа –
- на уровне
организации – это система
патроната, т. е. особая форма
организации среды в
- на уровне
границ социальной работы –
максимальное расширение ее
- на уровне
продолжительности работы –
Таковы основные характеристики технологий работы социального педагога с многодетной семьей. Умелое применение действенных социальных технологий, включая технологий социальной работы с социально уязвимыми группами многодетных семей, может обеспечить прогрессивное развитие государства и выбор наиболее оптимального механизма общественного функционирования.
Таким образом, проведенный
нами теоретический анализ показал,
что семья на современном этапе
развития находится в состоянии
кризиса, порожденного социально-экономическими,
общественными условиями, сменой ценностных
ориентаций и приоритетов в отношении
семьи как социального
2.2 Формы и методы работы социального педагога с многодетной семьёй.
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию.
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.
Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Посреднический компонент социально - педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок - продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.
Помощь в координации
направлена на активизацию различных
ведомств и служб по совместному
разрешению проблемы конкретной семьи
и положения конкретного
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.
Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник - защищает
права ребенка в случае, когда
приходится сталкиваться с полной деградацией
личности родителей (алкоголизм, наркомания,
жестокое отношение к детям) и
вытекающими из этого проблемами
неустроенности быта, отсутствие внимания,
человеческого отношения
Формы социально - педагогической помощи семье. Условно формы работы социального педагога с семьей можно раз-
делить на:
индивидуальные (беседы, консультирование, посещение семьи);
групповые (групповые консультации, тренинги для группы
родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка,
создание групп взаимопомощи);
коллективные (различные виды собраний, вечера вопросов
и ответов, родительские конференции, встречи с представителя-
ми медицинских, социальных, юридических служб, проведение
Дней открытых
дверей для родителей в
дении, организация досуговых мероприятий);
наглядно-информационные (выставки творческих работ детей
и родителей, выпуск газет, школьных журналов, создание видео-
материалов, выставки книг по вопросам семейного воспитания).
Рассмотрим конкретные примеры форм работы с семьей.
Индивидуальная работа с родителями начинается, как прави-
ло, с обстоятельной беседы по поводу истории развития ребенка.
На всех этапах беседы, консультирования следует создать особую
атмосферу доверительности отношений. В их основе лежит по-
нимание социальным педагогом того беспокойства, тревоги, ко-
торое испытывают родители.
Во время первой встречи важно понять мотивы обращения
за консультацией.
А.С. Спиваковская выделяет несколько типов не вполне осоз-
нанной мотивации обращения родителей к специалисту:
• «у нас неблагополучный ребенок, потому что мы неуме-
лые родители; мы часто повышаем голос, хочется быть спокойны-
ми, но не получается; мы упустили ребенка» — в запросе на по-
мощь родители сетуют на свою педагогическую несостоятельность;
• «наш ребенок так же неблагополучен, как и наши суп-
ружеские отношения» — во время встречи с педагогом родители
незаметно для себя с проблем ребенка переходят к рассказу о суп-
ружеских отношениях: «в нашем доме постоянное напряжение;
мы часто не находим общего языка»;
• «наш ребенок неблагополучен, потому что у него пло-
хая (ой) мать (отец), а у меня плохая (ой) жена (муж)» — во время
консультации один из родителей как бы подчеркивает: «Вы же
понимаете, дело совсем не в ребенке... »
Многие родители
недооценивают сложность
тирования, временных затрат, ориентированы на получение быст-
рого результата, переоценивают возможности социального педаго-
га. Важно избегать неоправданных ожиданий, которые могут приве-
сти к чувству неудовлетворенности от общения со специалистом.
Беседа, проводимая по итогам изучения ситуации, направ-
лена на:
• обсуждение общего состояния ребенка, особенностей его
характера, степени и причин выявленных трудностей;
• обсуждение проблем родителей, их отношения к труд-
ностям ребенка;
• совместную разработку системы конкретных мер помо-
щи или специальной
работы совместно с другими
• планирование следующих встреч.
Посещение семьи на дому начинается с налаживания контак-
та. Семья намного лучше воспринимает человека, который готов
выслушать, понять: «Извините, если я пришел в неудобное время,
без предупреждения, надеюсь, что у нас будут встречи и в дальней-
шем; у вас замечательные дети, но им необходима помощь... »
Задачи первого визита в семью: показать, что вы как специа-
лист настроены на результативное сотрудничество; снять напря-
женность, которая может возникнуть при посещении социальным
педагогом их дома.
Основные элементы первого визита специалиста в семью:
Знакомство. Представьтесь, будьте при этом доброжелатель-
ным, спокойным и, если получится, уверенным в себе.
Социально-психологическая беседа. Если волнуетесь, чувству-
ете, что сами или семья не готовы к содержательной части диа-
лога, — не спешите (иногда первый визит может этой фазой и за-
вершиться). В этом случае договоритесь о времени следующего
визита и распрощайтесь.
Содержательная часть.
• Объясните, что хорошего может получить семья от об-
щения с вами как с профессионалом. Семья может принять ваши
объяснения, а может — нет.
• Спросите, в какой помощи семья нуждается, согласна
ли она сотрудничать. Помните, что отказ семьи от сотрудниче-
ства не является окончательным.
• Обязательно проверьте, как члены семьи вас поняли и как
восприняли.
• Узнайте, каким семья видит ваше сотрудничество.
• Оцените качество контакта с семьей.
1 По материалам А. Кочубея, Н. Умаровой «Визит в семью, или Практика ра-
боты с семьями». — Псков, 2002.
Спокойно выслушайте ответы членов семьи, примите их за
основу вашего будущего диалога. Ответы семьи могут вам и не
понравиться, но они являются той первоначальной базой, на ко-
торой придется налаживать отношения.
Во время первого визита:
• не сосредоточивайте особое внимание на проблемах се-
мьи, если семья не готова сама о них говорить;
• не чувствуйте себя скованно;
• не «включайте негативное самопрограммирование»;
• не говорите, что правильно, а что неправильно, прежде
чем не узнаете мнение семьи по этому поводу;
• не противопоставляйте себя семье;
• не форсируйте события: семья может оказаться негото-
вой и будет защищаться;
• не сомневайтесь
в собственной
Для установления хорошего контакта во время первого визи-
та в семью необходимо:
• обрести состояние комфортности;
• настроить себя на сотрудничество;
• «встать на одну сторону с семьей», активизировать про-
фессиональную установку на оказание социально-педагогичес-
кой помощи;
• быть уверенным, что совместно возможно улучшить си-
туацию в семье.
_Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.