Основные функции государства в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 02:01, контрольная работа

Описание

Целью выполнения контрольной работы является оценка роли и анализ функций государства в рыночной экономике.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- оценить необходимость вмешательства государства в рыночную экономику;
- изучить функции государства в рыночной экономике;
- проанализировать границы вмешательства государства в экономику.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику….. 5
Функции государства в рыночной экономике ……………………………..9
Границы вмешательства государства в рыночную экономику…………...17
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по экономическим основам соц работы.doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)

       Государственный аппарат стремился  решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу  рынка и решить (или хотя бы  смягчить) острые социально-экономические  проблемы.

     Между тем стремительное увеличение государственного сектора и государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства определённые ограничения.

     Прежде  всего, недопустимы такие методы вмешательства государства, которые  разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т.д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Поэтому государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее ослаблять или усиливать действие рыночных сил. Следует помнить, что все экономические регуляторы противоречивы. Краткосрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями. Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации. Вообще сфера действия прямых и косвенных административных методов должна быть строго определена. Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики.

     Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.

     Особую  значимость государственное регулирование  приобретает в период общехозяйственных  кризисов, а также для процессов  в сфере межгосударственных экономических отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).

     Таким образом, современная рыночная экономика  является «государственно регулируемой». Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.

     Государственное регулирование рыночной экономики  преследует три цели:

- минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов;

- создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

- обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

     Для достижения названных целей современное  государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику.

Правовое  регулирование экономики

     Правовое  регулирование экономики состоит  в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательств и коммерции, защиту прав потребителей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наёмными работниками, борьбу с теневой экономикой и др. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».

     Антимонопольная политика включает административные и  экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:

- жесткий контроль над ценами предприятий монополистов;

- поддержку конкуренции (в т.ч. и посредством контролируемого доступа на отечественный рынок иностранных производителей)

- антимонопольную экспертизу принимаемых законов

     Столь же актуальна и дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства, поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие её инфляционные процессы. Дефляционная политика ограничена выбором:

- или стабилизация совокупного платежеспособного спроса, что требует ограничения прироста денежных доходов населения;

- или переход к «равновесным» (свободным) рыночным ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен;

- или увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.

Финансовое  регулирование

     Рыночная экономика невозможна без денежного опосредования движения товарных ценностей. Организатором же денежного обращения может выступать только государство. Уже одна эта функция даёт государству роль «регулятора» рыночной экономики. Действительно, размеры наличной и депозитной – чековой (безналичной) денежной эмиссии и степень её обеспеченности реальными активами оказывают непосредственное воздействие на динамику рыночных процессов (определяя величину платёжеспособного спроса, масштаб цен предложения, скорость оборота денежной единицы и её валютный курс).

     Хотя  размеры государственных доходов  постоянно растут, величина государственных  расходов растёт ещё быстрее. Эта  диспропорция объясняется направлениями  государственного бюджета в современном  обществе:

- субсидии, дотации и кредиты частному бизнесу, что позволяет направлять предпринимательскую активность в социально значимые сферы рыночной экономики, оказывать поддержку предприятиям, попадающим в критическую ситуацию;

- финансирование сфер образования, здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения;

- государственное потребление (государственные закупки товаров и услуг), стимулирующее прирост дополнительного спроса.

     В настоящее время государство  обладает широким «набором» эффективных  финансовых регуляторов:

1. Налоги  – обязательные государственные  сборы. Именно справедливость  и рациональность налогообложения  придают экономике цивилизационный  характер. Маневрируя ставками налога  и налоговыми льготами, государство  может существенно регулировать предпринимательскую деятельность.

2. Инвестиции. Государственные инвестиции и  заказы создают гарантированный  рынок, обеспечивая стабильную  реализацию продукции фирмам, получающим  госзаказы, и их партнёрам.  Цель государственной инвестиционной  политики – структурная перестройка экономики и регулирование темпов экономического роста.

3. Дотации  – денежные суммы, выделяемые  из госбюджета для  преодоления  отраслевых кризисов. За счёт  дотации государство поддерживает  и относительно низкие цены  на отдельные товары.

4. Учётная  ставка – разница между номиналом  ценных бумаг и размером их  досрочной оплаты. Назначая её, Центральный  банк регулирует активность коммерческих  банков, а тем самым и предпринимательскую  активность.

5. Регулирование  цен. Государство вправе установить предельные цены на продукцию предприятий-монополистов, а также на базовые для данной страны производственные ресурсы.

Государственное предпринимательство

     Объектами государственной собственности  являются предприятия, которые оказываются  экономически неэффективными для целей частного бизнеса; отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего народного хозяйства (энергетика, связь, оборона); «общественные товары» (дороги, экология, уличное освещение и др.). Разновидностью государственного предпринимательства следует считать и сдачу в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.

     В результате предпринимательства государство  регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к  ней сила, но и непосредственным участием в производственно-комерческих операциях.

Государственный сектор занимает свою нишу в экономике, которая не привлекает частных предпринимателей, руководствующихся мотивами коммерческой выгоды. Государство позволяет сделать рыночную экономику экологически безопасной, гарантирует осуществление социально-экономических прав человека, организует поступательное движение  научно-технического прогресса, сглаживает структурные и региональные диспропорции, обеспечивает эффективное развитие международных экономических отношений.

     Роль  государства в удовлетворении потребностей в общественных товарах и услугах  отнюдь не сводится к тому, чтобы  их обязательно производить в  государственном секторе. Наряду с  собственным производством государство может стимулировать их производство и на предприятиях частного сектора, закупая их у последних.

     Особенно  возрастает в современных условиях роль государства в связи с  необходимостью обеспечения экологической  безопасности общества.

Социальное  регулирование

     Особым  направлением в государственном  регулировании рыночной экономики  является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются  почти все рыночные субъекты, включая  предпринимателей, которым должна быть, гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное распоряжение доходами и возможность предпринимательства в любой сфере рыночной экономики.

     В развитой рыночной экономике приоритетами являются следующие направления  социальной защиты:

1. Гарантия  минимума заработной платы. Такая гарантия имеет исключительно социальное значение, поскольку образует базу оплаты труда во всех сферах и пересчёта уровня пенсий и пособий.

2. Обеспечение  занятости. Главной целью правительства  в сфере занятости является  удержание безработицы на «естественном уровне» (не более 4-5% от всего экономически активного населения).

3. Индексация  фиксированных доходов, т.е. частичное  возмещение государством денежных  потерь населения в результате  инфляционного роста цен на  потребительские товары.

     Экономическая роль государства в социальной рыночной экономике направлена на устранение несовершенств рынка, придание ему социальной направленности, а не на ликвидацию рыночных отношений как таковых.

Стабилизационная  функция государства

     Эта функция предполагает обеспечение сохранности рыночного механизма и условий его нормальной работы. Во всех странах с давними рыночными традициями это достигается путём осуществления комплекса мер по борьбе с монополизацией, инфляцией и безработицей. Как показывает практика всех развитых стран, рыночный механизм не содержит в себе иммунитет против этих болезней, резко снижающих эффективность экономических процессов, вплоть до их полной дезорганизации. Чтобы снизить монополизацию рыночной экономики государство должно проводить антимонопольную политику, а именно: 1) разработать и принять специальное антимонопольное законодательство; 2) сформировать системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства, используя административно-организационные методы.

Распределительная функция

     Среди функций, выполняемых государством во всех без исключения странах с  рыночной экономикой, большое место  занимает распределительная функция. Она направлена на ликвидацию большого разрыва в доходах различных социальных групп населения, который может возникать, и возникает в результате действия механизмов саморегуляции, присущих рыночной экономике. Специфика действия этих механизмов такова, что часть населения вообще не может обеспечить достойный уровень существования, сложившийся на данный период времени и учитывающий традиции данного общества. Законы рынка довольно жестки и жестоки. При этом, как известно, они заставляют страдать не обязательно и не всегда виноватых. Для обеспечения всем членам общества достойной жизни, а тем самым для поддержания в обществе атмосферы спокойствия и равновесия и недопущения социальных конфликтов и потрясений государство выполняет распределительную функцию. Изымая часть доходов различными, достаточно хорошо отработанными методами, государство затем распределяет их в пользу нуждающихся. В частности, повышает доходы малоимущим слоям населения, выдает беднякам продовольственные талоны, выплачивает пособия безработным и многодетным семьям, создает систему обучения и переквалификации безработных, обязывает предпринимателей выплачивать работникам заработную плату не ниже определенного минимума, предоставляет бесплатные услуги здравоохранения и обучения. В результате ослабляется социальная напряженность и экономическое неравенство. Но государство ни в коем случае не должно добиваться уравнивания доходов, т.к. неравенство доходов – это обязательное условие эффективного функционирования рыночной экономики.  
 

Информация о работе Основные функции государства в условиях рыночной экономики