Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:32, контрольная работа
Цель моей работы — наиболее полно раскрыть основные направления объективного подхода к анализу общества, изучить социальную теорию Парсонса. Именно правильная интерпретация и понимание сущности его теории лежат в основе моей работы.
Введение………………………………………………………………….3
1. Теория структурно-функционального анализа……………………… .4
2. Теория социального конфликта…………………………………….…15
3. Практическое задание. «Технологический детерминизм»……….…24
Заключение……………………………………………………………..28
Литература……………………………………………………………...29
Ни одна социальная система, будь то общество в целом, какая-то производственная единица или отдельный индивид, не могут выжить, если не решены ее основные проблемы:
-
обеспечение внутренней
На
уровне общества в целом функцию
адаптации осуществляет экономика,
функцию целеполагания —
Т.
Парсонс предпринял попытку построения
структурно-аналитической
Социальные действия логически и функционально необходимы как условия существования социальной системы. Если некоторый феномен регистрируется исследователем как устойчивый, самовоспроизводящийся фрагмент общественной практики, то нет логических и содержательных оснований сомневаться в том, что он является частью некоторой системы отношений. Эта система отношений (коль скоро она существует) обладает некоторой имплицитной необходимостью. В качестве такой необходимости Парсонс полагает существование базовых потребностей социальной системы (см. ниже). Причем, следуя принципу детерминизма, Парсонс полагает, что источник потребности для определенной части социальной системы не может находиться в ней самой, а задается другими ее частями более высокого уровня. Иерархический характер социальной системы предполагает взаимодействие ее частей, где изменение на одном уровне является одновременно и причиной и следствием изменений на других.
Таким
образом, социальное действие может
быть представлено как однонаправленное
взаимодействие, отвечающее минимально
необходимым требованиям
Следующее определение, которое необходимо здесь ввести, это понятие функции. У Парсонса «функция» - это логическое отношение способа действия к потребностям социальной системы. Отсюда возникает деление действий на функциональные и дисфункциональные.
Структура социального действия
Первая
задача, которую пытается решить Т.
Парсонс – выделение системы
координат социального
1. Действующего субъекта (актора);
2. Цели актора;
3. Ситуацию действия, в которой следует различать средства (предметные аспекты окружения, которыми актор может управлять с точки зрения достижения цели) и условия (на которые актор влиять не может и от которых действие зависимо);
4. Субъективная нормативная ориентация действия, которая определяет выбор средств действия (интериоризированные нормы и стандарты).
Объективные обстоятельства, составляющие внешнюю предметность ситуации, представлена по Т. Парсонсу как социальными объектами (индивидами, группами), так и несоциальными (вещными и культурными - таковыми являются, в том числе, нормы и ценности, но лишь в той степени, в какой они воспринимаются актором как внешние, то есть неинтериоризированные).
Позднее,
Т. Парсонс дополняет систему
координат социального действия
еще одним элементом –
Мотивационная
ориентация действия выступает в
качестве своеобразного энергетического
ресурса, основу которого составляют потребности
актора, а ценностная – предписывает
направление развития действия в
соответствии с определенными нормами
и правилами по отношению к
ситуации. Ценностная ориентация направлена
на внешние, независящие от отдельного
индивида символы – нормы и
ценности. В результате ориентации
социального действия представляется
Т. Парсонсом в следующем виде:
Мотивационная | Ценностная |
Познавательная
- ориентирует актора на раскрытие внутреннего, неочевидного содержания ситуации |
Познавательная
- опора на познавательные и логические нормы |
Катектическая
– складывается на основе положительной или отрицательной пристрастности субъекта по отношению к объектам ситуации |
Ценностно-эмоционально оценочная – оценка эмоциональной значимости объекта с точки зрения норм и ценностей актора |
Оценочная
- определяет выбор возможного варианта действия из спектра объективно возможных |
Моральная
- осуществляет синтез познавательной и ценностно-эмоционально оценочной ориентации, и дает опорные стандарты для оценки их проявленности в мотивационной ориентации |
Описание
мотивационных компонентов
Ориентации актора |
Аффективность
– нейтральность
Отражает количество и интенсивность эмоций в процессе взаимодействия |
Специфичность
– диффузность
Рассмотрение объектов с точки зрения их особых (специфичных) свойств и сторон, либо как целостного комплекса свойств, связей и отношений | |
Ориентация
на себя или коллектив
Отражает направленность актора на следование личным или групповым интересам | |
Ситуационные компоненты ориентации (модальности) |
Универсализм
или партикуляризм
Рассмотрение ситуации взаимодействия с точки зрения общих (универсальных) норм и правил, действующих для нее, либо с позиции индивидуальных или групповых норм |
Качество
или исполнение
Ориентация актора на действительную эффективность действия или на ожидаемую и желательную его оценку с точки зрения занимаемого актором статуса |
Сочетание переменных также обычно не случайно, а подчиняется определенным закономерностям:
Например, «аффективности» из одного ряда соответствует «исполнение» из другого, так как последнее в реальном социальном действии часто является следствием первого. Такое действие может быть охарактеризовано как «экспрессивное». Переменные «аффективная нейтральность» - «качество» в сочетании отражают факт непрямого удовлетворения потребности. Нейтральность здесь является свидетельством субъективной готовности к действию, которое пока не реализуется непосредственно, а качество свидетельствует о той же, но уже познавательной установке субъекта по отношению к объективным свойствам ситуации и самому себе.
В
результате такого комбинирования переменных,
Т. Парсонс получает новые переменные,
заданные в координатах от прямого
удовлетворения потребностей и целей
актора (комдинация «аффективность» -
«исполнение») до непрямого их удовлетворения
(комбинация «нейтральности» и «качества»),
которые получили название «инструментально-
Оси ориентации действия | Инструментальная | Консуматорная |
Внешняя | Адаптация (A) | Целедостижение (G) |
Внутренняя | Латентность (L) | Интеграция (I) |
По Парсонсу,
эти функциональные категории «обслуживаются»
специализированными в
Динамика социальной системы
Парсонс полагает, что общество как система раскрывается только в своем функционировании (в социальных действиях). Подсистемы социального действия интегрированы на основе взаимообмена энергии и контроля. Причем, информация и контроль усиливаются с повышением уровня социального действия, тогда как энергетика, наоборот, уменьшается. Отсюда понятно, что нижележащие подсистемы испытывают на себе информационно-контролирующие влияния, а вышележащие нуждаются в первых, как в источнике энергии.
Далее Парсонс отмечает, что общество состоит не из социальных действий как таковых, а из их нормативных ориентаций. Эти нормативные ориентации задаются базовыми потребностями системы социального действия (функциональными требованиями):
Адаптация – потребность системы гибко реагировать на изменения окружающих условий.
Целедостижение – потребность в достижении общезначимых целей.
Интеграция
– потребность
Латентность
– потребность сохранять
Реализация этих базовых потребностей распределена между соответствующими типами социальной практики:
- экономикой (адаптация как обеспечение ресурсов для удовлетворения общественных потребностей, их рациональное распределение);
-
политикой (целедостижение как
выдвижение общезначимых целей)
-
фидуциарной системой (интеграция
как результат направленной
-
семьей и референтным кругом (латентность
как символизация норм и
Указанные
типы социальной практики реализуются
набором соответствующих им ролей
– организованными секторами
ориентации социальных акторов. И если
задана ролевая структура социального
действия – становится возможным
анализ процессов распределения
символических средств обмена между
ними. Так универсальными символическими
средствами обмена в экономике выступают
деньги, в политике – власть, в
фидуциарной системе – влияние,
в семье и референтной группе
– ценностные обязательства (обобщенная
способность внедрять ценности в
жизнь). Эти символические средства
имеют как свою натуральную сторону
(например, номинал денежного средства),
так и собственно символическое
выражение (деньги – удовольствие,
власть – обязанности, влияние –
привязанность и идентичность, ценностные
обязательства – эмоции). Символические
средства обмена становятся своеобразными
«маркерами» нормативной
В тоже время, символические средства обмена являются условиями вхождения (факторами контроля «на входе») в вышестоящую подсистему действия.
Главный вопрос для Парсонса – насколько возможны изменения в системе социального действия при условии сохранения ее целостности (интегрированности).