Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:32, контрольная работа

Описание

Цель моей работы — наиболее полно раскрыть основные направления объективного подхода к анализу общества, изучить социальную теорию Парсонса. Именно правильная интерпретация и понимание сущности его теории лежат в основе моей работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Теория структурно-функционального анализа……………………… .4
2. Теория социального конфликта…………………………………….…15
3. Практическое задание. «Технологический детерминизм»……….…24
Заключение……………………………………………………………..28
Литература……………………………………………………………...29

Работа состоит из  1 файл

Готовая контрольная работа по социологии.docx

— 71.38 Кб (Скачать документ)

  Со  временем оказалось, что ожидания, связанные  с деятельностью школы «человеческих  отношений», были чрезмерными, ее рекомендации все чаще стали подвергаться критике. В 50-е годы стала ощущаться смена  теоретической ориентации, наметился  возврат к конфликтной модели общества. Критически переосмысливался функционализм, критика в адрес  которого была направлена против неспособности  дать адекватный анализ конфликтов. Критическому отношению к функционализму способствовала работа американского социолога  Роберта Мертона «Социальная  теория и социальная структура» (1949г.), в которой он обстоятельно проанализировал  социальные аномалии.

  В это же время появились современные, наиболее популярные концепции социального  конфликта, условно названные диалектическими: конфликт функционален для социальных систем. Наибольшую известность среди  них получили концепции Льюиса Козера, Ральфа Дарендорфа и Кеннета Боулдинга.

  Конфликт  рассматривается исследователями  неизбежной частью целостности социальных взаимоотношений людей, не как патология  и слабость поведения. В этом смысле конфликт не есть противоположность  порядку. Мир не есть отсутствие конфликта, он состоит в созидательном общении  с ним, и мир представляет собой  рабочий процесс разрешения конфликтов.

  В 1956 г. американский социолог Льюис Козер  опубликовал книгу «Функции социального  конфликта», где он изложил свою концепцию, получившую название «концепции позитивно-функционального конфликта». Он построил ее в дополнение к классическим теориям структурного функционализма, в которых конфликты вынесены за пределы социологического анализа. Если структурный функционализм  видел в конфликтах аномалию, бедствие, то Л. Козер доказывал, что чем  больше различных конфликтов пересекается в обществе, тем труднее создать  единый фронт, разделяющий членов общества на два лагеря, жестко противостоящих друг другу. Чем больше независимых  друг от друга конфликтов, тем лучше  для единства общества.

  В Европе в 60-е годы также возродился интерес к конфликту. В 1965 году немецкий социолог Ральф Дарендорф опубликовал  работу «Классовая структура и классовый  конфликт», а через два года эссе под названием «Вне утопии». Его  концепция «конфликтной модели общества»  построена на антиутопическом, реальном видении мира – мира власти, конфликта  и динамики. Если Козер доказывал  позитивную роль конфликтов в достижении социального единства, то Дарендорф  считал, что в каждом обществе присутствуют дезинтеграция и конфликт, это  перманентное состояние социального  организма:

  «Вся  общественная жизнь является конфликтом, поскольку она изменчива. В человеческих обществах не существует постоянства, поскольку нет в них ничего устойчивого. Поэтому именно в конфликте  находится творческое ядро всяких сообществ  и возможность свободы, а также  вызов рациональному овладению  и контролю над социальными проблемами».

  Современный американский социолог и экономист  Кеннет Боулдинг, автор «общей теории конфликта» в работе «Конфликт и  защита. Общая теория» (1963 г.) попытался  изложить целостную научную теорию конфликта, охватывающую все проявления живой и неживой природы, индивидуальной жизни и общественной.

  Он  применяет конфликт в анализе  как физических, биологических, так  и социальных явлений, доказывая, что  даже неживая природа полна конфликтов, ведя «бесконечную войну моря против суши и одних форм земной породы против других форм».

  Рассмотренные нами диалектические теории конфликта  Л. Козера, Р. Дарендорфа и К. Боулдинга  фокусируют внимание на динамическомобъяснении процесса изменений и выделяют позитивную роль конфликта в жизни общества.

  Позитивная  роль конфликта сторонниками диалектического  подхода видится в следующем:

  - конфликт помогает прояснить  проблему;

  - конфликт усиливает способность  организации к изменениям;

  - конфликты могут усиливать мораль, углубляя и обогащая взаимоотношения  между людьми;

  - конфликты делают жизнь более  интересной, пробуждают любознательность  и стимулируют развитие;

  -  конфликты могут способствовать  самостоятельному повышению уровня  квалификации и знаний;

  - конфликты повышают качество  принимаемых решений;

  - конфликты способствуют производству  новых созидательных идей;

  - конфликты помогают понять людям,  кто они есть на самом деле.

  Можно утверждать, что в современной  зарубежной литературе по конфликтологии преобладают:

  Что нового вносит Льюис Козер:

           В отличие от теории структурного  функционализма, представители которого  выносят конфликты за пределы  социальной системы как нечто  несвойственное для нее, он  доказывает, что конфликты являются  продуктом внутренней жизни общества, т.е. он делает упор на их  стабилизирующую роль для социальной  системы.

           Но концепция “позитивно-функционального  конфликта” господствовала недолго.  В середине 60-х г. Ральф Дарендорф  выступил с обоснованием “конфликтной  модели общества”.

           Суть концепции Ральфа Дарендорфа  такова:

    • любое общество подвержено в каждый момент изменению;
    • социальные изменения вездесущи;
    • любое общество испытывает в каждый момент социальный конфликт;
    • социальный конфликт вездесущ;
    • каждый элемент общества способствует его изменению;
    • любое общество опирается на принуждение одних его членов другими.

  Р. Дарендорф: “Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания  и регулирования, тот берет под  свой контроль ритм истории. Тот, кто  упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники”.

           Среди концепций, претендующих  на универсальность, - “общая теория  конфликта” Кеннета Боулдинга.

           Из основных положений теории  К. Боулдинга следует, что:

- конфликт  неотделим от общественной жизни;

- в природе  человека лежит стремление к  постоянной вражде с себе подобными;

-  конфликт  можно преодолевать или ограничивать;

- все  конфликты имеют общие образцы  развития;

-  ключевым  понятием конфликта является  конкуренция;

  Конкуренция шире понятия конфликт, так как  не каждая конкуренция переходит  в конфликт. У сторон нет осведомленности  о факте их соперничества.

  • в подлинном конфликте должны присутствовать осведомленность сторон и несовместимость их желаний.

  В 70-90-е годы в западных исследованиях  конфликта определились два основных направления:

    • первое – распространено в Западной Европе (Франция, Голландия, Италия, Испания) и связано с изучением самих конфликтов;
    • второе – распространено в США и связано с изучением мира и согласия, о чем свидетельствуют некоторые популярные издания, указанные нами в списке рекомендуемой литературы.

  Цели  двух научных направлений по сути  идентичны, но их достижение связано  с различными методологическими  подходами.

  Конфликтология  в России начинает развиваться по-настоящему только сейчас, когда мы столкнулись  с рядом острейших трудовых и  межнациональных конфликтов.[2, с.62] 
 
 

  1. Практическое  задание

«Технологический  детерминизм»

   Большое распространение в XX в. получили теории, обосновывающие значение науки и  техники в развитии общества. Они  в той или иной мере отражают реальные тенденции и социальную роль научно-технического прогресса в современном мире. Действительно, в наше время исключительно  велика роль передовой науки, техники, технологии в развитии материального  производства, в удовлетворении многих потребностей людей. Все большее  значение приобретает научно-технический  прогресс в развитии городского и  сельского быта, а также в материальном обеспечении функционирования политической и духовной сфер общественной жизни.

   Это нашло свое отражение в проблематике социальной философии. Появились разного  рода теории, раскрывающие экономическое  значение современного научно-технического прогресса и его социальные последствия. В социальную философию прочно вошло  понятие «научно-технической революции», характеризующее роль современной  науки и техники в развитии общества, в его глубоких социальных преобразованиях.

   Наряду  со всесторонним и объективным анализом проблем современной научно-технической  революции имеют место односторонние  толкования, превращение сегодняшней  науки и техники не только в  доминирующий, но чуть ли не в единственный фактор общественного прогресса. Теории, абсолютизирующие роль научно-технического фактора в развитии общества, получили название технократических (термин «технократия»  происходит от греческого techne — искусство, ремесло, мастерство и kratos — власть, господство). Они составляют целое  направление в развитии современной  социальной философии, получившее название технологического детерминизма.

   Развивающиеся в рамках данного направления  технократические теории при всех их различиях едины в том, что  объявляют современную технику  и технологию основополагающей причиной всех социальных изменений. Согласно этим теориям, научно-технический прогресс решающим образом влияет не только на производительность общественного  труда и экономическую эффективность  материального производства, но и  на развитие социальной структуры общества, политических процессов, а также  процессов, происходящих в духовной сфере общественной жизни.

   Наука, техника и технология, играющие огромную и все более значительную роль в развитии общества, являются далеко не единственным фактором общественного  прогресса. К тому же их роль в развитии разных сфер жизни общества неодинаковая и, конечно же, не везде определяющая. Даже в экономической сфере, где  их роль очевидна, необходимо учитывать  наряду с научно-техническим фактором производства также его человеческий фактор, т.е. уровень квалификации и  культуры работников, их способности  и производственный опыт. Надо учитывать  также характер экономических отношений, играющих в развитии материального  производства весьма важную роль. В  других сферах жизни, в том числе  политической и духовной, технический  фактор вообще не может быть главным. Он скорее направлен на техническое  обеспечение происходящих там политических и духовных процессов. Тем не менее  существование различных технократических теорий, абсолютизирующих роль техники  и технологии в развитии общества, является фактом.

   К таким теориям относятся: теория единого индустриального общества (Р.Арон), стадий роста (У.Ростоу), нового индустриального общества (Дж.Гэлбрейт), постиндустриального общества (Д.Белл), сверхиндустриального общества (О.Тоффлер), технотронного общества (З.Бжезинский). В этих теориях больше общего, чем  различий. Различаются они лишь незначительными  оттенками, обусловленными главным  образом тем, что создавались  на разных стадиях научно-технического прогресса. Каждая из этих теорий отражает особенность той или иной стадии.

    По сути, все названные выше  теории толкуют научно-технический  прогресс как самодовлеющий фактор, действующий во многом независимо  от других социальных обстоятельств  и определяющий развитие общества. По мнению Д. Белла и многих  других представителей технократических  теорий, современный мир вступает  в эпоху постиндустриального  развития, приходящего на смену  существующему индустриальному  обществу. Это показывает развитие  стран Западной Европы. Японии  и особенно США. Нарождающееся  постиндустриальное общество является, считает Д. Белл, результатом третьей  технологической революции, суть  которой заключается в повсеместной  компьютеризации и телекоммуникации  производства и других сфер  общественной жизни. (Первая технологическая  революция, пишет Д. Белл, была  связана с открытием силы пара, вторая — с внедрением в  производство электричества и  химии.Обе эти технологические  революции привели к многократному  увеличению производительности  общественного труда, умножению  богатства и повышению благосостояния  людей).

Информация о работе Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии