Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:32, контрольная работа

Описание

Цель моей работы — наиболее полно раскрыть основные направления объективного подхода к анализу общества, изучить социальную теорию Парсонса. Именно правильная интерпретация и понимание сущности его теории лежат в основе моей работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Теория структурно-функционального анализа……………………… .4
2. Теория социального конфликта…………………………………….…15
3. Практическое задание. «Технологический детерминизм»……….…24
Заключение……………………………………………………………..28
Литература……………………………………………………………...29

Работа состоит из  1 файл

Готовая контрольная работа по социологии.docx

— 71.38 Кб (Скачать документ)

   По  его мнению, источником для критических  изменений является дефицит соответствующих  символических средств (кризис контроля и информации) и/или «энергетический» кризис (недостаток мотивации). При  наличии этих условий, социальная система  начинает дезинтегрироваться. Причем, дезинтеграция идет «сверху вниз»  при кризисе контроля и информации, и «снизу вверх» в случае мотивационного кризиса.

   Но  возможен и эволюционный путь изменений  в обществе. Парсонс выделяет следующие  механизмы социальной эволюции:

   1. возникающая дифференциация подсистем социального действия (появление в них новых типов акторов);

   2. возникновение новых способов интеграции (новые типы мотивации, информации и контроля);

   3. повышение адаптивности системы в целом (увеличение эффективности ее функционирования за счет появления новых символических средств и механизмов включения новых единиц);

   4. ценностная генерализация (появление новых нормативных стандартов и их институциализация).

   Таким образом, система социального действия Т. Парсонса представляет собой аналитический  инструмент, который может быть использован  для исследования социально-психологических  феноменов поведения в пространстве нормативных возможностей:

   • На уровне личности – психологические условия выбора субъектом ситуаций, соответствующих его потребностям;

   • На уровне объектов социальной системы – психологические условия выбора и проигрывания социальных ролей, соответствующих ролевым ожиданиям группы или организации;

   • На уровне культуры – психологические условия ценностных ориентаций субъектов, соответствующие доминирующим нормативным образцам.[5] 
 
 
 
 
 

  1. Теория  социального конфликта
 

  Конфликт  как социальное явление впервые  был сформулирован в работе Адама  Смита “Исследования о природе  и причинах богатства народов” (1776 г). В ней была высказана мысль, что в основе конфликта лежит  деление общества на классы и экономическое  соперничество. Это деление и  является движущей силой развития общества, выполняющей полезные функции.

  Проблема  социального конфликта также  получила обоснование в работах  К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Этот факт послужил основанием для западных ученых причислить марксистскую концепцию  к числу “конфликтных теорий”. Нельзя не отметить, что в марксизме проблема конфликта получила упрощенное толкование. По сути он сводился к столкновению между антагонистическими классами.

    Свое теоретическое обоснование  проблема конфликта получила  в конце XIX - начале ХХ в. Английский  социолог Герберт Спенсер (1820-1903 гг.), рассматривая социальный конфликт  с позиций социал-дарвинизма, считал  его неизбежным явлением в  истории общества и стимулом  общественного развития. Такой же  позиции придерживался немецкий  социолог (основоположник понимающей  социологии и теории социального  действия) Макс Вебер (1864-1920 гг.). Его  соотечественник Георг Зиммель  (1858-1918 гг.) впервые ввел термин  “социология конфликта”. На основе  его теории “социальных конфликтов”  позже возникла так называемая  “формальная школа”, представители  которой придают противоречиям  и конфликтам значение стимуляторов  прогресса.

  В современной теории конфликта существует много точек зрения на природу  этого явления, неодномерны и  практические рекомендации различных  авторов.

  Одна  из них, условно называемая социально-биологической, утверждает, что конфликт присущ человеку как и всем животным. Исследователи  этого направления опираются  на открытую английским естествоиспытателем  Чарльзом Дарвиным (1809-1882) теорию естественного  отбора и из нее выводят идею естественной агрессивности человека вообще. Основное содержание его теории биологической  эволюции изложено в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», изданной в 1859 году. Главная идея работы: развитие живой природы осуществляется в  условиях постоянной борьбы за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов. Вслед за Ч. Дарвиным появился «социальный  дарвинизм» как направление, сторонники которого стали объяснять эволюцию общественной жизни биологическими законами естественного отбора. Также  основанную на принципе борьбы за существование, но уже чисто социологическую  концепцию разрабатывал Герберт  Спенсер (1820-1903). Он считал, что состояние  противоборства универсально и обеспечивает равновесие не только в рамках общества, но также между обществом и  окружающей природой. Закон конфликта  рассматривался Г. Спенсером как  всеобщий закон, но проявления его должны наблюдаться до тех пор, пока в  процессе развития общества не будет  достигнуто полное равновесие между  народами и расами.

  Близкой точки зрения придерживался и  американский социальный дарвинист  Уильям Самнер (1840-1910), утверждавший, что  в борьбе за существование гибнут слабые, худшие представители человеческого  рода. Победители (преуспевающие американские промышленники, банкиры) являются истинными  творцами человеческих ценностей, лучшими  людьми.

    В настоящее время идеи социального  дарвинизма имеют немного последователей, но отдельные идеи этой теории  оказываются полезными при разрешении  нынешних конфликтов. Представители  социального дарвинизма дали  описание разнообразных конфликтов, выявив различные типы агрессивного  поведения людей:

  • территориальная агрессия;
  • агрессия доминирования;
  • сексуальная агрессия;
  • агрессия родителей;
  • агрессия ребенка;
  • моралистическая агрессия;
  • агрессия грабителя;
  • агрессия жертвы по отношению к грабителю.

  Безусловно, в реальной жизни существует немало проявлений подобных типов агрессии, однако они, к счастью, не носят всеобщего  характера.

  Вторая  теория – социально-психологическая, объясняет конфликт посредством  теории напряженности. Наиболее широкое  ее распространение относится к  периоду Второй мировой войны. В  ее основе лежит утверждение: черты  современного индустриального общества неизбежно влекут за собой состояние  напряженности у большинства  людей, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Это  связывается с перенаселенностью, скученностью, обезличенностью и  нестабильностью отношений.

           Социальной подоплекой напряженности  выступает фрустрация, проявляющаяся  в виде дезорганизации внутреннего  состояния личности на социальные  препятствия к достижению цели. Явление фрустрации порождается  в том случае, если блокируются  все возможные пути к достижению  цели и может проявиться в  реакциях агрессии, регрессии или  уходе в себя.

           Но объяснение конфликта с  помощью теории напряженности  представляет некоторую трудность,  так как она не в силах  определить, на каком уровне напряжения  должен возникнуть конфликт. Показатели  напряжения, проявляющиеся в конкретной  ситуации, являются индивидуальными  состояниями личностей и вряд  ли могут быть применимы для  прогнозирования коллективных взрывов  агрессии.

  Третья  точка зрения, традиционно называемая классовой или теорией насилия  состоит в утверждении: социальный конфликт воспроизводится обществами с определенной социальной структурой. Среди авторов подобных взглядов на конфликт – Карл Маркс (1818-1883), Фридрих  Энгельс (1820-1895), В.И. Ленин (1870-1924), Мао  Цзедун (1893-1976); немецко-американский социолог, представитель неомарксизма Герберт  Маркузе (1898-1979), американский социолог леворадикальной ориентации Чарльз Райт Миллс (1916-1962). Не без влияния  марксизма сложилась итальянская  школа политической социологии, создавшая  теорию элит, классиками которой стали  Вильфредо Парето (1848-1923), Гаэтано  Моска (1858-1941), Роберт Михельс (1876-1936).

           Марксистская социология внесла  существенные коррективы в господствовавшие  представления о процессах общественного  развития.

           Материалистическое понимание истории  изложено К. Марксом в его  книге «К критике политической  экономии» (1859 г.), где структура  общества представлена им четырьмя  основными элементами:

  • производительные силы;
  • производственные отношения;
  • политическая надстройка;
  • формы общественного сознания.

  К. Маркс считал, что конфликт в обществе происходит из-за разделения людей  на различные классы в соответствии с их положением в экономической  системе. Основными классами общества, по Марксу, являются буржуазия и  пролетариат, междукоторыми происходит постоянная вражда, так как целью  буржуазии является господство и  эксплуатация наемных рабочих. Антагонистические  конфликты приводят к революциям, которые являются локомотивами истории. Конфликт в этом случае рассматривается  как неизбежное столкновение, которое  нужно правильно организовать во имя ускорения развития общества, а насилие оправдывается задачами будущего созидания.

           Понятие класса занимает центральное  место в марксизме, где он  определяется по отношению к  средствам производства. Вне марксизма  в основу определения классов  (подразумеваются слои-страты) кладутся  такие критерии, как отношение  к власти, собственности, доход,  образ или уровень жизни, престиж  (это основные критерии теории  социальной стратификации). Но как  бы то ни было, практически  все авторы согласны с такими  признаками классов как:

  • коллективное неравенство условий жизни и труда;
  • наследственная передача привилегий (не только собственности, но и статуса).

  Для классов характерно неравенство  шансов, что вытекает из неодинакового  уровня богатства, типа собственности, юридических привилегий, культурных преимуществ и т.д., проявляется  в определенном образе жизни и  чувстве принадлежности к соответствующему слою.

  Теория  К. Маркса, отводившая именно классам  роль главных носителей политических антагонизмов, в целом правильно  описывала западно-европейскую ситуацию середины XIX – начала ХХ веков. Однако это не означает ее безусловной применимости к условиям других эпох и регионов. В настоящее время, вероятно, не менее  важную роль в качестве участников политического действия стали играть территориальные (нации и другие формирования внутри наций) и корпоративные (профессиональные и парапрофессиональные) группы. Так, принадлежность к территориальной  группе с особой остротой осознается человеком, поэтому конфликты между  нациями могут быть чрезвычайно  ожесточенными, превосходя в этом отношения  даже классовые.

  Корпоративные группы образуются людьми, занимающимися  одинаковой или близкой деятельностью (крупный бизнес, банковская система, экспортные отрасли и др.). Факт выполнения профессиональной деятельности одного вида часто порождает сильное  чувство солидарности, особенно в  условиях неустойчивой экономики. В  случаях, когда образ жизни представителей различных классов различается  не очень сильно, корпоративный дух  может ослаблять классовую солидарность.Что  касается марксистской идеи революции, то опыт России и других стран показывает сомнительное качество рождающегося в  таком пламени общества с освобожденным  насилием. Классик конфликтологии, немецкий социолог Ральф Дарендорф  считает «революции меланхоличными моментами истории. Короткая вспышка  надежды остается утопленной в страданиях и разочарованиях».

  Четвертая точка зрения на конфликт принадлежит  функционалистам: конфликт рассматривается  как искажение, дисфункциональный  процесс в общественных системах.

  Ведущий представитель этого направления  – американский социолог ТолкоттПарсонс (1902-1979) трактовал конфликт как социальную аномалию, «бедствие», которое необходимо преодолевать. Он сформулировал ряд  социальных предпосылок, обеспечивающих стабильность общества:

    • удовлетворение основных биологических и психологических потребностей большей части общества;
    • эффективная деятельность органов социального контроля, воспитывающих граждан в соответствии с принятыми в данном обществе нормами;
    • совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками.

  По  мнению функционалистов в хорошо работающей социальной системе должен господствовать консенсус, а конфликт не должен находить почвы в обществе.

  Близкую к этой позиции точку зрения отстаивали и представители школы «человеческих  отношений» (publicrelations). Известный представитель  этой школы Элтон Мэйо (1880-1949), американский социолог и психолог, один из основоположников индустриальной социологии, утверждал, что необходимо способствовать установлению мира в промышленности, это главная  проблема современности. В своих  рекомендациях капитанам промышленности он доказывал необходимость замены индивидуального вознаграждения групповым, экономического – социально-психологическим, подразумевая благоприятный моральный  климат, удовлетворенность трудом, демократический стиль руководства.

Информация о работе Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии